| |
| Статья написана 30 сентября 2023 г. 17:21 |
Сергей Стоян. Чужой горизонт. — М.: T8 RUGRAM, 2022 г. (по факту вышла в июле 2023 г.)
После длительного перерыва вернулся к литературному творчеству писатель Сергей Стоян (Волгоград), создающий, по его же определению, «остросюжетную космическую фантастику, не лишенную здравого смысла». Произведения Стояна близки к традиционной НФ и примечательны обилием научных идей, основываясь на которых автор прихотливо выстраивает неожиданные повороты своих динамичных сюжетов, наполненных загадками и захватывающими приключениями.
Разворот обложки романа Сергея Стояна "Чужой горизонт".
В 2011 году я номинировал роман Сергея Стояна «Закон сохранения» (2010) на Международную литературную премию «Бронзовый Икар», которая вручалась под девизом «За настоящую научную фантастику». Существуй подобная премия сейчас, я без колебаний предложил бы в её номинационный список новый роман Стояна «Чужой горизонт» (2023), в котором удачно сочетаются добротная НФ-составляющая (и не одна), любопытное поведение героев в скрещении непредсказуемых обстоятельств, философские размышления и солёный юмор. На сайте «Лаборатория Фантастики» сообщается: «Изначально это произведение задумывалось, как многосерийный художественный фильм. Даже был написан сценарий первой серии. Но, пока наш кинематограф раскачивается, история сформировалась в виде книги. Заявка на экранизацию наложила свой отпечаток — сюжет закручивается стремительно и развивается непредсказуемо, герои живые и неоднозначные».
Сергей Стоян. Закон сохранения. — М.: Экслибрис, 2011 г. (по факту вышла в декабре 2010 г.). Серия: ФантМир.
На титульном листе одной из своих книг, подаренных мне, Сергей скромно написал: «Владимиру Ларионову в коллекцию околонаучной фантастики». Что ж, подобная коллекция у меня действительно давно сложилась, я её регулярно пополняю и без экивоков называю её библиотекой НФ. Кстати, в ней есть все предыдущие книги Сергея Стояна: «Претенденты из вечности» (2005), «Разочарованная вселенная» (2006), «Закон сохранения» (2010) и «Третий виток» (2011).
Сергей Стоян. Разочарованная вселенная. — М.: АСТ, 2006 г. Серия: Звёздный лабиринт. Библиотека фантастики «Сталкера» (мини).
Цитирую аннотацию к роману «Чужой горизонт» из ЖЖ Сергея Стояна: «2033 год. В этот юбилейный пятьдесят пятый год с момента запуска Советским Союзом серии космических спутников связи «Горизонт», Россия создаёт на геостационарной орбите первую в мире Станцию с искусственной гравитацией. Теперь любой обыватель может отправиться в космос, словно на курорт. В рекламных целях часть путёвок разыгрывается в лотерею. Таким образом, на новой космической Станции «Горизонт», помимо профессиональных космонавтов, оказываются люди из разных возрастных и социальных групп. А специально отобранная семейная пара собирается зачать и родить первого человека вне биосферы Земли.
Сергей Стоян. Претенденты из вечности. — Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2005 г. Серия: Фантастический проект.
Счастливые победители лотереи уверены, что поймали удачу за хвост и теперь их жизнь изменится к лучшему. Возможно, так и произойдёт, если, конечно, им удастся выжить самим и не угробить попутно Землю». Именно так начинается роман, но короткая аннотация не может передать всю палитру необычайных событий, ожидающих экипаж космической станции «Горизонт» и группы «туристов», выигравших путёвки в космос. Что-что, а нафаршировать текст внезапными сюрпризами и несказанно изумлять читателя, периодически «переворачивая» события, автор умеет. Кстати, Стоян и в своих предыдущих книгах, упомянутых мною выше, очень неплохо всё это делал.
Сергей Стоян. Третий виток. — М.: Экслибрис, 2011 г. Серия: ФантМир.
Хочу отметить и так нужный нам всем сейчас оптимизм, которым «Чужой горизонт» благодарно наполняет читателя, добравшегося до финала романа. Мне кажется, что в этой книге волгоградский писатель отчётливо следует словам Роберта П. Уоррена, ставшими эпиграфом к повести братьев Стругацких «Пикник на обочине»: «Ты должен сделать добро из зла потому что его больше не из чего сделать». А я закончу этот материал коротенькой цитатой из романа Сергея Стояна «Чужой горизонт»: «Не исключено, что развитие Вселенной это и есть процесс создания Бога…».
Книги С. Стояна, вышедшие в издательстве "Экслибрис".
|
| | |
| Статья написана 21 сентября 2023 г. 14:11 |
Учредители премии, сообщество авторов «Настоящий Писатель» и литературный клуб «Бумажный слон», объявляют о старте главного литературного конкурса года — «Новая Фантастика 2024»!
Прием конкурсных работ: 15.09.2023 — 15.12.2023 (включительно) Продления не будет! Поэтому сразу рассчитывайте свои силы и решайте, когда вам нужно начать писать рассказ, чтобы успеть до дедлайна.
Каждому участнику необходимо ознакомиться с полными правилами конкурса: https://litclubbs.ru/pages/newfantastic20...
Основные моменты: — Тема для рассказов — свободная. — Работа должна быть уникальна, нигде ранее не опубликована (включая интернет). — Объем рассказа от 10 000 знаков до 40 000 знаков (без учета пробелов). — Произведение должно быть написано в жанре фантастики (в том числе: научная фантастика, фэнтези, мистика, ужасы, магреализм). — От каждого автора принимается только одна работа. — Принимаются файлы формата: doc/docx/odt/rtf. НЕ PDF — ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте жанр рассказа (можно несколько). — Возрастные ограничения: к участию допускаются авторы от 16 лет и старше.
Заявки отправляются на почту konkurs@true-writer.ru. В теме письма должно быть указано «Заявка НФ2024». К письму должен быть приложен файл с работой.
В теле письма нужно указать: — фамилия, имя, отчество автора или псевдоним; — дата рождения; — город, телефон (для связи и координации); — название представляемого рассказа; — электронный адрес автора — жанр рассказа (можно несколько). В самом файле размещается только название рассказа и текст. Никаких упоминаний автора — ФИО, инициалов.
Призы: — 1 место — приз 50 000 рублей. — Последующие 8 (или 12) финалистов получают приз — 15 000 рублей — 10 наиболее достойных работ попадут в печатный сборник «Новая Фантастика 2024». — Победители будут приглашены в состав Профессионального жюри следующего конкурса. — Каждый участник получит комментарии от конкурсантов, от членов профессионального и основного жюри (если пройдет в соответствующий тур).
Полные правила конкурса: https://litclubbs.ru/pages/newfantastic20...
|
| | |
| Статья написана 20 сентября 2023 г. 23:37 |
Михаил Елизаров. Библиотекарь. — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2023 г. Серия: Кинобестселлеры. Специальное издание к премьере сериала.
Неоднократно переизданный роман Михаила Елизарова «Библиотекарь» (2007) я в своё время (сразу после выхода) прочёл с интересом, но без восторга. Книга, получившая в 2008 году премию «Русский Букер», любимой не стала: меня не воодушевила лежащая в основе её сюжета концепция магического воздействия произведений кондового соцреализма на читателя. При этом я высоко оцениваю необычность фантастического допущения, применённого и с хладнокоровным цинизмом обыгранного автором: чтение книг покойного советского писателя Дмитрия Александровича Громова при выполнении двух Условий (Тщания и Непрерывности) творит с их внимательными и прилежными потребителями что-то невероятное. В зависимости от того, какая конкретно книга (всего их у Громова семь) штудируется, к читателю (или к чтецу и его слушателям) приходит эйфорическое состояние (Книга Радости – «Нарва»); прекрасные воспоминания из счастливого прошлого, не обязательно своего (Книга Памяти – «Тихие травы»); нечувствительность к боли и утоление печалей (Книга Терпения – «Серебряный плёс»); небывалая сила и уверенность в себе (Книга Силы – «Пролетарская»); слепое бешенство (Книга Ярости – «Дорогами труда»); ощущение собственной значимости и возможность диктовать свою волю окружающим (Книга Власти — «Счастье, лети!»); сверхъестественное понимание сути всего, в том числе – истинного значения и назначения творчества Громова (Книга Смысла – «Дума о сталинском фарфоре»). Последняя в ряду перечисленных Книга – большая редкость, многие персонажи романа Елизарова мечтают её найти, охотятся за ней...
Михаил Елизаров. Библиотекарь. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2007 г. Первое издание.
И ещё о моих первых, пятнадцатилетней давности, впечатлениях от романа Елизарова. Вызывало дискомфорт обилие в «Библиотекаре» жестоких сцен. Напрягало то, что беспощадные убийства в процессе конкуренции между группами поклонников творческого наследия («читальнями») правоверного соцреалиста Громова за обладание литературно сомнительными артефактами непосредственно связаны с книгами и библиотеками. Для меня, запойного читателя с самого раннего детства, книголюба и немножко библиофила, понятия «Книга» и «Библиотека» — не то что бы святые, но максимально уважаемые, всегда воспринимаемые с позитивной теплотой (неспроста я когда-то с нескрываемым благоговением писал о неутомимом воспевателе библиотек знаменитом американском фантасте Рэе Брэдбери). В рассматриваемом романе томики Громова с магической начинкой (Книги) — главная причина взаимной зависти-ненависти их ценителей, а также множества смертей, связанных со стремлением владеть и распоряжаться Книгами. Мне буквально причиняло боль то, что Библиотеки и Читальни у Елизарова — это боевые отряды читателей, сражающиеся и убивающие за обладание ничтожными с точки зрения литературной ценности, но при этом чудодейственными бумажными реликвиями. Всё это, мягко говоря, смущало, а точнее — отвращало.
Михаил Елизаров. Библиотекарь. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2008 г.
Для тех, кто не читал роман, поясню словами его персонажа, врача по профессии, что такое Книги, если излагать по-научному: «По сути они представляют собой сложные сигнально-знаковые структуры дистанционного воздействия с широким психосоматическим спектром. Их можно назвать препаратами, или, ещё лучше программами. Каждая Книга-программа начинена субпрограммой-резидентом – закодированным подтекстом, который активизируется при соблюдении Двух Условий "пристального" чтения"». Выше я уже упоминал о Тщании и Непрерывности: чтобы Книга подействовала, читать её нужно очень внимательно, не отрываясь — от начала и до конца.
Михаил Елизаров. Библиотекарь. — М.: АСТ, 2016 г. Серия: Новая русская классика.
Известие о том, что по «Библиотекарю» делают сериал, я воспринял без оптимизма: роман Елизарова казался мне абсолютно некинематографичным из-за сложной подоплёки описанных в нём странных событий, трансформированной в обоснование некоей нравственной доктрины (допускаю, что автор подразумевал где-то в облаках понятийного пространства иронию, но увидеть её в тексте дано не каждому), а в финале – в самоотречение и самопожертвование главного героя Алексея Вязинцева, почти случайно оказавшегося в самом сердце «библиотечных» интриг. Мне казалось, что упомянутая выше жестокость кровавых читательских битв, череда убийств и жутких персонажей, связанных с Книгами, превратят сериал в заурядный фильм ужасов. Мне казалось, что хорошее кино (хорошее, по крайней мере, для меня) по этой безусловно неординарной книге снять невозможно. Основания для опасений были, прецеденты имелись. Например, фильм Кирилла Серебренникова по ценимому мною роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» (2018), я досмотрел до конца лишь на днях. С момента релиза картины в 2020 году раз пять приступал к просмотру, но видеоряд, созданный режиссёром, диссонировал с моей внутренней картинкой-представлением о произведении. В первую очередь – из-за отсутствия умного юмора, которого в многослойном романе Сальникова хватало. Но вот, наконец, я осилил и это кино. Видать, пришло время…
Сериал "Библиотекарь". Режиссёр — Игорь Твердохлебов. В главной роли — Никита Ефремов.
Что касается моих сомнений в возможности удачной экранизации книги Елизарова, то они оказались напрасными. Одноименный сериал по мотивам «Библиотекаря» смотреть (и досмотреть) можно. Конечно, киновоплощение романа, выполненное режиссёром Игорем Твердохлебовым – это упрощённый, сокращённый и значительно переработанный вариант событий романа. Но вариант внятный, адекватный и конгруэнтный, правда, мне показалось, что в паре серий ближе к завершению фильма вкус создателям несколько изменяет… Тем не менее, это тот редкий случай, когда я рекомендовал бы любопытствующим сначала посмотреть сериал, а уже потом – заинтересовавшимся и проникнувшимся – попробовать прочесть роман Михаила Елизарова (кстати, писатель на несколько секунд появляется в кадре в роли одного из «читателей»). Естественно, эта рекомендация адресована тем, кто роман до сих пор не читал.
|
| | |
| Статья написана 28 августа 2023 г. 12:06 |
ПРОЩАЙ, РЫЦАРЬ ФАНТАСТИКИ… Памяти Валерия Гаевского 21 августа 2023 года не стало Валерия Анатольевича Гаевского, талантливого писателя — поэта, прозаика, фантаста, эссеиста, вдумчивого редактора, выдающегося организатора и проницательного издателя. В июне 2023 года ему исполнилось всего 63 года. Но смертельный недуг на возраст не смотрит. Однако Валерий Анатольевич успел очень многое. Человек с университетским образованием, творческий от природы, мастер горных походов, он большую часть нескучной своей жизни все-таки отдал литературе. В основном поэзии и фантастике. После Светланы Ягуповой именно Валерий Гаевский не дал угаснуть, возродил, восполнил, расширил крымскую фантастику — расширил за пределы полуострова. Несмотря на экономические, политические, культурные невзгоды нашей Родины, Валерий, прирожденный организатор и редактор, издавал журналы «Предвестие» и «POLUS-Крым», а с 2005 г. выпускал, номер за номером (50 номеров), журнал фантастики (фэнзин) «Фанданго». Напомним, что журнал этот в 2013 г. на конвенте «Еврокон» был признан лучшим фэнзином Европы. Весной 2023 года он обсуждал выпуск юбилейного, пятидесятого, номера журнала… Только кипучая, огненная, мощная энергия Валерия дала ему силы собрать, составить, сверстать, оформить и выпустить в 2018 г. уникальное издание — «Энциклопедию крымской фантастики», принять важное и активное участие в подготовке и осуществлении проекта «Фантавры» — так вышел в свет второй выпуск знаменитого сборника крымской фантастики (первый подготовила и пробила сквозь советскую цензуру, не без потерь, Светлана Ягупова; Валерий Гаевский был одним из фантавров, который не попал в первый сборник). Двадцать лет, в конце каждого месяца, в «Хайдельберг-центре» Валерий собирал «Клуб фантастов Крыма» — для живого творческого общения, обмена новостями. На ежегодный весенний Крымкон «Фанданго» на берегу Черного моря, благодаря стараниям и фонтанирующей энергии вдохновителя этого мероприятия Валерия Гаевского съезжались участники из разных стран СНГ, там проходили творческие конкурсы, читались доклады и стихи, совершались экскурсии, и каждый раз гости увозили в душе такой теплый, ясный, добрый свет, что он питал авторов творческой энергией долгие месяцы. Именно на Крымконах Гаевского ярко проявили свое недюжинное дарование молодые писатели Ксения Нели, Александр Милютин, Николай Немытов, Ана Дао, С. Г. Малиновски, Ариолла Милодан и другие; здесь давали мастер-классы мэтры фантастики Андрей Дмитрук и Геннадий Прашкевич; здесь вручалась задуманная Валерием премия «Планета Крым». При всей загруженности Валерий не забывал о писательском труде. Об этом говорят множество публикаций в периодике, в литературных сборниках Крыма и России, авторские сборники стихов «Аккорды грозы» и «Ночная Ясна», романы «Фантазии об утраченном», «Полеты над Караби», «Ангелы времени». Среди наград Валерия Гаевского есть одна, которая очень точно передает суть всего существования писателя — это орден «Рыцарь фантастики» (за выдающийся вклад в развитие отечественной фантастики). Литература потеряла талантливого писателя, великолепного организатора и просто хорошего человека. Это жестокий удар не только по его семье, но и по всем, кто знал Валерия, кто дружил с ним, для коллег, это действительно невосполнимая и пока еще до конца не осознанная никем из нас потеря.
Крымское и севастопольское отделения Союза писателей России
|
| | |
| Статья написана 22 августа 2023 г. 12:34 |
21 августа ушёл из жизни писатель, поэт, философ, издатель, бессменный руководитель Клуба фантастов Крыма "Фанданго", очень яркий и жизнелюбивый человек, мой большой друг Валерий Гаевский. Не могу поверить... Глубокие соболезнования семье и близким...
На снимке: Валерий Гаевский. Феодосия, 2011 г. Фото моё. В траурную рамку обводить не хочу.
P. S. Ежели кто-то захочет помочь вдове и трёхлетнему сыну Гаевского — пишите, дам номер её карты.
|
|
|