Франсис Карсак «Бегство Земли»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Звёздный ковчег/замкнутый мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Катастрофа неминуема, но человеческий разум и воля спасают Землю от неминуемой гибели в романе «Бегство Земли».
Если планета не может существовать у своего старого солнца, значит надо принимать меры...
По словам Жоржа Борда, сына писателя, к 1951 году была написана первая треть романа, который тогда носил название «Великие Сумерки» (Le grand Crépuscule). Позднее, в 1955-1956 годах, Карсак вернулся к работе над рукописью и завершил её в 1959 году.
Входит в:
— антологию «Французская фантастическая проза», 1987 г.
— антологию «Безжалостное небо», 1988 г.
— антологию «Сборник научно-фантастических произведений», 1992 г.
— антологию «Франсис Карсак, Артур К. Дойл», 1992 г.
- /языки:
- русский (24), французский (4)
- /тип:
- книги (22), самиздат (4), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Ф. Мендельсон (19), Л. Самуйлов (5)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Temnyi_Vlastelin, 27 октября 2023 г.
А мне понравилось . Хоть я и скептически отнесся в начале к сцене с очередной вариацией попаданчества , но чем дальше читал , тем больше втягивался в повествование . Несмотря на то , что история подана сугубо схематично и сухо , через записи в дневниках главного героя , остается ощущение к сопричастности к чему-то эпичному и масштабному . Многие вещи в романе конечно сейчас кажутся немного наивными , например некие «драмы» , которые около тысячелетия угнетали человечество , а потом после себя практически ничего не оставивших , или раса красных упырей , которая «промывает» мозги потомкам земных переселенцев . Или с какой легкостью после столетий отсутствия войн и крупных внутренних кризисов , во время крупных беспорядков приводят в действие специальные системы для подавления бунтов и отправляют на тот свет сотни тысяч человек . Но в целом читается довольно увлекательно , как некая летопись будущего , как некий гимн развитию человечества .
Особенно понравилось обращение главного героя из предпоследнего абзаца эпилога : «Прежде чем покинуть вашу эпоху , я хочу сказать вам , люди далекого прошлого , вот что : никогда не отчаивайтесь . Даже если будущее кажется вам беспросветным , даже если вы знаете теперь , что ваши цивилизации исчезнут подо льдами нового палеолита , не прекращайте эту борьбу !»
Podebrad, 15 сентября 2023 г.
Нехорошо писать негативные отзывы на классиков. Тем более, на людей заведомо умнее тебя самого. Тем не менее, общее впечатление настолько неприятное, что трудно удержаться.
Первое. Автор разбрасывается по множеству тем. Их не меньше десятка, от вселения человека из будущего в сознание современного человека и до приключений на модернизированной Венере. По каждой вброшенной идее можно было бы сделать отдельный роман. И каждая тема загублена. Загублена поверхностным изложением. Даже центральная тема межзвёздного перелёта Земли вместе с Луной, а заодно и Венеры, и та изложена пунктиром.
Второе. Пунктир вообще преобладает. Вся история Земли за 200 000 лет изложена в двух словах. Тут и многократные оледенения, и ядерные войны, и нашествие инопланетян. И ничему не веришь. Такой же пунктир повсюду. Когда автор при всей своей тяге к глобализму всё-таки опускается до конкретных приключений героев, тут него тоже получается краткий экскурс. Здесь становится совсем неинтересно. Автор просто перечисляет события, не даёт их ни увидеть, ни почувствовать. Для глобальных катастроф это ещё не так страшно. Для приключений это смертельно.
Третье. Герои абсолютно безлики. Может, правда, это и к лучшему. Когда Карсак во «Львах Эльдорадо» попытался сделать героя живым, он получился таким монстром, что затоскуешь по безликим героям других романов.
Четвёртое. Жестокость к людям. По ходу катастрофы бойня и массовые репрессии. По прибытии на новое место война с соседями. Идеальное устройство нового общества списано у Платона. Правит аристократия ума, изолированная от остальной массы, которую нельзя допускать до знаний. Правда, аристократия открытая, как и у Платона. Но ведь известно, что любая аристократия (ума, доблести, достоинства, знаний, творческих или деловых способностей и любая другая) начинает как открытое сословие и кончает как закрытая каста. Со всеми вытекающими последствиями.
А лучше всего страницы, на которых Карсак касается своей родной темы. Палеонтологии и антропологии. Вот тут он хорош. Жаль только, что здесь таких страниц очень мало.
sherlok, 12 января 2022 г.
Книга, нежно любимая с детства. Но всякий раз, при очередном перечитывании, я ощущал некое недоумение: отчего у автора «Робинзонов космоса» и «Львов Эльдорадо», вышла такая сухая вещь? Книга великолепна, спору нет. Но некоторое ощущение конспективности изложения, тем не менее, присутствовало.
И вот, буквально на днях, загадка разрешилась. Я добрался-таки до рамочного 5-томника Карсака, и вдруг обнаружилось, что все эти годы я действительно читал дай бог половину от «Бегства Земли». Спасибо вам, издательство «Черная река» и персонально Л. Самуйлов за возможность прочитать роман целиком, без купюр. Ну и Карсаку, разумеется, земной поклон за силу и красоту его таланта!
Если вы, как я, были знакомы только с переводом Мендельсона, поспешите исправить это досадное недоразумение. Не пожалеете!
aleks-predator, 19 июля 2022 г.
Удивительное спасение цивилизации
Роман Франсиса Карсака «Бегство Земли» является одним из моих любимых произведений. Классическое, фундаментальное, мощное и достаточно новаторское — все это о книге французского писателя, которое мне довелось прочитать теперь уже многие годы назад. Это произведение посоветовал мне отец. В очередной раз убеждаюсь, как у нас совпадают книжные интересы. И этот совет показал мне новый фантастический мир, вышедший из-под пера Карсака, в котором удачно сочетаются сразу несколько масштабных сюжетов.
«Бегство Земли» концентрируется на спасении нашей планеты и Венеры, что уже была колонией людей, от опасного Солнца, которое в скором времени уничтожит жизнь в Солнечной системе. Однако повествование не сводится только к этому сценарию. Карсак в своем относительно небольшом романе прекрасно и уместно показывает еще несколько сюжетных линий, которые при желании можно было бы развить в отдельные произведения. Раскрывать эти сюжеты не имеет смысла. Лучше прочитать самому. Однако с уверенностью могу заявить, что читатель обязательно по достоинству оценит этот труд французского писателя.
И если сравнивать эту книгу с некоторыми другими романами-эпопеями, то «Бегство Земли» существенно выигрывает динамичностью повествования, в целом наличием различных сюжетных поворотов и набором глобальных историй героев этой книги. Здесь ждет своеобразный детектив, немного мистики или даже магии (не забываем, что «любая достаточно развитая технология неотличима от магии» — спасибо Вам сэр Артур Кларк), катастрофа, боевик и щепотка драмы. Перечитав однажды этот роман вновь, я невольно задумался, что потенциал произведения достаточно велик и в свое время мог бы быть хорошо расписан, став, наверное, целым циклом романов, которые были бы посвящены определенной теме или временному отрезку этой масштабной истории. С другой стороны, не теряю надежду, что однажды (лучше скорее) этот роман станет основой крупнобюджетного сериала от какой-нибудь именитой студии. У произведения есть все, чтобы стать качественным первоисточником для глобального проекта на стриминговых платформах.
«Бегство Земли» выделяется еще одним весомым моментом. Карсак фокусируется в основном на приключенческой составляющей, что так не свойственно классикам научной фантастики. Может быть, поэтому эта книга читается так легко и непринужденно. Да, здесь есть общие понятия о науке и разъяснение принципов работы тех или иных законов природы и созданных людьми механизмов. Однако фокус смещается именно на грамотном повествовании всей истории, где главное именно приключение.
Так или иначе, «Бегство Земли», его масштабность и тяготение к приключенческому повествованию найдут своего читателя, уже нашли. Это заметный труд Франсиса Карсака, который подарил миру свой неповторимый мир, где грамотно переплетаются нити многих сюжетных линий, умело преподносятся хитросплетения жанров. Это книга, которую периодически хочется перечитывать. А я люблю советовать ее в первую очередь из множества прочитанных мной, когда кто-то просит порекомендовать к прочтению хорошую фантастическую историю.
10 из 10
god54, 21 октября 2023 г.
Этот роман мне напомнил советскую фантастику, в какой-то степени Казанцева, главное идея, а литература не обязательна. Автор последовательно описывает то, как он полагает будет выглядеть земное сообщество в таком-то году. При этом он отбрасывает детали, так как идей очень много и, если заниматься мелочами, то это уже будет эпопея, а читатель утонет в технических деталях и увидит всю алогичность авторских изысканий. А потому читать кандидатскую диссертацию по социологии или физике, даже не специалисту, будет более интересно и полезно. Есть ли смысл читать? Каждый читатель должен иметь свое мнение. Я же привык читать литературу, когда интересная фантастическая идея раскрывается увлекательным сюжетом с массой психологии, интриг, драмы...
iskender-leon, 15 июня 2013 г.
«Это я, Орк, говорю с вами, Орк Акеран, Верховный Координатор эпохи Великих Сумерек...»
Один из самых любимых мною фантастических романов вообще, самый любимый у Франсиса Карсака и наверное лучший производственный роман из тех, что я читал.
Чем он мне нравится? Многим:
— тем что автор не побоялся смешать в очень коротком романе множество популярных сюжетных ходов — перемещение разума, хронофантастика, звёздный ковчег, роман-катастрофа, спасение мира, вторжение чужих, ксенофантастика, изобретения, генетические мутации, социальный элемент... Не все из них основные, но все играют достаточно важную роль, без них роман был бы другим. У многих в результате такого эксперимента получился бы винегрет, а у Карсака — блюдо от шеф-повара (простите меня за кулинарную аналогию);
— своей динамичностью — читается очень легко, увлекательно, на одном дыхании;
— верой в будущее человечества, в разум и его возможности. Это так прекрасно — верить, что род человеческий способен превозмочь ярость умирающей звезды и не просто унестись к далёким звёздам, но прихватить с собою нашу общую мать — планету Земля;
— чередой отдельных ярких эпизодов. Я например, не очень люблю читать старые истории про Венеру, зная теперь насколько не соответствуют ранние представления об этой планете фактам, которые стали известны позднее. Но глава романа о венерианских джунглях понравилась мне чрезвычайно. Равно как и величественный и трагический эпизод с учёным Клобором на Марсе или гроза во время эксперимента на гидростанции.
Основные недостатки по мнению читателей это сухость изложения и наивность. С первым спорить не могу, склонен согласиться, что такой недостаток имеет место быть. А вот со вторым не согласен. Прежде всего, люди написавшие о наивности, к сожалению не указали, что конкретно им показалось наивным. Поэтому достаточно сложно поспорить с ними более предметно. Наивно движение фаталистов? Вряд ли — и в наше время на планете есть миллионы фанатиков, жаждущих апокалипсиса. Наивны предположения о социальном устройстве будущего — текны и триллы? Тоже сомнительно, в фантастике есть множество куда более причудливых социальных моделей чем разделение человечества по принадлежности к касте учёных. Наиболее моё обоснованное подозрение — предположение о том, что наивным кажется великое свершение, осуществлённое людьми будущего. Если так, то виноват в этом общий дух разочарования, витающей над почти заглохшей программой освоения космоса нынешнего человечества. Что я думаю по этому поводу, я уже написал выше и остаюсь оптимистом в этом отношении, давайте верить в лучшее будущее, каким бы маловероятным оно не казалось нам порой. Кроме того, прочитав другие романы автора — «Робинзоны космоса» и «Львы Эльдорадо», возьмусь утверждать что они куда более подходят под определение «наивный».
Рекомендую прежде всего поклонникам «классической» фантастики, но не только. Роман всего на 130 страниц, так что даже если не понравится, то много не потеряете, но такое развитие событий представляется мне маловероятным — я надеюсь что от прочтения этой книги вы получите огромное удовольствие.
Stalk-74, 30 января 2021 г.
Очевидно, что автор планировал сделать фундаментальный роман, а не легкое чтиво на вечерок. Теперешняя фантастика, правда, расслабляет читателя, в итоге пришлось, как биатлонисту перед стрельбой корректировать настройки. Не так много произведений. в которых отмечаешь идею. Оригинально — зачем звездолеты, когда можно путешествовать планетами. Правда, научное обоснование этого произошло как-то скомканно, мол, гении вывели уравнения — и полетели. Скорее всего, в эти планы вмешались бы тысячи обстоятельств, которые просчитать также невозможно, как все возможные варианты шахматной игры.
С точки зрения литературности, здесь не так фундаментально. Вообще, мне кажется, есть вопросы к переводу, что я читал, ибо авторский стиль в разных местах романа плавает, что на деле было бы вряд ли. Герои и их чувства, конечно, схематичны, видно, что автор принимал их как необходимую данность, не более. Как и Жюль Верн, к примеру. Такова изнанка классической научной фантастики, у неё идеи, некогда десятками страниц переживать, поцелует сегодня герой героиню или нет.
А, если учесть, что Франсис Карсак (Франсуа Борд) был вообще не литератором, а профессором палеоантропологии (напомнило Обручева), то претензий к красоте слога нет вообще.
Стронций 88, 2 сентября 2021 г.
Плавающее ощущение меня от этой повести. С одной стороны – наивно, архаично. Чем-то всё это напоминало романы Уэллса, а то и Верна. Что-то начала 20 века, но не 1960-го. Общество будущего, текны и триллы, геокосмосы, фульгураторы, магнитные барьеры перед звёздными системами, вся эта техника будущего, будто всплывшая из романов 1920-х, и, главное, довольно архаичная манера повествования, по-моему, напрочь убивали весь тот огромный масштаб проблемы и её решения – передвинуть саму Землю (и обитаемую Венеру), чтобы спасти человечество. Всё это ещё и напомнило мне роман «Изгнание владыки» Адамова, где грандиозная задача была показана скорее для утверждения веры в советскую науку, а конкретные изобретения были такими расплывчатыми или наивными, что вызывали недоверчивую улыбку (кстати, и тут тоже нашлись свои «шпионы-вредители»). Да и сюжет временами слащавил –
Но при этом, повесть временами интриговала. Автор ограничился определённой лаконичностью (хотя тут же временами уделял излишнее внимание некоторым личным для героя моментам). И в этой лаконичности меня интриговало не общество людей будущего, а сам мир. Мир, в котором присутствуют и некие другие существа. Новая, таинственная природа Венеры. Вскользь упомянутые страшные друмы, практически поработившие человечество. Сгинувшие марсиане с их фантастическими технологиями. Воинственные триисы. И даже потомки исчезнувших земных кораблей, что могли стать как друзьями, так и врагами. Не масштаб и сложность перемещения планет, и катаклизмы, решаемые в последний момент, были мне интересны – а то неизвестное и опасное, что ждёт в далёком и обитаемом – но кем? – космосе.
primorec, 28 апреля 2012 г.
Избалованные, ждем мы от романов-катастроф обстоятельности. Так чтобы, как в «Молоте Люцефера» — несколько сотен страниц герои маялись: будет конец мира или нет? Готовились и ждали, перемалывая мельчайшие подробности грядущего катаклизма. А потом, еще несколько сотен страниц расхлебывали последствия, мучились и страдали./На саму катастрофу — так, пару строк/.
Не поэтому ли роман «Бегство Земли» вызывает такие теплые чувства, что мы уже устали от этих многочисленных поделок про крушение мира? Простой, немного наивный и очень динамичный рассказ, не просто о борьбе за выживание, о Подвиге.
История эпическая: о дерзкой попытке людей бросить вызов самой Вселенной и ее законам. Вот, казалось бы, гибель Земли и ее обитателей неизбежна. Но сила науки вместе с решимостью и мужеством, нет, не отдельных людей, а всех, сколько их не есть, способны, оказывается, победить даже неизбежную судьбу. Чтобы отправиться в межзвездное странствие на планете-корабле «Земля», взяв в полет все живое. Встретить потерянных братьев, попутно решая их проблемы, вновь объединить рассеянное человечество и обрести новый дом.
Какой размах замысла! И все это — на чуть более сотне страниц, на которых нашлось место для всего. Есть события космического масштаба, заговоры и мятежи, схватки с инопланетянами, любовная история, раскрытие древних тайн и даже путешествие во времени. И герои — умные и преданные делу ученые, военные, инженеры, ставящие нереальные цели и достигающие их за счет знаний, мужества, самопожертвования и ума.
Можно сказать: роман для подростков. Но вот отдыхает же душа, когда перечитываешь его. Отдыхает от всего, что заполонило страницы современных фантастических книг: многочисленных сражений, нашествий инопланетян, войн с Чужими и себе подобными, погонями за тайнами ради наживы, убийств и крови. Поэтому и живет эта книга на полке: как верный друг, к которому обращаешься за помощью и поддержкой.
Dellbone, 9 июля 2021 г.
Первое удивление пришло, когда увидел год написания. Середина 20-го века. Но стиль скорее относится к произведениям века 19-го. Автор не показывает, а рассказывает. Не сочинение , а изложение. И это я не про сюжет, а способ донесения до нас этой истории. По сути большая часть книги это как один персонаж читает письмо второго. Дневниковые записи? Вот и получилось скомкано. В своей голове я вижу, что из этого могли бы сделать современные авторы. Пятикнижие? Запросто. Я проработкой всех персонажей, всех сюжетных линий. Но, что получилось то и имеем.
mikereader, 24 июня 2019 г.
Ну, откровенно, так себе книжечка. Сама идея может и была сногсшибательной в 1960 году, но вот сейчас в 2019 выглядит примитивным сценарием для малобюджетного летнего сай-фай боевичка в кино. Материал подается в видео написанных кем-то мемуаров, а значит никакой интриги и никаких переживаний за судьбу героя. Он выживет, что бы тут автор не накручивал. А уж он постарается в ущерб всему остальному!
Само по себе это не так страшно, но вот реализация... Были хорошие книги (например, «Имя Ветра») с флешбеками, но тут абсолютно все деревянное. Персонажи — никакие. Линейность повествования отсутствует, все подается скомкано. События гонят как воду из ведра, сколько времени проходит — непонятно, если автор напрямую не скажет. Все получается вида «И началась война. И мы победили.» Ну конечно! Зачем писать при интересные моменты противоборства людей и чужих, лучше давай нам еще пару страниц про поход в туалет.
Нет концентрации на конкретных значимых событиях, и все, что происходит в книге, не вызывает никакого отклика. Солнце гаснет, ну и что? Мы уже улетаем. Враждебные инопланетяне встают на пути, что же делать? Придется долго притираться и выяснять отношения? Нет!
- Мы хотим жить в вашей системе.
- Нет! Вы предатели, и мы уничтожим вас.
- А мы не предатели!
- Ну тогда ладно, будем дружить семьями...
Вообще все проблемы решаются вот таким тупыми однообразными диалогами из 5-7 строк! Что тут может вызвать интерес? Мотивация? Кто? Зачем? Почему? Автор даже не пытался поднять жизненные показатели своей книги! Правильно, некогда же, тут деревенский эпик на каждой странице. Планеты летят, чужие затаились, лазеры сверкают, звезды гаснут... Дети в восторге! Еще больше и быстрее надо!
А вот получается уныло, скучно и бездушно.
moonwalker72, 30 марта 2018 г.
Совершенно эпическая вещь. Пусть по современным представлениям скорее ближе к фэнтези, чем к суровой НФ. Тем не менее — впечатляет охват временных промежутков и, конечно, масштабность — размеров и энергий. Второй раз такое встретилось разве что в «Фиаско» Лема с его сидеральными технологиями. Персонажи очень далекого будущего нарисованы схематично и как бы кукольно — похоже на Туманность Андромеды И.Ефремова. И причина та же — современному человеку трудно, почти невозможно представить себе мысли и желания людей, живущих много-много тысяч лет спустя. В случае Бегства Земли речь похоже идет о миллионах лет. Ставлю максимум ибо впечатление от первого прочтения 30 лет назад было незабываемым.
astrophytum, 3 марта 2017 г.
После прочтения полной версии и сегодняшнего общения в контактике, появились невесёлые мысли.
В романе один из героев сетует, что зря текны давали триллам только то знание, которое считали нужным. Типа, из-за этого текны не могут разъяснить триллам реальность опасности.
Но обратное бы не помогло. Сейчас, с развитием интернета, к нашим услугам знания всего человечества! То, к чему раньше почитали за счастье хоть немного прикоснуться, подаётся на блюдечке с голубой каёмочкой. Но хватает особей, которые носами вертят: «Фи-и-и, а чаво я должон в енто ве-е-ерить? А удруг вы мине абмануете, шобы я вам боблишка астигнул???»
Человечество выживет и разовьётся, если максимально заменит людей машинами, радикально сократит кол-во человеческого биомусора, которому ничего не интересно, и власть в свои руки возьмут учёные, а оставшиеся холопы будут знать своё место и не высовываться.
IgorLutiy, 16 января 2020 г.
Типичная фантастика середины прошлого века. В меру простая и наивная, в меру интересная, в меру легкая. В детстве такая нравилась. Потом читать подобное стало несколько тяжело. Но данный роман на удивление произвел хорошее впечатление. Всё довольно просто и примитивно, картонные герои, но интересные приключения и в целом неплохой сюжет. Как легкое развлекательное чтиво на вечерок вполне пойдет.
keellorenz, 8 мая 2019 г.
Произведение с литературной точки зрения слабое и (я это первое заметил?) явно перекликается с творчеством Стэплдона «чуть менее, чем полностью».
Для советского читателя запретный еретик и мистик Стэплдон был совершенно недоступен, и «Бегство Земли» худо-бедно давало представление о творчестве английского гения.
Итак, перед нами драматичная и грандиозная, визуально зримая и интригующая история будущего человечества, которое само тут — главный герой.
Взрыв Солнца, планеты, превращенные в звездолеты, терраформинг Венеры, аварии на атомных предприятиях, контакт с жителями будущего через телепатию, уничтожение вторгшихся инопланетян вирусом, история далекого будущего, природный катастрофизм (ледниковый период), разделение общества на касты по уровню ай-кью — все эти идеи почерпнуты автором у английского коллеги. Любопытно, что книга писалась в том же 1945г., что и второй великий клон мистера Стэплдона — я имею в виду роман Саймака «Город».
Что могу сказать... Карсак по драматизму и литературности Стэплдона превосходит, но по идеям его роман просто смехотворен. Там, где Стэплдон осторожненько и бережно делал штришки на холст миллиардолетнего исторического полотна, консультируясь у профессоров академической науки, Карсак в импрессионистской манере набрасывает краску жирными, размашистыми мазками. Тут все барочно-избыточно, драматично, мощно, грандиозно...
Но великим шедевром я бы это не назвал — все же сам сюжет тяготеет к журнальной НФ хайнлайновского типа и в силу этого прописки в вечности у него нет. Глубина научных идей невелика, так как к ним подмешен какой-то сказочный кич. Поясню — там где у Стэплдона для движения планет применяются направленные атомные взрывы или аннигиляционные движки, Карсак применяет сказочные магниты гигантских размеров, позволяющие двигать планеты по неким силовым линиям.
Там где у Стэплдона сложноорганизованная философская утопия, у Карсака социализм из учебников.
То, как можно развить идеи Стэплдона в философском ключе видно по творчеству Джона Райта, который использовал их как антураж для философских размышлений, а не как в данном случае — в качестве фона для приключений.
Читать рекомендую только в качестве постстэплдонского фанфика, изложившего в более литературном стиле ряд идей первоисточнка. Комикс-манга по «Последним и Первым людям» — вот нужное слово. Любите такое? — Вперед... Для реального года написания (1945) это было круто.