Люди фантастики не замыкаются в квадрате своего жанра.
Продолжаю знакомить вас, читатель, с Фантастами на телевидении. 9 апреля 2017 года Владимир Липунов принял участие в программе «Первого канала» «Лучше всех». Ему предоставили право быть учеником семилетнаго Ивана Соленкова.
Иван Соленков, 7 лет, станица Ессентукская. Любитель астрофизики, химии, стереометрии и других серьезных наук. Некоторые предметы уже проходит с восьмиклассниками! Знания юного ученого по достоинству оценил ученый-астрофизик, профессор МГУ, доктор физико-математических наук, писатель-фантаст Владимир Липунов.
На мой взгляд (прирожденного скептика «дальней астрономии»), урок прошёл неубедительно (как и нынешнее состояние науки о Чёрных дырах). Иван Соленков достоин похвалы за стремление понять современные гипотезы. А вдруг он сможет развить знания и найти Новое в астрофизике!?
Владимир Липунов оказался вежливым дипломатом и все остались довольны.
Уходят люди, приоткрывшие путь к пространству бесконечности. Уходят не только в музейную память. Уходят первооткрыватели в Память ныне и в будущем живущих.
Открытие на сайте Фантлаб библиографии Алексея Архиповича Леонова – шажок к пониманию, что с нами рядом живёт человек-умница, человек-доброта. И он же – Герой-человек.
Занимаясь поисками статей, интервью Алексея Леонова, я понимал, что надо заниматься и библиографией его картин, рисунков. Хотел составить список художественных произведений лётчика-космонавта с указанием времени написания, места хранения… и попал в бесконечность (конечно контролируемую)! Ограничиться опубликованными? В ходе поисков «проявилась» первая газетная репродукция. Потом вторая… Авторство А. Леонова в этих газетах пока скрыто.
Наверное, в Калиниградских газетах можно найти его детские и юношеские работы. По крайней мере, имя молодого художника А. Леонова упоминалось в местной печати, так как он участвовал в живописных выставках довольно успешно.
Несколько удивительных, на мой взгляд, эпизодов из жизни художника:
«Когда с выставки исчезла одна из работ Алексея Леонова, ее устроители не сумевшие обеспечить сохранность полотна, не на шутку расстроились. О пропаже надо было сообщить автору. Взволнованные организаторы выставки сбивчиво и не очень внятно известили Алексея Архиповича о случившемся.
— Правда, украли? — спросил космонавт.
— Так точно, пропала,— виновато отвечали ему,— мы готовы возместить...
— Очень хорошо,— улыбаясь, сказал Алексей Архипович.
— Да, да, раз мы виноваты, мы готовы нести материальную ответственность...
— Если взяли, значит, она кому-то нужна.
Как просто иногда разрешаются сложнейшие жизненные ситуации»
А первая выставка состоялась во время войны:
«В далёкие сибирские города стали прибывать эшелоны с ранеными. Искалеченные войной, в бинтах с кровавыми подтеками, на костылях выходили они из вагонов. Встреча прибывающих в Кемерово эшелонов и размещение раненых, уход за ними становятся для мальчишки, как и занятия в школе, ежедневными.
В этот период, желая облегчить участь раненых, помочь им вернуться в строй, юный художник пишет их портреты, по рассказам воинов воссоздает картины боя, сцены сражений. Все свои рисунки Алеша дарит раненым. Он не оставлял себе копий, не делал повторений. Но случилось так, что все эти рисунки и наброски, созданные еще неумелой рукой, сохранились. Никто из раненых не отослал их домой, хотя желание сделать это, наверное, было. И вот в один из летних дней 1944 года рисунки Алеши Леонова были вывешены в больничных палатах. Подарки раненым стали подарком автору.
Раненые, привстав с коек, с волнением разглядывали рисунки. Забылись боль, не мешали бинты, не нужны были костыли. Гнетущая тишина давила на уши, сердце, на душу. Вихрастый художник отворачивался, прятал голубые глаза, осторожно смахивал предательскую слезу»
У меня есть возможность расположить рисунок по нашей теме – теме сайта Фантлаб. Автор — старшеклассник Лёша Леонов.
Много работы предстоит нашему куратору художника А. Леонова! Интересной, с поиском и находками.
Например, найти цветные репродукции полотен, использованных в качестве иллюстраций при защите дипломного проекта и кандидатской диссертации.
С сентября 1961 года по февраль 1968 года Алексей Архипович учился в академии им. Жуковского. Всего одна строка, а ведь она подчеркнула шесть лет жизни! Учился по-настоящему, без скидок на всемирную известность. Много воспоминаний того периода. Не только серьёзных, но и весёлых. Космонавты А. Николаев и П. Попович, например, даже в бразильском гостиничном номере изучали конспекты по высшей математике. Напомню, что дипломный проект был комплексным, каждый из космонавтов (Б. Волынов, Ю. Гагарин, В. Горбатко, А. Леонов, А. Николаев, П. Попович, Г. Титов, Е. Хрунов, Г. Шонин) разрабатывал свою стадию полета или элемента космического корабля. Все ли они получили «пятёрки» на защите? Грустный для вас, читатели, будет ответ.
Свою судьбу Алексей Леонов продержал в уздах всю жизнь. И жизнь ответила ему взаимностью. Жизнь не отходила от него и в момент посадки пилотируемого им самолета с заглохшим двигателем, и в момент не раскрытия на тренировке запасного парашюта, и в момент космических передряг. В Момент!? В секунды, когда только ты и бог решают – Жить!
«В авиационном училище командир полка решил серьезно поговорить [с Леоновым]:
— Видел вашу работу. Сделана талантливо. Если хотите, могу посодействовать увольнению из армии. Можете стать большим художником.
— Спасибо, но я хочу стать военным лётчиком. Это моя мечта, — ответил Алексей»
Картины и рисунки А. Леонова в настоящее время хранятся в домах преподавателей и курсантов, космонавтов и астронавтов, в Звёздном, в штаб-квартире NASA; экспонируются в Алтайском музее изобразительного искусства, в галереях. А сподвигнется кто-нибудь собрать полотна для единой выставки? Мне было бы интересно, но много ли таких как я? Ведь теперь всё на самоокупаемости, а не на всеблагодарности.
При первых космических запусках в советских газетах публиковались рисунки, посвящённые полётам в космос. Корабли изображали "кто во что горазд". Фантазия была не ограничена. Специальные редакторы просматривали рисунки и разрешали публикацию, если в них не раскрывались секреты реальных объектов.
В «Правде» от 15 августа 1962 года на первой странице помещён плакат Б. Березовского, а на третьей странице вот такой рисунок мощных ракет с редакторской подписью «Один из участников запуска космических кораблей прислал свой рисунок, который он посвятил выдающемуся событию – групповому полету советских космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4».
Кто автор рисунка? Возможно, Алексей Леонов. Но маловероятно, так как его рисунок-плакат был опубликован без указания авторства в газете за 14 августа (получается в предыдущем номере). Но кто же ещё обладал талантом в живописи среди «участников запуска» кораблей «Восток»?
Тот самый случай, когда на вопрос нет ответа. Пока нет? Может быть кто-нибудь захочет сделать предположения?
Читатели недельной рубрики «Готовимся к Дню Космонавтики…» конечно же ожидали отдельной заметки о фильме «Время первых».
Ждал выхода картины с чувством настороженности: очень боялся «среднего» уровня, то есть «провала». Алексей Архипович Леонов, Павел Иванович Беляев заслужили фильма хорошего, отчаянно интересного. С удовольствием сообщаю – «Время первых» взял высокую планку воспоминаний и современности.
Фантлабовцы с космической душой посмотрели кинокартину; отметили нестыковки с реальностью, восхитились сюжетом. «Да такое не каждый фантаст придумает!». Алексей Архипович был главным консультантом: «Сколько я «блох» из сценария выловил…». Он посвятил фильм своему другу и командиру Павлу Беляеву.
В конце идёт кинохроника дней 1965 года. Мы видим улыбающихся космонавтов, молодых, задорных. Мне, возможно, показалось, что в сцене перед выходом Леонова в открытый космос вместо Евгения Миронова на несколько секунд снялся сам космонавт. Так вдруг стали похожи актёр и герой. Если я ошибся сейчас, то при показе по Первому каналу телевидения всмотритесь сами внимательно – задумка будет реализована!
Фантастика в фильме. В сцене встречи Леонида Ильича Брежнева и Сергея Павловича Королёва на экране Кремлёвского Дворца съездов идут фрагменты «Планеты бурь»Павла Клушанцева, а в заключении, на титрах звучит песня из кинофильма «Москва-Кассиопея»Ричарда Викторова.
По сценарию радиолюбитель-сахалинец помог обнаружить место приземления «Восхода-2». Евгений Миронов предложил найти этого человека. Вот заметка из «Комсомолки».
Спасибо создателям фильма «Время первых», Спасибо Первым и тем, кто идёт с ними и сегодня!
Светлой Памятью останется в наших сердцах Георгий Гречко, ушедший от нас в мир иной сегодня ночью.
— - -
13 апреля 2017 года должна была начаться неделя показа фильма «Салют-7». Но его премьеру перенесли на осень. Причина – необходимость кинопрокатным организациям России выбросить на наши экраны иностранный фильм под «восьмым номером».
Ждал "Салюта-7" несколько месяцев. И пошёл бы в кинотеатр, даже если бы за несколько дней до этого посмотрел другой фильм космической тематики. Фонд кино, принявший решение о переносе показа на осень объяснил своё решение. Понятное, но не принятое мной, как зрителем.
Вопросы сегодня несложные – 1) кто автор нижеследующего произведения 2) во время полёта каких космических кораблей были написаны "Басни на орбите".
Вот такое посвящение я встретил в газете «Правда» за 21 августа 1962 года:
-----
«Советским космонавтам от жителя Земли с восхищением». Автор.
-----
Басни на орбите.
СТАРЫЙ СЛОВАРЬ
— Я протестую, — вещал старый словарь, — космонавты не существуют. Если бы сии существовали, то слово «космонавт» нашло бы свое место на моих славных страницах.
Да, теперь в жизни куда больше слов, чем в справочниках. И космос полон других новых слов, которые еще надо выдумать.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ
Атомная бомба требовала, чтобы и ее взяли на борт «Востока».
— Вы же захватили с собой даже копченую селедку. Что же, значит, я хуже дохлой рыбы?
Космонавт рассмеялся ей в лицо:
— Синьора, в копченой селедке куда больше жизни, чем в атомной бомбе. Убирайся с моей орбиты!
КАПЛЯ
Капля воды, вернувшаяся из космоса, куда она сопровождала космонавта, с энтузиазмом рассказывала сестрам о своих похождениях.
— Подумаешь, — пробормотала бабушка, в возмущении выскакивая из стакана. — Ты была водой, водой и останешься. Твоя судьба всегда течь вниз.
— Вот и неверно,— победоносно заявила космическая капля. — Там, в корабле, отсутствует сила тяжести, и я прыгала снизу вверх и в любых направлениях. Твоя знаменитая судьба не могла меня удержать.
Мораль: однажды и рак научится ползти вперед.
СОЗЕРЦАТЕЛЬ
— Я наделен умом созерцательным, — говорил созерцатель, — Я удовлетворяюсь созерцанием звездного мира. Исследовать его? К чему?
— Твое счастье, — ответил ему пионер, — что твои предки не только созерцали мир. Иначе у тебя не было бы ни моста через реку, ни дома, где жить, ни ботинок на ногах, ни очков на носу.
ПУТЕШЕСТВЕННИК
— Что красивого можно увидеть, путешествуя в космос? Я вот путешествую уже восемь недель и вижу все те же вещи: стол, кровать, стул, зеркало, а в зеркале свое лицо.
Разумеется, все это так. Но этот тип путешествовал только вокруг своей комнаты.
МОЛНИЯ
— Подать мне молнию! Немедленно молнию! — кричал Юпитер, глядя на полет двух «Востоков».
— Успокойтесь, ваше величество, — возразил ему Прометей со своей скалы. — Их вашей молнией не достанешь. Не хотите ли лучше подзорную трубу?
МЫШЬ И КОШКА
Мыши приснилось, что она находится на космическом корабле. Проснувшись, она заявила радостно:
— Так легко полететь в космос! Нужно просто заснуть.
Решив повторить этот эксперимент, мышь снова заснула, и во сне ее слопала кошка. Слопала, а потом хвасталась всем:
— Как легко съесть космонавта. Надо только подождать, пока он заснет.
Ничего хорошего не жди от дурных рассуждений.
МУХА
— Космический корабль — это предмет, который летает,— говорила муха, жужжа над навозом. — Я тоже летаю, значит, я космический корабль.
Каждый имеет тот космос, который заслуживает.
ПЕСНИ
Космонавт в своем корабле затянул старую песню своей родины. Луна обиделась.
— Друг, — сказала она, — смени пластинку. Здесь, кажется, космическое пространство, и земные песни нам не нравятся.
— Жаль, — ответил космонавт, — но ты должна привыкать к ним. Для людей осваиваем мы космическое пространство: пусть их песни звучат все выше и дальше.
ЧЬЯ ЛУНА
Добряк из Чикаго, в общем хороший отец семейства и славный парень, купил за два доллара кусок Луны. Довольный, он слушал поздравления друзей, которые говорили ему:
— Ты купил ее просто по дешевке.
— А вот и нет! Он заплатил за лунный кусок очень дорого, потому что Луна, Земля, заезды принадлежат всем и каждому человеку в отдельности, который приходит в зтот мир. Значит, не надо платить: нужно просто договориться.
АСТРОЛОГ
Встревоженный астролог вглядывался в ночь:
— Марс совпадает с Сатурном: это значит война и волнение на море. Луна противостоит Венере, а Юпитер повернулся спиной к Большой Медведице. Я не предвижу ничего хорошего: будет паника на бирже, а многие детишки упадут со своих качалок, А это что там? Бог мой! Две новые кометы, две кометы-близнецы. Мы должны ждать чудовищных несчастий...
— Астролог,— закричали с неба космонавты, — твоя борода противостоит твоим усам. Тебе бы надо побриться и переменить профессию.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джанни Родари. Басни на орбите.
Газета «Правда» №233 (16089), 21 августа 1962 года, стр. 4