В программе "Виражи времени" (Радио России) выступил писатель-фантаст Николай Перумов.
Беседа с Андреем Дементьевым состоялась 3 июня 2017 года. Повтор радиоэфира 5 июня.
Тема — Ник Перумов: жанр фэнтези в России имеет долгую историю.
(фото "Радио России", "Буквоед")
Андрей Дементьев: Вы работает в таком непростом жанре, как фэнтези. Для нас это практически авторская фантастика. Спрос сейчас на такие книги большой и это прекрасно. Когда вы начали писать?
Ник Перумов: Начал писать прозу рано, в самом конце 70-х – начале 80-х. Начинающие писатели были тогда предоставлены сами себе. Я из семьи технической интеллигенции, у нас не было традиции гуманитарного творчества, поэтому я сначала писал для себя, писал для удовольствия. В течение долгих лет я не имел ни малейшей надежды на публикацию. Это была не наша стезя. И то, что моя книга в начале 90-х была принята издательством, это было стечение обстоятельств. Так случилось, что читатель ее принял. С тех пор и по сей день я активно работаю и много пишу.
Борис Стругацкий. «Нет ничего полезнее дурацкого совета» (беседу с участниками 9-го Всесоюзного семинара молодых фантастов записал Антон Молчанов, фото Н. Кочнева), стр. 29-30
Цуцуи Ясутака. Богиня времени (фантастический рассказ, перевод Анны Виноградовой, автор рисунка не указан), стр. 31
Андрей Саломатов. Три минуты первого (рассказ, рисунок В. Кривенко), стр. 23-24
Летопись фэндома:
Lituanicon (заметка), стр. 24
---
Публикации рассказов сопровождались указанием оригинального названия, годом первого издания.
Для читателей, любящих алфавитный перечень публикаций, в прикреплённом файле фото раздела Фэн-клуба «Продавец воздуха» из годового содержания журнала «Клуб».
Люди фантастики не замыкаются в квадрате своего жанра.
Продолжаю знакомить вас, читатель, с Фантастами на телевидении. 9 апреля 2017 года Владимир Липунов принял участие в программе «Первого канала» «Лучше всех». Ему предоставили право быть учеником семилетнаго Ивана Соленкова.
Иван Соленков, 7 лет, станица Ессентукская. Любитель астрофизики, химии, стереометрии и других серьезных наук. Некоторые предметы уже проходит с восьмиклассниками! Знания юного ученого по достоинству оценил ученый-астрофизик, профессор МГУ, доктор физико-математических наук, писатель-фантаст Владимир Липунов.
На мой взгляд (прирожденного скептика «дальней астрономии»), урок прошёл неубедительно (как и нынешнее состояние науки о Чёрных дырах). Иван Соленков достоин похвалы за стремление понять современные гипотезы. А вдруг он сможет развить знания и найти Новое в астрофизике!?
Владимир Липунов оказался вежливым дипломатом и все остались довольны.
Уходят люди, приоткрывшие путь к пространству бесконечности. Уходят не только в музейную память. Уходят первооткрыватели в Память ныне и в будущем живущих.
Открытие на сайте Фантлаб библиографии Алексея Архиповича Леонова – шажок к пониманию, что с нами рядом живёт человек-умница, человек-доброта. И он же – Герой-человек.
Занимаясь поисками статей, интервью Алексея Леонова, я понимал, что надо заниматься и библиографией его картин, рисунков. Хотел составить список художественных произведений лётчика-космонавта с указанием времени написания, места хранения… и попал в бесконечность (конечно контролируемую)! Ограничиться опубликованными? В ходе поисков «проявилась» первая газетная репродукция. Потом вторая… Авторство А. Леонова в этих газетах пока скрыто.
Наверное, в Калиниградских газетах можно найти его детские и юношеские работы. По крайней мере, имя молодого художника А. Леонова упоминалось в местной печати, так как он участвовал в живописных выставках довольно успешно.
Несколько удивительных, на мой взгляд, эпизодов из жизни художника:
«Когда с выставки исчезла одна из работ Алексея Леонова, ее устроители не сумевшие обеспечить сохранность полотна, не на шутку расстроились. О пропаже надо было сообщить автору. Взволнованные организаторы выставки сбивчиво и не очень внятно известили Алексея Архиповича о случившемся.
— Правда, украли? — спросил космонавт.
— Так точно, пропала,— виновато отвечали ему,— мы готовы возместить...
— Очень хорошо,— улыбаясь, сказал Алексей Архипович.
— Да, да, раз мы виноваты, мы готовы нести материальную ответственность...
— Если взяли, значит, она кому-то нужна.
Как просто иногда разрешаются сложнейшие жизненные ситуации»
А первая выставка состоялась во время войны:
«В далёкие сибирские города стали прибывать эшелоны с ранеными. Искалеченные войной, в бинтах с кровавыми подтеками, на костылях выходили они из вагонов. Встреча прибывающих в Кемерово эшелонов и размещение раненых, уход за ними становятся для мальчишки, как и занятия в школе, ежедневными.
В этот период, желая облегчить участь раненых, помочь им вернуться в строй, юный художник пишет их портреты, по рассказам воинов воссоздает картины боя, сцены сражений. Все свои рисунки Алеша дарит раненым. Он не оставлял себе копий, не делал повторений. Но случилось так, что все эти рисунки и наброски, созданные еще неумелой рукой, сохранились. Никто из раненых не отослал их домой, хотя желание сделать это, наверное, было. И вот в один из летних дней 1944 года рисунки Алеши Леонова были вывешены в больничных палатах. Подарки раненым стали подарком автору.
Раненые, привстав с коек, с волнением разглядывали рисунки. Забылись боль, не мешали бинты, не нужны были костыли. Гнетущая тишина давила на уши, сердце, на душу. Вихрастый художник отворачивался, прятал голубые глаза, осторожно смахивал предательскую слезу»
У меня есть возможность расположить рисунок по нашей теме – теме сайта Фантлаб. Автор — старшеклассник Лёша Леонов.
Много работы предстоит нашему куратору художника А. Леонова! Интересной, с поиском и находками.
Например, найти цветные репродукции полотен, использованных в качестве иллюстраций при защите дипломного проекта и кандидатской диссертации.
С сентября 1961 года по февраль 1968 года Алексей Архипович учился в академии им. Жуковского. Всего одна строка, а ведь она подчеркнула шесть лет жизни! Учился по-настоящему, без скидок на всемирную известность. Много воспоминаний того периода. Не только серьёзных, но и весёлых. Космонавты А. Николаев и П. Попович, например, даже в бразильском гостиничном номере изучали конспекты по высшей математике. Напомню, что дипломный проект был комплексным, каждый из космонавтов (Б. Волынов, Ю. Гагарин, В. Горбатко, А. Леонов, А. Николаев, П. Попович, Г. Титов, Е. Хрунов, Г. Шонин) разрабатывал свою стадию полета или элемента космического корабля. Все ли они получили «пятёрки» на защите? Грустный для вас, читатели, будет ответ.
Свою судьбу Алексей Леонов продержал в уздах всю жизнь. И жизнь ответила ему взаимностью. Жизнь не отходила от него и в момент посадки пилотируемого им самолета с заглохшим двигателем, и в момент не раскрытия на тренировке запасного парашюта, и в момент космических передряг. В Момент!? В секунды, когда только ты и бог решают – Жить!
«В авиационном училище командир полка решил серьезно поговорить [с Леоновым]:
— Видел вашу работу. Сделана талантливо. Если хотите, могу посодействовать увольнению из армии. Можете стать большим художником.
— Спасибо, но я хочу стать военным лётчиком. Это моя мечта, — ответил Алексей»
Картины и рисунки А. Леонова в настоящее время хранятся в домах преподавателей и курсантов, космонавтов и астронавтов, в Звёздном, в штаб-квартире NASA; экспонируются в Алтайском музее изобразительного искусства, в галереях. А сподвигнется кто-нибудь собрать полотна для единой выставки? Мне было бы интересно, но много ли таких как я? Ведь теперь всё на самоокупаемости, а не на всеблагодарности.
При первых космических запусках в советских газетах публиковались рисунки, посвящённые полётам в космос. Корабли изображали "кто во что горазд". Фантазия была не ограничена. Специальные редакторы просматривали рисунки и разрешали публикацию, если в них не раскрывались секреты реальных объектов.
В «Правде» от 15 августа 1962 года на первой странице помещён плакат Б. Березовского, а на третьей странице вот такой рисунок мощных ракет с редакторской подписью «Один из участников запуска космических кораблей прислал свой рисунок, который он посвятил выдающемуся событию – групповому полету советских космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4».
Кто автор рисунка? Возможно, Алексей Леонов. Но маловероятно, так как его рисунок-плакат был опубликован без указания авторства в газете за 14 августа (получается в предыдущем номере). Но кто же ещё обладал талантом в живописи среди «участников запуска» кораблей «Восток»?
Тот самый случай, когда на вопрос нет ответа. Пока нет? Может быть кто-нибудь захочет сделать предположения?