Андреас Эшбах «Выжжено»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Маркус Вестерманн стремится перебраться в США, в страну неограниченных возможностей. Его первая попытка терпит неудачу, однако он знакомится со старым нефтяником Карлом Блоком, который утверждает, что в недрах Земли еще таятся запасы нефти, которых хватит на доброе тысячелетие, и что только он один знает метод, как их найти. Ему нужен партнер по бизнесу, такой, как Маркус.
Однако взрыв в нефтяном порту в Персидском заливе приводит к перебоям в снабжении мира важнейшим сырьем. Человечество оказывается перед тяжелейшим испытанием.
И только Маркус убежден, что руль еще можно круто развернуть...
Награды и премии:
лауреат |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2008 // Лучший роман | |
лауреат |
Другая Земля / Une autre Terre, 2009 // (Германия) | |
лауреат |
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2010 // Переводной роман (Германия) |
Номинации на премии:
номинант |
Немецкая научно-фантастическая премия / Deutscher Science Fiction Preis, 2008 // Лучший роман | |
номинант |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2009 // Роман (Германия) | |
номинант |
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2009 // Лучший роман (Германия) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Изенгрим, 21 января 2019 г.
Как всегда у Андреаса Эшбаха, здесь обширная матчасть и подана она хорошо и познавательно. В книге впечатляюще и детализированно (хотя мне трудно судить, насколько верно) представлена картина гибели привычного нам мира даже не из-за того, что нефть закончилась, а из-за того, что она перестала быть дешевой. Эшбах тычет прям в лицо тем, что почти все сейчас зависит от нефти — от производства продуктов до их транспортировки, от строительства до медицины.
Автор довольно долго поддерживает высокий уровень напряжения и интриги, искусно скрывая стержневое событие книги. Две линии — прошлое и настоящее — разделены неким преступлением, некой катастрофой, резко переломившей ход событий и до поры до времени читателю не сообщаемой. Прошлое движется к этой точке, настоящее — от этой точки. Прием искусственный (как фонарик под подбородком), но срабатывает на все сто.
Множество персонажей, прихотливо друг с другом связанных, глобальные события, вырастающие из мелких поступков, занятные повороты сюжета — в общем, Андреас Эшбах во всей красе. От нефтяного городка в арабской пустыни до общины выживальщиков в Айдахо, от офисов крупной корпорации до владений суперолигарха: героев кидает по всей планете, причем кидает очень кинематографично, вот прям садись и снимай сериал.
Мне сложно ругать автора, он талантливый ремесленник, который хорошо знает свои сильные стороны и отлично маскирует слабые, однако в последней четверти книги произошел ряд событий — каких-то чрезмерно голливудских, сильно подпортивших впечатление и вынудивших меня снизить оценку. Но любовь Эшбаха к маргинальным теориям и способность раскрутить их так, что челюсть отваливается, многое компенсирует. Книга действительно увлекательная и захватывающая — за тем Эшбаха и читаю.
Zellenitell, 2 ноября 2018 г.
Неоднозначное какое-то впечатление. Тема заявлена мощная и литературного таланта автора вполне могло хватить на ее раскрытие. Но автор, похоже, запутался в жанрах или намеренно запутал читателя, к финалу допустил пару фальшивых нот и получилось странное ощущение, с которым лично я до сих пор не разобрался.
Но, как учили, начнем все же с плюсов.
Хороший богатый язык, постоянная «движуха» на каждой странице, неплохое знание фактуры, которая удачно вплетается в ткань художественного вымысла. Рассуждения на геополитические темы, описание глобальной взаимозависимости мировой экономики, раскрытие грязной правды об играх спецслужб — это все находило отклик в душе. Читать было интересно с т.зр. развития сюжета.
Но! Интерес этот был отстраненным, сугубо газетным. Как будто читаешь публицистический очерк. Не было вовлеченности и сопереживания персонажам. Почему?
Во-первых, потому, что персонажей здесь слишком уж много. У каждого своя линия судьбы и отнюдь не все эти линии пересеклись к финалу. А некоторые и вовсе начались из ниоткуда и закончились ничем — например, многостраничный флешбек из жизни двух джентльменов, участвовавших в строительстве континентальной железнодорожной магистрали (Восточный экспресс). Хотя все можно было описать от лица автора на 2-3 страницах, но тут невольно закрадываются мысли о гонке за объемом.
Во-вторых, довольно трудно сопереживать людям, которые, отнюдь не бедствуя в начале, собственными поступками (неумными, прямо скажем) вогнали себя в трудное положение, из которого затем героически вылезали. Как, например, семья сестры главного героя или прекраснодушный арабский шейх, ну и конечно же главный герой Маркус Вестерманн. При этом сам Маркус показался весьма несимпатичным человеком, а местами — вовсе откровенным дураком. Имея немаленькое наследство и проживая в самой благополучной стране Европы, кинулся покорять Америку, причем с самых низов — какое здесь может отношение у массового читателя? «С жиру бесится». А постоянно проявляющаяся наивность, граничащая с глупостью, просто заставляла разводить руками.
В третьих, это упомянутое (не только мной) смешение жанров. Я начинал читать роман как современную прозу без малейших намеков на фантастическую составляющую. Тем более, что автор постоянно ссылался на исторические факты. И три четверти текста так и было. Но последняя четверть как-то все перевернула.
В общем, если изначально правильно себя настроить на нужный жанр — альтернативная фантастика, скажем так, — то неясностей можно избежать.
При всем при том, повторюсь, литературная часть весьма сильная и логика в происходящем присутствует. В конце концов, в хорошем литературном произведении все действия обусловлены характером персонажей. А кто сказал, что они, персонажи, обязательно должны быть умными?
Возможно, отзыв получился излишне жестким, но только потому, что Эшбах, безусловно, мастеровитый писатель. А, значит, есть что обсудить. Буду продолжать знакомиться с его творчеством.
repaS, 1 марта 2017 г.
После прочтения первых двух третей текста уверена была, что поставлю книге 10, настолько повествование было интригующим и познавательным. Очень понравилась структура книги — чередование событий прошлого, настоящего, далекого прошлого, с участием разных героев, их родственников, предков...
Но последняя треть романа «съела» часть высшей оценки. Из детективно-условно фантастического текст превратился в заурядную сказку, апогеем которой стала встреча Маркуса с отвергнутой Эми-Ли накануне рождения их общего ребенка. В предложенном исполнении это выглядело супер неправдоподобно, даже как для фантастического романа. Не понравилось также, что в последней трети книги в уста героев — и малых и старых, образованных и не очень, — вкладывались длинные, наполненные статистикой и различными научными теориями, монологи. В первых частях книги фактаж подавался от имени автора и выглядело это убедительно. Но все же эти недостатки не испортили общего положительного впечатления от книги и даже оставили немного от восторга ею.
florell, 20 августа 2016 г.
Есть ли в мире еще какой-то компонент, от которого человечество зависит на все 100%? Ну, воздух и воду я в расчет не беру — и сними и так все понятно. Оказывается есть, и имя ему — нефть! Мы все так привыкли к разнообразным благам цивилизации, что никто совершенно не задумывается откуда все это берется.
По факту же получается, что почти все, что нас окружает в жизни — производные от нефти. Бензин, керосин, мазуты, огромнейшее количество пластмасс, удобрения, косметика, лекарственные средства и многое-многое другое. А теперь представим — в один день нефтяной кран по всему миру был перекрыт. И что дальше?
Сказать что хаос — наверно ничего не сказать.. Мне вспомнились фильмы-катастрофы 2000-х годов, когда одна половина жителей все бросала и куда-то бежала, а вторая просто смирившись с судьбой сидела на месте и ждала неизбежного… Такую картину мира и рисует нам “Выжжено”. Экономика рухнула, сообщение не то что между странами — между городами, прервалось. Работы нет. Страны третьего мира снова скатились в каменный век, Европа и Америка — в средневековье, распахивая и засаживая хоть чем-нибудь съедобным всю доступную землю.
В какой-то момент мне показалось, что я читаю самую настоящую постапокалиптику. Да, без зомби, мутантов, станций метро, Убежища 13 и взаимного обмена ядерными ударами. Но суть та же — одинокий путник пешком идет куда-то по пустынной безлюдной местности. Где давно не ездят машины, а любой встречный сначала стреляет, а потом спрашивает “Чего надо”. Где детям, как сувенир из забытого прошлого, приносят самую обыкновенную шариковую ручку в пластмассовом корпусе.
Мне очень понравилось. Захватывающе, совершенно не скучно, и оставляет после себя много вопросов. К примеру, что мы будет делать, если завтра нефть действительно закончится..
Constantin, 11 февраля 2016 г.
Замечательное произведение. Действие происходит как в наше время (основная часть), так и в прошлом — читатель наблюдает за событиями из истории человечества, так или иначе связанными с эрой нефтепотребления. Но большая часть романа — охвативший весь мир кризис нефтедефицита. Последствия кризиса ведут к катастрофе всего человечества.
Помимо сюжетных событий Эшбах делает акцент на различные производственные моменты, разжевывает читателю, как тесно связана нефтепромышленность с жизнью каждого жителя планеты. Конструкция, которую смоделировал автор, — развитие нашего мира в условиях острого недостатка — весьма продумана. Особенно, интересно читать роман сейчас — во время реального нефтяного кризиса. Правда, сегодняшний кризис — кризис обратного описанному в романе порядка — кризис перепроизводства.
Интереснейший роман-катастрофа на неизбитую тему. Книги, фильмы заставляют нас бояться эпидемий, метеоритов, геологических катаклизмов. А опасность вот она — в самом функционировании нашего социума, для развития, да, и просто существования нам беспрерывно необходима нефть и продукты ее переработки.
PUMP, 13 июля 2014 г.
Отличный роман. Не люблю фантастику, которая сильно отличается от возможной реальности. Поэтому многие современные романы отнесенных к жанру фантастики для меня являются по сути сказками. Я живу в современном мире и мне ближе герои Эшбаха, я могу им сопереживать, поставить себя на их место — я верю в мир созданный автором.
Кому понравился данный роман настоятельно рекомендую ознакомится с книгой «Хьюстон, 2030» Автор: Мак-Кай Майк.
Её можно рассматривать, как продолжение романа Эшбаха и обязательно прочтите предисловие переводчика.
Жалко её нет на фантлабе.
Inq, 1 октября 2013 г.
Интересная книга на тему БП. Видно, что автор неплохо разбирается в теме энергоресурсов, ненавязчиво вводит в курс дела тех читателей, которые не задумывались над значением нефти для современной цивилизации. В целом — довольно реалистично. Огорчил только мощный «рояль в кустах», поджидавший Маркуса в институте.
Цените нынешние возможности, ведь они были фантастикой в недавнем прошлом, и легко могут стать фантастикой в недалёком будущем.
myak555, 14 июля 2014 г.
Отличная книга, как и «Один триллион долларов». К сожалению, в мире просто не бывает таких счастливцев, как Вестерманн. А так — десять баллов.
sguschenka, 23 августа 2012 г.
В целом очень даже неплохо. Немного раздражает рваный стиль повествования, уж больно часты все эти перескакивания из с одного времени в другое и обратно.
Слегка покоробило что в книге посвященной последствиям «конца нефти» и политической возни вокруг этого, вообще не уделено место России (на более чем 1000 страниц только пара строк с упоминанием существования такой страны). Не знаю сделано ли это с каким то умыслом, либо в Германии уже списали нашу страну в разряд периферии, а может просто автору не хотелось портить рисующийся сюжет.
По стилю очень напоминает Нила Стивенсона. Герои «Выжжено», как будто обитают в одной деревне, постоянно в разных частях мира натыкаясь то друг на друга, то на своих «братьев, сестер, друзей и т.д.». Это создает ощущение серьезной недостоверности происходящего.
Но несмотря на всё вышеописанное, книга читается на одном дыхании, в меру философична и научна, в меру авантюрна, держит до последних строк.
В общем — между хорошо и отлично, но всё же ближе к хорошо.
Olcha, 21 июня 2011 г.
После прочтения хотелось аплодировать стоя. Никаких вам хэппи-эндов, господа. Только суровая правда жизни, малостьь конечно сдобренная соломинкой спасения, за которую человечество таки ухватилось.
Сюжет остр и актуален, столько драйва нет ни в одном интеллектуальном детективе из всех мною прочитанных. Главный герой не 100% положителен и это приближает его к жизни. да что тут говорить — это необходимо прочитать и переосмыслить!
kraamis, 14 февраля 2011 г.
Масштабно и глобально. Человечество сидит на нефтяной игле и слезать не собирается, и автор отлично показал что будет с миром лишенным нефти. Так что читаем и думаем!
Кейн, 23 июля 2008 г.
Эшбах продолжает удивлять. Он, и еще, пожалуй, Кристофер Мур — единственные писатели, каждая книга которых читается на одном дыхании, впечатляет интересным сюжетом и познаниями автора в каких-то областях. Тем более, что до Эшбаха «экономическая фантастика» было представлена всего двумя книгами — одну из них написал Шекли (названия не помню), а вторую — Фредерик Пол («Корпорация «Венера»). А тут — мощный прогноз, интересный сюжет и, что прекраснее всего, нет никаких «размышлизмов» — они читаются как аналитические материалы в серьезных изданиях. Так что жду следующих романов.
alexeypp, 1 марта 2011 г.
Довольно познавательный роман, опирающийся на вполне реальные факты. Особенно интересен потому, что вопрос о нефти давно уже не звучит как «Закончится ли?», а звучит именно как «Когда же именно нефть кончится?»
nostradamvs, 25 октября 2009 г.
Нудновато, прямо скажем. Чересчур глобально и научно: человечество лишается запасов нефти, тяжёлые последствия для мировой экономики, глобальный кризис, разорение множества отраслей промышленности. На этом фоне (который судя по множеству исторических и экономических экскурсов и не фон совсем) действует товарищ по имени Маркус Вестерманн. Он старательно стремится к славе, конструирует, мошенничает, исхитряется сотворить то одно, то другое, а потом становится мессией, принесшем умирающему человечеству новый вид энергии. В целом – нечто вроде хорошо написанной экономической стратегии, хотя слабее, чем аналогичный роман Эшбаха «Один триллион долларов».
SIN, 14 декабря 2008 г.
Был приятно удивлен. Очень интеллектуальное чтиво, сравнимое разве что с Нилом Стивенсоном... Крайне познавательная книжка, по прочтении смотрю на мир совсем другими глазами... Такие книги большая редкость! 10+!!!