Сегодня после тяжёлой болезни скончался мой друг и земляк Николай Романецкий (26. 06.1953 — 10.01.2024). Писатель, переводчик, ответсек журнала Б. Стругацкого "Полдень, XXI век", главный редактор альманаха "Полдень", ответственный серетарь "АБС-премии", человек исключительной порядочности и честности... Скорблю...
Глубочайшие соболезнования родным и близким...
Николай Михайлович Романецкий (1953 — 2024). Фото сделано мною в Санкт-Петербурге в апреле 2012 г.
Разговор с Николаем Романецким из моей книги "Беседы с фантастами":
Всех с Новым годом и моим днём рождения, которые наступят уже завтра!
А ежели кто-нибудь вдруг пожелает поздравить меня особо и оказать небольшую финансовую помощь (исключительно для приобретения разных интересных фантастических книжек, чтобы о них написать) — моя карта Сбера: 5228 6005 6075 6241
Буквально в последние дни уходящего года в книжных магазинах появился авторский сборник Севера Гансовского "День гнева. Новая сигнальная", выпущенный издательством "Азбука" в серии "Фантастика и фэнтези. Большие книги" (составитель — Александр Жикаренцев).
Север Гансовский. День гнева. Новая сигнальная. — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2024 г. (по факту вышла в декабре 2023 г.). Серия: Фантастика и фэнтези. Большие книги. Оформление обложки Егора Саламашенко.
В 864-страничный омнибус вошли избранные произведения известного советского фантаста Севера Феликсовича Гансовского (1918 — 1990). Все они ранее уже выходили различными книжными изданиями, за исключением рассказа "Таньти", впервые опубликованного в 1965 году в популярном журнале "Техника-молодёжи", а после этого напечатанного лишь в паре микротиражных сборников писателя.
Содержание сборника.
Издательская аннотация гласит: "Север Гансовский пришел в литературу как реалист. Но в тесных рамках царившего тогда (1950-е годы) унылого литературного домостроя ему не хватало воздуха. Такое было со многими отечественными фантастами — Сергей Снегов, Аркадий Стругацкий, Александр Шалимов… Вот и Гансовский в начале 1960-х отворачивает лицо от соцреалистического канона и совершает шаг в неизвестное — пишет свой первый фантастический рассказ. Несмотря на простой, шаблонный даже сюжет — в Сибири обнаружен последний на земле мамонт, — рассказ привлек к себе внимание читателей живым, не книжным, а человеческим языком и яркостью описываемых деталей. И еще трагической нитью, вплетенной автором в ткань сюжета. Все это — живой язык, яркие, запоминающиеся картины и неравнодушное отношение писателя к проблемам человека и всякой жизни в мире и во Вселенной — и станет вскоре творческой манерой Гансовского и выведет его в ряды ведущих писателей-фантастов России. В книгу включено лучшее из написанного автором за время его творческой деятельности на ниве отечественной фантастики".
Задняя обложка сборника.
Я неоднократно писал здесь о Севере Гансовском и его произведениях и рад, что творчество писателя, которое очень высоко оценивали и читатели Гансовского, и его коллеги-фантасты, так обширно представлено в новой книге "Азбуки".
Михаил Турбин. Выше ноги от земли. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. – (Актуальный роман).
Писатель Михаил Турбин (кстати, мой земляк, он – из Великого Новгорода) поставил эпиграфом к своей книге «Выше ноги от земли» печальное четверостишие Александра Пушкина «Эпитафия младенцу», которое очень точно передаёт нерв этого пронзительного романа:
«В сиянье, в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца»
Илья Руднев, детский доктор-реаниматолог перенёс личную трагедию, потеряв жену и маленького сына. Тяжелейшая психологическая травма, с которой он теперь живёт, сделала Руднева глубоко несчастным и закрытым, но не равнодушным: теперь все физические и душевные силы он отдаёт работе. Заполняя мертвящую внутреннюю пустоту ежедневным напряжённым трудом во спасение маленьких пациентов, Илья спасает и себя: улыбка выздоравливающего ребёнка – достаточно убедительная причина, чтобы продолжать жить.
В клинику, где работает Руднев, поступает неизвестно откуда взявшийся четырёхлетний мальчик, попавший под машину на лесной дороге. Пока ребёнок находится в реанимации, полиция не торопится с выяснением обстоятельств случившегося, и Руднев начинает собственное расследование. Мальчик напоминает Илье погибшего сына, и вместе с героем читатель погружается в воспоминания о счастливом, но далеко не безмятежном прошлом, в котором у Руднева была большая, всепрощающая, болезненная любовь к красавице жене Саше, страдающей биполярным расстройством и совершающей странные поступки.
А в настоящем вокруг доктора начинают происходить необъяснимые события... Череда случайностей выстраивается в цепь с непредсказуемой развязкой... Автор добавляет в текст долю мистики и таинственности… Щемящий роман о любви и несчастьях доктора Руднева постепенно превращается в беспросветный русский триллер с хтонью. Тем не менее я обещаю катарсис и светлое послевкусие всем читателям, добравшимся до финала. Добраться будет несложно, от книги невозможно оторваться, разве что по-быстрому пролистать куртуазную главу о поездке Ильи и Саши в Париж, в которой, на мой субъективный взгляд, автору малость изменяет его умение филигранно сочетать искренность и стилистическую отточенность.