Иэн Бэнкс «Алгебраист»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Ксенофантастика | Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Насельники, обитатели газовых гигантов, чья цивилизация насчитывает миллиарды лет. Медленная раса, принципиально не входящая ни в какие союзы, альянсы и прочие империи более «быстрых» народов. С ними общаются наблюдатели, пытаясь понять этот народ и получить какие-либо новые знания. Один из таких наблюдателей, Фассин Таак, случайно получил то, что поставило на уши половину галактики и стало началом самых странных поисков в его жизни…
Награды и премии:
лауреат |
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Переводной роман (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2005 // Роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2005 // Роман НФ |
FantLab рекомендует:
— Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist»
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г. Крылов (3)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ALLEGORY, 1 марта 2011 г.
Будучи барышней по складу сугубо гуманитарной, вообще ничего не понимаю в точных и естественных науках (ну вот разве за исключением того, что лежит в рамках житейского здравого смысла), а потому, как правило, не умею и не берусь оценить нф-произведения, зато с нежной симпатией и интересом слежу за Иэном Бэнксом. И куда ж деваться? пришлось одолеть и «Алгебраиста». Уфф. «Бегемот» был.. немаленьким, тяжело оказалось тащить.
Алгебра, так алгебра. Как скажете. О-кей, порисуем уравнения:
Избыточно многословная, тяжеловесная сюжетная конструкция «+» множество решительно ненужных (как в районе финала становится понятно) морочащих голову эпизодов «+» совершенно невнятные, не вызывающие ни капли симпатии, а оставляющие в совершеннейшем равнодушии персонажи (а ведь Бэнкс – он умеет. Когда хочет, умеет дать объемных, вызывающих сопереживание героев. Видимо, исходя из каких-то собственных соображений, здесь не счёл нужным) «+» ну всё же не дотянутая до полного восторженного «катарсиса» развязка. А ведь мы к ней так долго и мучительно шли. А она… оказалась настолько банальной?)) Впрочем, настолько, насколько и должна быть у автора, который не из последних – всего лишь логичной.
Далее. Далее представляем себе нарисованную дли-иинную поперечную черту и начинаем делить на:
В очередной раз демонстрируемую Бэнксом потрясающую, лишающую дара речи фантазию — этот калейдоскоп рас, инопланетных пейзажей, архимандритов с алмазными зубами (о, уверена, любимец-персонаж для всех и каждого окажется)) и птиц-падальщиков, адептов смерти, перемещающихся на «могилайнерах» (мой отдельный поклон переводчику)) «+» где-то в районе середины обнаруженную интригу. Стоит, да. Возможно, стоит помучить себя непонятным началом, чтобы потом увлечься и таки захотеть узнать, к чему же был весь этот сумбур «+» авторский юмор, который поначалу начинаешь лишь подозревать, но чем дальше, тем всё больше убеждаешься: всё происходящее – это одно сплошное «стебалово», это смешно, это просто не может быть, не имеет права быть всерьёз (поправьте меня кто-нибудь, если я ошибаюсь, но милейший автор написал пародию на космооперу, не иначе).
Я не знаю, что на что в этом математическом выражении должно делиться, и что с чем должно сокращаться. У меня в качестве «равно» получился ноль. И оценку ставить я не буду. Потому что не знаю, как рассчитать сочетание из «мне было некомфортно в процессе чтения» с «я в восторге от авторской фантазии». Ну и общий рейтинг роману портить неохота – мало ли? может, просто всё дело в моём персональном недостатке воображения и полной физической неспособности представить себе многометровое, состоящее из двух соединённых осью дисков существо, «одетое» в кружевные воротнички?))
С.Соболев, 4 марта 2011 г.
Галактика населена десятками цивилизаций, живших на разных планетах — водоплавающие из кремниевых миров покрытых водой, гуманоидные и насекомообразные с сухопутных миров, поплавочные с газовых гигантов, какими-то разумными пылевыми облачниками и т.д. Межзвездная правительственная структура под именем Меркатория монопольно владеет в описываемый период сетью телепортационных порталов в звездных системах и продолжает расширять сеть, в обмен на установление своей власти в звездных системах, подключаемых к всегалактическому «телепортационному метрополитену». Для поддержания статус кво, Меркатория тормозит прогресс, запрещает искусственный разум, работы по исследованию телепортации, нанотехнологии, единственно только работы биологов легитимны и приносят здоровье с долголетием подопечным гражданам Меркатории.
В эту существующую миллионы лет барочно-избыточную и усложненную бюрократическую структуру вступает земное человечество и оказывается просто одной цивилизацией среди многих; никакого особенного толка от неё нет и быть не может, никаких необычных свойств эти вертикально передвигающиеся приматы не имеют и просто вливаются в галактическую семью рас и народов, так что никаким гелиоцентризмом тут не пахнет и антропофилам лелеять свои комплексы нет возможности.
На территории Меркатории периодически налетют с перифирии корабли запредельцев, да еще и религиозное тоталитарное Отъединение запланировало крестовый поход на неверных.
В звездной системе Юлюбиса через 300 дней конец света, захват мира мракобесами и ордами анархистов, а бюрократы Меркатории сваливают проблемы друг на друга, отмазываются от своей вины и ошибок, спорят какой метод разведки безопаснее и соответствует ли новая эффективная методика традициям клана наблюдателей..
На газовом гиганте Наскерон, который входит в солнечную систему Юлюбиса, миллиарды лет живут представители всегалактической цивилизации насельников – практически вечные, со сроком жизни с миллионы лет, странно- веселые юмористические существа со своеобразным чувством жизни и истинно аристократическим отношением к быстроживущим разумным культурам, к коим относятся почти все цивилизации населяющие Галактику, за исключением разумеется самих насельников, обживших за десять миллиардов лет 90% газовых гигантов всех звездных систем.
Книжка – про эту странную, нестандартную цивилизацию насельников, в которой войнами занимаются любители, нечто вроде симбиоза ВИФовцев и добровольных пожарных команд (а кто у вас воюет? Добровольцы. А кто командует ими? Никто, они сами как только почуют военную угрозу достают свои корабли и воюют. А кто содержит космофлот? Да сами они и содержат, им нравятся всякие блестящие хромированные пушечки), в которой инфантицид никого не удивляет по причине долгоживучести взрослых особей, в которой внеденежная экономика основана на рейтинговой системе уважения и одолжения, и в которой собирательство разнообразной информации от вымерших за миллиарды лет «быстрых цивилизаций» превратилось в манию сродни поголосного библиофильства. В одной из таких случайных библиотек в книжке «Алгебраист» человеком-наблюдателем Фессином Тааком найден намек на существование потайной сети никем не контролируемых телепортационных колодцев, и это ставит под угрозу существования сначала монополию Меркатории на межзвездные перевозки, это же интересует религиозных мракобесов для возможной взрывной своей экспансии по всему миру – но война ради этой информации только фон и оживляж для более углубленного описания мира насельников.
Книжка полезна еще и гуманистическим, правильным зарядом: толково описана природа жестокой власти Архимандрита Люсеферуса, предводителя воинствующего Отъединения (только победы, только завоевания, оправдывающее насилие с которым проводится индустриализация-модернизация угнетаемого общества), разъясняется важность судебного разбирательства над самосудом, а так же ставится примат науки над деструктивными не-культурными практиками.
Интересно как Бэнкс подогревает сюжет, откровенно волюнтаристки но изящно, с выдумкой и непременный юмором: каждые тридцать-сорок страниц то вводит нового живого инопланетного игрока, то расскажет интереснейшую историю из жизни галактики, то вытащит туза из рукава, то трём игрокам команды покажет красную карточку, а потом выдаст лотерейный билет с джек-потом, запустит кондуктора в переполненный автобус и отнимет проездные, и тут еще бог из машины а сверху вишенка. По карнавальной веселости и калейдоскопичности проносящихся мимо событий «Алгебраист» напомнил мне недавно читанную трилогию В.Гончарова «Психо-машина» (1924), по проработанности — Вернора Винджа книжку, и я не пойму отчего бы не переиздать смеха ради Гончарова сейчас..
Vladialivan, 18 марта 2023 г.
Тяжело назвать эту книгу иначе, чем масштабным полотном, несмотря на всю затасканность такой фразы. Попытка Бэнкса создать анти-культурианскую книгу блестяще удалась. И, в очередной раз, у автора превосходно получилось выстроить в одном романе целую Вселенную (чего большинству авторов и близко не удается на протяжении многотомных натужливых эпопей). Но, будьте готовы к тому, что книга получилась довольно страшная. Не в смысле ужасов или хоррора, совсем нет, тут даже главный злодей архимандрит Люсеферус выглядит то откровенно ярмарочно-балаганным персонажем, то героем порно-пародии. Страшна книга в плане идей, мыслей и философских концепций автора, которые местами, особенно в середине романа, встречаются регулярно, вот, например: «…Общество… функционирует, основываясь на силе, власти и принуждении. Люди держат себя в рамках не потому, что они такие хорошие. Это либеральное заблуждение. Люди держат себя в рамках, потому что в противном случае они будут наказаны. Все это хорошо известно. Это даже не обсуждается. Цивилизация за цивилизацией, общество за обществом, вид за видом — все действуют по этой схеме. Общество означает контроль, а контроль — это награда и наказание. Награжденным разрешается пользоваться плодами общества, и существует правило, хотя и не абсолютно непреложное: никто не наказывается без причины…» Или вот здесь: «всегда лучше находиться на подъеме, в особенности потому, что единственный надежный способ двигаться вверх — ступать по спинам других людей, используя их как ступеньки, как платформы, как мостки».
И действительно, о различных наказаниях в романе «Алгебраист» говорится достаточно много.
Итак, события романа происходят в галактической империи Меркатории, жесткая иерархическая структура которой (кстати, описанная автором с задорным сарказмом) является полным противопоставлением вселенной Культуры. Апогеем этого противопоставления является тотальный запрет ИИ, действующий в Меркатории: любые признаки ИИ преследуются и выжигаются, как страшная зараза, причем иногда в стиле средневековых казней еретиков. При этом в Меркатории существует своеобразная религия – «Правда», этакая разновидность солипсизма, вера в иллюзорность окружающего мира. А названия многочисленных меркаторийские институций, построенные на латинской терминологии, сами по себе вызывают улыбку: Кульмина, Омнократия, Доминация, Шерифская Окула, Люстралии…
Но Меркатория, хоть и существует уже несколько тысяч лет, является мгновением на фоне масштабной истории Галактики, особняком в которой несколько миллиардов (да-да!!) лет существует цивилизация насельников – обитателей газовых гигантов, вроде Юпитера и Сатурна.
Главный герой, Фассин Таак, относится к особой касте «наблюдателей» — обществу людей, выполняющих функции исследователей и дипломатов от имени Меркатории в обществе насельников. В разгар очередного кризиса: с одной стороны – военный мятеж «культа Заморыша» (ещё один объект сарказма автора в романе), а с другой – разрушение межзвездного портала Меркатории в провинциальной системе Юлюбиса, всплывает старая легенда о том, что насельники скрывают тайную всегалактическую сеть ходов-червоточин, ключ к которой дает загадочный «насельнический список». И Фассин Таак помимо своей воли становится главным охотником, но увы, не единственным, за этим самым списком.
Вначале насельники чем-то напоминают Хамов из «Эксцессии», но постепенно автор вырисовывает их нечеловеческую природу: охота на собственных детей; многомиллионолетний жизненный цикл; положение в обществе, основанное на баллах (хотя, глядя как сейчас в соцсетях гоняются за «лайками», это уже скорее человеческий признак). Несмотря на то, что происхождение материальных ресурсов общества насельников в условиях существования газового гиганта остается достаточно туманным, цивилизация насельников – это, пожалуй, самый лучший образец описания негуманоидного общества, который мне встречался в фантастической литературе. Общество насельников сложно и неоднородно, но им удобнее выставлять себя идиотами перед всякими «быстрыми наблюдателями». И если эти самые наблюдатели считают, что «… насельники на самом деле нецивилизованный народ… у них толком нет общества даже в планетарном масштабе, а в галактическом — они не являются цивилизацией, скорее всего, они существуют в состоянии высокоразвитого варварства» – то насельникам это только на руку. В какой-то момент мне начало казаться, что автор изобразил цивилизацию насельников как своеобразное «альтер эго» Культуры. Так или иначе, насельникам довольно успешно удавалось водить за нос многочисленные цивилизации «быстрых», а уж тем более – сторонников солипсизма, сомневающихся в реальности окружающего мира.
Более – ни слова, читайте, рекомендую «Алгебраиста» всем, при всех составляющих это никак ни философский трактат, а увлекательнейшая приключенческая книга с немного мелодраматическим и слегка пафосным финалом. Так что получите удовольствие, если конечно Вам нравятся книги, которые заставляют думать.
А что же насельнический список, спросите Вы, удалось его найти? Ну, ответ будет не совсем простым, даже когда Вы прочитаете книгу. Потому что список этот и в самом деле окажется словно алгебра, а еще сигнал, средство и немного частота. А много ли Вы помните из алгебры? Лично я – почти ничего. Но, что Вы точно поймете, когда дочитаете до конца: почему родиться на водяной луне – это действительно круто!
Rheo-TU, 28 сентября 2023 г.
В далеком будущем разделившееся земное человечество, равно как и представители иных галактических рас, открыло способ быстрого межпланетного перемещения — при помощи специальных порталов в червоточины. Протянувшаяся до самых отдаленных уголков Вселенной транспортная сеть дала мощный импульс развитию космических цивилизаций, в итоге объединившихся в Меркаторию. Кто владеет транспортом — тот владеет миром: Меркатория монополизировала червоточины, продолжала без конца расширять свое господство и спокойно делала бы это и дальше… если бы не внезапные слухи о наличии иной сети, скрытых червоточин и тайных порталов к ним, государству недоступных. Слухи расползались. С одной стороны встревоженные галактические чиновники и военные, с другой — головорезы всех мастей — все устремились на поиски заветного ключика к свободе, ну а в центре этого столкновения оказывается наблюдатель Фассин Таак, человек, который, собственно, когда-то и открыл возможность существования иных порталов…
«Алгебраист» — роман, увлекающий прежде всего своими масштабом и выдумкой. Здесь Бэнкс занимается тем, что удается ему лучше всего: поражать читателя. Начав с сочного описания фирменного психопата (Люсеферус, главный антагонист космооперы — наводящий на всю галактику жуть красноглазый маньяк с заточенными алмазными зубами и страстью к изощренным пыткам), автор пускается в описания необычного быта и явлений на планетах с различными физическими условиями, диковинных рас и хитросплетений их отношений, уходящих корнями в далекое — на миллионы, а то и миллиарды лет — прошлое. И ведь первые двести страниц романа — это лишь разминка, призванная сориентировать в происходящем. Куда более невероятное начинается, когда главный герой отправляется на газовый гигант Наскерон. Нас знакомят с обитателями планеты — насельниками, совершенно не похожими почти ни на кого из меркаторийцев — ни внешне, ни образом жизни. И снова неистощимая выдумка Бэнкса не дает заскучать ни минуты — вот парящие в атмосфере гиганта города и корабли, вот герой замедляет процессы метаболизма у себя в теле, чтобы поговорить с насельником (те живут буквально в ином временном ритме, опережая в долголетии иных существ на миллионы лет), вот грандиозная картина шторма на газовом гиганте, сменяющаяся не менее ошеломляющей — регаты прямо в сердце бури… И не успеет читатель подумать, что все возможное о планете и быте насельников автор уже рассказал, как Таак перенесется в еще более невообразимые места…
Жанрово эта история колеблется где-то между военным боевиком и шпионским триллером. В то время как на систему Юлюбиса надвигается возглавляемый архимандритом Люсеферусом флот, главный герой пытается разыскать тайные порталы в стремлении опередить надвигающуюся катастрофу. Приблизительные-то координаты у него есть, но одного этого мало: нужно еще некое алгебраическое уравнение, при помощи которого можно будет свести координаты порталов к точным. А его секрет насельники хранят ревностно. Да и самому Фассину Тааку есть что скрывать — не только от них, но и от государства Меркатория, с властями которого у него, похоже, не самые безоблачные отношения… Сюжет романа закручен, фигу в кармане в «Алгебраисте» держат многие. Беда заключается в том, что в их рядах — и сам автор.
Есть линии, почти никак не прописанные — прежде всего, это касается эпизодов из прошлого. Кажется, нужны оные лишь для того, чтобы пояснить мотивацию героев (почему Фассин так не любит правительство? за что Таинс точит зуб на Салууса?). Короткие персонажные истории, буквально никак не развивающиеся дальше по сюжету. Соответственно, и закрытие связанных с ними арок воспринимается скорее с разочарованием, как будто была надежда на то, что хотя бы конец не подкачает.
Подкачал Бэнкс, словно увлекшийся своей издевательской загадкой с порталами настолько, что воплотил в аналогичном духе и, собственно, роман. Ожидали эпичного сражения с армией кораблей «заморышей» Люсеферуса? Обломитесь. Бог из машины — вот это круто. (В первый раз, кстати, действительно круто, вот только шутка, повторенная дважды, перестает работать.) Сумрачные могилайнеры и живые облака, манипуляции временем и сны в виртуальных реальностях, отстукиваемые пальцами на груди шифровки и инопланетная алгебра, водная планета, газовые гиганты, всяческие живописания культур крайностей — сложной, забюрократизированной донельзя Меркатории и анархически веселой насельнической — из множества красочных деталей Бэнкс скрупулезно собирает свою громадную картину мира… однако она оказывается пустой декорацией.
Жалко ли мне потраченного на книгу времени? Ни разу: свою миссию развлекать она успешно выполняет. Но был ли в «Алгебраисте» хоть какой-то смысл?
LeVoNDeM, 6 декабря 2019 г.
Очень средний роман. Очень. 2/3 книги такое нудное и практически безэмоциональное повествование, что садясь почитать пару глав перед сном, меня хватало просто на несколько страниц – книга действовала тупо как снотворное, чего со мной давно не случалось при чтении. Описание рас галактики и империи, в которой они проживают тоже очень сухое, довольно краткое и не развернутое, ну может только за исключением насельников, остальные 90% представителей империи удосужились максимум по пару страниц описания. Из-за этого нет того погружения в историю галактики, да и вообще в саму историю, как во многих других книгах жанра.
С одной стороны есть интересная затравка, в виде довольно спорной, но харизматичной, веселой и очень древней цивилизации насельников и их секретных «кроличьих нор» в галактике, с другой – несвязная история, основная и самая интересная часть которой займет отсилы четвертую часть книги. Все остальное мишура. И даже противостояние и экшн в конце повествования не вытягивает произведение, т.к. читателю просто не интересно читать про тех персонажей, про которых ранее писатель коснулся только вскользь – ну погиб очередной «герой», про которого я читал мельком вначале книги, и что с того, мне плевать что он и как, я его не знаю почти. Оттого нет сопереживания и переживания за героев, нет погружения в книгу, нет интереса(почти). В итоге какое-то неоднозначное вышло произведение, поставлю 6 баллов, но от советов к прочтению воздержусь.
NIKItoS1989, 20 декабря 2022 г.
Иен Бэнкс всегда похож на Иена Бэнкса. Прочитав почти весь цикл Культура — я теперь легко узнаю его стиль. А уж его прологи — это вовсе некий стандарт, нас всегда окунают в какие-то активные или не очень активные события, где несколько незнакомых нам участников что-то делают. Уверен, ко второй половине книги я допру зачем это всё было...
В первой главе мы знакомимся с неким архимандритом Люцифериусом, который изменением генов добился увеличения глаз (привет Культура). Персонаж довольно неприятный, как будто бы не характерно для Бэнкса, он чаще выбирал серую мораль, а тут довольно однозначный злодей.
Потом нас перекидывают в компанию молодых людей, словно бы из типичного американского триллера или драмы — разве что они ни едут на машине в заброшенный старый дом, а вместо этого летят на флайере к древнему разбившемуся кораблю пришельцев. Выросшие вместе, но уже достаточно взрослые, чтоб понимать разницу в общественном положении. Один «мажор», сын владельца космостроительной компании, двое пилоты, парень с девушкой, вторая девушка в экипаже. Куча гормонов в воздухе, потенциальный любовный многоугольник. Что же может пойти не так в этих развалинах?
Далее мы переносимся на много лет вперёд, и участники тех событий уже взрослые и теперь обстоятельства, развивающиеся вокруг — уже галактических масштабов! И конечно же травматический опыт тех событий будет преследовать их до сих пор... Этим мне Алгебралист почему-то напомнил Спин Уилсона, тот самый — его первый из трилогии, самый лучший в цикле. Такой приём не нов, будет интересно как он здесь будет развиваться.
А ещё Бэнкс кажется, очень полюбил искусственные разумы, от того он возвращается к ним раз за разом, вот и здесь не обходит их стороной, но спойлерить я вам не буду, что там с ними и как.
Раса насельников — попытка конструирования чего-то невозможного, неантропоморфного — удались ли она?
В какой-то мере... но получились какие-то космические эльфы, помнящие начало времён и владеющие тайными знаниями, нежели неведомыми жителями газовых гигантов. Людям трудно придумать НЕ-людей, чаще получаются около-люди...
Антиглобализм, левацкие идеи, заигрывание с повесткой — это тоже здесь есть — впрочем обыграно, вполне неплохо и гармонично.
С антагонистом, правда подкачал, ну что ж бывает...
Не лучшая книга Иена Бэнкса, но и не худшая, вполне твёрдый середняк, и не пугайтесь объёмов — читается довольно легко, так что не пожалеете.
Катен4902, 13 июля 2022 г.
Читаю, постоянно прерываясь. Пытаюсь представить насельников внешне, их постройки и не могу ничего «увидеть». На большинстве артов насельники изображены летающими, они не касаются пола. По книге, они
При этом, насельники каким-то образом умудрились отстроить огромную инфраструктуру в условиях жесточайших штормов — как они это сделали? В обществе насельников каждый занимается работой по душе, важен интерес к профессии в данный момент, а не квалификация. Как тогда построены города, космические корабли, огромные межполосные кольца? Где-то же должен быть в таком случае металлургический завод))) Об этом ни слова, как будто все появилось само по себе, было, есть и будет всегда. Характер у такой необычной расы вполне и даже слишком человеческий — кроме того, что они охотятся за своими детьми.
Ну просто ватафак. Не касаюсь сюжета, потому что только этот один огромный косяк с насельниками меня очень расстраивает. Ноль интереса к такой инопланетной расе, к ее технологиям. Вижу кучу несостыковок, сплошное очеловечивание — читать просто не интересно, на мой взгляд тут просто сова на глобус натянута — точнее, насельник на газовый гигант. Такая идея, такая задумка.... Потрачено.
Zellenitell, 19 декабря 2021 г.
Умные люди учатся на чужих ошибках, а остальные — на собственных. Почему бы, прежде чем нырять в очередные объятия Бэнкса, было не ознакомиться с наиболее популярными комментариями и не делать вновь этой ошибки (а ведь был уже опыт)?
Нырнул с размаху. Ожидаемо резался головой в кирпич, еле выплыл. Многословная, пустословная, голословная и безусловная авторская фантазия, за которую по-человечески радостно, но по-читательски грустно. Ибо, с одной стороны, в отличие от автора, мы лишены счастья сопровождать его по волнам его воображения и для каких-то само собой для него разумеющихся вещей нам не помешали бы пояснения; с другой стороны, наш несчастный мозг и так перегружен безжалостным авторским принципом «что вижу, то пою, причем как можно более витиеватее, даже если увиденное никогда больше не возникнет на следующих страницах».
Возможно, конечно, что книга просто-напросто случайно провалилась к нам как раз из того будущего, которое описывает Бэнкс, тогда это многое объясняет. В таком случае, если вы тот самый насельник и у вас есть в запасе лишний миллиард лет жизни, то отчего бы вам не побаловать себя неспешным чтением о хорошо известных вам событях и явлениях?
А вот землянам 21 века с их смехотворной продолжительностью жизни рекомендовать, пожалуй, не стал.
dimasamid, 28 октября 2023 г.
К сожалению вынужден поставить плохую оценку и все ниже сместить рейтинг этого произведения. Возможно, тем самым дам возможность другим обойти это произведение стороной.
При чтении привык уж очень пристально представлять то, что пытается описать автор книги. Но, в Алгебраисте это просто ну никак не получалось. Временами казалось, что читаю абсолютный бред. Делал множество поблажек, но в итоге смог осилить только до половины книги. Помогал осилить половину книги только непомерный интерес к насельникам. Хотелось побольше узнать о них на фоне омерзительных описаний других рас. Насельники казались чем-то «высоким». Но как я ошибался.
Крайне не рекомендую к прочтению. Мне очень жалко потерянного времени.
Incnis Mrsi, 11 декабря 2020 г.
Вдумчивый, эрудированный, изобретательный, работоспособный Иэн Бэнкс так и останется (к моему глубокому сожалению) творцом мыльных опер для ближайшего поколения, а не создателем книг, преодолевающих столетия. Увы, выше “The Player of Games” он, по-видимому, не соизволил прыгнуть, предпочитая накручивать себе счётчик написанных страниц пространными описаниями всего, что в голову приходит.
Понравились физически обоснованный (в отличие от «Культуры») вымышленный мир, правдоподобный фон галактического конфликта, живописания достижений техники, древний разумный вид с газовых гигантов (хотя название “Dweller” выбрано для них явно неудачно, ну хотя бы “Hydrogen Dweller” сделал), основанная на вере ‘Truth’ государственная церковь.
Замеченные упущения и ляпы:
• Никак не прокомментирована проблема синхронизации часов. Хотя называлась дата по земному календарю Anno Domini (с точностью до дня) применительно к месту, удалённому на тысячи световых лет.
• В описании вида звёздного неба в околосветовом полёте преобразование Лоренца применено к трём измерениям пространства, а нужно — к световому конусу. Хотя вышло всяко правдивее ерунды, написанной Карлом Шрёдером в «Permanence».
• Используемый для погружений gascraft спасает человека даже от суровых условий глубин, т. е. мы видим технологии защиты на достойной высоте. С чего тогда нагрев до жёлтого каления и последовавшее
• Как дредноут (снабжённый старомодными винтовыми пропеллерами) борется против силы тяжести, раз в пять превышающую земную в среде, состоящей преимущественно из H₂?
Могу рекомендовать читать лишь тем, кто готов безропотно потратить на ознакомление с романом свободное время нескольких своих дней.
ol.khomych, 2 мая 2020 г.
LeVoNDeM ниже писал, что это средний роман и даже очень средний. Полностью согласен, особенно учитывая номинации на Хьюго и Локус. По описанию и тематике ожидаешь чего-то философско-эпического вроде “Пламя над бездной” Винджа.
Но это совсем не то. Я бы это описал как остросюжетный детектив в футуристических декорациях. Автор вроде бы и создал мир будущего в котором есть галактическое сообщество с огромной историей, метацивилизациями, расами и в т.ч. и древней расой насельников. Но тема не развита, а основное внимание уделено разгадке «тайны», то есть детективу. В разрез с ожиданиями, тут нет чувства новизны или чужеродности, в том числе когда читаешь о насельниках (они то вроде должны очень сильно отличатся от всего, что нам знакомо). Короче, по сути в книге отсутствует основной заявленный актив.
Не особо люблю писать негативные отзывы, но из-за рейтинга я потерял время на посредственное чтение (он ещё и длинный), ведь роман серьезно недотягивает до ранга ему приписанного.
Fiver, 10 января 2021 г.
Мне достался, наверное, самый худший перевод этой книги, содержащий ненормативную лексику. (Не могу понять — это сейчас модно что ли!?) Но не смотря на эту прескорбную деталь, книга была дочитана до конца.
От прочтения осталось неизгладимое ощущение того, что автор преднамеренно «наделал» огромное количество пространных текстовых вставок дабы увеличить количество страниц, а не качество произведения. Да, вставки содержат некие размышления, но они обыденны и абсолютно лишены каких бы то ни было философских рассуждений — от того и кажутся плоскими и ненужными. Иногда казалось, что автор бредит. Так мало того, все эти вставки написаны сложносочиненными предложениями на пол-листа перегруженными всяческими оборотами.
Назвать эту книгу хорошей не могу, так как считаю, что язык изложения был самым наихудшим какой лично я встречал.
А вот идея. Идея о алгебраическом преобразовании, некоем уравнении, решение которого предоставляет доступ к порталам-червоточинам... Как то автор её изжил в нуль к концу книги. Все ожидания крутой развязки превратились в пшик. Не могу сказать, что сама идея была такой захватывающей, но она же заставила меня сделать выбор именно этого произведения. Видимо на тот момент мне она показалась значимой.
Интересным в этой книге оказалась не сама первопричина (идея), а общество насельников — сюжетное окружение.
pavel-lob, 24 ноября 2015 г.
Я слушал эту книгу (в начитке С. Кирсанова) ровно месяц. Целый месяц! По 20-40 минут в день, больше не мог, хотелось спать от медленно тянущегося сюжета, от странных диалогов ни о чём, от повторяющихся описаний мироустройства и внешнего вида кого-либо.
Я как бы попадал в это «медленное время» насельников, только эффект наблюдался обратный: субъективно слушаешь целый час, а реально проходит пять минут.
Не впечатлили ни начало, ни финал романа, а середина просто забылась, оставив лишь ощущение плотного нагромождения слов. Событийно роман очень беден, бывает в рассказах больше действий и поворотов сюжета, чем в этих 750 страницах.
Теперь о плюсах. Да, масштабно. Да, множество интересных рас. Да, есть неплохие научно-достоверные идеи. Да, карикатура на современное общество. Но всё это не спасает, а жаль.
Это второе произведение автора (после «Осиной фабрики»), с которым довелось познакомиться. Дальнейшее знакомство продолжу, но через некоторое время, требуется восстановление сил. Рекомендовать к прочтению не могу.
Solnechnaja, 15 декабря 2016 г.
С творчеством Иэна Бэнкса я знакома довольно давно – с тех пор как ещё в студенческие годы взяла в руки «Шаги по стеклу» – но Бэнкс-фантаст пока что оставался для меня загадкой, хоть и «маст ридом» для любителей космической нф. Что ж, по итогам прочтения «Алгебраиста» можно уже делать некоторые выводы. Во-первых, фирменное внимание автора к деталям, которое в условно мейнстримной литературе несколько раздражает, не давая читателю додумать картину событий и привнести в неё что-то своё, космической опере играет только на руку. Избыточность описаний сказывается на динамике повествования, хоть и не снижает при этом его увлекательности, поэтому мир в пятом тысячелетии по земному летоисчислению получается не просто объёмным, а исторически и технически проработанным в самых мелких и незначительных деталях. Впрочем, о мире чуть позже.
Во-вторых, Бэнкс много внимания уделяет сюжетным линиям, которые у него, как правило, развиваются в одном направлении, а потом неожиданно выкидывают фортель-другой и приходят совсем не туда, куда их определил вектор читательских ожиданий. В научно-фантастическом «Алгебраисте» сюжет для космооперы с вкраплениями политического триллера весьма стандартен. По крайней мере, если вынуть из романа всю базу знаний об устройстве галактического сообщества и инопланетных расах, всё сводится к линейным приключениям некоего Фассина Таака. Однако сто́ит событиям начать развиваться по-настоящему, и история из путешествия от точки А к точке Б минуя В,Г и т.д. становится уже не рядовым «приключаловом», в котором элементы антуража болтаются на периферии сами по себе, а герой развлекает читателя банальным движением к финалу. «Алгебраист» – это настоящий монолит от нф, где все ружья, даже если они кажутся читателю абсолютно не важными, а то и вообще на ружья не похожими, выстреливают в самые неожиданные моменты. Если учесть ещё и отвлекающий фактор в виде жизнеописания насельников и побочных сюжетных линий, то последнюю треть романа повествование держит в напряжении и постоянно заставляет удивляться, хотя события, в общем и целом, вполне предсказуемы. Такой вот парадокс.
Никогда я не устану восторгаться авторами-строителями вымышленных миров, которые, основываясь лишь на нескольких предпосылках и фантастических допущениях, по кирпичику собирают целые вселенные. Бэнкс с задачей справился великолепно. Вот, например, насельники – раса, в незапамятные времена колонизировавшая множество планет-газовых гигантов по всей галактике. Если выдрать их из контекста, получатся совершенно невообразимые по внешнему виду создания, обладающие развитой и многомерной культурой, напрочь игнорирующие проблемы (даже вселенского масштаба) всех прочих цивилизаций. Бэнкс частенько акцентирует внимание на отсутствии у насельников эмпатии в человеческом понимании, подробно рассказывает читателю о структуре и принципах развития инопланетного сообщества, похожего на искажённый вариант человеческого, делает главного героя посредником между нами и весьма колоритными персонажами-насельниками, и к финалу книги ловишь себя на мысли, что почему, собственно, бы и нет? Если мы к 5-му тысячелетию выйдем-таки в космос, почему бы нам и не встретить там насельников?
И в том же духе можно говорить обо всём, что упоминает в романе Бэнкс. Будь то конфликт между местной галактической империей Меркаторией и бунтовщиками-запредельцами, или история об остатках искуственного интеллекта, рассыпавшихся по бескрайним космическим пространствам в попытке избежать участи своих менее везучих собратьев, или сеть порталов-червоточин – как существующих, так и гипотетических – на стремление завладеть которыми и нанизывается костяк основного сюжета: все прописано очень подробно и чётко. На основе романа хоть сейчас можно писать сценарий сериала о космических сражениях, быте инопланетян и политических дрязгах, а в основу положить главную детективно-приключенческую линию.
Что касается научной составляющей – Бэнкс предельно логичен и последователен. Естественно, вызывают сомнения некоторые моменты, как, например, открытие крышки летательного аппарата в атмосфере газового гиганта без существенных последствий для здоровья, но и это фантаст объясняет наличием в газолёте механизмов лечения и систем жизнеобеспечения. Кроме того, в «Алгебраисте» есть эпизод великолепнейшего сражения (правда, в атмосфере планеты, но с использованием космических кораблей) с роскошными описаниями и сумасшедшей динамикой. Вообще к концу романа, когда бо́льшая часть картины мира читателю уже преподнесена на блюдечке, Бэнкс получает возможность сконцентрироваться на сюжете, перестаёт отвлекаться на побочные размышления и ускоряет течение событий. Это видно даже в структуре книги, когда последние части делятся на маленькие и яркие главы, в отличие от пространных разделов первой половины.
«Алгебраист» – интересная и грандиозная по размаху космическая опера. Единственные недостатки, которые мне удалось разглядеть, сводятся к знатному провисанию текста где-то во второй четверти романа, когда автор неожиданно ударяется в самоповторы – кажется, с единственной целью удержать читателя с насельниками чуть дольше необходимого, прежде чем бросить его в гущу событий. И к небрежной редактуре русскоязычного издания, когда религия Меркатории из Истины мутирует в Правду, Биальянс превращается в Двойственный Союз, а раса эрилейтов почти сразу начинает зваться ирилейтами. На понимании текста эти недочеты, однако, не отражаются. Бэнкс написал действительно увлекательный роман с шикарной визуализацией, сильным идейным наполнением и потрясающими негуманоидными персонажами.
Тиань, 30 сентября 2018 г.
Весьма объемная книга, и мир в ней тоже объемный: много героев, много населенных планет, много разумных гуманоидов, негуманоидов и человекоподобных машин. Планы личные и политические сплетаются в разветвленный плотный сюжет. А вот ответить на вопрос, о чем эта книга, я затрудняюсь. На первый взгляд, центральная линия заключается в поиске смотрителем Фассином Тааком инопланетной книги «Алгебраист». Во всяком случае, именно эта сюжетная линия раскрывает тему, которая была наиболее интересна для меня — из тютчевского «Silentium!».
«Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?»
Герои романа настолько разные по условиям жизни и физическим параметрам, что понять друг друга им невероятно сложно. Но некоторые из них пытаются. Среди людей создана целая социальная группа, специализирующаяся на исследовательских контактах с наиболее загадочным и не похожим на людей инопланетным видом — насельниками. Люди пытаются осмыслить чуждую культуру. К чему стремятся насельники, сказать сложно. Они непохожие и необычные, но, во всяком случае, не враждебные — на контакт идут, некоторыми знаниями иногда делятся, помогают опять же иногда. Складываются отношения на уровне отдельных личностей, тоже не до конца понятные ввиду неясности мотиваций инопланетного разума. И это дает надежду, что война всех против всех не завершиться всеобщей катастрофой.
Люди и насельники существуют в разных скоростных потоках времени. Игорь Росоховатский считал, что «в конце концов побеждает тот, чье время течет быстрее». У Бэнкса этого не видно. В его мире у медленно живущих больше шансов на победу. Во всяком случае, они смогли сохраниться на протяжении огромных временных интервалов и освоить огромные пространства. Суетливые агрессивные люди и прочие гуманоиды рядом с ними кажутся довольно бестолковыми. Но почему-то интересуются насельники короткоживущими существами, переговоры ведут, крохи знаний открываю, на индивидуальном уровне, но предполагая возможность распространения дальше.
Насельки вообще ведут себя странно. Иного уровня организации, кроме индивидуального, у них не просматривается. Каждый действует только лично от себя, и при этом сообщество как-то существует, сохраняет себя, обеспечивает безопасность. Людям переданы крупицы знаний весьма специфического свойства. Воспользоваться ими практически возможности нет. Зато они указывают место, где находится то, что такую возможность даст. И место это на планете насельников. Это выглядит как провокация войны со стороны отдельных субъектов. В то же время война уже идет, и в ходе ее неорганизованные безалаберные насельники неожиданно демонстрируют высокие технологические возможности. В этой связи то, что казалось провокацией войны, становится еще одним шагом к установлению взаимопонимания. Короткоживущим дан мотив, более действенный, чем интересы чисто научного плана.
Ну и главная проблема контакта с иным разумом обозначена четко, и для героев, и для читателей — не верь глазам своим, человек, и не пытайся объяснять поступки носителей иного разума с позиций человеческой мотивации. То, что с позиций человеческой логики кажется слабостью, может и не быть таковой. То, что человек воспринимает как великую ценность и благо, может совершенно иначе оцениваться теми, кто не являются людьми.
В рамках одной планеты люди привыкли действовать с позиций силы. В космосе так не получится. Наверное, именно это пытались донести до короткоживущих юных цивилизаций мудрые древние, позволяя проникнуть в тайну Алгебраиста. А может, им было просто любопытно, что предпримут шустренькие соседи по галактике, если дать им еще и такую игрушку.
В романе не звучит голос автора. Никто не помогает читателю понять иной разум лучше и глубже, чем герои. Мы следуем с ними одним путем. Наверное, в этом главное достоинство книги.
Роман мне очень понравился. Автор создал огромный мир, в котором ничто не однозначно и не объяснено до конца, как в реальной жизни.