Аластер Рейнольдс «Elysium Fire»
Десять тысяч городов-государств вращаются на орбите планеты Йеллоустон, образуя почти совершенный рай для людей.
Но даже в раю нужна полиция. У префекта Тома Дрейфуса новая чрезвычайная ситуация. Внезапно и случайно умирают люди, становясь жертвами странной неисправности своих имплантатов. И нет никаких улик...
В народе зреет паника, а ещё харизматическая фигура сеет в умах сомнение, убеждая людей покинуть обжитые места и сформировать свои собственные независимые колонии.
Действие нового романа разворачивается через два года после событий «Префекта», в 2429 году.
В сети доступен любительский перевод Николая Порфирьевича Фурзикова «Пламя Элизиума».
Входит в:
— цикл «Пространство Откровения» > цикл «Префект Дрейфус»
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2019 // Роман НФ («Пламя Элизиума») | |
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2022 // Зарубежный роман (Великобритания; «Пламя Элизиума») |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
shvichkov, 23 мая 2022 г.
Проклятье вселенной «Пространства Откровения» заключается в том, что Рейнольдс является не столько мастером прозы, сколько мастером миростроения. И создав такой вкусный, классный мир, и повествуя о совершенно разных его сторонах, временных эпохах и локациях, Аластер очень часто забывает прикрепить к своим большим романам крепкий сюжет и запоминающихся персонажей. «Пожар Элизиума» оказался как раз ещё одним подтверждением этого неписанного правила.
И ведь «Префект»/«Восход Авроры» не показался мне такой уж неудачей. То был крепкий, в меру интересный детектив, который тянули на дно несколько не самых удачных сюжетных решений; но каков был потенциал! «Бэлль Эпок» во всей красе, Блистающий Пояс до времен Чумы, до декаданса отдельно взятой человеческой цивилизации на Йеллоустоуне. И заделы на будущее были сделаны неплохие: схватка Часовщика и Авроры; нависающая над цивилизацией Чума, о которой никто ещё не подозревает; ещё один аспект сюжетной линии Эксордиума и конджойнеров; потенциал для появления некоторых персонажей и созданий, заявленных в других романах цикла. Да и концепт Паноплии (русск.надмозг. «Доспехи») был довольно интересен.
Но только после ознакомления с «Пожаром Элизиума» я с ужасом понял, что «Префект» оказался той же ловушкой, коей был и самый первый роман этой вселенной, «Пространство Откровения». Я снова попал в капкан «рейнольдсовской трилогии», которая начинает за здравие, а заканчивает плевком в лицо читателю. И все признаки этого уже здесь, во второй части. Все главные персонажи, от Дрейфуса до Оманье, застряли в своём развитии и росте, словно в болоте. Особенно жаль Дрейфуса, ведь его открывающая сцена в «Префекте» обещала жесткого и бескомпромиссного персонажа, но сам титульный Префект был своей бледной тенью, и будто бы съехал во втором романе на обочину повествования. Талия снова отыгрывает доблестного новичка, словно и не прошло двух лет; Спарверу же уделено удивительно много времени, которое, в общем-то, ни к чему не приводит. В конце «Пожара» складывается впечатление, что персонажи не претерпели никакой трансформации, и произошедшее на них никак не отразилось. Кроме, разве что, пары синяков.
То был персонажный аспект, который, отчасти, можно списать на мои собственные ожидания от следующей книги. Но если закрыть на всё это глаза, то сама по себе детективная сюжетная линия тоже не вызывает восторгов. После масштабного кризиса в «Префекте» возгорание имплантов у пары тысяч граждан Блистающего Пояса как-то совсем не работает. Все жертвы остаются по большей части цифрами в устах персонажей (хотя сделай Рейнольдс хоть одну жертву кем-то близким одному из главных персонажей, всё могло сложиться по другому). Неминуемый твист и вовсе показался мне смехотворным, мало проистекающим из логики расследования. Даже параллельная линия флешбеков хоть и должна была, по идее, подготовить к финалу, но на деле лишь вносит сумятицу.
Думаю, Рейнольдс всё-таки рассчитывал на то, что провернутый им твист сработает, но получилось уж слишком нелепо (как надо делать подобные сюжетные линии, см. «Выбор Оружия» Бэнкса). Но даже это удручает не так, как уже ПЯТЫЙ случай амнезии персонажей в романах «Пространства Откровения». Да, да, вы не ослышались; здесь тоже кто-то вынуждено теряет или стирает себе память, и от такого сюжетного приема глаза начинают закатываться сами собой. Как будто мало было подобных, не побоюсь этого слова, дешевых приемов в «Пространстве Откровения», «Городе Бездны», «Префекте» и «Фазе Ингибиторов». Всему есть мера.
Рейнольдс уже анонсировал третью часть через пару лет, и, по всей видимости, именно туда он и решил перенести противостояние Авроры и Часовщика, одно из немногих интересных решений первой книги. В «Пожаре Элизиума» данный задел удостоился лишь пары коротких сцен. Не ждите здесь и детального описания «Бэлль Эпок» что в Поясе, что в Городе Бездны — Рейнольдсу это совсем не интересно. Вот вам четыре-пять вариаций на тему Святой Демократии, вот вам Избирательные Ядра, вот это и была высшая точка развития цивилизации Йеллоустоуна, о которой так много вздыхали потомки. И всё это лишь вызывает вопросы — зачем разгорелся этот самый Пожар? Больше было похоже на слабый костерок.
Hostis, 18 октября 2018 г.
Сиквел, который гораздо слабее первой части. Аластер Рейнольдс знаменит своими красочными, подробными и правдоподобным описаниями космических миров будущего и захватывающим действием, происходящим в них. В этой же книге ничего из перечисленного почти нет. Тот самый Блестящий Пояс на орбите Йеллоустоуна и сам Город Бездны описывается только чуть-чуть. Правда, мне еще в первой части показалось, что тему такой необычной цивилизации можно было бы раскрыть и больше, но здесь нет даже этого.
Такого экскурса во вселенную, как в романе «Город Бездны» здесь нет. В виде повести эта история смотрелась бы лучше. Действие в книге развивается крайне медленно и масштабы происходящего намного меньше, чем в «Префекте». Намек на сюжетную линию о поисках убийц Филиппа Ласкаля напрочь забыт и даже не упоминается. Присутствует любимый ход автора, про персонажа, который оказывается не тем, кем он думал и флешбеками с его прошлым. И это, пожалуй, единственная интересная часть книги.
Latte, 17 июля 2018 г.
Мне понравилось гораздо меньше «Префекта». Герои вяло перемещаются из одного места в другое, постоянные флэшбеки сбивают с толку, финальная интрига выглядит высосанной из пальца...
Не впечатлило.