Урсула К. Ле Гуин «Резец небесный»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Роман «Резец небесный» — сюрреалистическая фантазия. Сны его главного героя, Джорджа Орра, меняют реальность — непредсказуемо и странно. И этим даром стремятся завладеть разные люди, далеко не всегда преследующие благие цели.
Входит в:
— журнал «Урал, 1991, № 9», 1991 г.
— антологию «Дикий волк», 1992 г.
— журнал «Зарубежный роман, №3, 2002», 2002 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1972 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1972 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1971 // Роман | |
номинант |
Дитмар / Ditmar Award, 1972 // Зарубежная фантастика (США; роман) | |
номинант |
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод) |
Экранизации:
— «Резец небесный» / «The Lathe of Heaven» 1980, США, Германия (ФРГ), реж. Фред Барзик, Дэвид Локстон
— «Резец небесный» / «Lathe of Heaven» 2002, США, Канада, реж. Филип Хаас
- /языки:
- русский (9), английский (4)
- /тип:
- книги (10), периодика (3)
- /перевод:
- В. Бабко (1), Д. Бузаджи (1), Н. Коптюг (1), Н. Падалко (1), В. Старожилец (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 17 июля 2023 г.
Достаточно необычный для Ле Гуин роман. Как уже отмечалось, вполне в стиле Ф. Дика. Что ж, видимо веяние времени. Но тем не менее получилось весьма неплохо.
Где заканчивается сон, а начинается реальность? Материальны ли мысли? Если очень захотеть, то... То что? Книга о судьбе, которую сложно обмануть. О страстях и апатии. О том, что все люди разные и «усреднение» — совсем нехорошо. Если менять неприглядную реальность, она совершенно не обязательно станет лучше, ведь нет предела совершенству и благими намерениями вымощен дорога в одно довольно жаркое место. Да и вообще, если слишком сильно улучшать и тюнинговать мир, то он может и сломаться...
Задумчивый, немного грустный и в меру романтичный роман. Не «легуиновский», но весьма хороший.
Тимолеонт, 9 января 2023 г.
Слабые и скучные герои при неплохой идее. Изменение реальности, блуждания во сне, инопланетяне, попытки понять, что реально, а что нет, намёки на солипсизм — вроде и неплохо, но намешанно как-то слишком бестолково и хаотично, а автор слишком часто мечатся от одной темы к другой, не завершив при этом даже предыдущую. Да и честно признаюсь, что сюрреализм совсем не по мне — слишком часто он служит лишь оправданием хаотичного, путанного и непродуманного повествования.
Groucho Marx, 10 ноября 2016 г.
Путаный роман, в котором Урсула Ле Гуин вступила в соревнование с Филипом Кинредом Диком и Роджером Желязны. Ну, понятно — ведь её именовали одним из столпов «новой волны», вот она и попыталась доказать, что может играть в паранойю и сновидения не хуже своих коллег-нововолновцев.
Впрочем, честолюбивый замысел потерпел крушение. Роман очень подражательный по отношению и к книгам Дика и к «Мастеру снов» Желязны. В общем, где-то на уровне амбициозного романа «Планета шахматная доска» Генри Каттнера, с которого, собственно, и началось развитие темы «изменяемой реальности». Персонажи не вызывают симпатии, а изменения, вносимые ими в мироздание, больше раздражают, чем пугают или очаровывают.
Но авторитет Урсулы Ле Гуин, благодаря «Хайнскому циклу», крепок, поэтому роман и переиздают и читают, пытаясь убедить себя, что такой хороший фантаст, как Ле Гуин, не может написать плохой роман.
kirik, 21 марта 2015 г.
Довольно необычно.
Однажды доброму доктору (психиатру) попадается необычный пациент, который считает, что его сны меняют реальность: из-за этого он начал усиленно жевать таблетки для подавления снов, в том числе используя чужие медицинские карточки для получения оных, и был сослан властями на принудительное лечение. Учитывая, что наш док также еще и специалист по снам, он решил использовать самый действенный способ борьбы с фобией — побороть ее, столкнув в контролируемой среде пациента и объект страха, показав что бояться нечего. Однако он ошибся и воочую убедился, что пациент не врет, а окружающая действительность меняется после внушения темы сновидения пациенту — но не испугался, а увидел потенциал! Смертельные болезни, голод, войны, перенаселенность и еще много чего можно победить практически без усилий, стоит лишь «напеть на ушко» нужному человеку, ввести его в транс и уложить баиньки. Но как оказалось не все так просто...
Подводя итог после прочтения могу сказать, что в романе шикарно показаны две вещи — попытка управления сном через внушение (транс\гипноз) и главный «злодей». Пожалуй это первое произведение для меня, если судить по годам издания, в котором злодей — альтруист и искренне радеет за благо человечества в целом, стараясь оберечь и избавить его от самых назойливых проблем, применяя «суперсилу». Правда в процессе достижения благих целей бывает страдают невинные (пусть даже и большинство) — но не страшно, ведь они просто «исчезнут», останутся лишь воспоминанием прошлого, которого и не было вовсе. С этой точки зрения автор молодец и не дает закрепиться негативному образу за доктором, приводя в каждый момент возникновения таких мыслей массу доводов, как эти жертвы оздоровительно повлияют на общество в целом и с которыми трудно не согласиться.
Если же говорить о негативной стороне произведения, то для меня она по сути одна — очень много висячих концов идей, не озвученных и не развитых в романе. Часто в процессе чтения возникают вопросы «а почему не сделать так...», пробегают альтернативные варианты действия главных героев, которые бы могли снять все проблемы и негативные последствия, но они (герои) не идут простым путем, а автор зачастую не обосновывает невозможность «прямой» дороги. Так же нехватило, эм, психоделики что ли — рассуждений о нереальности окружающего мира, что все люди лишь выдумка Джорджа (пациента), осознания окружающими этого и самим главным героем — автор упорно топчется у этого края, но все время выруливает безапелляционно в крайность реальности окружающего и «нужно как-то с этим жить».
В целом же весьма интересное и, по-моему, не свойственное для Урсулы по жанру произведение.
AlisterOrm, 2 июля 2015 г.
Был такой писатель, Джордж Оруэлл, который творил миры — странные, пугающие, но очень реалистичные. Читающему его книги начинало казаться, что реальность вокруг постепенно преобразуется в нечтно, близкое «1984» или «Скотному двору».
Его тёзка — тоже Джордж, но только Орр, тоже занимается преобразованием мира. Но по настоящему. Его сны, любые, корректируют, исправляют мир, работая на нём, как слепой скульптор наугад обрабатывает природный каменный валун. Стихийно. Но... Ведь снами можно управлять, правда ведь? Опытный психиатр это понял сразу. Он ведь может стать демиургом, творцом нового мира, который будет лучше, совершеннее старого! Ведь он умён и опытен, разве может он навредить окружающему миру?
Легко ведь, на самом деле. Человек отягощён своим... подсознанием?... опытом жизни, своими страхами и затаёнными, смутно осознаваемыми желаниями. То есть — ты можешь, конечно, сотворить новый мир, но он будет населён отражениями твоих собственных теней. Слепой скульптор заменяется скульптором, не владеющим собственной рукой, постоянно срывающейся, выплясывающей на камне причудливые и жуткие узоры. Весь сотворённый тобой мир может оказаться таким же нелепым и абсурдным, как и твоя собственная личность.
Итак, с одной стороны — Джордж Орр(уэл), пассивный наблюдатель, который своими вполне невинными грёзами по мелочи, полегоньку, корректирует окружающую реальность. Ничего чудовищного не происходит. И тут — доктор Хабер — активный и целеустремлённый, начинает кромсать окружающее... для чего? Для того, чтобы чудовищная волна небытия уничтожила половину человечества, а реальный мир превратился в бредовое продолжение его собственного разума.
Это что же — не нужно пытаться усовершенствовать мир? Наверное, всё-таки — нет. Даже если есть такая возможность — ты не имеешь на это права. Ты обычный человек, не лучше других, и твоя суть не улучшит, а изуродует реальность. Сиди тихо. Наблюдай. И работай над собой. Так будет лучше для всех.
olesky, 26 сентября 2013 г.
Сильно.
Живешь себе, что-то делаешь, на что-то надеешься, чего-то боишься, а кому-то в следующую ночь приснится эффективный сон, и ты уже не ты, если вообще существуешь. Хоть садись на иглу в таком мире.
Главный герой романа пассивный созерцатель. Мир катится в пропасть, но герой не сдается, сидит и терпеливо ждет, пока ситуация не изменится. Почему именно такой он, почему именно ему досталась способность к эффективным снам? На первый взгляд, это феминизм автора, точнее теория, что мужчины делятся на злых и слабых. Однако спешить с выводами не стоит, сложнее все. Во-первых, главное требование к «эффективному сновидцу», это неизменность, ведь человек зависит от своего прошлого, изменяя его, меняется сам. Бедный мечтает про деньги, богатый про покой, священники хотят быть сапожниками, а сапожники священниками. И вот, посреди эффективного сна меняется сновидец, его подсознание, соответственно и сон меняется, и реальность. И пошло по кругу. Подозреваю, что так и случилось, когда доктор решился сам посмотреть эффективный сон. Потому неизменность нужна, в сновидцы надо набирать таких, кто пройдет через любой ад, любой рай, но останется прежним.
Но почему именно рохля? Мало ли кто не меняется, можно было выбрать, например, отрешенного буддиста. Или весельчака, который относится ко всему с аристократическим легкомыслием. Да просто человека, довольного тем, кто он есть, даже подсознательно не желающего ничего менять для себя лично. Видимо, имеет место и во-вторых: эффективные сны очень сильнодействующее средство с неизбежными побочными эффектами, которые нам в романе ярко показали. А сильнодействующие средства надо применять с осторожностью, только в крайних случаях. Слишком большая власть, потому и дали ее не просто человеку ответственному, нарочно подыскали такого, который власти не хочет, боится ее, сопротивляется. Правда, этот рохля в итоге попался в руки доктору, и тот уж разошелся. Ну что ж, ничто не совершенно, гарантии не дает даже цианистый калий.
Покоробило, что для борьбы с перенаселенностью уничтожили всех людей, почти. Руками отрицательного персонажа, чтобы свои не пачкать. А цель была, если вдуматься — вкусно покушать, подсознательное желание такое. Да не во сне умирали несчастные, а от рака, чтобы помучились. Поохали немного герой с героиней из-за невинно убиенных. Но животы набить не отказались. И воскрешать никого не стали, хотя могли бы попробовать.
redmarie, 8 апреля 2012 г.
Прочла об умении главного героя, сразу подумала, а хотелось бы мне обладать таким же?.. Ответственность, ведь, просто огромна...
В романе мэтра фантастики Урсулы Ле Гуин затрагиваются глубокие моральные вопросы.
Примем во внимание, что способность главного героя — дар некой Высшей силы, допустим, на благо человечества. Какому существу под силу изменить мир к лучшему? Конечно человеку с чистыми помыслами, открытым сердцем, альтруисту. Но в противовес альтруисту всегда найдется эгоист, особенно, если поначалу наш одаренный малый несколько простоват и доверчив. Главный злодей получился очень колоритным, оттого очень ярко воспринялся и его «эффективный» сон. И наверное, поэтому свято верилось в то, что ничего масштабно критического с реальностью не случится. Хотя, что есть реальность?.. А жить хорошо в любом континууме, если рядом тот, с кем хочется эту жизнь разделить.
Роман в стиле Ле Гуин. Мир у писательницы убедительный и четкий, даже пришельцы вписались удивительно органично. Персонажей мало, но они детальны, кажется, что знаешь их давно. Очень живая и завлекательная фантазия.
Ladynelly, 21 ноября 2010 г.
Я почти незнакома с творчеством Урсулы Ле Гуин, но все мне кажется, что роман не типичен для нее. Именно благодаря этому роман обладал для меня некоей притягательной силой... Но особенно поражает мрачная антиутопичная картина мира нарисованная автором в начале романа. Уж больно сильно она контрастирует с другими произведениями Ле Гуин.
Роман в очередной раз подтверждает старую истину: «благими намерениями выстлана дорога в АД»
SoN, 27 мая 2007 г.
Довольно странный для писательницы опыт сюрреализма, присущий скорее Филипу Дику.. ;)
Для чьих-то пальцев —
жирный пир —
они из глины лепят чашу...
Резцы зрачков рисуют мир
на мягкой глине страхов наших.
Вершат обман, что свят и прост,
рискуя Тайну не нарушить...
И обжигают взгляды звезд
заботливых
те чаши
души
слОГ, 1 октября 2007 г.
Очень необычный роман для Ле Гуин. Для поклонников Дика это будет очень интересно. Для любителей Ле Гуин — наверное немного странный — но однозначно он очень хорошо написан — на хорошем уровне для писательницы.
Zhritsa, 10 марта 2008 г.
Вариация на тему чудовищного и обременительного дара с успехом удалась Ле Гуин. Хотя чудовищным дар главного героя кажется таковым лишь поначалу. Непонятые никем, даже носителем, сны играют роль необузданной силы, раз за разом изменяющей облик жизненной действительности не в лучшую сторону. Но разве это вина снов, а не героя, прячущегося за пеленой наркотических препаратов от предначертанной ему судьбы, подобно не желающему взрослеть ребенку, обвиняющего в своих ошибках окружающий мир?
be_nt_all, 3 декабря 2006 г.
Где там феменизм :insane:!? Вещь вообще-то о самой сути мира и человека в нём. О том кому снимся мы, и что снится нам.
Бывший, 14 августа 2006 г.
Слабее шедевров Хейнского цикла. Сильно отдает феминистскими идеями.