Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 октября 13:21

Георгий Сергеевич Мартынов (15.10.1906 — 26.10.1983).


У нас есть повод в очередной раз вспомнить ленинградского фантаста Георгия Мартынова (1906-1983): 15 октября исполнилось 118 лет со дня его рождения. Многие отечественные любители фантастики старшего поколения в детстве зачитывались его романами "Каллисто" (1957), "Каллистяне" (1960), "Звездоплаватели" (1960), "Гость из бездны" (1962), "Гианэя"(1965), "Спираль времени" (1966). Кстати, первая часть объёмной трилогии "Звездоплаватели" под названием "220 дней на звездолёте", рассказывающая о наполненном приключениями полёте на Марс советской космической экспедиции, вышла отдельной книгой в культовой серии Детгиза "Библиотека приключений и научной фантастики" ещё в 1955 году.


Георгий Мартынов. 220 дней на звездолёте. — Л.: Детгиз, 1955 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики.


Хочу заметить, что социально-философский роман Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", который принято считать поворотным пунктом в развитии советской фантастической литературы и переходом от фантастики близкого прицела к литературе грандиозной мечты и прогнозирования будущих великих достижений (в том числе — космических) был впервые опубликован в журнале "Техника-молодёжи" на два года позже, в 1957 году. Считаю, что наряду с коллегой Иваном Ефремовым писатель Георгий Мартынов внёс своим творчеством в расширение существующего на тот момент привычного диапазона фантастических тем вклад, достойный всяческого уважения. Ведь он создал в своих книгах замечательный мир, в котором человеку подвластно всё, наполнил свои произведения верой в то, что люди могут сами построить для себя светлое будущее...


Некоторые книги Георгия Мартынова из моей библиотеки.


В своё время, прочитав переписку братьев Стругацких 1963-66 гг., я спросил Бориса Стругацкого: "Хотелось бы услышать от вас несколько слов о ленинградском писателе Георгии Мартынове, авторе романов "Гость из бездны", "Каллисто", "Каллистяне", "Гианэя", "Спираль времени". Его фамилия вскользь упоминается в Ваших письмах. Какой он был человек?" Вот что ответил Борис Натанович: "По-моему, он был добряк. Он любил повторять: "Мечтать! Надо мечтать!" Это звучало у него как лозунг, как призыв. И он, безусловно, был романтик, — типичный Романтик с большой буквы, которые и тогда встречались не часто, а сегодня, к началу 21-го века, совсем повывелись. Впрочем, мы редко общались с ним, разве что на заседаниях в Доме писателей. По-моему, он поддерживал дружеские отношения с Иваном Антоновичем Ефремовым, они были чем-то похожи". Да, эту похожесть Мартынова и Ефремова невозможно не увидеть, она заметна и в характерах писателей, и в их ранних произведениях. Писателей роднит как круг исследуемых тем, так и подход к изображению людей будущего и их характеров.


Многие произведения Георгия Мартынова иллюстрировал художник Лев Рубинштейн. Обложка 5-го выпуска альманаха "Мир приключений" (1959) с рисунком Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Сестра Земли", которая была в этом выпуске напечатана.


В 6 — 10 лет, младшим школьником (пошёл в школу с шести лет) я, конечно же, страстно поглощал фантастику Георгия Мартынова: затрёпанные до предела книжки "Каллисто" и "Каллистяне" с замечательными иллюстрациями Льва Рубинштейна (подробнее о художнике я писал здесь) нашёл в поселковой библиотеке; роман "Гость из бездны" читал в разрозненных номерах журнала "Смена" за 1961-62 гг., он печатался там под названием "Встреча через века" (отдельную лениздатовскую книжку "Гость из бездны" 62-го года приобрёл значительно позже). А вот книгу "Спираль времени" (1966) купил самолично в год выхода на почте посёлка Комарово за 95 копеек вместе с романом Георгия Гуревича "Мы из Солнечной системы". Подробнее см. здесь. Эти две книги (Мартынов и Гуревич), пожалуй, окончательно тогда утвердили меня в непрошедшей до сих пор любви к фантастике. Много раз перечитывал их в детстве, всегда возил с собой при переездах, они и сегодня со мной. Жаль, без автографов... С Георгием Мартыновым я никогда не встречался, хоть приехал в Ленинград в 1973-м и теоретически это было возможно (Георгий Сергеевич умер в 1983-м). Георгия Гуревича встречал всего несколько раз: в Москве, в 1989 году — на вторых "Ефремовских чтениях", в Ленинграде в 1990-м — на третьих "Ефремовских чтениях" и в 1991-м — на похоронах Аркадия Стругацкого.


Рисунок Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Сестра Земли".


Процитирую слова Сергея Плетнева из его статьи о Мартынове "Путешествие в мечту": "Георгий Мартынов из тех кто вел. Он вел в мир-мечту. В мир, устремленный к идеальному и, в тоже время, далекий от совершенства. Вел, а за ним шли. Шли и строили города, штурмовали космос, открывали секреты атомного ядра, стремились к звездам. Мир-мечта. Тем примечательней он, что в нем живут и действуют люди, во всем подобные нам. Они тоже далеко не идеальны. У них наши мечты и желания. Единственное отличие их в том, что все они заняты творческим трудом. Быть может, наша главная Мечта — найти себя, свой смысл жизни. Герои Мартынова делают то, что составляет смысл всей их жизни. Они создают свое будущее. Мир для себя и своих детей. И пусть у них есть проблемы, пусть у них появляются противники. Ерунда. Проблемы решаются. Противники терпят поражение. "Per aspera ad astra" (Через тернии к звездам) — вот основа книг Мартынова. И он стремился, чтобы эти слова стали девизом всего человечества. Заражал своей мечтой. Мы живем в страшное время. С экранов телевизоров, из газет, со страниц многочисленных книг на нас катит гигантская волна из крови и слез. Убийство является настолько обыденной вещью, что сообщение о нем не вызывает абсолютно никаких эмоций (иногда слабый интерес к нездоровой сенсации). Именно сейчас, как никогда, люди нуждаются в чем-то светлом. Именно это светлое, а именно рассказ о светлом будущем дают книги Мартынова".


Форзац романа Г. Мартынова "Гианэя" работы художника Льва Рубинштейна


О Георгии Мартынове и его произведениях написано много хороших слов. О творчестве Георгия Сергеевича писали историки фантастики и критики Анатолий Бритиков, Александр Шалимов, Андрей Балабуха, Евгений Харитонов, Сергей Чебаненко и др. При желании некоторые из этих текстов можно найти в сети. Да я и сам руку приложил. Читайте, например, мою статью "Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!". Этот материал опубликован и в петербургском фантастическом альманахе "Полдень". Кстати, несколько лет назад мне удалось раздобыть одну из первых статей о ленинградском мечтателе — любопытный материал Ольги Хузе "Георгий Мартынов — писатель-фантаст". Этой статьи с интересными сведениями о писателе, напечатанной в 1973 году в сборнике "О литературе для детей", в сети я не нашёл и выложил в материалах о Г. Мартынове в своём канале на Дзене "Владимир Ларионов о книгах, фильмах и не только..." (см. ссылки ниже). Переносить их все в мою колонку на Фантлабе сейчас, к сожалению, совершенно нет времени...


Ещё мои материалы о Георгии Мартынове:

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-1

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-2

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-3

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-4

Что написал фантаст Георгий Мартынов, кроме романов

Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")

Два финала «Гианэи» фантаста Георгия Мартынова

Два Георгия: Георгий Мартынов и Георгий Гуревич

Фантаст Георгий Мартынов — романтик с большой буквы (эпопея "Каллисто")


Статья написана 17 августа 15:54
Размещена:


10 августа в зале «Брюсов» знаменитого московского отеля «Метрополь» состоялась церемония вручения наград финалистам восьмого сезона конкурса «Новая фантастика». Тринадцать фантастических рассказов из 537 работ, принятых на конкурс, выдержали строгий отбор, последовательно выполненный Профессиональным и Основным жюри, и вошли в состав итогового коллективного сборника «Новая фантастика 2024», а их авторы стали победителями конкурса.


Новая фантастика. Антология № 8. — М.: АСТ, 2024. Сборник с лучшими рассказами участников восьмого сезона Всероссийской премии "Новая фантастика".


Церемония началась зачитыванием приветствия от первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по просвещению Яны Лантратовой, в котором были слова: «Я благодарю организаторов премии «Новая фантастика» за ваш труд на благо нашей литературы. Благодарю членов жюри, по достоинству оценивших работы участников конкурса. И, конечно, благодарю вас, дорогие друзья, за ваше видение, ваше творчество и желание открывать для всех новые миры!».


Церемония награждения стартовала. Её открывает учредитель премии "Новая фантастика", председатель клуба "Настоящий писатель" Артём Кузнецов.


В церемонии приняли участие советник председателя общественного совета Министерства Культуры РФ и президент Евразийской палаты национальных культурных ценностей Александр Швейдель, генеральный директор Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Антон Ищенко, глава комиссии по креативным индустриям Торгово-промышленной палаты России Егор Иванков.


Победители конкурса "Новая фантастика".


Финалисты-победители конкурса получили памятные призы, красивые букеты, свою долю аплодисментов и финансовое поощрение. Кроме этого, почти неделю до даты награждения молодые писатели провели в Москве, встречаясь с мастерами фантастического жанра и участвуя в различных полезных литераторам мастер-классах и мероприятиях.


Победители конкурса "Новая фантастика" с главным организатором премии и председателем Клуба "Настоящий писатель" Артёмом Кузнецовым.


Специальный приз «За вклад в развитие отечественной фантастики» в нынешнем году заслуженно получил редактор и составитель сборников, один из организаторов «Роскона» Андрей Синицын. Лауреата представил публике обладатель аналогичной премии 2023 года, глава отдела фантастики издательства ЭКСМО Вячеслав Бакулин.


Артём Кузнецов и Вячеслав Бакулин объявляют имя лауреата специальной ежегодной премии "За вклад в развитие отечественной фантастики". Эту премию получил Андрей Синицын.


Имена победителей объявляли члены Основного жюри конкурса: писатель Шимун Врочек, писатель Маргарита Блинова, писатель Александра Черчень, глава редакции NoSugar Books Михаил Форрейтер, редактор издательства АСТ Алекс де Клемешье, и я, Владимир Ларионов.


Василий Головачёв и Владимир Ларионов во время церемонии вручения призов конкурса "Новая фантастика".


На мою долю выпало вручать приз двум конкурсанткам: Екатерине Прониной (рассказ «Зло») и Марии Седых (рассказ «Владимир»). Кстати, при голосовании рассказу Марии я поставил десятку. Но не за то, что его герой – мой тёзка, а за пронзительную актуальность текста и литературное мастерство. Автор тронул моё сердце тревожным взглядом на мир, а точнее – «выслушиванием» современного многострадального мира, которое автор препоручил старому советскому музыкальному инструменту – пианино «Владимир».


Традиционное фото: конкурсант-победитель и член жюри, который вручал ему премию. Владимир Ларионов с Марией Седых, автором рассказа "Владимир".


Приз за лучший рассказ, набравший максимальное количество баллов жюри, достался Роману Борисевичу (рассказ «Гравюры разума»). Победитель получил свою награду из рук председателя жюри премии, известного российского фантаста Василия Васильевича Головачёва.


Автор лучшего рассказа конкурса "Гравюры разума" Роман Борисевич с писателем Василием Головачёвым и призом от "Новой фантастики".


Вручение призов перемежалось музыкальными паузами. Перед участниками выступили: солистка Центрального военного оркестра Министерства Обороны РФ Наталья Рязанова, солист Вадим Дябин («Золотой голос России»), ансамбль Академии голоса Марии Струве, обладательница главной премии "Grand Verdi Prize" Зальцбургского фестиваля Марина Агафонова. Завершили церемонию презентация свежеизданного сборника «Новая фантастика 2024»), который представила глава редакции ОГИЗ издательства АСТ Юлия Данник и автограф-сессия финалистов-победителей. Сборник, поддержанный профессионалами М. Завойчинской, Г. и Т. Рыльскими и В. Головачёвым, в предзаказах уже доступен в книжных магазинах.



Учредитель премии «Новая фантастика» Артём Кузнецов отметил: «Главное достижение для нас – успехи победителей конкурса. За годы существования премии в издательствах страны вышло более 140 000 экземпляров работ победителей – от рассказов до полноценных романов, часть из которых стала бестселлерами». Именно на конкурсах «Новая фантастика» громко прозвучали имена мастера подросткового фэнтези Яны Летт и восходящей звезды этнического фэнтези Дарины Стрельченко. Появляются на полках книжных магазинов произведения и других участников конкурса: например, в АСТ недавно вышел роман Елены Артюшкиной «Голем». Елена входила в состав авторов-победителей предыдущего сезона "Новой фантастики".


Победители конкурса и зал.


В сентябре организаторы планируют объявить о старте девятого сезона премии «Новая фантастика». Желаю им новых успехов и новых талантливых авторов-участников!


Ещё фото с церемонии вручения премии "Новая фантастика-2024":

https://vk.com/id36333652?z=album-7894256...


Статья написана 31 июля 23:26
Размещена:

С 15 июля Красноярский Дом искусств принимает заявки на Всероссийский литературный конкурс фантастики памяти Михаила Глебовича Успенского. К участию приглашаются авторы старше 18 лет, независимо от литературного стажа, количества публикаций, вышедших книг и полученных премий.

В конкурсе принимают участие ранее не опубликованные произведения.



Конкурс проводится в следующих номинациях:


«Малая проза» — прозаическое произведение в жанре фантастики не более 15 страниц (~25.000 знаков с пробелами)

«Фантастическая сказка» — произведение в жанре фантастики не более 8 страниц (~10.000 знаков с пробелами)

«Публицистическое произведение о фантастике (статья, рецензия, эссе)» — не более 8 страниц (~10.000 знаков с пробелами)


Положение о Конкурсе см. здесь.


Статья написана 17 июля 11:28
Размещена:

Новая фантастика 2024. — АСТ, ОГИЗ. Серия: Легенда русского интернета.


В августе (или даже раньше) на прилавках книжных магазинов появится антология с лучшими рассказами восьмого сезона всероссийской премии "Новая фантастика". В ней вы найдете не только лучшие рассказы победителей конкурса, но и рассказы именитых авторов, которые поддержали новичков.


Жюри конкурса: Шимун Врочек, Михаил Форрейтор, Маргарита Блинова, Алекс де Клемешье, Александра Черчень, Владимир Ларионов.

Председатель жюри: Василий Головачёв.


Содержание сборника "Новая фантастика 2024":

Роман Борисевич — Гравюры разума

Александр Сордо — Теорема бродячего пса

Елена Шатрова — Один год и один день

Ольга Бор — Крылатый Вж смотреть на нас

Мария Седых — Владимир

Андрей Зорин — Сорок дней

Наталья Масленникова — Забери моё имя

Алекса Драган — Сломанные люди

Дарья Райнер — Костяной путь

Даша Берег — Бубочка и бабочка

Александра Эм — О жизни и деяниях Пьера ле Кошона

Татьяна Ватагина — Имя колдуна

Екатерина Пронина — Зло

Милена Завойчинская — Летит к тебе в ночи мой голос

Герман и Тамара Рыльские — Вероника рисует море

Василий В. Головачёв — Коса на камень


Разворот обложки антологии "Новая фантастика 2024".


Статья написана 26 июня 18:42

Сегодня исполнился бы 71 год моему другу, писателю, главному редактору фантастического альманаха "Полдень" Николаю Романецкому (26.06.1953 — 10.01.2024).


Николай Михайлович Романецкий. Санкт-Петербург, 2012 год. Снимок сделан мною на Конгрессе фантастов "Странник".


Если бы я стал писать воспоминания о моей дружбе с Колей, то начал бы их издалека, примерно так...

С Николаем Романецким мы познакомились на одном из первых фантастических «Интерпрессконов» в начале девяностых и сразу же подружились. Так иногда бывает: люди начинают относится друг к другу с симпатией с первых минут знакомства, мгновенно принимают друг друга. Такая же моментально начавшаяся дружба случалась у меня и с другими, но с Колей она не прерывалась до его ухода из этого мира. Кстати, бывает и так, что тебя с первой встречи без особых причин начинают люто ненавидеть, но сейчас не об этом…

Мы с Колей – земляки, оба с Новгородчины: Коля приехал в Питер из Старой Руссы, я – из Любытинского района, к тому же моего младшего брата тоже звали Коля, из-за всего этого я воспринимал Романецкого практически как родственника. А лет через пять после нашего знакомства неожиданно выяснилось, что мы и вправду почти родня. Однажды в застольном разговоре я вспомнил о смешном названии населённого пункта, где родилась одна из моих бабушек: деревня Мошёнка, Окуловского района, Новогородской области. Именно так, через «ё», писалось название этой деревушки (в шестидесятые годы прошлого века Мошёнку стыдливо переименовали в Заречную). Очень красивое, кстати, место. Одно из почти забытых значений слова «мошонка» (уменьшительного от «мошна») — карман, локация в излучине реки. Коля тогда подпрыгнул: «Так и моя бабушка тоже из окуловской Мошёнки!» Сомнений не оставалось: мы и вправду – родственники! Ведь в таких небольших населённых пунктах практически все местные жители находятся в каком-нибудь родстве.

Давно нет на карте той деревни, ушёл и мой родной друг Коля Романецкий, а воспоминания о нём я когда-нибудь напишу...





  Подписка

Количество подписчиков: 192

⇑ Наверх