| Статья написана позавчера в 10:45 |
Внезапно наступило 8 марта... В этот весенний женский (и немножко мужской) праздник, мне кажется, будет уместно напомнить об одном из рассказов Кира Булычева, который называется "Корона профессора Козарина".

Кир Булычев. Люди как люди. — М.: Молодая гвардия, 1975 г. Серия: Библиотека советской фантастики. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации К. Сошинской.
Вообще-то я планировал сделать полный обзор фантастических рассказов, вошедших в один из первых авторских сборников малой прозы Кира Булычёва "Люди как люди" (см. обложку выше), но пока ограничусь упоминанием лишь нескольких. Сборник "Люди как люди" вышел в серии "Библиотека советской фантастики" издательства "Молодая гвардия" в 1975 году. Если смотреть библиографию Булычева — это его пятая по счёту изданная фантастическая книга и второй авторский сборник рассказов. До этого, в 1972 году, в той же "Библиотеке советской фантастики" выходил сборник "Чудеса в Гусляре", вторая часть которого (она называется "Пришельцы в Гусляре") составлена из написанных на тот момент автором рассказов из быстро ставшего популярным цикла о событиях в городе Великий Гусляр. Все рассказы Булычёва многократно переизданы, но те, ранние, уже рассыпающиеся на отдельные листочки, книжки писателя мне особенно дороги...

Иллюстрация Киры Сошинской из сборника Кира Булычева "Люди как люди".
Берущий за душу рассказ Кира Булычева "Можно попросить Нину" из сборника "Люди как люди" вспоминают часто... Его герой Вадим, набирая в 1972 году номер своей подруги Нины, ошибается не телефоном, а временем, и говорит не со своей знакомой, а с другой Ниной, тринадцатилетней девочкой из военной Москвы 1942 года, города с затемнениями и хлебными карточками... Кстати, как ни странно, в своё время рассказ не все поняли, автору даже пришлось объяснять, что там к чему, об этом я как-нибудь обязательно расскажу. Ещё об одном фантастическом рассказе из сборника "Люди как люди" я писал сам. См.: "Снегурочка Кира Булычева, кипящая при минус 33 °С". Кстати, она (я про свою запись) довольно популярна, и я с чистой совестью о ней напоминаю. Тем более, что с темой женского праздника научно-лирическое содержание рассказа "Снегурочка" соотносится вполне гармонично, ведь речь в нём идёт о любви.

Иллюстрация Киры Сошинской из сборника Кира Булычева "Люди как люди".
Рассказ "Корона профессора Козарина" тоже о любви, но не о той внезапной, первой любви, которая обрушивается на головы фигурантов неожиданно, как в упомянутой выше "Снегурочке". В "Короне" речь о самоотверженной, истинной, жертвенной женской любви, которую не выставляют напоказ... Автор, действуя как хороший манипулятор, максимально, чуть ли не до гротеска заострил обиды и переживания студента-вечерника Николая, считающего свою жену Валентину средоточием равнодушия и лицемерия. Писатель искусно подогревает гнев Коли, заставляя молодого человека припоминать и перечислять (а, значит, — сообщать читателю) всяческие беды и потери, связанные с Валентиной, которая, по мнению Николая, стала причиной всех его проблем. Николай — москвич, а Валя — приезжая. Родители Коли невзлюбили и не приняли девушку, считая, что она охмурила их сына исключительно из корыстных соображений. Молодые люди вынуждены снимать комнату в подмосковном посёлке, в доме, который когда-то принадлежал профессору Козарину, а после смерти учёного достался его прижимистой и ехидной племяннице Раисе Павловне.

Иллюстрация Киры Сошинской из сборника Кира Булычева "Люди как люди".
Бытовая неустроенность, нехватка денег и прочие трудности, усилившиеся с рождением сына Коськи (Костика), не придают Николаю оптимизма. Постепенно он приходит к мысли, что с Валей надо разводиться, поскольку её поведение (как Коле кажется) недвусмысленно сигнализирует о том, что жена его не любит, не уважает, считает лузером и вообще презирает. В один из особо невесёлых вечеров, Николай собирается сообщить Валентине о своём решении, но откладывает тяжёлый разговор до утра... Полностью читать здесь: https://dzen.ru/a/Z8lcnaSpGEISMocM
|
| | |
| Статья написана 2 марта 17:03 |
Основная тема приключенческих произведений Николая Владимировича Томана (1911 – 1974) — борьба правоохранительных органов и структур безопасности нашей страны с диверсантами, шпионами и предателями.

Николай Владимирович Томан (10.12.1911 – 06.08.1974).
Николай Томан создал несколько десятков остросюжетных шпионских и милицейских повестей, написал цикл рассказов о советских сапёрах-разведчиках и несколько фантастико-политических памфлетов. Был членом Союза писателей СССР, входил в редколлегию популярного альманаха «Мир приключений», а также в редакцию не менее популярного литературного альманаха «Искатель». 
Фантастические авторские книги Николая Томана в моей библиотеке.
Томан писал и традиционную фантастику, иногда полностью основывая сюжет на фантастическом допущении, иногда – просто усиливая фабулу произведения фантастическими элементами. В ранней его повести «Мимикрин доктора Ильичева» (1939) — это атомные пушки и красящий состав, делающий советского разведчика невидимым, в повести «Что происходит в тишине» (1948) – миниатюрный телепередатчик-шпион, в повести «По светлому следу» (1950) – фантастическая, опасная даже для обслуживающего персонала гелиомашина, в повести «Когда утихла буря» (1950) специально выведенные для уничтожения советских посевов насекомые-вредители, в повести «Made in...» (1962) – снова робот-шпион, оснащённый фотокамерами и телепередатчиком…

Николай Томан. В созвездии Трапеции. — М.: Детская литература, 1964 г. Тираж: 100000 экз. Рисунок на обложке и внутренние иллюстрации А. Малеинова.
Но сейчас я хотел бы поговорить не о шпионских и не о военных произведениях Николая Томана. Передо мной лежит книжка, на тёмно-синей обложке которой изображена летящая девушка в светлом трико на фоне красной ракеты – повесть «В созвездии Трапеции». Почти шестьдесят лет прошло с момента моего первого знакомства с этой вещью Томана. Когда я, младший школьник, читал её, то на скучные для меня моменты текста, типа диспута главных героев повести с художниками-абстракционистами, просто не обращал внимания. Нет, я их не пропускал, просто прочитывал по-быстрому, пробегал глазами, не особенно задумываясь над сутью. Меня волновало другое — когда её персонажи, наконец, справятся с гравитацией и начнут летать...

Рисунок художника А. Малеинова в книге Н. Томана "В созвездии Трапеции" (1964).
Далее в материале: • Фантастика Николая Томана. • Николай Томан. Краткая биографическая справка. • Фантастическая повесть о физиках в цирке «В созвездии Трапеции» (1964) и её переиздания. • Воздушная гимнастка Маша – милая и скромная. • Антигравитация на арене. • Томан в «Искателе». • Хрущёв в Манеже. • Немножко о художнике Юло Соостере. • Реалисты против абстракционистов. • Короткометражка «Крыса на подносе» с Леонидом Куравлёвым. • Гравитационная нестабильность. Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z77ceZF35CHD0EfN
|
| | |
| Статья написана 23 февраля 12:56 |
Николай Васильевич Автократов — ещё один представитель большой когорты советских авторов середины прошлого века, работавших в шпионском жанре, которого я хотел бы здесь вспомнить. Нельзя сказать, что Николай Автократов сейчас забыт: забвение действительно имело место и длилось почти полвека, но за последнюю дюжину лет две его фантастико-приключенческих повести "Серая скала" и "Тайна профессора Макшеева" были переизданы несколько раз: в "Престиж Буке" и "Вече" (2013, 2016 и 2021 гг.). Микротиражные самиздатовские издания 2010 и 2011 гг. в расчёт не беру...

Н. Автократов. Серая скала. — М.: Детгиз, 1955 г. Тираж: 30000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации П. Саркисяна.
Повесть "Серая скала" (1955) современные отечественные издатели обычно размещают в одной книге вместе с другим произведением Автократова, которое называется "Тайна профессора Макшеева". Научно-фантастическая повесть "Тайна профессора Макшеева" впервые была опубликована в журнале "Вокруг света" (№№1-6, 1940 год), а ещё через год — в барнаульской газете "Юный Сталинец» №№ 11-15, и 17-39 за 1941 год.

Н. Автократов. Сивият зъбер. — София: Държавно военно издателство при МНО, 1957 г. Серия: Библиотека "Военни приключения".
Можно легко подсчитать, что со времени выхода в Детгизе в 1955 году повести Автократова "Серая скала" до появления её переизданий в нашей стране прошло больше пятидесяти лет. За что же так надолго произведения этого автора отлучили от печатного станка? Попробуем разобраться, но об этом — ниже. Для вящей объективности упомяну, что повесть Автократова "Серая скала" была переведена на болгарский язык и выпущена в Болгарии в 1957 году. А также, и это особенно интересно, была переведена на китайский и вышла в Китае в мягкой обложке тиражом 79 тысяч экземпляров в 1982 году (как раз в тот период, когда в нашей стране Автократов был прочно забыт).

阿夫托克拉托夫 地下魔窟 河北人民出版社 (Hebei People's Publishing House), 1982 г. Далее в материале: • Шпионские повести Николая Автократова. • Издание "Серой скалы" в Болгарии и Китае. • Автократовы. Отец, сын и внук. • Фантастико-приключенческая повесть "Тайна профессора Макшеева" • А если бы брёвна раскатились? • Оберштурмбаннфюрер в Серой скале. • "Интересно знать, кто кого убьет". • Новых произведений Николая Автократова его почитатели не увидели… Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z7We-qo81wzC-FEV
|
| | |
| Статья написана 18 февраля 13:40 |
Позволю позволить себе краткий отдых от перипетий старой советской фантастики, к запискам о которой я непременно вернусь в ближайшее время. Под руку как раз подвернулся сборник в мягком переплёте "Шёпот в бедламе" издательства "Физкультура и спорт", в котором составитель Ростислав Рыбкин собрал фантастические и реалистические произведения зарубежных авторов, посвященные спорту и месту спорта в жизни личности и общества.

Шепот в бедламе. — М.: Физкультура и Спорт, 1982 г. Тираж: 100000 экз.
Сборник получил название по открывающей его повести известного американского романиста, новеллиста и драматурга Ирвина Шоу (1913 – 1984), которую я и решил прочесть, чтобы на некоторое время переключиться. В своё время Шоу покорил читателей, в том числе и тех, кто принадлежит к моему поколению, редким умением "облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики". И я тоже читал его романы. Кстати, 27 февраля исполняется 112 лет со дня рождения писателя.

Писатель Ирвин Шоу в 1948 году.
Ирвин Шоу родился в Южном Бронксе Нью-Йорка, в еврейской семье, эмигрировавшей в США из города Нежин Российской империи. Настоящее имя писателя — Ирвин Гилберт Шамфорофф. Большую часть юности он провел в Бруклине, где в 1934 году окончил Бруклинский колледж со степенью бакалавра искусств. В тридцатых — сороковых годах писал сценарии для радиошоу и кинофильмов. С началом Второй мировой войны вступил добровольцем в Регулярную армию США, служил в Корпусе связи (специальном подразделении, которое состояло из творческих личностей, рассказывающих о событиях на фронте) и в составе Киноотряда под началом известного в то время режиссёра Джорджа Стивенса, получил звание уорент-офицера.

Ирвин Шоу. Молодые львы. — Кишинёв: Лумина, 1988 г.Тираж: 100000 экз.
Опыт военных лет лег в основу дебютного романа Ирвина Шоу "Молодые львы (1948), ставшего бестселлером, высоко оцененного критикой и экранизированного в 1958 году. В этой книге автор ведёт перекличку тематически-содержательного плана с кумиром своей юности Эрнестом Хэмингуэем, пытаясь осмыслить политическую сторону военных событий и сам феномен фашизма. Далее в материале: • Романы «Молодые львы» и «Взвихрённый воздух» основаны на личном опыте. • Во время охоты на ведьм Ирвин Шоу спасался в Европе. • Романы-бестселлеры Ирвина Шоу. «Богач, бедняк», «Вечер в Византии» и другие. • Ирвин Шоу попал в переплёт. Мои конволюты. • Фантастическая пьеса Ирвина Шоу, которая вышла в СССР ещё в 1936 году. • Пены нет. • «Шёпот в бедламе». Уж лучше быть глухим… Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z7B3Pb7x62B8iKiL
|
| | |
| Статья написана 14 февраля 12:37 |
Мои друзья давно прочитали книгу "Тайна голубого стакана" красноярского писателя Алексея Попкова, вышедшую в 1955 году. И мой старый друг писатель, поэт и историк фантастики Геннадий Мартович Прашкевич прочёл. Мартович вообще всю фантастику, вышедшую в сороковые-пятидесятые годы прочёл. И мой старый друг писатель, поэт и редактор Александр Етоев прочёл. Етоев в нашей с ним совместной "Книге о Прашкевиче" пишет, что он "Попкова «Тайну голубого стакана» почти два раза читал".

А. Попков. Тайна голубого стакана. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1955 г. Тираж: 30000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Федотова.
Мой новый друг Кирилл Казачинский эту книгу тоже прочёл и учёл в своём уникальном справочнике. Потому что Казачинский — автор энциклопедического обозрения художественных книг российских и советских авторов шпионского и диверсионного направления. Кирилл составил (и настойчиво продолжает эту работу по сю пору) библиографический каталог "шпионских" книжек, выходивших в нашей стране, который называется "Контрразведка в российских и советских художественных произведениях".

Титульный лист книги Алексея Попкова "Тайна голубого стакана" (1955).
И новосибирский писатель-фантаст Михаил Михеев "Тайну голубого стакана" в своё время, сразу после выхода, прочёл, и отругал за "лишних людей", "ненужные события" и "непродуманность" в 1958 году с помощью журнала "Сибирские огни". А критик Н. Замошкин даже раньше, в 1953 году, ещё в рукописи повесть Попкова очень пристрастно изучил, а потом взгрел автора и его "Тайну голубого стакана" в журнале "Октябрь" за натяжки, случайности, невыверенность композиции и "пинкертоновщину". Представляете? Ещё до выхода книги Замошкин сделал ей такую рекламу, что "Тайну голубого стакана" с тех пор нигде не найти, она ушла в народные массы и была ими зачитана до дыр, без остатка.
Читать далее в материале: • Мои друзья давно прочитали книгу "Тайна голубого стакана". • Критик Замошкин сделал книгу популярной за два года до её выхода. • Шпионка Магда с отравленными конфетами для внука и дедушки. Про эти конфеты Етоев писал в своём исследовании "Душегубство и живодёрство в детской литературе". • Алексей Васильевич Попков (1910 — 1981) русский писатель, горный инженер. • Минерал Зет – мощная взрывчатка с целебными свойствами. • Диверсанты на Лысой горе. • Как ругали "Тайну голубого стакана". • Запутанный клубок тайн и загадок, утрамбованный в повесть. • Автором иллюстраций к повести, обличающей шпионов и вредителей, был художник, приговоренный к восьми годам ИТЛ и пяти годам поражения в правах. Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z6pkKccyjRvq-SYp
|
|
|