Мишель Бюсси «Новый Вавилон»
Добро пожаловать в будущее. На планете Земля нет больше государств, границ, национальностей, религий. Все называются землянами, курсирует единая валюта песо-мундо, и международный язык — испанский, как самый популярный. Нет больше бензина, да и машин нет, все транспортные средства можно найти только в музеях, люди же перемещаются мгновенно в любую точку планеты — телепортацией. И президент во всем мире один — Галилео Немрод. В 2058 году вышла Конституция нового мира, которая объявила, что отныне есть только один народ и один язык, все равны и свободны и все имеют право на телепортацию. И никого нельзя телепортировать против его воли. А правит всем, по сути, компьютерный мозг, глобальный алгоритм «Пангайя», цель которого — сделать жизнь людей как можно более комфортной и беспроблемной. Земляне начали забывать, что такое насильственные преступления. Но однажды на тропическом островке, который стал домом для десяти пенсионеров, произошло немыслимое — все десять мирных жителей острова были жестоко убиты. А затем последовали и другие преступления. Команда суперполицейских из трех человек начинает расследование, а параллельно свое расследование ведет амбициозный репортер...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
RebeccaPopova, 30 июля 2024 г.
Это уже четвертая прочитанная мною книга Мишеля Бюсси — первые три неизменно приводили меня в восторг, хотя, если не ошибаюсь, было еще несколько, которые я начинала читать и бросала после нескольких первых глав — они оказывались недостаточно увлекательными. Так вот, на сей раз мне стало очень интересно, что получится, если Бюсси «попробует в фантастику».
Я с удовольствием вспоминала о том, что Бюсси является специалистом в географии. В «Новом Вавилоне» ключевой элемент фантастического допущения — возможность телепортации. И Бюсси изощренно эксплуатирует тему перемещения по нашему голубому шарику, позволяя читателю насладиться живописными атмосферными локациями.
Постепенно мы узнаем об новом устройстве мира, которое оформилось после того, как телепортация сделалась возможной. Был реализован принцип «Одна Земля — один народ — один язык», и люди перестали получать преимущество только потому, что оказались рожденными в определенной точке Земного шара.
Возможно, я уже слишком давно не читала Бюсси, но я не заметила в романе типичных для него черт, меня не посетило чувство узнавания — нет, скорее, текст напоминал творение... Ну, скажем, Дэна Брауна — я имею в виду те его романы, в которых отсутствует историческо-конспирологичекая оставляющая. Иными словами, у меня возникло ощущение, что Бюсси избрал для своего романа некую готовую схему, готовое лекало романа с ярко выраженным экшеном, где писатель следит за развитием событий с помощью нескольких выбранных героев.
В целом поднимаемые в романе темы — в частности, тема попытки упразднения наций — довольно любопытны. Для меня роман не стал настолько увлекательным, чтобы «дух захватывало», да и стилистически — в отличие от других книг Бюсси — я не отметила для себя ничего особенно изысканного и атмосферного, поэтому оцениваю текст лишь на твердую «четверку».
majj-s, 22 июля 2024 г.
Утопический детектив
«Снова вижу серебряный сон,
Здесь мой город, мой Вавилон.»
2158 год, Объединенное Человечество готовится праздновать столетие Эры телепортации, открытие которой изменило жизнь, как ни одно прежнее достижение технической революции. Отныне 10 миллиардов, населяющие планету не разделяются на страны, нации, расы, последователей религий — «Одна Земля, один народ один язык» — как записано в Первой статье Земной Конституции. Мгновенное перемещение в любую точку планеты обеспечивает прибор, который каждый получает с рождением, города упразднены за ненадобностью и существуют теперь лишь в качестве музеев, ни пробок, ни транспортных потоков, ни самого транспорта. В качестве единого языка выбран испанский — он простой. Природа очистилась, планета благоденствует, всеобщее счастье. Для празднования президент Нимрод готовит километровой высоты башню на океанском атолле, где уместятся, встав плечом к плечу, все десять миллиардов человечества — эту идею Мишель Бюсси позаимствовал у Экзюпери, о котором его роман «Кто убил Маленького Принца», хотя во времена Антуана население Земли составляло два миллиарда.
Новый роман от французского короля бестселлера. Не просто детектив, а фантастический. В основе фантдопущение о возможности мгновенной телепортации. Аудиоверсию читает Григорий Перель. Значит хорошие сапоги, надо брать? Н-ну... В мире есть вещи, которые нам дано понять, и есть непостижимые как кантова вещь в себе, Мишель Бюсси из таких. Мне не постичь феномена его популярности: мужик пишет идиотические тягомотные книжки, где люди ведут себя неестественно — и продолжает оставаться первым пером Франции. Но самое удивительное, что, привычно разочаровавшись, сама я беру его следующую книгу, стоит лишь ей появиться. Итак, «Новый Вавилон», утопия, в которой преступность практически искоренена: он на тебя замахнулся, а ты — р-раз и уже в другом месте. Внезапно на райском острове, в колонии безмятежных немецких пенсионеров десять убитых. На месте преступления оставлена книжка главного террориста и экстремиста планеты. Поскольку все теперь счастливы и тюрьмы упразднены, преступников ссылают в... Казахстан, предварительно отобрав телепорты — на месте Казахстана я бы обиделась.
Параллельно расследованию, которое ведет глава службы безопасности майор Артем при помощи кукольно-красивой кореянки Ми-Чи, поблизости трепыхаются журналист Лилио и учительница Клео, которых судьба свела во время массового теракта на футбольном матче. Чи-во? Там же нет преступности. Ну вот как-то так, активировался деструктивный элемент к праздничку. Тут будет все, как мы любим: африканская страсть, гостевые апартаменты самого богатого человека Земли, интервью века, внезапно обнаруженные следы чудовищного преступления, бегство от преследователей и путешествие на великах по казахским степям (ну-ну, там на поезде-то три дня едешь и ничего, кроме степи). Но самое удивительное, что Бюсси как-то умудряется написать об всем этом так, что от зевоты скулы сводит. Я уж не говорю о логических дырах в концепте, который весь одна большая логическая дыра.
Резюмируя: не фантастика, не детектив, отчасти авантюрный роман в худших традициях. Но каков хитрец Бюсси, опять он всех обдурил.
alex1003, 15 октября 2024 г.
Фантастическая составляющая романа весьма слаба. Главное «изобретение» человечества в следующем столетии – телепортация. Это основная сюжетная линия произведения. Мгновенное перемещение людей здесь упоминается практически на любой странице. Писатель не стал подробно рассуждать о теории явления, только весьма туманно упомянул, что организм человека в исходной точке разбирается на атомы, чтобы затем в пункте назначения вновь слепиться в исходный материал.
В итоге все люди носят некие карманные телепортеры, чтобы нажатием кнопки мгновенно переместиться почти в любое место на планете. Подобный «прибор» более подходит для сказок или фэнтези, но не для фантастики, пусть даже и мягкой.
Проблема еще и в том, что кроме этих телепортеров более никаких фантастических сюжетов в романе нет. Не упоминаются вовсе никакие космические достижения, нигде не говорится какими источниками энергии пользуется человечество в будущем. Один раз упоминается древний мобильный телефон, которые давно вышли из потребления (тем не менее телефон работал, видимо базовые станции решили зачем-то поддерживать), но чем заменили мобильную связь автор не объяснил.
Детективный сюжет поначалу вроде бы захватывает, но ближе к середине книги интрига совсем пропадает, подменяясь этаким боевичком в духе Бондианы.
Еще характерная особенность книги – огромное количество географических локаций, разбросанных по всему миру. Видимо, автор творил с раскрытым географическим атласом под рукой. Это в общем-то интересно почитать о каком-нибудь чудном острове. Но подобно героям романа, не задерживающимися долго на одном месте, французский писатель также не утомляет читателя подробным описанием очередной локации, вмиг перенося читателя в очердную точку на карте.
Роман подойдет только как легкое развлекательное чтиво.
Francine, 22 сентября 2024 г.
Первая книга автора, первая аудиокнига в моей жизни.
Легкое развлекательное приключенческое произведение о недалеком будущем (2158 год). Книгу написал француз. В этой фразе квинтэссенция моего восприятия. Легко, эмоционально экспрессивно, местами увлекает, не структурировано и не логично. Последняя треть — смертельно скучно. Причем сложилось очень четкое ощущение, что автор прочувствовал эту скуку, и с 40 главы события понеслись галопом, более того, появилось много новых ответвлений, политики, экшена, а слушать становилось скучнее и скучнее. Еле «домучила» книгу.
Представьте себе, что все человечество как оно есть сейчас, внезапно переместилось в 2158 год в немного другой «игровой симулятор»*. В мире существует мгновенная телепортация, и, как следствие, другой образ жизни. Транспортной инфраструктуры не существует, все телепортируются даже на 100 метров, зато есть глобальный компьютер, контролирующий все телепортации на планете, рассчитывающий заполненность мест и пространств, регулирующий доступ в частные территории. Образ жизни человека примерно такой: проснулся, телепортировался в туалет/баню/сауну, телепортировался куда-нибудь позавтракать, телепортировался на пробежку и проч. С вариациями в зависимости от желаний, потребностей и возможностей. В этом будущем нет стран и религий, один язык, одна нация.
На планете процветает абсолютная демократия, все значимые общественные вопросы решаются интерактивным голосованием с мгновенным подсчетом голосов.
Чем наполнена книга: детектив, расследование и раскрытие преступлений, политика, экстремизм и терроризм, любовные увлечения, флирт, остросюжетные повороты, погони, матримониальные планы, макияж, моды, эротика, мимишность, сюсюкание, мужественные герои и прекрасные героини. В книге упоминается и описывается очень много известных и прекрасных мест планеты Земля, о которых среднестатистическому читателю будет просто интересно узнать. Фактурные и красочные герои, интересные, цельные, живые, необычные и разные.
«Дыр» в концепции симулятора 2158г. зияет немало. Первое, что мне бросилось в глаза, вынесено в начало отзыва: с 2024г. (сейчас) до 2158г. личностные качества усредненного человека не изменились. Нет новых отраслей экономики, научных открытий, технологий, выдающихся ученых, прорывов в искусстве, космос не освоен. Уровень мышления всего человечества, как мне показалось, стал равен уровню мышления среднестатистического человека сейчас в окружении автора. И в этом утверждении на первое место выходит то, что автор — европеец, в частности, француз. Цели и образ жизни людей в других местах нашей планеты совсем другие.
По сравнению с текущим временем уровень социального расслоения стал меньше. Но интересы и устремления людей остались точно такими же как сейчас.
Для меня отсутствие мировоззренческой эволюции человечества за 120 лет стало шоком. Для сравнения: это как будто люди в 1900 году думали ровно так же как и сейчас. По моему мнению, такого просто не может быть: со сменой образа жизни всегда приходит смена взглядов и интересов.
Вторая «дыра» связана с научной концепцией самой телепортации. Об этом вскользь. Что-там с квантовой телепортацией, вроде бы речь идет о «разборке» и «пересборке» человека. Никаких физиологических последствий, влияний на психику нет. Были, безусловно, времена испытаний и технологического совершенствования устройств телепортации, были и жертвы среди испытателей. Но сейчас все работает идеально на непонятной материальной основе. Сказочно и удивительно.
И, наконец (не совсем спойлер, но уберу),
Девочка, кстати, весьма буднично, сообщает в разговоре, что способна одним движением руки уничтожить все человечество. Реакция собеседника на такую информацию околонулевая.
Могу ли я себе представить существование такого мира. Нет. Интересно ли мне хоть что-то в таком мире, который не может существовать. Нет.
А вот теперь будет показательный спойлер как пример пренебрежения логикой и здравым смыслом:
Почему глав.герой не успокоил девушку хотя бы за пару часов до наступления бури информацией о дожде, потому что эта информация была известна сутки назад? Почему она не задалась этим вопросом, а стала относиться к нему как к спасителю?
Резюме: француз написал развлекательно-приключенческий роман. Для кого, для чего, — я не смогла понять.
*отсылка к всплывающему время от времени в человеческой истории тезису о том, что наша Вселенная является «игровым симулятором»
Zellenitell, 29 декабря 2024 г.
Завязка интригующая, а вот развитие какое-то дурацкое. И как-то очень по-девичьи наивный язык.
Автор блестяще оперирует разнообразными географическими понятиями, но слабо подготовился по собственно литературной части: мотивация, характеры, рояли в кустах, вот это вот все... Все эти финальные разъяснения злодея практически поверженному хорошему персонажу «вот сейчас я наконец совершу самое страшное злодеяние в истории человечества, к которому всю жизнь готовился, примкните или умрите, ха-ха», а в ответ получает «на мне микрофон, вы разоблачены» — это просто рука-лицо.
Автор явно защищает либерально-глобалистскую модель мироустройства, которая, уже очевидно, вовсе не так однозначна в своей прекрасности (или, откровенно говоря, весьма опасна), поэтому книга написана неглубоко аккурат в контексте этой модели. На пять-шесть поездок в метро.