Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 декабря 2023 г. 19:36

Михаил Третьяков. Площадка: Повесть. – Новокузнецк: Союз писателей, 2023.


Научно-фантастическая повесть о событиях в городке, седьмой месяц заливаемом непрекращающимся дождём, у которого много имён. Главный герой повести (учёный-биолог, ведущий наблюдения за растениями) в зависимости от настроения и количества осадков именует его то «проливень», то «морох», то «морось», то «косохлест». Бесконечный дождь катализирует болезненные изменения в поведении местного населения, хоть люди и пытаются защититься от него всеми им доступными способами… В уже ставшем литературной классикой произведении братьев Стругацких «Гадкие лебеди» (другое название – «Время дождя) безостановочно льющийся дождь в таком же захолустном городке символизирует пасмурную беспросветность, а заодно – служит безрадостным фоном противостояния консерваторов-обывателей и загадочных представителей будущего – мокрецов из лепрозория (кстати, автор «Площадки» своих читателей к Стругацким отсылает не единожды). Но у Михаила Третьякова нескончаемый ливень – не просто фон для создания соответствующего настроения. Как подозревает герой, непрерывный прессинг дождя и есть основная причина трансформации поведения людей, да и льёт он не сам по себе. Биолог, рискуя жизнью, пытается докопаться до причин происходящего.

Если вспомнить известную формулу фантастики тех же братьев Стругацких: «Чудо — Тайна – Достоверность», то третья её составляющая в повести Третьякова преобладает. Например, очень подробно показана рутина повседневной исследовательской деятельности героя. Автор, как я понимаю, сознательно отдал предпочтение монотонности изложения, практически отказавшись от какой-либо экспрессии и ярких моментов в сюжете. Что ж, это его право, да и какая яркость под постоянным дождём…


Иллюстрация к повести "Площадка" художника А. Дьяченко.


Издательская аннотация:

Вот уже больше полугода идет непрекращающийся дождь. Происхождение этого явления неизвестно, а его действие непредсказуемо. Все это время люди вынуждены ходить по улицам в защитной экипировке, не пропускающей ни капли опасной жидкости. Ученый-биолог пытается разобраться в причине того, что именно в осадках оказывает влияние на людей, но только после того, как его друг подвергается действию дождя, он начинает догадываться, что тайна происхождения ливня куда опаснее, чем он думал.


Статья написана 27 ноября 2023 г. 19:08

Продолжаю тему, начатую в моём предыдущем материале.

Возникал вопрос и о наследниках Александра Лазаревича Полещука (1923-1979). С этим фантастом ещё сложнее, ведь в последние свои годы он жил и работал под Москвой, в посёлке Красково, а я от Красково далеко. Спрашивали меня и о соавторе Полещука по повести «Имбиторы атакуют на заре», опубликованной спустя десять с лишним лет после смерти писателя в сборнике «Фантастика 88/89» (1990). Имя соавтора – Ида Кружковская. Кто она? Я, естественно, о личности Кружковской ничего не знал.


Александр Лазаревич Полещук (1923-1979).


И всё-таки некоторый свет на историю семьи фантаста Александра Полещука неожиданно пролился. Мой материал об А. Л. Полещуке, выложенный в феврале нынешнего года на Дзене, месяц назад прокомментировал Тимур Т. Вот что он написал:

«Поселок В Люберецком районе Красково, Советский переулок, дом 6. Двухэтажный дом, в правом крыле проживал дядя Саша -Александр Лазаревич, его супруга — Ида Алексеевна, замечательный человек, талантливый терапевт, их сын — Юрий. В левом крыле дома жили три семьи, в том числе и наша. Мне было 10 лет, когда дяди Саши не стало. Там произошло следующее: обычный медицинский укол, занесли сепсис, гангрена, ампутация ноги… А дальше сердце не выдержало… В памяти остался, как очень дружелюбный, улыбчивый человек. А вот теперь о сыне. Юра – в 1974 году — студент психфака МГУ — загремел по валютной статье 88 УК РСФСР. Дали на всю катушку — 15 лет. В колонии еще добавили. Освободился в 1996 году. Он не был вором, но авторитетом в уголовном мире пользовался. «Юра-еврей», такое было погоняло... Тоже очень позитивный человек, ни разу не слышал от него матерного слова, постоянно шутил, решал какие-то домовые проблемы -- с газом, водопроводом и т. п. Он тоже проблемы со здоровьем имел… Был убит из автомата через окно вместе с адьютантом — помощником по хозяйству… Похоронен на Малаховском кладбище.    P. S. Спасибо за статью...»


Рис. Ю. Макарова к отрывку из повести А. Полещука "Падает вверх", опубликованному в журнале "Знание — сила" 1964 г, №2, с.40-43.


Я не сразу (где-то через пару недель) заметил этот комментарий и (тоже комментарием) обратился к Тимуру Т. с просьбой откликнуться, ответить на пару вопросов, но он молчит. Как написать на Дзене юзеру, не имеющему там блога, я не знаю. Размещаю этот текст с надеждой, что Тимур Т. отзовётся. Ситуация с правообладателями А. Полещука, исходя из текста комментария яснее не стала, но одно мне стало понятно – Ида Кружковская, тот самый неизвестный соавтор А. Полещука в посмертной публикации его повести «Имбиторы атакуют на заре» в сборнике «Фантастика 88/89» – это его супруга Ида Алексеевна Кружковская. Не исключено, что в соавторах она тогда оказалась просто для того, чтобы без лишних затруднений получить гонорар (на который она, как прямая наследница, имела полное право). Кстати, по свидетельству авторитетного фантастоведа В. И. Бугрова текст повести, вышедший в «Фантастике 88/89» ничем не отличается от варианта, который Полещук ещё при жизни (и без соавтора) предлагал в журнал «Уральский следопыт».

Я набрал в поисковике "Ида Алексеевна Кружковская" и "Красково". Он мне выдал вот это:

"ФИО : КРУЖКОВСКАЯ ИДА АЛЕКСЕЕВНА; Дата рождения : 10.02.1930; Гражданство : 643; Адрес компании : ,140050,50,ЛЮБЕРЕЦКИЙ Р-Н,КРАСКОВО ДП,,СОВЕТСКИЙ ПЕР,6,,; Работодатель : ФГУП "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА".

А ещё — информацию об автореферате диссертации: "Кружковская, Ида Алексеевна — Научное обоснование централизации стационарной медицинской помощи в сельском районе [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук."

Глядя на год рождения И. А. Кружковской я окончательно убедился, что это жена А. Л. Полещука. И её профессия, указанная в комментарии Тимура Т. к моей статье, тоже подтверждается...

Выложил бы уже кто-нибудь в общее пользование её статью об Александре Полещуке: Ида Кружковская. Влюблённый в науку. Или пришлите почитать, я никому не покажу))


Статья написана 27 ноября 2023 г. 18:33

В отечественной фантастике мне всегда был любопытен период с середины пятидесятых годов прошлого века примерно до середины семидесятых. Книги советских фантастов, вышедшие в этом промежутке, я, родившийся в 1956-м, будучи школьником чаще всего находил на полках библиотек и книжных магазинов, именно они заложили мою, до сих пор не иссякшую, любовь к фантастике. Два упомянутых десятилетия были ознаменованы несомненными научно-техническими достижениями страны, вспомните хотя бы космические успехи СССР: первые спутники и полёт Гагарина. К тому же, как утверждали генсеки в своих отчётных докладах съездам КПСС, это было время «неуклонного повышения благосостояния советских людей». На фоне успехов шло бурное развитие советской фантастики, осуществлялся её переход от осторожно-благоразумного существования в заповеднике «ближнего прицела» к дерзкому предвидению, исследованию поведения человека в необычных, смело предлагаемых авторами обстоятельствах. Появились основополагающие, ставшие классикой нового этапа отечественной фантастики произведения Ивана Ефремова и братьев Стругацких. Интересно и ярко работали писатели Илья Варшавский, Георгий Гуревич, Георгий Мартынов, Александр Мееров, Александр Полещук, Владимир Савченко, Александр Шалимов, Ольга Ларионова и многие другие.


Георгий Мартынов (1906- 1983). Редкая фотография.


К чему я веду? Иногда я пишу о фантастах того самого «золотого времени» и их произведениях. Наверное, поэтому ко мне обращаются издатели с просьбой помочь в розыске наследников этих фантастов. К сожалению, обычно такое происходит в случаях, когда родственников у покойного автора действительно не осталось. Например, недавно у одного московского издательства возникла необходимость найти правообладателей литературного наследия ленинградского фантаста Георгия Сергеевича Мартынова (1906 — 1983). Я расспрашивал о родственниках Мартынова питерских писателей (тех, кто постарше), обращался к членам петербургской НФ-секции – никто ничего не знает… Архив ленинградского СП вместе с Домом писателя на Шпалерной сгорел в 1993 году, а детей у Мартынова, похоже, не было. Но вдруг у него были племянники или другие родственники? Если кого-то есть информация на этот счёт – напишите мне.


Продолжение темы в моей следующей записи.


Статья написана 20 ноября 2023 г. 12:17

Марципана Конфитюр. Атомный пирог. – М.: АСТ, 2023 г. Серия: Другое время: хиты альтернативной истории.


Придумав параллельный мир 1977 года, в котором нестареющий 98-летний Сталин живее всех живых, а Советский Союз и США угрожают друг другу ядерными ударами с практическим применением в лунных колониях и на Корейском полуострове, автор "Атомного пирога" организовал себе обширное пространство для издевок и подтруниваний над образом жизни и заблуждениями жертв массовой пропаганды – оболваненных жителей противоборствующих великих держав. Описываемые в романе семидесятые годы ушедшего века в альтернативных Соединённых Штатах очень похожи на сопровождавшиеся разнузданной антикоммунистической истерией пятидесятые годы реального американского прошлого. Отличие лишь в том, что в вымышленной Америке повсюду применяются устройства, работающие на атомной энергии: домашние ядерные реакторы, автомобильные атомные двигатели, атомные роботы и т. п. А ещё – широко используется ионизирующее излучение: например, благодаря радиоселекции, выводят восьмиконечных кур, розовый горошек и коров, дающих шоколадное молоко. При этом от проникающей радиации американцы спасаются, постоянно принимая (с пищей, напитками и в таблетках) аполлоний – чудесное голубое вещество, добыча которого ведётся на Луне. Отмечу, что СССР и Луну в романе связывает космический лифт, то есть, в научно-техническом плане Советский Союз не отстаёт от США. Олдовые любители НФ, наверное, помнят, что космический лифт строил английский фантаст Артур Кларк в своём романе «Фонтаны рая». Между прочим, идею этого сооружения Кларк позаимствовал у советского инженера Юрия Арцутанова. Но я отвлёкся…



Начинаясь как комическая история наивной американской школьницы Авы Симмонс – преданной фанатки знаменитого певца и киноактёра Элвиса Пресли (тоже почему-то не стареющего), впадающей в состояние экзальтации и теряющей голову от одного взгляда на бакенбарды своего кумира, роман быстро набирает обороты и превращается в язвительный фантастический комикс-памфлет с летающими тарелками, «атомными пирогами», рептилоидами, набором загадочных происшествий и головокружительными приключениями героини внутри этого бедлама. Некоторые именуют жанр, в котором написана книга, ретрофутуризмом, но в целом «Атомный пирог» представляет собой что-то вроде размещённого автором в прошлом столетии сатирического зеркала, которое даже при абсолютном нежелании читателя в него вглядываться, безжалостно отражает черты века нынешнего. А если не перегибать с ядовитостью и серьёзностью оценок, можно назвать всё это дело словом «стёб» (надеюсь, кто-нибудь ещё помнит его значение).



Неуёмное стремление юной Авы любой ценой быть рядом с обожаемым ею королём рок-н-рола неожиданно приводит к тому, что девушка оказывается в Советском Союзе с суперсекретной миссией. Этим предложением я пересказал первую половину книги, вторую пересказывать не стану, пусть читатель получит свою долю изумления от сюжетных кульбитов и острого гротеска. Автор как бы продолжает линию своего давнего романа «С. С. С. М.» (2010), на сто восемьдесят градусов её опрокинув: ведь молодой рабочий Краслен Кирпичников в «С. С. С. М.» был направлен с тайным заданием в противоположном направлении: из Самой Счастливой Страны Мира в логово Жёлтого Дьявола. Кстати, имя автора на обложке «С. С. С. М.» не заковыристо-кондитерское, а вполне человеческое – Мария Чепурина.


Мария Чепурина. С.С.С.М. – СПб.: Крылов, 2010 г. Серия: Историческая альтернатива.


Ближе к финалу «Атомного пирога» Ава узнает все тайны и разгадает все загадки, которыми были переполнены два с лишним месяца её необыкновенного лета, включая объяснение вечной молодости Элвиса, истинной причины неиссякаемой любви сохнущих по нему поклонниц, а также подоплёки странного исчезновения певца в августе 1977 года (в нашей реальности 42-летний Элвис Пресли скончался 16 августа 1977 года в результате остановки сердца). Ответы, найденные героиней, могут показаться читателю чересчур невероятными, но набравшаяся жизненного опыта и повзрослевшая Ава Симмонс так не считает.


Статья написана 16 ноября 2023 г. 13:57

Последние несколько дней коллега Pirx постоянно напоминает мне (и не только мне) о ленинградском писателе и переводчике Александре Александровиче Щербакове (1932 — 1994).

В своё время мне доводилось с Александром Щербаковым общаться, он был гостем сосновоборского КЛФ "ФантОР", который я в прошлом веке возглавлял. Выкладываю пару снимков из 1988 года со встречи с писателем (надо поискать и другие фото, что-то ещё должно быть с вечеров в ленинградском Доме писателей и с конвента "ФантОР").


Александр Щербаков с членами КЛФ "ФантОР". Сосновый Бор. 23.11.1988.


Владимир Ларионов и Александр Щербаков. Сосновый Бор. 23.11.1988.


А. Щербаков, А. Балабуха, А. Измайлов, А. Бритиков, В. Рыбаков. Конвент "ФантОР-89". Сосновый Бор, апрель 1989 г.



А вот книжка Александра Щербакова "Сдвиг" (1982) со смешным автографом для меня:

Детгизовский авторский сборник Щербакова с двумя повестями "Суд" и "Сдвиг" подписан мне в ноябре 1988-го года.


Автограф содержит следующее стихотворное послание:


"Не бойтесь, не бойтесь, что автор со сдвигом!

Он просто привержен ко всяческим книгам,

А сдвигом известен всем ближним и дальним.

Увы! Фантастическим, а не реальным".





  Подписка

Количество подписчиков: 192

⇑ Наверх