Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 февраля 2023 г. 00:39

Кто-нибудь объяснит, почему девятый том в "Антологии мировой фантастики" такой редкий?

Я понимаю, конечно, дело — в тираже.


Моя "Антология мировой фантастики" без девятого тома.


Тома АМФ с первого по восьмой вышли в 2003 году в издательстве "Аванта +", которое читатели хорошо помнят по выпуску различных детских энциклопедий. Первые четыре тома АМФ имели тираж 20 тыс. экз. У томов с шестого по восьмой тираж был уже 10 тыс. экз. Все эти книги я приобретал по мере выхода.

Два заключительных тома "Антологии мировой фантастики" вышли лишь в 2006 году в издательстве "Мир энциклопедий Аванта+", которое стало составной частью холдинга АСТ. Тираж девятого и десятого томов составлял уже только 5 тыс. экз.


Антология мировой фантастики. Том 9. Альтернативная история. — М.: Мир энциклопедий, 2006 г.


Тем не менее, десятый том АМФ я давно нашёл, а вот девятого нигде нет. Кстати, называется он "Альтернативная история". Вдруг у кого-то лишний?))


Статья написана 15 февраля 2023 г. 19:59

Хороший рассказ "Снегурочка" у писателя Кира Булычева получился, душевный, трогательный. На фоне Дня всех влюблённых о нём стоит вспомнить! Вышло так, что сборник со "Снегурочкой" подвернулся мне сегодня под руку, и я рассказ только что перечитал.


Рисунок Киры Сошинской к рассказу её супруга Кира Булычева "Снегурочка" из авторского сборника Булычева "Люди как люди" (М.: Молодая гвардия, 1975 г. Серия: Библиотека советской фантастики).


В рассказе терпит катастрофу инопланетный звездолёт. Земляне на своём космическом корабле принимают сигнал бедствия, но помочь не успевают: космолёт чужих у них на глазах разбивается во время аварийной посадки.

В живых чудом остаётся девушка-инопланетянка, её эвакуируют на земном корабле на родную планету. Между неземной красавицей и одним из наших космонавтов возникает любовь с первого взгляда. Но герои даже притронуться друг к другу не могут, уж очень разные у них среды обитания — в первую очередь, по температуре. Дело в том, что базовая основа жизни инопланетян не вода, а аммиак. Напоминаю, что аммиак кипит при —33°С, а замерзает при —78°C. И представляю запах...

И всё-таки они друг к другу прикоснулись...


Иллюстрация Д. Утенкова к рассказу "Снегурочка" в журнале "Знание-сила" №12, 1973.


Рассказ входит в цикл Кира Булычева "Павлыш", который включающий романы "Последняя война" (1970), "Посёлок" (1988), повести "Половина жизни" (1973), "Закон для дракона" (1975), "Белое платье Золушки" (1980) и другие произведения. Впервые "Снегурочка" была опубликована в двенадцатом номере журнала "Знание-сила" за 1973 год.


Заставка телепередачи "Этот фантастический мир".


Кстати, в 1981 году в телепередаче "Этот фантастический мир" был показан фильм-спектакль режиссёра Тамары Павлюченко, посвящённый проблемам Контакта. Сюжет рассказа Кира Булычева "Снегурочка" (1973) вошёл в постановку, как одна из её составных частей...

Далее читать здесь.


Статья написана 12 февраля 2023 г. 21:18
Размещена:

Продолжаю выкладывать разговоры с современными писателями-фантастами из моей книги "Беседы с фантастами".


Евгений ЛУКИН: «Нас опять не сломить!»


Евгений Лукин. 2004 год. Фото В. Ларионова.


Евгений, литературные критики да и писательская братия (я имею в виду фантастов) разошлись во мнениях по поводу того, что ты делаешь. Фантастика ли это? Удалось тебе определиться со своей литературной идентификацией или не родился еще тот умный критик, который сможет классифицировать твое творчество?

Да я как-то не спешу определяться. Кроме того, боясь самоповторов, стараюсь, чтобы каждая новая вещь полностью отличалась от предыдущей, что тоже мало способствует идентификации и прочему препарированию. То, чем я занимаюсь, несомненно, фантастика, но не фэнтези и не НФ. И вообще — почему я должен облегчать работу критикам?


Евгений Лукин, Любовь Лукина. Когда отступают ангелы. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное изд-во, 1990 г.


Ты не испытываешь проблем с поисками тем, сюжетов для новых вещей, утверждая, что достаточно лишь оглядеться вокруг: жизнь полна абсурда, извращенной логики, действительность фантастичнее любой фантастики, а фантазия фантасту вообще не нужна. Выходит, будь в нашей стране нормальная жизнь, не появился бы замечательный писатель Лукин?

Это вопрос или комплимент? Кстати, мысль о том, что нет ничего фантастичнее действительности, принадлежит не мне, а Достоевскому. Кроме того, нормальная жизнь (знать бы еще, с чем ее едят!) не только у нас в дефиците. То, что творится за рубежом, тоже, согласись, полный бред. Но я бы не рискнул утверждать, будто не испытываю трудностей с поиском тем и сюжетов. На то, чтобы оглядеться и процедить с пренебрежением: «Страна Дураков!» — особого ума не требуется. А вот разобраться в логике абсурда — это действительно задача.

Далее читать здесь.


Статья написана 10 февраля 2023 г. 23:25

Постоянная читательница моего блога написала в комментарии к одной из записей: «Мне очень нравились рассказы Гуревича, сборник "Пленники астероида" перечитывала не один раз. Но странное дело, когда я прочитала их, собранных в единую книгу, "Мы из солнечной системы", у меня появилось ощущение, что они как-то "потухли", не производили уже такого сильного впечатления. Отдельные рассказы по-прежнему могу перечитывать, а вот книга – никак не идёт».


Г. Гуревич. Пленники астероида.- М.: Детгиз, 1962 г.


Скорее всего речь об авторском сборнике «Мы – из Солнечной системы» (2003), в который вошли произведения Георгия Гуревича из одноименного цикла, в том числе и самый известный его роман под тем же названием. Конечно, хорошо бы всё читать вовремя и не быть строгим к авторам своего детства по прошествии лет, но не у всех нас это получается.


Георгий Гуревич. Мы — из Солнечной системы. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г.. Серия: Классика отечественной фантастики.


Сборник 2003 года я лично в руки не брал (незачем было), а роман «Мы – из Солнечной системы» прочёл ещё пятиклассником, в 1966 году (на книге указан 1965 г., но поскольку в выходных данных сообщается, что издание подписано к печати в декабре 1965 г., понятно, что к читателям книга попала уже в 1966-м).


Георгий Гуревич. Пленники астероида. — М.: Детская литература, 1965 г.


Тут есть интересный момент, заключающийся в том, что некоторые главы из романа в переработанном, расширенном или сокращенном виде входили в разные авторские сборники Гуревича, как самостоятельные произведения. Например, рассказ «Функция Шорина», о человеке, одержимом желанием стать звездолётчиком, вошел в книгу «Пленники астероида» (1962), изданную Детлитом. В 1965 г. это издательство снова выпустило сборник Гуревича с тем же названием, но несколько иным содержанием, включающим рассказ о мальчике–пленнике космоса под названием «Ааст Ллун – архитектор неба», тоже являющийся главой романа.


Георгий Гуревич. Мы — из Солнечной системы. — М.: Мысль, 1965 г. Серия: Путешествия. Приключения. Фантастика.


Уже после выхода романа «Мы – из Солнечной системы» (1965) ещё две главы из него стали повестями в сборнике Гуревича «Месторождение времени» (1972). Их названия: «Селдом судит Селдома» и «Записанное не пропадает».


Георгий Гуревич. Месторождение времени. — М.: Детская литература (Детгиз), 1972 г.


Я заинтересовался этим делом и нашёл воспоминания Георгия Гуревича, в которых он рассказывает, как глава из его ещё неопубликованного романа «Мы из Солнечной системы» под названием «Функция Шорина» попала в сборник «Пленники астероида» (1962). Гуревич вспоминает: «Книга писалась для «Молодой гвардии». Но тамошний редактор был твёрдым перестраховщиком. Из рукописей сборника он взял только два рассказа, которые уже публиковались в журналах. Однако конкуренция существовала и тогда, фантастику печатали целых два издательства. Я перенёс рукопись в Детгиз. Там редактором у меня оказался Аркадий Стругацкий...

Далее читать здесь.


Статья написана 9 февраля 2023 г. 11:04

Популярнейшая тема фантастических книг – описание Контакта, изображение встречи представителей разных цивилизаций. Разумеется, фантасты охотнее рассказывают о Контакте, выпавшем на долю землян-современников автора. Такой подход интересен и близок читателям. Что касается самого Контакта, то это может быть знакомство с инопланетянами, пересечение с попаданцами из будущего (или прошлого), иногда – коммуникация с искусственным разумом той или иной степени дружелюбия. В произведениях советских фантастов космические пришельцы чаще всего были существами высокоразвитыми, исполненными доброты и понимания. Контакт с ними был благом, источником новых знаний и примером для землян.


Было несколько изданий романа "Гианэя" в серии БПиНФ. У меня в библиотеке вот эти два: Георгий Мартынов. Гианэя. — Л.: Детская литература (Ленинград), 1965 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики и Георгий Мартынов. Гианэя. — Л.: Детская литература, 1989 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики.


Ленинградский фантаст Георгий Сергеевич Мартынов в своих произведениях неоднократно обращался к теме Контакта как с представителями иного разума («Звездоплаватели», «Каллисто», «Каллистяне», «Гианэя», «Сто одиннадцатый»), так и встрече с нашими соплеменниками из других веков («Спираль времени», «Гость из бездны»). Кстати, в романе «Гианэя» Мартынов позволил себе свернуть с привычной колеи «инопланетного гуманизма». Главная героиня романа Гианэя, оказавшаяся в стенах обсерватории землян на астероиде, была высажена с космического корабля, который вскоре взорвался. Корабль чужаков направлялся к Земле, чтобы ликвидировать человечество и колонизировать нашу планету под свои нужды. Этим и объясняются странности и тайны, окружающие прекрасную инопланетянку «с зеленоватым оттенком кожи» в первое время её пребывания среди людей: Гианэя скрывала подробности миссии своих сородичей.


Форзац изданий "Гианэи" в серии БПиНФ.


Любопытны воспоминания Мартынова о том, как писалась «Гианэя». Обычно Георгий Сергеевич заранее составлял жёсткий и подробный план своих произведений и не отклонялся от него. «Только одна книга была написана иначе, и именно она доставила мне наибольшее удовольствие в процессе работы. Она была написана быстрее и легче всех остальных. В этом случае у меня не был задуман сюжет, не было никакого плана, я не знал, что появится на следующей странице... И у меня было впечатление, что я не пишу книгу, а читаю её, написанную кем-то другим. И мне было очень интересно — что дальше?».


Рисунок художника Льва Рубинштейна из первого издания "Гианэи".


Возможно таким «импровизационным» созданием романа объясняются и серьёзная метаморфоза, случившаяся с ним впоследствии. В финале первого издания книги, вышедшего в 1965 году, Гианэя под гнётом личных рефлексий кончает жизнь самоубийством (выпивает яд), отчаявшись стать своей на коммунистической Земле, хоть земляне и принимали её как друга, с максимальной любовью...

Полностью (и с бОльшим количеством картинок) читать здесь.





  Подписка

Количество подписчиков: 200

⇑ Наверх