Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 января 2023 г. 18:35
Размещена:

Пора снова разместить здесь что-нибудь, связанное с моим старым другом новосибирским писателем, поэтом и историком фантастики Геннадием Мартовичем Прашкевичем. Материала разного у меня полно, ведь мы вместе с Александром Етоевым написали целую "Книгу о Прашкевиче" (2011), я рассказывал о Геннадии Прашкевиче и его творчестве в предисловиях и послесловиях к его произведениям "Красный сфинкс" (2007), "Кормчая книга" (2004), "Русский струльдбруг" (2015), "Азбука вины", я с улыбкой вспоминал наши с Мартовичем приключения в шутливой подборке для сборника к юбилею Прашкевича "Наш человек в антропоцене" (2021), я сделал ряд интервью с Прашкевичем для разных периодических изданий. Начну, пожалуй, с одного нашего старого разговора, который опубликован в моей книге "Беседы с фантастами".



Геннадий Мартович, расскажи об истории создания романа «Секретный дьяк». Как родился замысел этой книги, покоряющей читателя и авантюрным сюжетом, и драматизмом описанных событий, и причудливым языком, и печальным размышлением о душевной маете русского человека, влекущей его на край света? Существовал ли реальный прототип секретного дьяка Ивана Крестинина, ходившего на поиски «Апонии»? Признаюсь, что получил истинное удовольствие, читая этот яркий, смешной и грустный, мастерски написанный роман.

Все началось со случайного взгляда в школьный учебник.

Поразило, что истории Сибири, которой Россия прирастала и будет еще долго прирастать, уделена всего одна страничка. Набор всем известных имен – Хабаров, Атласов, Ермак. И ни слова о Стадухине, Реброве, Курочкине, Козыревском. И ни слова о Крашенинникове, Йохельсоне, Тане-Богоразе… Можешь этот ряд сам продолжить. Короче, обо всех – ни слова, будто кроме разбойников Ермака и Хабарова похвастаться некем… Странным, досадным мне это показалось. Спросил себя, а что, собственно, я сам знаю о родной Сибири, исхоженной вдоль и поперек? И вдруг понял, что знаю не больше какого-нибудь московского кандидата филологических наук. Поняв это, я погрузился в «Сибирику», в Миллеровские сундуки, в различные архивы. Гигантская многолетняя работа. Зато с неким знанием пришли и зазвучала живая речь XVII-XVIII веков. Речь казачьих отписок, речь наказных грамот, в которых царь умолял землепроходцев «в зернь не играть и блядни не устраивать». Но, понятно, играли и устраивали. И за шестьдесят лет по угрюмым землям, горам и рекам вышли к Тихому океану. Резали друг друга, заносили ужасные болезни аборигенам, жили с ясырными бабами, но… распространяли Россию, отодвигали живую восточную границу все дальше и дальше.

Потрясающий век...

Далее читать здесь.


Статья написана 22 января 2023 г. 12:21

В издательстве "Нестор-История" в этом году вышла книга кандидата культурологии Константина Фрумкина "Любование ученым сословием : Отражение социальной истории советской науки в литературе, искусстве и публичной риторике".

Константин Фрумкин. Любование ученым сословием: Отражение социальной истории советской науки в литературе, искусстве и публичной риторике. — СПб.: Нестор-История, 2022 г.


Монография Фрумкина посвящена отражению темы науки и ученых в публичной культуре России/СССР в ХХ веке. На материале художественной прозы, поэзии, драматургии, кинематографа и публицистики ХХ века прослеживается, как образ науки и ученых менялся в массовом сознании, какие проблемы развития науки в разные десятилетия ХХ века были важнейшими в глазах учёного сообщества, широких кругов интеллигенции и государства, и как в литературе и кинематографе отражался предъявляемый науке социальный заказ, формируемый государством и обществом в целом.

Для написания своего исследования автор широко использовал произведения литературы и искусства, в том числе — фантастические. В "Приложении" к монографии отдельно приведён список использованной художественной прозы и отдельно — научной фантастики. Имеется и список кинофильмов, в котором, среди прочих, упомянуты фантастические ленты "Космический рейс" (1935), "Серая болезнь" (1966), "Чародеи" (1982) и др. А в списке "Драматургия" есть, например, фантастическая пьеса Михаила Булгакова "Адам и Ева". Не говорю уже о списке "Поэзия", потому что, где поэзия — там фантастика, наука и жизнь. Я это уже давно заметил))

Далее и подробнее читать здесь.


Статья написана 1 января 2023 г. 22:18

а день рождения у меня — 1 января...

самая свежая фотка с внуком Иваном (один Ваня и два деда):


С НОВЫМ ГОДОМ!


Статья написана 31 декабря 2022 г. 13:28

Я уже писал, что уважаю благословенные, золотые годы, оттепельные советской фантастики (тогда её обычно называли научной) – примерно с середины пятидесятых до второй половины шестидесятых годов прошлого века. Активно работали старые мастера (от Александра Казанцева до Ивана Ефремова), появлялись новые таланты (от братьев Стругацких до Ольги Ларионовой), расширялись горизонты, увеличивались надежды… «Научно-фантастическую литературу в СССР издают около 20 издательств — центральных, республиканских, областных. Ее регулярно печатают более 50 журналов и газет, многие из которых выходят миллионными тиражами. Если с конца прошлого века до 1958 года в нашей стране на русском языке было выпущено около 450 названий произведений фантастики, то с 1959 по 1965 год включительно только на русском языке было издано более 1200 научно-фантастических произведений, включая переиздания, общим тиражом около 140 миллионов экземпляров. Литература по фантастике стала как бы литературной модой. Особенно большую популярность научно-фантастическая литература снискала себе среди молодежи и подростков. Произведения этого жанра читаются молодежью буквально запоем». Я процитировал один из первых абзацев «Записки Отдела Пропаганды и агитации ЦК КПСС о недостатках в издании научно-фантастической литературы», подготовленной зам. зав. Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС Александром Яковлевым. Прочитайте её. Эта бумага положила конец советскому «фантастическому буму» и объявила старт гонениям на ряд авторов, изданий и издательств. Областным издательствам фантастику издавать фактически запретили, а «Молодая гвардия» — флагман издания фантастической литературы в СССР — в начале семидесятых полностью сменила руководство, курс и коллектив.


На снимках — некоторые советские фантастические издания пятидесятых-шестидесятых годов из моей личной библиотеки.


Но фантастические книжки этого периода, так сказать, артефакты, никуда не делись, есть что перелистать и вспомнить (см. снимки выше). Ещё сохранились многочисленные авторские книги и сборники, антологии, альманахи НФ, ежегодники «Фантастика», книги из серии БПиНФ, сборники «На суше и на море», «Миры приключений», альманахи «Искатель», сборники серии «Фантастика. Приключения» Трудрезервиздата и Профтехиздата, книги серии «В мире фантастики и приключений» Лениздата… Я снял со своих книжных полок то, что подвернулось под руку, это лишь часть того, что есть в моей библиотеке и очень малая доля всего изданного в те годы. Есть о чём писать в следующем году…

Поздравляю моих читателей с наступающим!


Статья написана 30 декабря 2022 г. 18:00

Кто в советской научной фантастике любимого мной периода пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века отправлял своих героев на Венеру, кроме братьев Стругацких ("Страна багровых туч", 1959) и Леонида Оношко ("На оранжевой планете", 1959)?

Были и другие смелые писатели...

Среди них — Георгий Бовин. Читателю Бовин известен своим единственным опубликованным научно-фантастическим произведением – повестью «Дети Земли» (1960), над которой он работал десять лет (1948—1958). В повести идёт речь о первом полёте на Венеру космического корабля «Уран» с атомным реактивным двигателем, действующим за счёт выброса атомов водорода. Отличительная особенность книги – то, что все описываемые в ней астрономические явления, даты, положения звезд и планет максимально достоверны (по крайней мере, на момент выхода книги). Бовин придумал оригинальную конструкцию космического корабля – комбинацию ядерной ракеты и вертолёта, способного летать в атмосфере Венеры и погрузил своих героев в увлекательные приключения.


Георгий Михайлович Бовин. Редкое фото.


Георгий Михайлович Бовин родился в 1909 году в Петербурге, в семье врача, одного из потомков архитектора О. И. Бове. Осиротев в семилетнем возрасте, воспитывался в детском доме. Когда юноше исполнилось 17 лет, он стал работать слесарем. Учился сначала в техникуме, а затем в Ленинградском индустриальном институте (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет). После института Георгий Бовин в течение двадцати лет работал инженером и главным конструктором ряда ленинградских, уральских и московских заводов, участвовал в проектировании первых эскалаторов для московского метро, был главным конструктором тоннельных эскалаторов ЭМ-1, ЭМ-4 и ЭМ-5 для четвёртой очереди московского метро, написал нескольких научно-технических книг, посвящённых подъёмно-транспортным машинам. В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика проектирования эскалаторов» и переключился на научно-исследовательскую работу, заведовал лабораторией. С 1958 года – доцент Московского высшего технического училища имени Баумана.


Г. Бовин. Дети Земли. — М.: Советская Россия, 1960 г.


Книга «Дети Земли» была выпущена издательством «Советская Россия» в 1960 году тиражом 165 тыс. экз. в твёрдом переплёте (часть тиража — в мягкой обложке). Формат — уменьшенный (110x165 мм).

Экипаж, отправленный в повести Георгия Бовина на Венеру, состоит из вполне обычных людей...

Далее читать здесь.





  Подписка

Количество подписчиков: 201

⇑ Наверх