Фредерик Пол «Врата»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Выйдя в космос, человечество находит Врата — астероид, на котором находились звездолеты внеземной цивилизации, названой хичи. Приступив к исследованию кораблей, люди обнаруживают, что ими очень легко управлять, а также, что каждому кораблю уже был задан курс без возможности изменить его. Некоторые смельчаки отправлялись в звездоплавание и возвращались с богатой добычей, некоторые не возвращались или возвращались мертвыми. Стимулом все новым смельчакам — старателям — являлось то, что международная Корпорация присуждала солидное денежное вознаграждение за какую-либо инопланетную находку.
К этому времени Земля становится слишком перегруженной: население достигло 20 млрд., все природные ресурсы почти полностью исчерпаны. Робинетт Броудхед работает на пищевых шахтах — бесперспективной и тяжелой работе. Выиграв в лотерею, он решает не тратить свою жизнь на шахтах, покупает на выигрышные деньги билет на Врата и готовится стать старателем.
По мотивам произведения есть две компьютерные игры — Frederick Pohl’s Gateway (1992) и Gateway 2: Homeworld (1993). Действие обеих игр развивается в мире вселенной Хичи.
Входит в:
— цикл «Хичи»
— журнал «Galaxy Science Fiction, December 1976», 1976 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, November 1976», 1976 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, March 1977», 1977 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Роман | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1977 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1978 // Роман НФ | |
лауреат |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1978 // Лучший НФ-роман | |
лауреат |
Премия "Аполло" / Prix Tour-Apollo, 1979 // Лучший фантастический роман на французском языке |
Номинации на премии:
номинант |
Дитмар / Ditmar Award, 1978 // Зарубежная фантастика (США; роман) | |
номинант |
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод) |
- /языки:
- русский (7), английский (17), украинский (1)
- /тип:
- книги (20), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Арсеньев (4), А. Грузберг (2), Ю. Ефремов (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zvezdochet2009, 3 января 2021 г.
К моменту публикации в 1977 году романа «Врата», открывающего цикл «Хичи», американский писатель Фредерик Пол был уже состоявшимся редактором и автором жанра, лицом в фантастике не новым. Думается, «Врата» стали закономерным этапом в естественном развитии карьеры этого интересного писателя, очень хорошо разбиравшегося в подводных течениях жанра, основательно набившего руку и в малой, и в большой форме.
Это чувствуется в общем уровне романа, в уверенном слоге, сюжете и структуре текста. Идея романа и одноименного цикла чем-то напоминает знаменитый «Пикник на обочине» Стругацких: в недалеком будущем некая цивилизация сверхмогущественной расы разумных существ по имени «хичи» оставляет на астероиде заброшенную базу с кораблями и устройством для телепорта во все мыслимые уголки галактики. База получает название Врат, и это действительно врата в целую вселенную – пугающую и одновременно манящую человечество, зовущую нас к смертельно опасным, но несомненно удивительным исследованиям космоса с помощью неразгаданной технологии хичи. То есть по факту человечество наткнулось на заброшенный форпост без прямого контакта и может лишь исследовать артефакты и пользоваться технологией сгинувших по неизвестной причине хичи.
Только если у Стругацких следы остались на Земле и вызывают аномалии в физике мира, хичи интересует лишь космос, они межзвездные инженеры. Идея более чем интересная и открывающая огромное поле для раскрытия. Фредерик Пол вводит в сюжет рабочего по имени Робинетт Броудхед, которому посчастливилось выиграть в лотерею внушительную сумму денег. Для перенаселенного, токсичного будущего это неслыханная роскошь, и Броудхед принимает решение отправляться на Врата и стать исследователем дальних рубежей.
Врата смертельно опасны; вероятность не вернуться из прыжка или вернуться мертвым огромна, но риск ровно на столько же оправдан и сулит смельчакам головокружительные открытия в виде неизученных ранее артефактов и новых обитаемых планет. Любая находка щедро вознаграждается, есть шанс вырваться из бедности. Перспектива более чем заманчивая для общества, львиная часть которого вынуждена работать всю жизнь на еду.
Здесь сразу вызывает интерес то, как автор поступает со своей идеей.
Врата становятся еще одним прекрасным маркером, метафорической призмой, с помощью которой Пол исследует не хичи, а конечно же человека. Это так характерно для научной фантастики второй половины 1970-х, смещение акцентов с удивительных физических парадоксов, инопланетных цивилизаций обратно на человека, на общество, необратимо меняющееся под воздействием прогресса и испытания космосом. При прочтении становится совершенно очевидно, что хичи и сами Врата понадобились автору всего лишь как эффектный инструмент для исследования главного героя и окружающих его людей.
И вот тут Пол совершает очень любопытную вещь. Одним из немногих в жанре он пытается изобразить своего героя не сильным бойцом, а слабым, подверженным искушениям ипохондриком, то есть срывает с героя романтико-героический флер стандарта предыдущих десятилетий, где отважные исследователи космоса смело бросаются в пасть опасности, и безусловно, ожидаемо и так неинтересно побеждают. Броудхед – не победитель, он обычный человек, с весьма средними способностями. Ему страшно, он совершает ошибки, он такой же как большинство всех нас. И то, что раньше читателя отталкивало (не хотелось видеть свое отражение еще и в прекрасном мире будущего), странным образом стало его притягивать. Возможно потому, что космическая экспансия и возможный контакт из мифологемы, из сказки постепенно стала меняться в сознании читателей и превращаться во вполне себе реальную перспективу. Напомним, это 1977 год, люди уже побывали на Луне, в этом же году были запущены знаменитые модули «Вояджер», самые успешные исследовательские программы в истории NASA. Люди вполне серьезно рассматривали возможность колонизации Луны и Марса, кризис 1980-х еще не наступил, хотя грядущие перемены уже вовсю показывали клыки.
Но как человек сможет выстоять в столь серьезном испытании как звездная экспансия и контакт с Чужими? Пол пытается понять, что изменится в нас с введением этой новой переменной в виде внеземного разума и воздействием его абсолютно непостижимой технологии на человеческое общество, экономику, культуру. Станем ли мы подобно аборигенам, собирать космический мусор и восхищаться им не в силах постичь его назначение, или попытаемся изучить эту новую технологию, овладеть ею, подняться до уровня его создателей? Сможем ли мы сохранить свою уникальность, не станут ли Врата новым искушением, предметом конфликтов, массовым оружием, ящиком Пандоры?
На примере Броудхеда автор показывает, как далеко не радужное будущее меняется, деформируется под воздействием новой переменной, вызывающей своим появлением в человеческой цивилизации что-то вроде кругов на воде. В каком-то смысле Врата также символизируют собой судьбу – слепую и неотвратимую. То, что должно случиться с человеком, обязательно случится с ним, и он не в силах повлиять на исход. Хичи в этом контексте становятся проводниками неумолимой могущественной силы рока, а все что может человек – лишь следовать по расчерченной линии жизни, аналог которой это наугад проложенный из Врат маршрут на странном корабле. Ты садишься в корабль и отдаешь себя на волю силам, лежащим вне твоего понимания. Это инициация, духовное испытание, и наряду с остальными смельчаками Броудхед должен его пройти. Конечно же, не так важно, что он сможет найти там, в пункте назначения, важно то, что он вынесет в себе после каждого такого прыжка во Врата, которые кажутся рекой Стикс – только эту реку можно переплыть много раз туда и обратно, если повезет.
Врата – это испытание, гигантская русская рулетка, приглашение к трансцендентному прыжку вовне – и внутрь себя.
То есть путь к духовному перерождению.
Тест на человечность, если угодно.
kirsanov, 10 февраля 2022 г.
Книги, выигравшие все 3 главные НФ- премии, часто вызывают вопросы (например, «Бесконечная война» или «Свидание с Рамой» не лучшие книги 70-ых на мой взгляд при всех достоинствах). Возможно, дело в том, что угодить сразу многим можно лишь будучи в чем-то усредненным.
Один из первых романов Фредерика Пола тоже из 1970-ых и я читал его не без боязни, и он оказался неплох. Как и все произведения какого-то характерного десятилетия он показывает нам общественный срез, опрокинутый в прошлое – своего рода героев «Лакричной пиццы», Аллена, Олтмена или «Крамер против Крамера», отправленных на заработки в космос. Они много курят, обсуждают гороскопы (привет new age), с интересом смотрят на новые фасоны одежды, много занимаются любовью и исследуют свою сексуальность, вплоть до определения отношения к гомосексуализму и анальному сексу. Структура романа при этом оказывается вполне современной. Роман состоит из последовательных точек и тире: коротких визитов к психологу и длинных «космических» флэшблеков. Психолога после недавней матрицы, конечно же представляешь в исполнении Нил Патрик Харриса из «Как я встретил вашу маму», но, наверное, это мои личные проблемы. Локаций также немного – в наше время сериал «Локи» с похожим набором мест обвиняют к экономности картинки. Но некий психологический нерв, заданный структурой – этими двумя сходящимися временными линиями, конечно, есть и он затягивает. В наше время это были бы 3-4 захватывающие серии.
Российские фанаты сравнивают книгу со Стругацкими: она действительно напоминает и «Пикник на Обочине» и, настроением что ли» «Жука в Муравейнике». На мой взгляд это скорее из-за отражения одной и той же эпохи (70-ых) не более.
Из минусов: недавящее, но очевидное устаревание технологий, как у всей старой фантастики, фрейдизм – визиты к психологу. Наконец, главный герой напоминает типажей Мастрояни или Де Ниро и прочих киногероев 60-ых — 70-ых – он не хороший человек, подставляет друга и не готов на подвиг.
Из плюсов: несколько забавных фантазий автора, например, описание интерактивного музея из сотен экранов с жидкими кристаллами (привет московский MAMM) или мнение, что при населении Земли больше 11 млрд. людям придется есть продукты на основе нефти и природного газа.
В целом книга – хороший ретро-НФ, местами заставляющий вспомнить «Интерстеллар». 7 из 10.
muxaJIu4, 23 февраля 2018 г.
Удивительно — дожить до 45-ти, из них что-то около 30-ти увлекаться фантастикой — и открыть для себя Фредерика Пола. Произведение вполне добротное, насыщеное духом 70-х и своеобразным юмором. Не могу согласиться с тем что роман не роман, и не глубокий, и герой не тот. Герой надо думать среднестатистический землянин среди 25-ти миллиардов, плохо питающийся, с неважным здоровьем и уродливым моральным обликом. Сюжет тоже хорош, раскрывает и героя, и мир вокруг него. Если говорить о литературной форме — на роман тянет, события произведения разделены в пространстве и времени, и героев первого плана хватает. О непроработанности темы бегства из
Книгу читал в украинском переводе Ю. Ефремова, перевод понравился, сама кнога тоже. Оценка -9.
Sergekot, 17 января 2021 г.
Постараюсь кратко описать, чего ждать от книги для тех, кто не любит пространные отзывы.
Это выжимка моих мыслей сразу после прочтения. Не стал разбивать на плюсы и минусы, пусть лучше вы решите сами, что хорошо, а что плохо.
- интересная идея — даже если вы догадаетесь, чем закончится очередная глава, вам не станет от этого скучнее.
- достаточно раскрытый мир — автор постарался расписать жизнь в декорациях сеттинга, и у него неплохо получилось.
- рваное повествование — оно идёт по двум путям, рассказу о путешествии, и диалогам в кабинете психоаналитика. Лично меня раздражали обилие рефлексии, и постоянные переходы между двумя линиями.
- нетипичный герой — достаточно странный тип, который не понимает что ему надо, но и не страдает идиотскими самобичеваниями. Мне не понравилось смотреть на мир его глазами, однако опыт интересный.
- причинно-следственная связь и логика есть — в мир можно поверить, у него есть рациональный костяк, правда и нелогичностей хватает (не относится к поведению героев, они люди, и ведут себя как люди)
Общее впечатление — косяки есть, но книга необычная и интересная.
ВладимирВас, 25 июля 2023 г.
Вероятно для 1977 г. роман динамичный, с новизной сюжетных линий и идейных посылов, но в моем настоящем сильно не хватает и динамики, и новых идей, и эмоций. Да интересен сюжет, если его изложить в виде краткой аннотации, но когда это читаешь в полной форме, то ждешь эмоций и сюжетных зигзагов. Драматизм и конфликты делают интересными книги в значительной степени, а тут с этим напряженка.
Но, тем не менее, главная интрига романа (что же там, на той стороне проложенных маршрутов кораблей Хичи) продержалась до конца и не позволила бросить чтение, хотя из-за этого в конце лишь прибавилось разочарования, так как роман ни на какие вопросы так и не дает ответы. Возможно ответы будут в следующих книгах и цикл приобретет законченную стройность и получит более высокую оценку, но пока имеем то, что имеем.
holyship, 30 октября 2021 г.
Отличная задумка, ужасная реализация. Что удивительно, всё равно не оторвался, пока не дочитал.
ГГ неправдоподобный: гадость сделал, которую условно нормальный человек не сделает, а терзается потом почище Раскольникова.
Сеттинг неправдоподобный — можно было отправлять идейных добровольцев или на худой конец роботов (это фантастика или как?).
Десятки страниц тягомотины про не решающихся отправиться в полёт. Хотя, это же фантастика, значит можно придумывать любой бред?
На мой взгляд остальные 3 тома ещё хуже.
NS 123, 30 мая 2020 г.
Очень неоднозначная вещь. Сложно внятно высказаться... Есть и положительные стороны, и отрицательные
К положительным относится в первую очередь главная идея цикла. Существует древняя раса, условно названная хичи, они были на Земле и от них остались артефакты. Собственно «Врата» один из них. Это астероид, на котором есть космические корабли, они запрограммированы лететь, куда неизвестно. Этим и занимаются старатели, одним из которых становится главный герой. Еще для меня лично достоинство книжки в том, что разные страны делят артефакты без войны.
Отрицательные стороны — главный герой, и описание приемов у психотерапевта. Чересчур подробно и утомительно. И тип он в общем то не очень приятный. И чересчур подробно описана жизнь на Вратах и занятия старателей (включая занятия сексом во всех видах). Из-за этого обилия подробностей вся книжка кажется длинной и тягучей.
Но в общем, книжка цепляет. Обязательно прочитаю весь цикл.
dxbckt, 29 апреля 2022 г.
С некоторых пор я стал целенаправленно искать подборку книг изд.Амбер... И хотя все что там есть, уже практически давно перепечатанно десятки раз (в более солидных томах и изданиях), именно эти неказистые старые книги (с обложкой черного цвета и местами с просто ужасным оформлением) отчего-то пришлись мне по душе... И вообще — нельзя отрицать, что в старых сериях есть определенный шарм...
Впрочем, если сказать конкретно про данное произведение, то оно написано не совсем в привычном стиле (что сразу бросается в глаза): с одной стороны — это сюжет «после» (когда ты вытянув «счастливый билет» оказался «на вершине мира» и все твои желания отныне закон)). С другой — это «настоящее» перемежается с «прошлым» (другой сюжетной линией — повествующей историю «до», в которой царит полный мрак, безысходность и тупой и очень тяжелый ежедневный труд...) Между ними — еще одна небольшая «прослойка» в виде некой «рекламы» (обьявлений в чатах и сети, информации «для чайников», инструкций и т.п) которая дополнительно раскрывает данный мир (по автору).
Единственно что забавляет, это наличие (если учесть время написания и время нынешнего прочтения) порой просто жутких несуразиц (которые я не буду долго и нудно перечислять, так как их действительно много) ... Но как ни странно, они не только не «обнуляют» весь эффект, но (наоборот) становятся некой изюминкой)) Ну в самом деле — а чего Вы хотите, это же 1977 год в конце концов)) Так что если не заморачиваться «поиском ведьм» (и наивных представлений того времени о космосе и будущем), текст начинает «цеплять с полоборота»))
Начало же данного романа очень напомнило (по атмосфере) покинутые миры жукеров (из «Игры Эндера» О.Карда) и прочих романов о «заброшенном наследстве ушедших»)) В остальном же — все написано весьма живо, ярко и образно... А местами, еще и довольно откровенно)) Так же, на что (автор советует) обратить внимание — это то, что проблема счастья (как оказалось) порой не зависит от размера благосостояния... Именно это раскрыто очень откровенно... И в самом деле — чего еще хотеть, в мире где ты все можешь? Но нам (думаю) этого товарища все же «совсем и никогда не понять»)) Ибо такой опыт мало кому дается))
Другой же стороной «монеты» (и то что меня особо поразило) является отсутствие иллюзий «прекрасного далека»... Даже в этом «прекрасном новом мире» большая часть человечества сведена к быдло-рабам, ведущим бессмысленный и тяжкий образ жизни... И у них конечно есть всякие малые радости (в виде пива и дивана), но в общем и целом перспектив никаких... И эта картина — не только на Земле, но и на других «колонизированных» планетах... Читая это — сразу вспоминаешь несколько фантастических фильмов (Марс в фильме «Вспомнить все», и Земля в фильме «Эллизиум»). Так что это — еще один небольшой повод задуматься тем, кто ждет от покорения космоса немедленной отдачи в виде всеобщего «равенства и счастья»))
Ну а то, что не совсем понравилось — это все эти Фрейдистские «штуки» по поводу «фантазий» и снов)) Сеансы психотерапии реально были менее интересны, по сравнению с основным сюжетом... А финал... финал как бы намекает что несмотря на все сопутствующие чувства (дружбу, привязанность и даже любовь) каждый из нас понятия не имеет что «выкинет» в аналогичной ситуации... Впрочем (как известно) за любой выбор, рано или поздно, все же приходится платить... Что (наконец) и осознал и главный герой данного романа...
Дописано 2023.07.13
Пожалуй самая лучшая книга именно та, которую ты внезапно не просто вспоминаешь — а хочется все бросить, и пойти ее перечитать)) Примерно так и здесь.
Так что несмотря на всю «почти осязаемую боль» персонажа, все эти «рекламные вставки» вывесок и обьявлений (а так же на всю эту Фрейдо/номику) книга явно тянет на мой (персонально самый) высший разряд «шедевр»)) И при этом совсем не важно что главный герой здесь личность «не совсем позитивная», и совсем не важно, что «мир победившего капитализма» (по автору) оказался полным дерьмом (что кстати весьма не ново, почитайте другие произведения), и совсем... совсем неважно что (то или это — подставить нужное). Это однозначно шедевр (в моем «субъективно шизоидном понимании»))
Больше не буду «рассыпаться в дифирамбах» — скажу лишь, что я решил перечитать часть вторую и наконец-таки узнать «а что же блин, там дальше!»))
Ссылка на сообщение muxaJIu4, 23 февраля 2018 г.
Удивительно — дожить до 45-ти, из них что-то около 30-ти увлекаться фантастикой — и открыть для себя Фредерика Пола
P.s Самое забавное — что у меня «примерно такая же фигня«!!!))
zdraste, 3 ноября 2018 г.
Если посмотреть под специфическим углом, то выходит, что описаны две цивилизации, одна — Хичи, другая — Человеческая, ну и сравнение не в пользу Человеческой.
Хичи — Производители.
Человечество — Потребители, где 25 миллиардов людей, непонятно чем занимаются.
Почему — непонятно? Потому что после Хичи остались высокие технологии, и многое другое, а что после Людей осталось, или останется?
У Пола Фредерика в далеком будущем 25 миллиардов людей, вместо того, чтобы самим развивать свои технологии, улучшать качество жизни, да вообще чем то полезным заниматься, они только и делают, что по примеру Главного героя Роббинета-Боба-Робби-Роба: сношаются неимоверное количество раз (как кролики), играют в казино, распивают алкогольные напитки различной степени доброкачественности, да бегают к психоаналитику, ну и одна цель, как у черных археологов — гробокопателей — золотоискателей, поехать да поживиться чем нибудь за счет Хичи. Причем, не только у конкретных персонажей, таких как Дейн, Клары, Боба, Шери, Лизы, эта цель у больших корпораций, у глав государств, у всей 25 миллиардной массы людей.
Это если брать в общем.
В частности, тоже не радостно, в какой то главе описывалось, что в полете, достигнув какой то точки возврата, если что то там не сходится, то играют карты, и проигравший должен перерезать себе горло, потому что ему не хватит питания, а если он не захочет заниматься суицидом, то сотоварищи дадут урок этикета, т.е. сами его прирежут. Почему то вспомнился блокадный Ленинград, если следовать логике Автора, то что должны были сделать люди в блокаде? Или взять ту же голодающую Африку?
Очень подробно описывается вычитание стоимости воздуха, проживания, питание и так далее. Настолько дотошно, подробно и часто (чуть ли не через главу), что задаешься вопросом, неужели люди кроме как подсчитывать друг у дружки кто сколько съел, надышал кислорода, сколько потребил, неужели они кроме этого ни на что не способны?
Описано будущее цивилизации коммерсантов, которые умеют только купить-продать. И всё.
Если брать реальное, настоящее время, то согласно докладу «Живая планета-2018», с 1970 по 2014 годы на планете было уничтожено 60% животных. Человечество оправдывает свое потребительско-паразитическое существование на Земле и тут уже никакой Зигмунд не поможет, сами понимаете.
Tbear, 12 сентября 2020 г.
Неожиданно хорошо. Прям понравилось. Автору есть что сказать и персонажи его логичны, что встречается не часто. Оригинальная идея с хорошим запасом. Главный герой — простая живая личность ,а не пластиковый клешированный супергерой с искусственными недостатками. Это встречается еще реже, да почти никогда. Отличная вещь
avdeyevip, 20 января 2022 г.
«Смрад, пот и крокодильи слезы». Примерно так, перефразировав выступление Уинстона Черчилля, можно кратко охарактеризовать эту беспросветную и клаустрофобичную книжонку)))
MarchingCat, 24 августа 2017 г.
В последние годы, как томик «Врат» попадал на глаза, меня мучил вопрос — почему роман (цикл) со столь интересным сюжетом (артефакты иной цивилизации) оставил столь бледный след в памяти (читалось ещё в 1990-х). И, наконец, дошли руки перечитать. И всё встало на свои места.
Дело в том, что в этом романе про Врата очень мало, собственно, Врат. И ещё меньше Хичи и всего, кроме Врат, с ними связанного.
Это роман не о Вратах, а о людях. О том социуме. О профессии старателя Врат на примере конкретного человека.
Вроде бы даже это и хорошо. Стругацкие тоже писали о людях и проблематике социумов, и получались шедевры. А во «Вратах» я шедевра не ощутил. Для меня оказалось слишком много одного конкретного человека и слишком мало научной фантастики (да что там научной, любой фантастики — приключенческой ещё меньше).
На мой взгляд — откровенный перебор с плясками вокруг главного героя. Главы с психоаналитиком надо было люто резать, отдавая их под судьбы (драмы) других старателей, делая картину социума более полной.
Но тут главное не переборщить с критикой. Эффект обманутых личных ожиданий не делает роман плохим. Фредерик Пол не виноват, что от романа с названием «Врата» я хотел чего-то по типу фильма «Звездные врата».
Роман хорош. Он действительно показывает нам людей вообще и возможные реалии новой профессии в частности. Не романтику, но суровые честные будни. И это действительно интересно.
Впрочем, по части человеческого в романе, я всё же не удержусь, и назову ещё один минус, на мой взгляд — объективный. Сухой язык Фредерика Пола всегда хорош при написании НФ. А вот при отражении драмы человеческих судеб, его сухость дала механистичность и отстранённость, не позволила реально проникнуться трагедиями людей на Вратах, посопереживать им.
Ещё отмечу, что по линии НФ в романе всё же есть отличные идеи, ситуации, мысли. Например, про распознавание источников (объектов хранения) информации — великолепно подмечено.
В целом, очень доволен что взялся перечитать этот роман, этот цикл. Достойный образец золотого века фантастики.
exordio1990, 4 января 2020 г.
Читая «Врата» я словно сам побывал у психолога. В книге много психологии, самокопания что отнюдь не портит впечатления от прочитанного. Зигфрид великолепен бесспорно. Главный герой как по мне негативный персонаж, он труслив, слишком развратный и неразборчив в любви (видимо как автор), человек-паразит не иначе. Слово «секс» встречается чаще чем имя главного героя (просто тот же Зигфрид его по разному называет). Читалась легко. Чего-то такого, что опередило время в книге не заметил. Понравилась сама идея, так как прочитал практически залпом, так как очень ждал концовки и встречи с Хичи. Не все мои ожидания оправдались, но это не испортило концовку, а она уважаемые дамы и господа меня впечатлила и ошарашила. Читал в украинском переводе который на удивление порадовал. 10 из 10. Вторую часть в бумажном варианте найти не могу, поэтому скорее всего придется протереть пыль на экране моей электронной книги.
Нитокрис, 27 февраля 2020 г.
Таинственные инопланетяне пикник устроили не на обочине, а неподалёку от Венеры. Разбрасывать мусор не стали, а аккуратно сгребли его во Врата, оставив там заодно и ненужные корабли, некоторые даже исправные. Чем не возможность открыть новые горизонты и прилично заработать?
Сам по себе сюжет захватывающий, но «Врата» — это ещё и подробная инструкция, как испортить хороший фантастический роман главным героем (спойлер: он — придурочный нытик). Тем не менее, цикл когда-нибудь дочитаю, идея действительно интересная.
primorec, 24 февраля 2013 г.
Мир, Вселенная, Жизнь ничего нам не обещают: они полны чудес, но все это существует само по себе, знаем мы о них или нет. И если мы хотим стать одним из таких чудес, надо набраться смелости и отправиться во внешний Мир, начать жить, свершать, любить, а не болтать о своем желании все это делать, оправдывая вечный и такой знакомый страх неудачи. Так и проходит мимо Жизнь в вечном ожидании, разговорах и сожалении: упущенные шансы, неиспользованные возможности, оправдание бессилия, страха и собственного малодушия.
Любому из нас это так знакомо. Мы все время находим подтверждение своим сомнениям: вот этот горел желанием изменить свою жизнь, терпел неудачи, начинал снова, но посмотрите, сколько не бился — он тоже среди неудачников. Зачем рисковать, еще есть время, надо оценить шансы, подождать, когда случай предоставит 100-процентный успех...
Фредерик Пол написал целый роман о таком Человеке. Человеке, который боялся Жить. Герой — такой знакомый и понятный своим вечным страхом перед неизвестным, желающий изменений и боящийся их, одновременно, мечтающий о свершениях и не способный ради них на риск и действие, жаждущий любви и не имеющий сил принести даже малую жертву ради собственной Мечты. В общем-то, самый обычный человек, узнаваемый, в котором, если будет честен с собой, каждый найдет и собственные черты. Может от этого, он так и неприятен, со своей больной совестью, загнанной в самый дальний уголок сознания виной, сожалением об упущенном и несовершенном, что показывает то, что сами предпочитаем не замечать в себе и окружающих?
Написал Пол умный роман, болезненный, бьющий в самое скрытое от посторонних глаз место души, создав завораживающий образ самой Жизни. Врата Хичи — манящие своими возможностями и богатством, такие опасные и непредсказуемые. Целый Мир, где возле каждого сокровища может оказаться ловушка... Только единицы здесь достигают подлинного успеха, а большинство, в лучшем случае», остается «при своих», а, нередко, терпит окончательное и бесповоротное поражение. Но ведь это не значит, что не надо пробовать, снова, снова, снова... А иначе, можно повторить судьбу, даже не главного героя, нет, мусорщика Шики, который так и не решился потратить свои деньги, чтобы вернуть здоровье и силы, и предпочел риску жизни долгое существование калекой.