Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 декабря 2019 г. 12:30

Эдуард Веркин. Мертвец. – М.: Эксмо, 2019.

Главный герой романа «Мертвец» Никита Слащёв (Леденец), на первый взгляд, не особенно отличается от персонажей такого же возраста из других романов и повестей Эдуарда Веркина, посвящённых непростой жизни подростков. Традиционный протагонист в этих произведениях – обычный мальчишка, житель небольшого провинциального городка. Рядом с ним (наверное, для контраста) обязательно тусуется какая-нибудь необычная, фриковатая, маргинальная личность или сразу несколько таковых. Чудаковатый дядя Гиляй в «Друге-апреле», брат с сестрой не от мира сего в «Звездолёте с перебитым крылом», ненормально гениальный коллекционер Грошев в «ЧЯПе», уродливый Упырь и странный младший брат Никиты, увлечённый похоронным делом, в «Мертвеце». А, может быть, для контраста у Веркина существует как раз протагонист? Чаще всего именно от его лица ведётся повествование, его глазами мы видим происходящее, вместе с ним участвуем в происходящем, и вместе с ним не всегда это происходящее понимаем. Да и отдельно от него – не всегда. Приписанные к пространству детской литературы и, если угодно, «прописанные» в этом пространстве произведения Эдуарда Веркина выламываются из него глубинной многозначностью и традиционной для этого писателя недосказанностью. Взрослые читатели – и те не во все нюансы в вещах Веркина въезжают, что уж о детях говорить …

Главные герои упомянутых мною романов и повестей – хулиганистые, но добрые, соблюдающие неписанные правила кодекса «поселковой чести» мальчишки. А вот Никита Слащёв при более пристальном рассмотрении оказывается совсем не таким. Леденец смертельно обижен на мать, под нажимом которой он вынужден подружиться с нескладным дохляком Денисом, по прозвищу Упырь, недавно появившемся в городке. Отец Слащёва должен ответить за несчастный случай при ремонте электросетей, а отец Дениса – большой начальник, который может отмазать виноватого. Вот и попросили родители Упыря родителей Никиты, чтоб тот взял шефство над их сыном-ботаником в оплату за отмазку. Никите эта навязанная дружба активно не нравится, но настолько жгуче ненавидеть собственную мать, использующую сына, чтобы спасти мужа – явный перегиб со стороны Леденца. Не любит Никита и своего приятеля Илью по кличке Вырвиглаз, постоянно сочиняющего небылицы. Не любит, а время с Вырвиглазом проводит. И для нравящейся ему правильной девочки Кати Родионовой Никита ласковых слов не находит. Что-то не так у Слащёва с любовью, он сам не получает нужного количества любви и отдавать ему нечего.


А вот такая обложка была у первого издания романа "Мертвец" (2013), вышедшего в "ИД Мещерякова" . В книге имеются внутренние иллюстрации, выполненные Екатериной Волжиной.


Есть в романе эпизод, на мой взгляд, максимально обнажающий гнилую сущность Никиты, когда он из-за переполняющей его злости запросто сбрасывает с крыши сарая доску, по которой должен был вернуться из вылазки в спальню девчонок на третьем этаже озабоченный игрой подростковых гормонов Вырвиглаз. Недогадливому Вырвиглазу, вынужденному спускаться по громоотводу, с которого он запросто мог сорваться, и в голову не приходит, что доску предательски сбросил его кореш Слащёв. В этом эпизоде Никита, что называется, «расчехлился». Ведь они с Вырвиглазом как бы друзья и вместе отправились ночью к «баторкам» – обитательницам детского туберкулёзного санатория. Выходит, нельзя с Леденцом пойти в разведку, а тем более – по девочкам. А ещё Никита всерьёз мечтает убить ненавистного Упыря, и дело до этого почти доходит… Не буду пересказывать содержание, в романе много чего случается: от запусков боевых ракет и поисков загадочного метеорита до попыток подобраться к зловещим «провалам». И не всегда Слащёв в книге «плохой». Например, Леденец ведёт хронику – записывает в тетрадку свои размышления о людях и событиях, делая это достаточно умело, ведь Катя Родионова как-то сказала, что хочет выйти замуж за писателя. Но мертвец в этой книге вовсе не помешанный на организации похорон животных брат Никиты, не бестолковый врунишка Вырвиглаз, не мерзкий дохляк Упырь (кстати, на самом деле Денис – умный, начитанный, музыкальный парень, даже гитарой владеет, внешность у него, правда, малость подкачала). Мертвец – сам Никита, видящий в своих друзьях лишь букет недостатков и презирающий всех подряд. Даже прозвище Леденец, которое Никите дали, отталкиваясь от фамилии Слащёв, говорит не о том, что он «сладкий», а о том, что он – ледяной. И дай ему Бог удачно пройти тяжёлый период взросления и преодолеть прочно укоренившуюся в нём злость и нелюбовь. Дай ему Бог ожить…


P.S.

Кстати, и в переизданном «Мертвеце» есть неточности и ляпы. Например, на с. 181 нового издания (в старом -то же самое, но точную страницу найдите сами) уже забравшийся на чердак герой уже оттуда снова «быстренько сбегал на чердак». Вот и в достопамятном романе Веркина «Остров Сахалин» явно не все нестыковки обязательно являются хитрыми авторскими задумками, есть там заурядные ошибки.


Книга "Мертвец" в интернет-магазине «Лабиринт»: https://www.labirint.ru/books/713722/?p=5...


Статья написана 13 декабря 2019 г. 19:33

Много лет назад Сергей Дяченко (это было в Одессе на «Фанконе-97») подарил мне журнал "Радуга" с романом "Ведьмин век" и сказал, чтобы я читал именно этот вариант. Я прочитал тогда "Ведьмин век" взахлёб и до сих пор люблю.

Автограф Сергея Дяченко:

Помимо журнала с романом у меня есть и первое книжное издание "Ведьмина века", вышедшее в 1997 году в "Азбуке":

На этот раз с автографом Марины:

А скоро в "Эксмо" в серии "Фантастические миры Марины и Сергея Дяченко" выйдет книга "Ведьмин зов", включающая новую редакцию романа "Ведьмин век" и его прямое продолжение — новый роман, в котором действие происходит через тридцать лет после событий, описанных в первой книге.

"Ведьмин зов" в Лабиринте:

https://www.labirint.ru/books/728180/?p=5...


Статья написана 2 декабря 2019 г. 17:51

Константин Куприянов. Желание исчезнуть. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.


В книге – два произведения Константина Куприянова: повесть «Новая реальность», которая была опубликована в журнале «Знамя» (№ 2, 2017) и роман «Желание исчезнуть», за который автор в 2018 году получил премию «Лицей» (по рукописи). Роман выходил в журнале «Октябрь» (№8, 2018). В своих вещах Куприянов рассматривает тяжёлые проблемы, нависшие над страной и обществом, при этом пытается заглянуть в ближайшее будущее, рисуя его абсурдно-сюрреалистическими красками. К сожалению, события, происходящие вокруг, говорят о том, что в реальном мире абсурда порой ещё больше…

В повести «Новая реальность» журналист Андрей Городков, «временно» эвакуированный из Москвы в закрытый город за полярным кругом, оказывается в глухой изоляции (письма писать запрещено, интернет отсутствует), в атмосфере тотальной лжи и безысходности. В этих условиях Андрей на удивление быстро превращается в тупого соучастника вершащихся преступлений. Война, из-за угрозы которой производилась эвакуация неблагонадёжных индивидуумов в далёкое Заполярье, так и не началась, но вовсе не зря «сюда свезли всяких либерастов со всей России, чтобы сделать из них нормальное общество». Вот сам Городков, например, безвозвратно перевоспитался. Всё, как положено: кого-то удаётся «перековать», а особо упорные бесследно исчезают…

Глагол «исчезнуть» вынесен автором в название второго произведения, вошедшего в книгу. В небольшом романе «Желание исчезнуть» речь идёт о ещё более болезненных вопросах, связанных с последствиями другой войны, с которой возвращается в родной дом герой романа Кузьма. И хоть Кузьма во время боевых действий был героем и образцовым исполнителем, но даже там ему не всё было понятно, а уж вброшенный в «мирную» жизнь он приходит в совершеннейшее недоумение. Привычные на войне приёмы здесь не проходят, люди ведут себя непредсказуемо, даже с дочкой Кузьма общего языка не находит. А самое непонятное для Кузьмы то, что война, которая стала основой и стержнем всей его жизни здесь замалчивается, о войне стараются не говорить, её как бы и нет. Лишь молодая и наивная журналистка Катя, собирающаяся писать о войне книгу, бередит своими вопросами огрубевшую, тоскующую душу фронтовика… Происходящее становится ещё более тревожным с появлением однополчанина Кузьмы – странного снайпера Стрельцова и его призрачной возлюбленной Марины. Кузьма пытается справиться с проблемами методами, доступными его не особо светлому разуму, но добром это, естественно, не кончается.

Книга Константина Куприянова вышла в «Редакции Елены Шубиной» в серии «Другая реальность», но реальность антиутопий, в неё вошедших, не такая уж и «другая». Эта реальность как бы «остранена» приметами альтернативного мира, но очень узнаваема… Кстати, в одном из своих интервью автор объясняет название романа, непосредственно связывая его с войной: «Если в двух словах, то «желание исчезнуть» — это то, как я понимаю войну. Как вид мы не можем отрегулировать сейчас свою популяцию, сбрасывая слабых младенцев со скалы или ограничив фертильность, но зато мы можем разжечь войну. И вот наше желание самих себя уничтожить — это и есть война. Ведь что такое война, как не желание исчезнуть…».


"Желание исчезнуть" в Лабиринте: https://www.labirint.ru/books/706200/?p=5...


Статья написана 26 ноября 2019 г. 21:24

Ольгерд Бахаревич. Собаки Европы. – М.: Время, 2019.

Книга Ольгерда Бахаревича "Собаки Европы" переиздана в новой, бросающейся в глаза обложке. Роман — в числе финалистов премии "Большая книга".

Я писал о нём в "Новом мире":

"Размышления о смерти литературы – лишь одно измерение этой большой книги, которую по глубине художественно-философского осмысления последних десятилетий, можно сравнить, пожалуй, с таким же всеобъемлющим романом Валерия Залотухи «Свечка», тоже имеющим сложную структуру, включающую поэтическое, эпистолярное и сказочное приложения. К сожалению, в любой рецензии многомерная, алогичная, циничная, вызывающая вселенная Ольгерда Бахаревича будет выглядеть плоско. Ведь его роман сразу обо всём: о жизни, о литературе, о поэзии, об иллюзиях, о национализме, о любви, о сексе, о языке и власти языка над человеком. Похоже, пришла пора таких книг, ведь псы Европы воют уже совсем рядом…

«Это русская книга. Да?». «Не совсем, – сказал Скима. – Я думаю, она бе-ло-рус-ская». «Это русская книга, – терпеливо сказала таможенница. Она разговаривала с ним строго и назидательно, как с ребёнком. – Мне нужно точно знать, что это не политическая пропаганда. Сейчас я позову эксперта. Подождите здесь»."


Полностью рецензия в журнале "Новый мир" (№9, 2019).

"Собаки Европы" в Лабиринте: https://www.labirint.ru/books/726256/?p=5...


Статья написана 25 ноября 2019 г. 13:22

25 ноября родились известный в широких фанткругах Владимир Борисов (с чем его и поздравляю!) и американский фантаст Пол Андерсон (отдаю дань его памяти).

С Владом Борисовым в дни "Интерпресскона-2004".


С Полом Андерсоном на Конгрессе фантастов "Странник-99".





  Подписка

Количество подписчиков: 197

⇑ Наверх