| |
| Статья написана 23 ноября 2019 г. 22:25 |
Написано в мае нынешнего года. Пусть здесь тоже будет (спасибо lena_m, что напомнила).
Арина Обух. Муха имени Штиглица. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. – (Классное чтение).
Я с Ариной Обух лично практически не знаком («дружба» в фейсбуке и совместное фото на Санкт-Петербургском книжном салоне в мае нынешнего года не считаются), первый раз увидел её на сцене во время церемонии вручения литературной премии имени братьев Стругацких («АБС-премии») в июне 2018-го. Обух, правда, эту премию пока ещё не получала, но помогала вручать награды, и я тогда, как член жюри АБС, тоже получил подарок непосредственно из рук Арины, выпускницы «Мухи» (Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица), про которую она так проникновенно написала (Арина про «Муху»). И теперь красивую и талантливую Арину все так хвалят за её «Муху имени Штиглица», что я немедленно выпросил этот сборник у талантливой и красивой ТС (тс!). Книжка действительно хорошая, как раз для меня: крупный шрифт и много замечательных картинок. Кстати, рисунки выполнены автором. Хорошо быть писателем и одновременно художником-графиком – проиллюстрируешь своё родное произведение именно так, как сам его видишь, изнутри, а не как воспринимает кто-то чужой, снаружи… Арина Обух родилась не очень давно, поэтому её книгу я открывал с особым интересом, про недавно родившихся я почти ничего не знаю. Но теперь (спасибо автору!) мне удалось убедиться, что недавно родившиеся – свои люди. Кстати, Арина сообщает на 80-й странице, что у неё «клочковатое сознание», а вышло так, что я читал «Муху имени Штиглица» сразу же после весёлого четырёхдневного выезда на фантастическую конференцию «Интерпресскон», и моё сознание тоже было клочковатым. Клочки и клочья сложились вполне удачно, я получил большое удовольствие. Утончённо-выразительная «питерская» атмосферность и доверчиво-ироничный оптимизм текстов Арины Обух увлёкли меня, захватили и объяли до души моей.
Арина Обух презентует свою книгу на Санкт-Петербургском книжном салоне. Май, 2019.
На популярность Арины, кроме безусловного литературного дара, сейчас, наверное, работает и обескураживающее сочетание лёгкой, нежной красоты автора (см. на фото и обложке) и её серьёзной фамилии (см. на обложке). Очень надеюсь, что писатель Обух у нас надолго, что она не станет «автором одной книги», как некоторые очень молодые, красивые и талантливые авторы середины нулевых (вспоминаю Ирину Денежкину с её когда-то гремевшим сборником рассказов и повестей «Дай мне!»). Ну, посмотрим.
С Ариной Обух на Санкт-Петербургском книжном салоне. Май, 2019.
|
| | |
| Статья написана 22 ноября 2019 г. 22:58 |
Ольга СЛАВНИКОВА. Лёгкая голова. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.
В Редакции Елены Шубиной в серии "Новая русская классика" переиздан роман Ольги Славниковой "Лёгкая голова". Я писал о нём восемь лет назад (см. рецензию ниже). Максим Т. Ермаков привычно не ощущает голову на своих плечах. Это у него от рождения. Максим Т. Ермаков ещё в детском саду не добирал до нормы «примерно четыре кило» (вес головы). На самом деле голова у Максима Т. Ермакова имеется, и он ею думает. А особенно много соображать ему придётся в то время, когда Максима Т. Ермакова, «бренд-менеджера ужасающих сортов молочного шоколада» представители некоего «Государственного особого отдела по социальному прогнозированию» поставят в известность о том, что он является Объектом Альфа. От таких объектов зависит ход множества событий, на таких объектах замыкается неимоверное количество причинно-следственных связей. «Социальные прогнозисты» настаивают, чтобы Максим Т.Ермаков как можно быстрее покончил с собой выстрелом в голову (и даже выдают ему пистолет Макарова), объясняя ему, что если он не застрелится, Россия погрузится в пучину катастроф, от мелких до очень крупных, а граждане её будут повсеместно и безвременно уходить из жизни как из-за индивидуальных неизлечимых болезней, так и вследствие террористических актов и всевозможных аварий с сотнями и тысячами жертв. Таким образом, спецслужбисты требуют от героя совершить самопожертвование, весьма изобретательно всячески на него давят, но Максим Т. Ермаков манкирует правом на подвиг, до неприличия цинично обосновывая своё нежелание отдать жизнь за Родину. На вопрос «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?» Максим Т. Ермаков отвечает так же непатриотично, как когда-то отвечал персонаж Достоевского. Кстати, надо заметить, что для благополучного рассасывания тромба причинно-следственных связей, самоубийство своё Максим Т. Ермаков должен совершить добровольно, исключительно по собственному желанию. А желание у него напрочь отсутствует. До поры. Наступит ли эта пора, и сквозь какие перипетии придётся пройти герою, можно узнать, только прочитав книгу, что я очень рекомендовал бы сделать, поскольку она интересна до самого последнего предложения. Однозначно назвать основную тему этого романа без положительных героев непросто. Наверное, «Лёгкая голова» – книжка о свободе выбора, которой у нас, на самом деле, никогда не было и нет… О совести и долге… О сегодняшнем дне и о вчерашнем… О людях и людишках… О правах индивида… В общем, о жизни. И немножко – о любви. Текст переполнен, как обычно у Славниковой, метафорами. Можно открыть на любой странице и наслаждаться, если умеете, если есть у вас соответствующие рецепторы: «Все-таки он не решался пока закладывать повороты, и брызжущая солнцем субботняя Москва несла его по относительной прямой, точно по трубе. Максим Т. Ермаков почти не узнавал Москвы – то есть на дальнем плане то и дело возникали знакомые сочетания архитектурных форм, а вблизи все мельтешило, искажалось, каждый прохожий был как щелчок ногтем. Внезапно труба вынесла Максима Т. Ермакова на шоссе – кажется, Новорижское, а может, и не Новорижское. Потекла навстречу, будто шелковая лента, разделительная полоса. Как-то вышло, что новый мотобот, независимо от воли Максима Т. Ермакова, повысил передачу, а перчатка добавила газ. И тут что-то случилось с вестибулярным аппаратом, и без того ненадежным: теперь все было так, будто байк с седоком не летит по горизонтали, а карабкается вверх. Оттянутый и облитый скоростью, Максим Т. Ермаков сидел вертикально на копчике, перед ним была грубая асфальтовая стенка, на которой крепились, вроде больших почтовых ящиков, разные транспортные средства. Сперва эти ящики оставались неподвижными, а потом стали валиться на Максима Т. Ермакова, только успевай уворачиваться. Слева и справа словно мазали малярной кистью с густо навороченной зеленой краской; заводными игрушками вертелись светлые и краснокирпичные коттеджи.» Вычурное изобилие образной выразительности не мешает тексту «Лёгкой головы» быть достаточно простым, понятным и захватывающим. Во всяком случае, в меня он «шёл» намного легче, чем букеровский роман Славниковой «2017». Одно плохо – после Славниковой предельно тоскливо читать плоско-безграмотные творения некоторых наших популярных фантастов. Да ведь никто и не заставляет…
"Лёгкая голова" в Лабиринте: https://www.labirint.ru/books/724047/?p=5...
|
| | |
| Статья написана 21 ноября 2019 г. 19:11 |
Писателю Василию Звягинцеву (21.11.1944 — 30.04.2016) сегодня исполнилось бы 75... На снимках: Василий Звягинцев в дни Когресса Фантастов "Странник-2005" (фото мои):
|
| | |
| Статья написана 21 ноября 2019 г. 11:53 |
Премия «Выбор читателей» — ежегодная премия, где нет жюри и только голоса реальных читателей помогут определить победителей! В число номинантов входят лучшие книжные новинки за последний год. Присоединяйся к голосованию!
Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/bestbooks/2019?utm...
|
| | |
| Статья написана 21 ноября 2019 г. 11:11 |
Дмитрий Захаров. Средняя Эдда. — М.: Редакция Елены Шубиной, 2019.
Содержание «Средней Эдды» нельзя пересказывать несколькими предложениями. В данном случае «упростить» не будет значить – «понять». И персонажей, которые мельтешат в, казалось бы (особенно поначалу), несвязанных между собой эпизодах этой драматической антиутопии, слишком много. Но постепенно все фрагменты обретут смысл, и картинка сложится. Вот только не увидеть бы на этой картинке себя…
Отзывы о романе: «В ''Средней Эдде'' сквозь оскаленную злободневность выпирают мрачные контуры древних саг, а самые завиральные повороты сюжета оказываются документированной правдой. ''Не мы такие, жизнь такая'' — и роман такой. Поколенческая книга, отходная эпохе и просто актуальный роман — горький, злой и дарящий надежду». Шамиль Идиатуллин. «Тот самый роман ''про здесь и сейчас'', которого нам так не хватало, — одновременно камерный и глобальный; эмоциональная история про живых людей, захватывающий триллер и остросоциальная драма». Галина Юзефович. «Политический детектив, арт-антиутопия, русский Догвилль, сага о битве скандинавских божеств… Но главное — внимательный и безжалостный диагноз всему поколению русских двухтысячных, диагноз равно болезненный и своевременный.Как и положено роману-пророчеству, ''Средняя Эдда'' уже сбывается и входит в каждый дом». Александр Гаврилов. ***** Ну, а пока: «Каждый может выбрать себе реальность по вкусу. Только настрой телеканалы (или, если ты на дух не переносишь ящик, – тоже каналы, только в телеграмме), – отключи всё, что раздражает, и наслаждайся тем, как мироздание целует тебя в мозг: ты такой молодец, ты всё правильно понимаешь».
|
|
|