О спектакле по трилогии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» > О спектакле по трилогии Эдварда Бонда «Пьесы войны»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О спектакле по трилогии Эдварда Бонда «Пьесы войны»

Статья написана 3 марта 13:09

Е. Гришина. [О спектакле по трилогии Эдварда Бонда «Пьесы войны»] // Театр. – 1986. — октябрь (№ 10). — С. 187. – (Коротко).

— -

Англия.

В королевском Шекспировском театре поставлена трилогия Эдварда Бонда «Пьесы войны». Она осуществлена режиссером Ником Хэммом на малой экспериментальной сцене Лондонского комплекса «Барбикен». Не случайно рецензент «Плейз энд плейерз» назвал эту работу драматурга «послеапокалиптической». Действие в ней происходит после «конца света» — ядерной войны.

Спектакль длится пять с половиной часов. В первой части трилогии «Красно-черный и невежественный» главный персонаж — урод, монстр, рожденный в самый момент взрыва. (Его роль убедительно, по свидетельству критики, исполняет Йен Мак-Дайермид.)

Это воображаемое существо оказывается в центре целой серии ситуаций и сцен, демонстрирующих лживость демократии, мифичность свободы и образования в обществе, где с самой личностью обращаются как с предметом потребления. Действие второй части «Едоки консервов» происходит через семнадцать лет после взрыва среди небольшого поселения выживших, питающихся неповрежденными пищевыми консервами, которые хранятся на пяти больших складах. Наивная вера поселенцев в то, что жизнь их мирна и нравственна, подвергается испытанию. Среди них оказывается Незнакомец, и вслед за его появлением заболевает и умирает несколько человек. На Незнакомца падает подозрение, что он принес с собой неведомую инфекцию, и от нравственной жизни мирного поселения не остается никакого следа: воцаряется агрессивность.

Третья часть трилогии «Великий мир» оказывает наиболее сильное воздействие на зрителей. Драматург рисует картину жестоко репрессивного «послеатомного общества». В одной из сцен происходит страшный диалог между матерью и ее старшим сыном — солдатом-отпускником. Они разговаривают, держа на руках грудных младенцев солдат – соседского, мать — собственного. Выясняется, что солдат, как и все его товарищи по службе, получил задание, находясь в отпуске, убить одного грудного младенца, так как государство не может прокормить всех. Мать уговаривает его не выполнять приказа, приводя всё более безнадёжные аргументы. Следующая картина «Великого мира» посвящена скитаниям женщины, покинувшей обжитые территории и оказавшейся среди одичавшей, обезображенной природы. Здесь она встречается с другими изгоями, в том числе и с Девушкой «Едоков консервов», которая умирает, давая жизнь ребенку Незнакомца. Борьба за выживание и за сохранение основных принципов человечности заканчивается попыткой людей создать новое, более справедливое сообщество.

Отмечая, что Бонд оказался первым из театральных драматургов, кто коснулся «послеатомной действительности» (до этого она фигурировала лишь в кино и на телевидении), рецензент «Плейз энд плейерз» подчеркивает, что «Пьесы войны» — естественная кульминация двадцатилетнего творческого пути Бонда. Как и в предыдущих произведениях, в трилогии драматург говорит о том, как авторитарные буржуазные системы безжалостно стремятся уничтожить не только свободу и гуманизм, но и саму жизнь.

Е. Гришина



Тэги: СМИ, Театр, 1986


60
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх