Лю Цысинь «В память о прошлом Земли»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ) | Америка (Северная Америка ) | Австралия и Океания ) | Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы | Юпитер, спутники Юпитера | На орбите Земли | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Плутон, спутники Плутона )
- Время действия: Далёкое будущее | 21 век | Близкое будущее | 20 век | Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Изобретения и научные исследования | Контакт | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Долгожданный контакт с инопланетным разумом осуществлён.
Через каких-то 400 лет представители погибающей цивилизации Трисоляриса прибудут на Землю. Что делать человечеству сейчас? Ждать их, как друзей, способных научить новому, или как захватчиков?
Прочти, далёкий потомок, эту хронику о прошлом Земли, показывающую, что в масштабах Вселенной, как и в Истории, действуют суровые законы и ведущей является роль Личности.
Неофициальный перевод цикла на русский язык — в группе https://vk.com/club83926979
К циклу примыкает роман Баошу «Возрождение времени» (2011).
Хронологическая таблица эр:
Общая Эра: до 201… года после Р. Х.;
Эра Кризиса: 201… — 2208 гг.;
Эра Устрашения: 2208–2270 гг.;
Эра Пост-Устрашения: 2270–2272 гг.;
Эра Космической Передачи: 2272–2332 гг.;
Эра Космических Убежищ: 2333–2400 гг.;
Галактическая Эра: 2273 г. — неизвестно;
Эра Черного Домена для звезды DX3906: 2687—18 906 416 гг.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (29), английский (15), немецкий (2), украинский (4), болгарский (3), венгерский (5), китайский (10)
- /тип:
- книги (53), самиздат (3), аудиокниги (9), цифровое (3)
- /перевод:
- Ф. Бенкё (1), К. Бетц (1), О. Браатхен (3), О. Глушкова (13), А. Дранка (2), К. Лю (9), Д. Мартинсен (2), г-н Н. (2), Д. Накамура (8), З. Пек (1), С. Русинов (3), С. Саксин (4), А. Саньо (1), М. Хассе (1), Е. Ширинос (4)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ХельгиИнгварссон, 12 сентября 2019 г.
Где-то между Мао и Лао.
*** «Болезненное дежавю».
Чтение «В память о прошлом Земли» вызывает странное, тревожащее чувство. Ты словно раскалываешься надвое, одновременно осознавая чужеродность текста из Поднебесной и чувствуя его необъяснимую близость. Оттого ли это, что китайская Великая пролетарская культурная революция 1966-1976-го годов, с кровавых сцен которой открывается цикл, до боли напоминает события нашей не столь отдалённой истории? Оттого ли, что русскоязычный перевод трилогии сделан с её американской локализации? Оттого ли, что Лю Цысинь (1963-го года рождения) вырос на тех же произведениях западной и советской фантастики, что и мы? А может быть, причиной всему глобализация, и каждый читатель вне зависимости от нации будет обречён терзаться этой двойственностью?..
Лишь после прочтения всех трёх книг романа начинаешь догадываться о той работе, что проделал автор для создания эффекта «болезненного дежавю» именно у западного (или прозападного) читателя. Казалось бы, смысл – если не содержание – каждой из них, как и всего цикла, закодирован уже в заглавии, но кто из представителей европейской культуры всерьёз верит в предопределение? Нам всегда надо сначала побороться с фатумом, и «В память о прошлом Земли» будто бы предоставляет такую возможность. А что на самом деле? «Задача трёх тел» вводит в игру, завлекает, оперируя привычными категориями и облекая их в знакомые нам формы: коммунистическая революция, торжество практической науки, поиск внеземных братьев по разуму (и даже идеологии), долгожданный контакт с такой цивилизацией, обрётшая статус мировой религии глобальная сетевая компьютерная игра, триллер и детектив. «Тёмный лес» рисует футурологическую картину человечества, сплотившегося в борьбе против инопланетных захватчиков в лучших традициях космооперы, но образ испуганного ребёнка, внезапно осознавшего беспощадность окружающего мира и собственную смертность, меняет восприятие этого «героического полотна». «Вечная жизнь Смерти», с самого начала передав эстафетную палочку повествования женскому и восточному видению ситуации, окончательно выводит читателя из зоны комфорта и затягивает в пучину ориентального фатализма.
*** Ловля читателя на блесну.
«В память о прошлом Земли» – это, безусловно, фантастика, но так ли уж она научна? Текст поначалу прямо-таки пестрит специальной терминологией, часто он словно намеренно перегружен ею и популярными изложениями тех или иных теорий, но вскоре «выдыхается», и во второй и третьей книгах акцент смещается на социум и философию соответственно. Обратите внимание: Лю Цысинь преимущественно использует «открытия» и «технологии будущего», уже хорошо освоенные американской и советской фантастикой начиная примерно с середины 20-го века. Это борьба со скоростью света, космические паруса, нанотехнологии, беспроводная передача бытового электричества, информационные поля-экраны, индивидуальные «летающие самокаты», гибернация, искусственные спутники-поселения у газовых планет-гигантов, первые проникновения в смежные много- и маломерные измерения пространства и тому подобные штампы. В романе они даже объяснены на опережение диверсией пришельцев, «заморозивших» земную науку. Пожалуй, несколько выделяется на общем фоне более вольное, нежели раньше, обращение со звёздами и чёрными дырами, некоторые дополнения и другие мелочи, но в целом это ничего не меняет. Далее, сама ситуация вмешательства высшей недоброжелательной силы в земную науку отнюдь не нова, её, к примеру, использовали Аркадий и Борис Стругацкие в повести «За миллиард лет до конца света» 1976-го года. Компьютерная реальность как виртуальный полигон для социологических и научных исследований есть у Кодзи Судзуки в серии романов «Звонок» 1991-1999-х годов, а прогнозирование возможных путей развития религии – у Дэна Симмонса в цикле «Песни Гипериона», написанного с 1989-го по 1999-й годы. Наконец, Роберт Шекли и двуликий Генри Лайон Олди уже подарили читателям великое множество «безумных» миров. Продолжать в этом духе можно очень, очень долго, но зачем? Создаётся впечатление, что Sci-Fi здесь такая же декорация, как триллер и детектив, а внимание самого автора сосредоточено на чём-то другом. Быть может, это «что-то» можно назвать социальной фантастикой?
Общество будущего в изображении Лю Цысиня отличается от подобных моделей других фантастов прежде всего своим «пластичным непостоянством». Его можно сравнить с растительным миром, зависимым от почвы, воды, ветра, солнца и многих других факторов. Чуть только нарушится баланс в сторону любого из элементов, как вся эта трава, кусты и даже деревья тут же изменятся, подстроившись к новым условиям существования. Любопытно, что одной из форм для городов будущего автор выбрал именно «лес» из «деревьев», в котором «листья» – это отдельные здания, а «стволы» и «ветви» выполняют несущую и коммуникационную функции. Данная «гуттаперчевая» особенность общества проявляется во всём: в политике и законодательстве, отношении к «культу личности», видах религиозного или атеистического мировоззрения, морально-этических принципах, полоролевом поведении и внешности, образе жизни и просто моде. Что показательно, почти любые изменения преподносятся спокойно, не как отклонение от некой «нормы», и совершенно без желания эпатировать читателя, и это заметно прежде всего по восприятию следующих поколений персонажами, так или иначе продлевающими своё существование во времени. Неоднократно подчёркивается, что все происходящие с человечеством метаморфозы – отнюдь не результат эволюции, не развитие по заданной «генетически» или идеологически программе, не «взросление» общества как всякого живого и растущего организма, а именно приспособление человеческой популяции к постоянно меняющейся жизни. Увы, вся новизна темы и интерес автора к её изучению этим и исчерпывается. Тоталитаризм цивилизации Трисоляриса, всё повторяющийся психологический ребус из серии «Жизни на всех не хватит», прочие приспособленческие колебания, происходящие с людьми на Земле и в космосе, перечисляются и описываются, но не становятся ни объектом пристального исследования (или даже особого внимания), ни фоном для напряжённого или динамичного действия. Ни о какой утопии или антиутопии речи здесь и подавно вестись не может. Заявленная было «космическая социология» вообще оказалась настолько фантастической дисциплиной, что ушла лишь немногим дальше простого поименования.
*** Серп Кроноса.
Мы привыкли читать книги европейских авторов, очарованных, испуганных или неопределённо поражённых экзотикой «загадочного Востока», но в случае с Лю Цысинем нельзя сказать, что он, увлёкшись не менее загадочным для Китая Западом, зеркально их повторяет. Действительно, в цикле упоминается огромное количество знаковых имён западной культуры: Исаак Ньютон, Николай Коперник, Альберт Эйнштейн, Винсент Ван Гог, Леонардо да Винчи, Иван Тургенев… Но обратите внимание: как и в случае с научной терминологией, «основной удар» опять приходится на первую книгу, а до третьей дотягивают лишь действительно важные автору в контексте его произведения артефакты: будто учащая общаться без слов «Мона Лиза», неожиданно оказавшаяся реалистичной и даже реалистически написанной «Звёздная ночь», малоизвестное стихотворение в прозе «Порог» от создателя романа «Отцы и дети», исследователя феномена «нового человека» и нашего соотечественника, и немногие другие. Рискну предположить, что Лю Цысинь сравнивает на примере одного события, имеющего общечеловеческое значение – вторжения извне – традиционные западную и восточную культуры, противопоставляет их методы и отношение к жизни вообще. Приключенческая и даже социальная составляющие постепенно уходят на второй план, забываются, наконец-то уступая дорогу тому, ради чего всё, собственно, и затевалось – экзистенциальной проблематике и фантастике философской.
Не возьмусь утверждать, что верно понял авторские посыл и замысел, но у меня после прочтения «В память о прошлом Земли» возник целый ряд вопросов, и вот лишь некоторые из них. Способна ли на продолжение себя в достаточно далёкое будущее цивилизация Запада, начавшаяся с оскопления отца сыном в греческих мифах? Почему конфликт поколений у нас выражен настолько остро, что даже дикарские методы Кроноса и Зевса представляются гуманнее и прогрессивнее совсем уж скотского пожирания собственного потомства? Откуда у нас эта невозможность одновременного мирного сосуществования хотя бы двух поколений и нежелание «дать дорогу молодым»? Способна ли на самозащиту при встрече с равным или превосходящим по силе противником, на выживание вне зоны комфорта цивилизация, отказавшаяся от этой первобытной жестокости и утратившая вместе с ней варварскую жизненную энергию, скорость реакции и саму волю к жизни? Повлиял ли этот отказ на так называемые «стихийные первоэлементы», в разных пропорциях составляющие полноценные личность и общество? Не выродились ли из-за него изначальные мужское и женское начала, полностью утратив доли Огня и Земли? Способен ли породить хоть что-нибудь союз оставшихся Воздуха и Воды? Почему даже в цивилизованном и считающем себя гуманным обществе ставших действительно взрослыми и посмевших проявить свою самостоятельность сыновей до сих пор убивают? Почему ради того, чтобы остаться жить вместе с родителями, сыновьям приходится либо навсегда оставаться послушными великовозрастными детьми, не способными на инициативу, либо вовсе ритуально оскоплять себя, приобретая взамен черты столь приятной глазу, изощрённой в общении и утончённой в манерах феминности?..
*** Зеркало Лао-цзы.
В свете учения Лао-цзы «болезненное дежавю», или «когнитивный раскол» сознания западного читателя перестаёт существовать, а трилогия «В память о прошлом Земли» начинает приоткрывать свои глубинные смыслы. Вероятнее всего, в Китайской Народной Республике, на родине Лю Цысиня, следует считать объектом воздействия не западного, а прозападного читателя, а также предполагать несколько иное воздействие «возвращения к даосизму» на публику, но отрицание наличия этой философии в произведении представляется мне бессмысленным. Не предлагая познать Дао или понять сущность Дэ, хочу напомнить о принципе «недеяния», или, скорее, «деяния без борьбы», которым, к примеру, столь совершенно владел главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812-го года М. И. Кутузов в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого. Имеется в виду такое «ничегонеделание», которое на самом деле является тем внешне беспричинным, спонтанным действием, что видом, временем проявления и мерой своего воздействия максимально точно соответствует внутренней гармонии вселенной и самого человека, не нарушая их равновесия и, тем не менее, позволяет достичь этому человеку его цель кратчайшим путём. Принцип «деяния», или «деяния наперекор», соответственно, означает стремление достичь желаемое, основываясь на исчерпывающем знании, долгосрочном подробном планировании и точном расчёте, добиваясь своего любыми средствами, преодолевая все преграды и не оглядываясь на последствия, причём, как правило, действует разрушительно на окружающий мир и самого человека, а цель по достижении не всегда или не навсегда совпадает с действительно желаемым. Мне кажется, что именно противопоставление Запада-как-деяния и Востока-как-недеяния составляет суть основного конфликта трилогии, который, к тому же, так и не получает разрешения в сюжете, оставаясь в устойчивом равновесном состоянии и к финалу последней книги.
В присутствии «Старого младенца» Лао-цзы становятся понятнее многие до того неясные моменты и неожиданные повороты сюжета, в том числе пропущенные в качестве факультативных и прочитанные «по диагонали» как неинтересные или чуждые. Приобретают смысл, казалось бы, совершенно лишние описания репрессий научной интеллигенции Китая, в частности, сцена публичной пытки-унижения до последнего отстаивающих теоретические физические постулаты учёных и преподавателей. Жизнь Е Вэньцзе, конкретно её сопротивление переменам, месть за отца и последующее прозрение, частично переданное позднее одному из «отвернувшихся», начинает восприниматься эпиграфом ко всему циклу. Сама национально-политическая принадлежность «отвернувшихся» (Америка, Венесуэла, Британия, Евросоюз и Китай), их действия и судьбы были более чем аллегоричны и до того, сейчас же показали своё истинное место в сюжетной схеме и системе образов. Действия Чэн Синь и Ло Цзи (не слишком далеко от «Лао-цзы» на взгляд русского) перестают быть неожиданными, их наивные поступки получают фундаментальное философское основание, а удача – системное обоснование.
*** И снова монолог Гамлета.
Действительно ли в цикле присутствует социально-философский конфликт-противопоставление западного и восточного мировоззрений, не надуман ли он, не привнесён ли извне и позднее, после выхода «В память о прошлом Земли» за границы Китая? Предположим, его не существует. Проблема «привозного» характера возникновения КНР и её аналогичных европейским радикальных изменений традиционного уклада жизни от этого никуда не денется. Это предположение отнимет мораль и счастливую развязку у «сказки-притчи» о злом художнике и маге Остроглазе, преуспевшем в рисовании на западный манер, но не обученном восточному стилю живописи, тем самым лишив уже «Вечную жизнь Смерти» духовного зерна и сюжетообразующего ключа к спасению. Наконец, это оставит без объяснения деление всех значимых персонажей каждой книги трилогии на прозападных, традиционно-восточных (не обязательно китайских) и мятущихся духом между этими полюсами, а также параллельное сюжетное ведение попыток решения этими персонажами очередной проблемы мирового масштаба.
Почему основной конфликт произведения, по моему мнению, остался неразрешённым, «застывшим» в динамическом равновесии наподобие системы Трисоляриса? На это указывает оставленная Чэн Синь в глобуле персональной мини-вселенной искусственно созданная миниатюрная замкнутая экологическая система, которая, в свою очередь, предвосхищается просьбой оставить шарик с рыбкой, поступившей от реликта четырёхмерного пространства. Сколько-то килограммов массы, насильственно изъятых из «вселенского уравнения», которому для сохранения равновесия может быть важен каждый атом! Не слишком ли рискованная прихоть? Истинность «восточного стиля», казалось бы, стала всем очевидна – и вдруг такое граничащее с безумием нежелание класть все яйца в одну корзину. Или это следует понимать как очередной спонтанный импульс даосского «недеяния»? Весь цикл, как один по-разному заданный вопрос, оставленный без ответа, как чьё-то письмо в бутылке, отданное на милость океана.
alekscooper, 28 февраля 2024 г.
Честно говоря, удручает немного отношение наших читателей к этой трилогии. Какой-то снобизм, что ли. Ну, понятное дело, что автор, может, и имеет какие-то проколы в плане логики и сюжетного развития (кстати, а вы пробовали вообще написать страниц 40-50 художественного текста? Я пробовал, это адский труд в плане выдержки здравого смысла в десятках детали — времени суток, освещённости, течения хода событий и т. п. Это очень сложно, ты можешь сам запросто забыть, что у тебя было 10 страниц назад. Это только кажется, что писатель помнит все свои книги наизусть).
Так вот, трилогия отличная. Самое главное — у автора работает фантазия. И ещё мне нравится, что он не боится быть нежным и лиричным. Кстати, по всей видимости, Лю неплохо знает русскую литературу, потому что у него в трилогии упоминаются Гоголь и Тургенев. Да и в целом Россия в книге немножко, но есть (понятное дело, что трилогия — китаецентрична).
На последней книге меня кидало от пессимизма до какой-то усталой надежды, впервые я ощутил тоску по Земле как по нашему общему дому (я не глобалист ни разу), и последние страницы дочитывал с мыслью, мол, сжалься уже над человечеством, итак жизнь хреновая, что в реальности, что в книгах.
В целом, Лю написал отрочество человечества. Если Кларк написал конец детства, то тут — конец отрочества (кстати, видимо, Лю и сам закидывает в одном месте такую версию).
Подытоживая, очень хорошо, что такая трилогия написана. После развала СССР Россия попрощалась и с космосом, и с наукой, и с фантастикой. Что ж, может, у китайцев получится.
Deliann, 13 сентября 2023 г.
О трилогии «В память о прошлом Земли» Лю Цысиня я узнал, когда она ещё отсутствовала в наших книжных магазинах, и прочитать её можно было лишь в электронном виде. Тогда желания знакомиться с китайской научной фантастикой не возникло. Бывает так, что на самые любимые книги натыкаешься абсолютно случайно. А бывает, что ноосфера усиленно тебе что-то подсовывает, а ты как можешь уворачиваешься. Касательно творчества Лю Цысиня у меня как раз второй случай.
Время шло, «Задача трёх тел» вышла у нас официально, я задумался о покупке, но узнал, что это перевод с перевода. То есть на русский перевели с английского перевода с китайского. Я такое не люблю, и желание покупать книгу пропало. А время продолжало идти. Вот уже вышла вся трилогия, анонсировали издание омнибуса, появились новости об экранизации, друзья и знакомые всё чаще стали спрашивать моё мнение о «Задаче трёх тел», поэтому я вновь задумался о покупке. Открыл ознакомительный фрагмент, прочитал его, и желание покупать книгу опять исчезло. Слишком сухой стиль, слишком не вдохновляющие персонажи, да и общая идея не сказать, что прям очень интересная. Но любопытная. Поэтому нынче, когда в моё инфополе опять начала просачиваться информация о трилогии, я понял, что вода камень сточила и прочитал все три романа залпом. И вот что из этого получилось.
• «Задача трёх тел». Китайские учёные решают найти инопланетян и транслируют в космос радиосигнал. В ответ инопланетяне просят им больше не звонить. Однако люди просьбе не внимают, что и выливается в сюжет романа, в котором инопланетяне где-то там, а детективный триллер с загадочными смертями, аномалиями и китайской культурой где-то здесь. От книги я получил примерно такие же впечатления как от НФ шестидесятых, только сделать скидку на возраст не получилось, ведь «Задача трёх тел» – это продукт ХХI века. Впрочем, пока Лю Цысинь писал про людей, было ещё довольно интересно, но всё, что связано с инопланетянами, особенно их мотивация и методы, вызывает только нервный смешок и недоумение. Видимо «Ложная слепота» Питера Уоттса слишком сильно задрала планку моих требований к твёрдой научной фантастике. Так что дальше читать пришлось, стиснув зубы и приглушив своё критическое мышление.
• «Тёмный лес». Злые пришельцы летят к нам в гости. Летят не очень быстро, лет через 400 доберутся. Естественно, человечество хочет оказать достойный приём. Поэтому срочно разрабатываются планы, двигается научный прогресс, все бегают и суетятся. Чтобы суеты было ещё больше, инопланетяне отправили вперёд себя элементарные частицы, оснащённые искусственным интеллектом, которые могут и шпионить, и диверсию проводить. Человечество же в ответ выдумывает великолепный план, надёжный как швейцарские часы. Короче, четыре избранных по отдельности пытаются тайно разработать достойный ответ пришельцам, а те стараются всё выведать и всем помешать. Выглядело это как в анекдоте, только вместо обычных американца, немца и русского нам предлагают: американца, венесуэльца, британца и китайца, которым дали задание встретить инопланетян. Читался роман хуже первой части, но обилие неожиданных поворотов, подчас до смешного глупых, немного скрашивало процесс.
• «Вечная жизнь Смерти». Казалось бы, финал предыдущей части намекал на завершение конфликта людей с пришельцами. Но нет, одни оказались глупыми, а вторые – вероломными. Так что человечество продолжило разрабатывать ещё более великолепные планы вопреки всему. В первую очередь вопреки авторскому решению понизить уровень интеллекта людей. И вот эта книга оставила смешанные впечатления. Вроде и масштаб мне понравился, и смена ориентиров на космооперу пришлась по душе, и отдельные элементы, типа сказок хороши. Но персонажи вызывают только раздражение, а от логики сюжета я устал еще в первой трети романа.
Как итог, шесть баллов всё-таки поставлю. Но, пожалуй, ничего бы не потерял, если бы решил оставить трилогию непрочитанной.
Папашкин, 18 декабря 2019 г.
Прочитана последняя страница «Вечной жизни смерти», третьей книги цикла китайского автора Лю Цысиня «В память о прошлом Земли».
Книга закрыта. И в голове звенящая пустота.
Не от того, что книга не оставляет никаких отпечатков на своих читателях, вовсе нет. Как раз наоборот.
Но обо всем по порядку и по чуть-чуть.
* Задача трёх тел.
Прочитана на одном дыхании, несмотря на довольно сложную передачу информации (множество научных терминов и законов) и не сильно витиеватый, круто закрученный сюжет. Я не нашел проблемы в том, что, как некоторые говорят, в книге мало действий. Да, книга отлична от американских или европейских представителей НФ, но плавное течение книг китайского писателя-фантаста — скорее достоинство книги, а не её недостаток. Наверное у китайских писателей в крови вплетать философию в свои произведения (и я сейчас говорю про «тонны» филосовских мыслей).
* Тёмный лес.
Для меня бесспорно самая сильная книга трилогии. Центр всего повествования. Основной посыл автора вы найдёте именно здесь. В сравнении с первой книгой серии, «Тёмный лес» вобрал в себя ещё больше размышлений героев книги, уменьшив тем самым action-time повествования. Появились разрывы пространства, из-за которых уже приходится держать в голове не только действия и героев, но и хронологию происходящего.
* Вечная жизнь Смерти.
Не смерти. А именно Смерти. Ведь так к ней относится автор в своей третьей книге. Леденящее продолжение истории человеческой цивилизации. Хрупкость нашего с вами мира. Бренность бытия. И Вселенной как таковой. Если в первой книге скорость повествования была сопоставима со скоростью едущему по автостраде автомобилю, а второй — со скоростью авиалайнера, то тут вы столкнётесь с первой космической — такого временного разрыва между началом и концом книги я его нигде не встречал.
Что понравилось:
- Интересный подход и стиль книги (частично за это спасибо переводчикам — как англоязычным, так и родным, которые перевели сей труд со всей тщательностью и скрупулёзностью)
- Мир НФ глазами азиатского автора
- Отличная задумка мира и его реализация на бумаге
Что не понравилось:
- Концовка могла бы быть менее скомканной
- Сложность китайских имён и фамилий
Я сейчас не хочу говорить о политике в книге, о дискриминации остальной части мира. Каждый автор в большей степени на первый план будет выводить свою расу. И это нормально.
Я сейчас не хочу говорить о том, сколь плоски или объёмны проекции протагонистов и антагонистов в цикле. Этот цикл не об этом.
Я скажу только лишь, что это один из самых интересных современных НФ-циклов, что я читал.
Ах да, ещё кое что.
Спасибо автору, теперь я стал иначе думать о космосе :)
vas9500, 18 декабря 2018 г.
Как много восторженных отзывов. Судя по всему их авторы не читали приличной литературы вообще и фантастики в частности. В данной трилогии плохо всё.
Начиная с абсурдных псевдонаучных допущений, плоских ,картонных персонажей и их нелогичных поступков, и заканчивая совершенно необоснованными
выводами и скучным сюжетом. Исключение это первые 2/3, первого тома посвещенные эпохе культурной революции, там все интересно и самобытно, а все остальное
это писанина уровня Головачева и Петухова.
fsherstobitov, 23 июня 2023 г.
Весьма амбициозный по размаху цикл. Мне показалось, что амбиции автора росли от тома к тому. Первая книга — во многом локальная земная история про первый контакт и его последствия. Вторая уже включает в себя межзвездные полеты длительностью в сотни лет и раскрывает авторский взгляд на космос. Третья проносит читателя через миллиарды лет, параллельные вселенные и
Мне понравилась научная сторона книг. Лю Цысинь обосновывает, на мой взгляд удачно, продвижение цивилизации в космос глобальными научными открытиями, к примеру, люди не могли начать колонизацию солнечной системы пока не открыли термоядерный двигатель, а массовых межзвездных перелетов не случилось и после этого. В общем, все что связано с авторским взглядом на развитие технологий читалось с интересом и доставляло удовольствие.
Не понравились описания социальных явлений и поступков людей. Слишком все схематично и однобоко. К примеру, пересказ первого контакта людей с другой цивилизацией:
- Привет, Марсиане! Мы Земля!
- Привет, Земля! Лучше нам не пиши, иначе прилетим и вломим люлей так, что мало не покажется!
- Да все равно прилетайте, а то мы тут сами не знаем как нам жить
- Ну ладно, жди, корабли выслали, как долетят — всех вас вырежут до последнего человечка!
- Ой, божечки! Что же делать? Нас убивать будут :-(
Вот реально, если проанализировать действия Е Веньцзе в первой книге, то все сведется к примерно такому диалогу! Ну не верю я, что ученый может так упрощенно смотреть на мир, не принимать в расчет реальность угрозы другой цивилизации.
Много вопрос и к главной идее всей серии — метафоре космоса как темного леса. На мой взгляд, это тоже упрощенный и однобокий взгляд на мир, в котором все друг другу — враги и пытаются всех вокруг перебить. Если взглянуть на историю человечества, то мы увидим, что между разными народами бывают разные отношения — кто-то воюет, кто-то торгует, кто-то просто живет мирно и никуда не лезет. Но впечатлительным подросткам, конечно, может показаться, что автор прав, так оно и есть и только так и может быть.
Я не пожалел, что потратил время на чтение данного цикла, это было местами увлекательно (особенно первая книга), местами непросто (ближе к концу третьей), но при этом не могу сказать, что это произведение перевернуло мое представление о мире.
ledje91, 12 апреля 2024 г.
Я сразу заметил, что оценки у книг данного цикла сильно контрастируют. Самые рейтинговые отзывы на 2-3 балла, а чуть ниже 9-ки и 10-ки. Часто такие низкие оценки я вижу от людей, чьи вкусы и подход к чтению сильно различаются с моим, т.е. я не знаток фундаментальных наук и не воспринимаю фантастику «на серьезных щщах» и могу допускать какие-то грубые фантастические элементы, являющиеся полетом фантазии автора и невозможные в реальности. Именно поэтому на такие отзывы, где кто-то с ходу докапывается до деталей или «расчеркивает широкой кистью» без аргументов что всё плохо и читать невозможно, а вот Стругацкие!... я стараюсь не обращать внимания. Благо, что положительных отзывов достаточно, они и сподвигли меня на прочтение.
Первая книга самая слабая из трилогии, но она все равно достаточно увлекательная и для меня была свежей в плане идей. А вторая и третьи книги читаются намного легче и написаны лучше. Что касается содержимого — я никогда не читал ничего похожего. Конечно же я читал фантастику, но именно такого развития я ещё не встречал, поэтому никаких подробностей расписывать даже не хочется — куда не ткни, сплошной спойлер будет. В целом — это очень хорошая, интересная и свежая трилогия. Для меня это не шедевр, конечно, но читать было увлекательно, хорошо и добротно.
obvilion, 10 сентября 2023 г.
Цикл средненький. Научной фантастики мало, логических ошибок масса, художественная составляющая не впечатляет, драматургия есть, но слабенькая, учитывая описываемые в книгах события. Автор не смог показать себя ни как литератор, ни как мыслитель, создав плохопродуманную и плохорассказанную историю. В книгах цикла концовки неплохие, но не хватает полёта мысли на мой взгляд, которого в избытке у Станислава Лема, например, который может полкниги рассказывать про выдуманную им планету, её историю, её эволюцию и обитателей, при этом раскрываясь и как философ и как мыслитель, но не как литератор, а может расписывать визуальные какие-то события с той же дотошностью, раскрываясь как литератор, но не раскрываясь уже как драматург. Лю Цисыня же, кроме как за идеи концовок, хвалить не за что на мой взгляд.
Задача трёх тел.
Слабейшая книга из цикла.
Злые инопланетяны портят эксперименты завязанные на ускорители частиц и физики, разуверившись в законах физики, выпрыгивают из окон и погибают от воздействия гравитации, потому что «физики нет». Так себя ученые и ведут, да. Затем умные люди бегают по всей квартире с бильярдным столом, чтобы один из них потом сказал «вот видишь, физика работает. А иногда — нет!» (на этом моменте я заржал) — это вот так работники умственного труда между собой опытом делятся, параллельно восполняя дефицит физической активности. Автор неосознанно выставляет своих героев клоунами уже не в первый раз. В современности постаревшая героиня организовала секту с целью уничтожения человечества, мол она дзен познала, то есть самую суть человеческой природы, но так как героиню уже заявили как дуру, ничего удивительного, что она не понимает природу человека. Насколько я понял, вот так автор пытается провести логическую связь между пятнадцатилетними школьницами, убившими её отца, и желанием уничтожить всё человечество, только тут получается, что эти тупоголовые детишки из первых глав имели претензии к одному человеку конкретному, а у героини почему-то претензии ко всему человечеству, при чём в радикальной форме, то есть мотивация гораздо глубже её детской трагедии. Автор обесценил драматургию первых глав, они в книге стали просто лишними, вырежи их, и не изменится ничего, вообще. Как героиня секту организовала и как секта функционирует — отдельная тема. Впрочем, если всё описанное мной ранее назвать «стиль Лю», то всё в том же стиле. Видеоигра для вербовки в секту, которая непонятно как работает и почему там пользователи с именами известных учёных а не megapihar9000, при этом требует VR интерфейс со спецкостюмом, которые по логике дорогущие и недоступны для абсолютного большинства «геймеров». Видеоигра притянута за уши, просто чтобы как-то связать секту с инопланетянами в более «невинном» ключе, в ущерб логике. Учитывая, что всю информацию читатель и герои книги получают прямым текстом, видеоигра эта вообще читателю ненужна, описать жизнь инопланетян автор мог и другим способом, но она нужна чтобы как-то оправдать существование секты, которая, впрочем, тоже не нужна. Собрания секты на уровне детского сада, ни конспирации, ничего, как будто междусобойчик какой-то. Автору надо было описывать как инопланетяне сговариваются с определёнными группировками/странами на земле, уже сформированными и заинтересованными в борьбе с крупнейшими экономиками Земли, снабжать их информацией и через них вести подрывную деятельность, а не использовать притянутую за уши секту, к которой притянута за уши видеоигра. И это половина книги, худшая. Само собой не весь бред описал, там ещё есть масса моментов, но они не столь существенны.
Вторая половина книги, когда автор отходит от современности и от истории, более менее получилась, но осадочек остался до конца.
Тёмный лес.
Сильнейшая из цикла, но не без бредятины в основе. Стоит отметить, что после первой книги, последующие ругать уже не шибко хотелось, настолько она плоха получилась.
Проблема второй книги — это операция «отвернувшиеся». В чём суть. Есть значит суперпротон, сливающий информацию врагам, и решено значит выбрать людей, которые план у себя в голове будут держать и всё, этих людей назвали «отвернувшимися». Автор при этом описывает, что для валидации информации используются сектанты из первой книги. То есть объемы сливаемой информации, упираются в сектантский ресурс. Теперь давайте прикинем в уме, как у нас в современности валидация информации происходит. Сбили самолёт, через час уже в новостях заголовки «самолёт сбит Америкой» в Америке «самолёт сбит Россией» и т.д., истина никому не нужна, но при этом эту информацию всё равно надо валидировать, прежде чем использовать, без валидации все наши предположения мы можем записать на бумагу и слить в унитаз. Приходит разрушитель к отвернувшимуся, описывает его план, а отвернувшийся ему в ответ «не угадал» и всё, сектанты вынуждены дальше акцентировать внимание на отвернувшемся, просто потому что они не могут валидировать его слова. При этом автор то описывает крайне небольшой поток информации, мол из 7 млрд. людей активных человек 100, а это не так, все что-то говорят и делают, а суперпротон он как определяет за кем следить, за кем не следить, кого подслушивать, а за кем подсматривать? Это одна проблема. Вторая проблема, а почему отвернувшихся 4, а не 1000? Какая разница? Сказали по телевидению (как на примере с самолётом), что выбрали 1000 человек, а выбрали на самом деле 10000, пусть сектанты не за четырьмя следят, а за тысячами, запутать информационные потоки легко. А почему сектантов-разрушителей всего 4? Автор опять в угоду некой идеи, закрыл глаза на логику. Информационный шум выглядел бы гораздо убедительнее, чем просто 4 сектанта-разрушителя, приходящих в гости к 4 отвернувшимся. Сама же идея Тёмного леса неплохой показалась.
Вечная жизнь Смерти.
Средненькая книжка вышла. Даже награду можно выдать за самого бесполезного и скучного главного героя, которого тащат за ручку по всей книге, и который почти всегда бесполезен. Концовка слабовата, но не из-за своей идеи, а из-за того, как автор её преподнёс.
Можно ещё сказать, что концепция «устрашения» бредова, и даже сам автор поплыл в ней, то говоря, что можно посчитать % устрашения, то говоря, что его оценить невозможно. Непонятно, почему инопланетяне не использовали ту же концепцию, пользуясь технологическим преимуществом. То есть надо было заготовить корабли для эвакуации и готовиться к эвакуации, а потом, когда всё будет готово, сказать землянам, что они могут самоубиваться сколько влезет, давая понять, что земляне своим самоубийством не убьют врага, а дальше смотреть за результатом. Так как невозможно убедиться, что враг не отправит в тёмный лес твои координаты, даже если ты оставишь его в покое, инопланетяне, будучи разумными существами, подготовились бы и к самоубийству Земли.
Ed Kalish, 8 декабря 2020 г.
После Лю читать (и писать) фантастику по-прежнему уже невозможно.
Примерно так же выход «Имени розы» разделил историческую прозу на эпохи «до Эко» и «после Эко».
Не сомневаюсь, что многие авторы – и талантливые, и не очень – проигнорируют это и продолжат сочинять книги так, будто никакого Лю нет на свете. Многие вообще считают его трилогию неудачной («...а отдельные творческие единицы решили просто, что серия провалилась»). Это нормально. Но это ничего не меняет. Очередной эволюционный шаг сделан.
Что такое SF? Science fiction, или speculative fiction; в любом случае – литература для размышления. Чего мы ждем от фантастики – так это интеллектуальных приключений. Приключений мысли. Добавим: приключений в интеллектуальном «сеттинге», заданном текущей естественнонаучной картиной мира и сопутствующей методологией (именно поэтому нельзя отнести к SF, например, рассказы Борхеса). Хорошая SF – это книга, читатель которой будет хотя бы время от времени ахать и чесать в затылке не от внезапных фабульных и психологических поворотов, а от чисто интеллектуальных трюков, проделываемых автором.
Такую SF умеют писать очень немногие, и Лю – бесспорно, один из этих немногих. Он захватывает читателя интеллектуальными приключениями еще в первой книге, когда их размах по меркам этой трилогии невелик, и не отпускает до конца.
Абзацем выше я намеренно употребил слово «трюк». Да, этому автору отлично удаются сюжетные и логические фокусы, он умеет заинтриговать. Но это отнюдь не все. Когда во второй книге он доходит ни много ни мало до построения оригинальной космологической гипотезы – тут уж я не знаю, кем надо быть, чтобы не задуматься всерьез. Модель Вселенной получилась вполне захватывающая (верная или неверная – вопрос совсем иной). Известно, что острая мысль далеко не всегда сочетается с легким стилем, но Лю сумел найти компромисс: манера его письма очень user-friendly, читать ничто не мешает; четкая прозрачная проза, по которой летишь, как велосипедист по лесной дороге в хорошую погоду. И ждешь: какая новая грань мира, прекрасная или страшная, откроется за следующим поворотом?..
Как и любая великая книга, трилогия Лю имеет множество недостатков.
Прежде всего, её нельзя отнести к твёрдой НФ. Образец нынешней твёрдой, и даже сверхтвёрдой, научной фантастики есть под рукой – это «Ковчег 47 Либра» Бориса Штерна; роман прекрасный, но совершенно в другом роде. У Штерна ничто нигде не выходит за пределы современных, свойственных первой четверти XXI века, научных представлений, для него это принципиально. Однако не будем забывать, что твёрдая НФ – лишь локальный поджанр фантастики. В конечном счете мы читаем фантастические книги не ради научной конкретики, а ради приключений мысли, для которых научные факты служат материалом. Ради своих задач автору можно делать с этими фактами ВСЁ: хоть переименовать звезду, хоть изменить ход планет в системе Альфы Центавра, хоть изобразить плоскую Землю. Anything goes. Ты либо мыслишь (по возможности попутно развлекаясь), либо нет.
В трилогии Лю нет богатых психологических портретов, бурлящих потоков сознания и прочей субъективной аналитики в джойсовском духе. Единственная любовная история там насквозь неправдоподобна; собственно, то же самое можно сказать и о психологии центрального героя – Ло Цзи. Всё это никоим образом не значит, что Лю не умеет создавать ярких персонажей (кто читал, пусть вспомнит хотя бы бесцеремонного Да Ши) или что ему неинтересны люди. Или что он пренебрегает темой любви. Умеет. Интересны. Не пренебрегает (обратите внимание, например, на «Сказки Янцзы»). Но Лю – определенно не Джойс. Больше скажу: он, внезапно, вообще не европейский писатель. Вот здесь-то, как мне кажется, собака и зарыта.
Что такое трилогия Лю? Это уникальное и очень удачное слияние западной традиции научной фантастики, представленной Азимовым и Кларком (которых Лю точно любит) с древней традицией дальневосточной эпической прозы, представленной, например, великим «Троецарствием» (на которое там тоже можно выйти по цепочке ссылок). Возьмите образцовую НФ на уровне Кларка или, страшно сказать, Лема, и напишите её в манере Ло Гуаньчжуна, – по возможности адаптируя к современному читателю, но оставив традицию живой. Слабо? Ах, не слабо?.. В общем, именно по этому рецепту трилогия Лю и сделана.
Отсюда же вытекает и еще одна особенность Лю, а именно его любовь к истории. В китайской культуре история вообще занимает огромное место. Заглавие трилогии не случайно, как не случайно и обилие исторических эпизодов (особенно в первой книге), и некоторый общий угол зрения. «Они герои, да? – Нет. – Они злодеи? – Нет. – А кто же они тогда? – История».
Трилогия «В память о прошлом Земли» (или как там ее в итоге назвали) – безусловно единое произведение. Составлять впечатление о ней по первой книге ни в коем случае нельзя. От книги к книге там всё сильно меняется, не переставая, однако, быть целым. Это не три книги, а одна – просто толстая.
Единственное, что лично мне не понравилось, это перевод названия третьего романа. Мне кажется, это должен быть КОНЕЦ СМЕРТИ. Английский перевод, сделанный блестящим Кеном Лю, именно так и называется: «Death’s End». В остальном перевод трилогии на русский очень хорош. Он соответствует главному критерию: читается как хорошее русское прозаическое произведение, чего нельзя сказать о многих других (даже современных) переводах фантастики. Ну ведь и переводили не случайные люди, а те, которые этой книгой поначалу просто увлеклись.
Что же до Ло Цзи и иных необычных персонажей, то тут, мне кажется, всё тоже очень по-китайски, в традиционном русле этой прекрасной рационалистичной и антропоцентричной культуры. «Я не верю, что существует разумная сила, способная влиять по своему усмотрению на мою жизнь. Но я верю, что бывают на свете очень странные люди. Я просто знаю это».
dl, 4 марта 2018 г.
Цикл довольно бодро начинается, сваливаясь во втором романе в объяснение всего мироздания весьма спорной концепцией, в третьей книге продолжается натягивание совы на глобус, усугублённое мэрисьюшностью главной героини.
Читая, ловишь себя на мысли, что если таково китайское отношение к сосуществованию цивилизаций, всем прочим странам стоит очень сильно напрячься.
Что касается художественного уровня — ну, персонажи Казанцева и Ефремова по сравнению с этим являют верх психологизма.
Нортон Коммандер, 10 марта 2020 г.
Долго не решался ознакомиться с этими романами. Отпугивали противоречивые отзывы, многие ставили совсем уж низкие оценки. Теперь, прочитав трилогию, могу сказать, что лишний раз убедился в том, насколько у людей разные вкусы. Если это плохая фантастика, то что тогда хорошая?
Кроме того, слишком экзотичным казалось, что автор китаец. До этого китайскую фантастику не читал; опасался, что трудно будет воспринимать китайские имена. Опасения не оправдались, читаются книги Лю Цысиня легко. Многие в отзывах прямо указывают на особенности китайской психологии в этих книгах. Мне же показалось, что у нас с китайцами намного больше общего, чем разного; не такие уж они и «инопланетяне» для нас. (Кстати, обратная картина у меня получилась с современными польскими авторами. Вот где сложность и непонимание, несмотря на этнографическую близость.)
Теперь немного впечатлений от отдельных романов трилогии.
- «Задача трёх тел.» —
Этот роман вернул мне давно забытое ощущение чтения захватывающей книги, когда она увлекает настолько, что не хочется анализировать, сравнивать, искать недочёты. Главный герой сталкивается с совершенно необъяснимыми явлениями, которые оказываются связаны с инопланетной сверхцивилизацией, населяющей соседнюю звёздную систему. Эти инопланетяне — трисоляриане — получают сигнал с Земли и приступают к захвату нашей планеты. Да, система Альфы Центавра в реальности не такая, как в романе, но это не портит впечатления.
- «Тёмный лес.» —
Здесь Лю Цысинь предложил оригинальное объяснение парадоксу Ферми, которое не хуже любого другого. Флот Трисоляриса движется к Земле. Земля для них как открытая книга. Единственное место, где от них можно скрыть информацию — мысли человека. Хватаясь за эту единственную возможность человечество создаёт проект «Отвернувшиеся». Очень интересно было следить за тем, как Отвернувшиеся пытаются осуществить свои планы и победить инопланетян. В этом романе другой главный герой. Отношение общественности к нему постоянно меняется — его то презирают, то возлагают надежды на спасение мира.
- «Вечная жизнь Смерти.» —
В предыдущем романе была отличная концовка, но третий роман ведёт нас дальше. Человечество готовится к атаке «тёмного леса». Трисолярис — сверхцивилизация в сравнении с землянами, но в галактике существуют гораздо более могущественные силы, для которых трисоляреане — дети по меркам вселенной. Именно от такой силы и стараются спастись жители Солнечной системы. Один из героев передаёт людям информацию, которую он зашифровал в виде волшебных сказок. А главной героине предстоит пройти сквозь огромное количество лет, как обычных так и световых.
Произведения Лю Цысиня в чём-то похожи на произведения классиков и ярких современных авторов научной фантастики, а в чём-то уникальны. Он, как оказалось, действительно талантливый автор, способный по настоящему заинтересовать и захватить внимание, держать интригу. Предугадать развитие сюжета совершенно невозможно. Для меня трилогия «В память о прошлом Земли» оказалась редким открытием, поразившим воображения не меньше, чем лучшее из лучшего, ставшая в один ряд с «Марсианскими хрониками» Брэдбери, «Полуденным циклом» Стругацких, «Спином» Роберта Уилсона и «Ложной слепотой» Уоттса.
Xocotl, 11 июля 2024 г.
Путешествие от Китая до края Вселенной :)
Трилогия Лю Цысиня «В память о прошлом Земли» — это не просто научная фантастика, это настоящий удар по сознанию, который заставляет по-новому взглянуть на место человека во Вселенной. Это путешествие, которое начинается с знакомых нам проблем современного мира и уносит нас к далеким звездам, где человечество оказывается перед лицом таких вызовов, о которых мы можем только догадываться.
Больше всего поражает способность автора мыслить масштабно. Цысинь не просто придумывает фантастические миры, он создает целые цивилизации со своей историей, культурой и философией. И на фоне этой грандиозной панорамы разворачиваются человеческие драмы, полные трагизма, надежды и отчаяния.
Помню, как меня в свое время поразила концепция «тёмного леса». Эта леденящая душу мысль о том, что
Не могу сказать, что все в трилогии мне понравилось. Некоторые персонажи вызывали откровенное раздражение, а сюжетные повороты в третьей книге казались натянутыми. Но даже в те моменты, когда я был не согласен с автором, я не мог отрицать силы его воображения и глубины его мысли.
«В память о прошлом Земли» — это книга, которая заставляет задуматься о том, кто мы такие и какое место занимаем в этом огромном и непознанном мире. Она оставляет после себя долгий шлейф размышлений и эмоций, которые не забудутся еще долго. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается главная сила настоящей литературы.
vam-1970, 22 июля 2019 г.
Первое чувство после прочтения — ничего другого из научной фантастики читать не хочется, настолько высоко поднял планку Лю Цысинь. Не знаю, сможет ли кто-либо из современных писателей написать более весомую вещь. У меня пока таковые не просматриваются.
Мощное философское произведение. Все три романа разной направленности и друг на друга не похожи по стилю, что делает честь автору. Постоянная интрига на протяжении всего повествования, притом успокаивающая. Когда начинаешь привыкать к стилю изложения автора, то читаешь с неослабевающим интересом — в конце всегда неожиданный разворот сюжета. Ни одну интригу не удалось предугадать! Очень много выдумок автора, логически выверенных. Чего стоит только разработка плана «Отвернувшиеся». Сюда же философия Темного леса. Сюда же сказки Юнь Тяньмыня — с точки зрения литературы это вообще гениально!Сейчас в наше время даже написать сказки простые — это уже не встречается.
Даже удивляюсь — как это инженер стал таким писателем? Стратегическое мышление автора выросло из истории самого Китая — одной из древнейших сохранившихся цивилизаций, где мышление связано со столетиями.
Можно рассматривать цикл как Инструкцию для земной ООН, если она ещё на что-то годится. Инструкцию как управлять планетой в нормальных и кризисных ситуациях.
Теперь о тематике и проблемах, затронутых Лю Цысинем.
1. Стоит ли заявлять о себе во весь голос, что мы есть? Нет, не стоит и следует очень подробное логическое обоснование такого поведения. Главная цель любого живого вида -выжить! любой ценой. Это генетически заложено. Мы можем гипотезировать, что инопланетяне разумные и гуманные, но они тоже хотят выжить.
2. Как поведёт себя население планеты в случае глобальных кризисов? Деструктивно! К этому тоже надо быть готовыми.
3. Что можно противопоставить инопланетной цивилизации, на столетия и тысячелетия опередившей нас? Хитрость и Разум и только — больше ничего. Никаких надежд.
4. Стоит ли иметь на планете единое правительство? Стоит! И надо быстро объединяться, иначе разрушим планету и среду обитания.
Многое из описанного автором требует скептицизма по факту незнания нашего. Но автор смело описывает свои научно-фантастические мысли : свертывание измерений и жизнь в них, скорость света не предел и ...
Отношение древних цивилизаций к подобным нашей.
Если мир Вселенной реален как его описывает автор, то страх за будущие поколения. Но уж очень всё у него логично.
эрмак, 6 января 2022 г.
Приветствую всех!
Пару месяцев назад листая Фантлаб в поисках что почитать наткнулся на этого автора. С китайской фантастикой я не особо знаком, так что он натолкнул меня на накоторые раздумия. Пролистав библиографию и найдя «Блуждающую землю», я вспомнил, что смотрел фильм по той книге, и в целом, что по сюжету, что по съемке это был вполне себе традиционный голливудский блокбастер. Прикинув, что в книгах будет врятли что-то совсем уж принципиально другое, я решился, и взял весь цикл «Воспоминания о прошлом Земли» прочитать, начиная, собственно, с «Задачи трех тел». Читая у меня появилась мысль, прочитав все 4 книги эта мысль укрепилась, и сейчас, спустя месяц я созрел для написания отзыва. Мысль эта в самом коротком виде звучит как «Да это же китайский Ефремов на минималках!». И мне это нравится.
Сложно, читая Лю Цысиня от этой мысли отделаться. Причем добавка «на минималках» тут стоит как чёткий плюс автору. Дело в том, что на мой взгляд они очень похожи и по сооружению в момент написания, и по идеям которые они несут, и по желанию нести свои идеи всетаки опираясь на науку, тоесть твердую фантастику делая. Разница тут в том, что если у Ефремова занудство просто через страницу выпирает, и идеи победившего коммунизма мелькают ещё чаще, то у Цысиня это всё подано легко и с предысторией. Человечество у него не сплачивается в едином порыве в сильно отдаленном будущем, а идет к этому шаг за шагом во всех 4-х книгах. Девиз «всё ради цели» тоже на распространен на планету и это часто закручивает сюжет, но тем не менее рад героев живут с такой идеей, а сам образ Китая как государства подан в ключе, что его сильная сторона в возможности так сплотиться. Занудных огромных рассуждений тут на много меньше, а сами они не такие тяжелые. Можно много аналогий между ними проводить, и Цысинь будет выигрывать, но это уже начнет раскрывать сюжет, и я остановлюсь.
Отдельно мне понравилось то, что автор старается максимально адекватно подать научную сторону соответствующих действ в книге. То, что сейчас является константой в физике, математике или астрономии идет константой и у него, без каких-либо «новейших открытий», волшебным образом решающих принципиальные проблемы. Область фантастики в книгах раскрывается малореальным сюжетом самим по себе, плюс некими фантазиями в тех областях, которые сейчас в науке недостаточно хорошо изучены и какие то шансы что всё может быть так, как написано, есть на самом деле. Получилось очень твердо, очень приятно и очень читабельно.
Из минусов, самое наверное большое, это хроническая удачливость ГГ всех произведений, зачастую настолько нереальная, что немного раздражает. Я понимаю, что сложно писать художественную литературу без таких вещей, но некоторым авторам это удается сделать не так навязчиво, а вот у Цысиня всетаки с этим скорее проблемы.
Итого, резюмирую: книги понравились, любителям НГ «средней тяжести» вполне могу рекомендовать, и при появлении новых переводов автора с удовольствием буду их читать.
Muslim, 27 августа 2024 г.
За первую книгу скажу спасибо автору, но 2 и 3 читать тяжело, так как это просто постоянное описание не самых интересных событий, сами персонажи, эти события переживающие, как будто добавлены ради приличия, чтобы были.