| |
| Статья написана 4 февраля 2023 г. 16:21 |
Георгий Иосифович Гуревич (11.04.1917 — 18.12.1998).
Сфотографировал авторские книги писателя-фантаста Георгия Иосифовича Гуревича (11.04.1917 — 18.12.1998), которые нашёл в своей личной библиотеке. Самых первых изданий Гуревича, что вышли в конце сороковых- начале пятидесятых ("Человек-ракета", "Тополь стремительный", "Иней на пальмах") у меня нет, но в руках когда-то держал. Помню, что впервые читал "Иней на пальмах" в старых подшивках журнала "Знание-сила" за 1951 год в школьной библиотеке и очень злился, когда не хватало каких-то номеров... Позднее, в 1954 году, повесть вышла отдельным изданием, она есть и в составе книги писателя "Прохождение Немезиды" (1961), что стоит у меня на полке. Многие произведения Георгия Гуревича публиковались в различных сборниках и антологиях, кое-что у меня имеется, но фотографировать их не стал, тут дел на целый день...
Авторские книги Георгия Гуревича в моей библиотеке.
О Георгии Гуревиче и его произведениях тепло воспоминал его коллега по перу Евгений Войскунский: "..стойкости Гуревичу было не занимать. Появляются в печати его новые повести и рассказы: «Иней на пальмах» (1951) — проблема холода, «Подземная непогода» (1954) — об использовании тепла земных недр, «Лунные будни» (1955) — его герои отправляются в космос. Пока что — ближайший, на Луну. Но уже в 1957-м вышла «Туманность Андромеды» Ивана Антоновича Ефремова. Будто сигнальная ракета взвилась, возвещая конец ближнеприцельной фантастики и начало новой — знаменитой фантастики 1960-х. Те годы и стали расцветом творчества Георгия Гуревича. Что же ищут в космосе его герои? Да и зачем нужен человечеству непонятный, пронизанный опасными излучениями и, очень возможно, совершенно безжизненный космос?.. Далее читать здесь.
|
| | |
| Статья написана 4 февраля 2023 г. 16:17 |
В 2004 году в издательстве "Азбука" вышел авторский сборник Геннадия Прашкевича с двумя его романами под одной обложкой: "Кормчая книга" и "Царь Ужас". Я писал к этому изданию предисловие. На обложке "Кормчей книги" почему-то изображён мускулистый мужик в юбке, но на него можно не обращать внимания, он вместе с юбкой не имеет к содержанию сборника и моему предисловию никакого отношения... Геннадий Прашкевич. Кормчая книга. СПб.: Азбука-классика, 2004 г. Серия: Правила боя.
Текст предисловия см. здесь: Владимир Ларионов. ИЗМЕНЧИВОЕ ПОСТОЯНСТВО ГЕННАДИЯ ПРАШКЕВИЧА.
|
| | |
| Статья написана 27 января 2023 г. 13:22 |
Обложки двух романов ленинградского фантаста Георгия Мартынова, вышедших в культовой серии "Библиотека приключений и научной фантастики" Детгиза. Многие мои ровесники хорошо помнят их и сейчас...
Фантастическая дилогия Георгия Мартынова.
Впервые я увидел эти книги Георгия Мартынова на библиотечных полках, позже удалось обзавестись собственным томиком "Каллисто" (1957), а потом, значительно позднее, появились у меня и "Каллистяне" (1960). Хорошая пара получилась. Именно в таком исполнении я почти шесть десятков лет назад несколько раз брал их в библиотеке, пока они оттуда не исчезли, зачитанные в прямом или переносном смысле. Я тут ни при чём, мой том "Каллисто" без библиотечного штампа. Ещё в восьмидесятые выменял...
Георгий Мартынов. Каллисто. Авторская книга, первое издание. — Л.: Детгиз, 1957 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (Детлит).
Незатейливое повествование о том, как на Землю опустились в огромном шарообразном звездолёте пришельцы с планеты Каллисто, обменялись с землянами знаниями и технологиями и улетели обратно, прихватив с собой двух советских учёных, вызвало в моём детском сердце тёплый отклик и неодолимое желание в чём-нибудь подобном поучаствовать лично. Далее читать здесь.
|
| | |
| Статья написана 26 января 2023 г. 18:45 |
Однажды я сочинил послесловие к поэтической антологии «Мифическая механика» (2008), собравшей стихи писателей-фантастов и людей близкого к фантастике круга. С тех пор считаю себя человеком стихотворчеству вроде бы не чужим, сам им баловался. Тем не менее, к поэзии в целом отношусь с опаской и хорошо понимаю, что понимаю в ней мало. Зато собрал уже целую стопку поэтических книг писателей-фантастов. А недавно приобрёл сборник лирики писателя Сергея Абрамова под названием «Незнакомое моё».
Сергей Абрамов. Незнакомое моё. — М.: Время, 2019. — (Поэтическая библиотека).
Помните книжки отца и сына Александра и Сергея Абрамовых в легендарной серии «Библиотека приключений и научной фантастики»? «Всадники ниоткуда» (1967), «Рай без памяти» (1968), «Серебряный вариант» (1978), «Всё дозволено» (1973) и другие. Позднее Сергей Александрович Абрамов продолжил работу в фантастике уже на пару со своим сыном Артёмом. Я, кстати, писал об этом литературном семействе в своём материале «Фантастическая династия Абрамовых».
Финал стихотворения.
Какими соображениями я руководствовался, приобретая сборник стихов Сергея Абрамова «Незнакомое моё»? Привлекла не издательская аннотация, не моё желание пополнить библиотечку поэзии писателей-фантастов, и даже не существенная скидка на эту книжку в интернет-магазине, а финал стихотворения, которое автор посвятил своему внуку Даньке. Страница с его завершающими строфами была представлена на снимках, знакомящих потенциальных покупателей с содержанием сборника. Стихотворение оказалось созвучно мне настроением, расположило философским отношением к быстро пролетевшей бурной молодости, а особенно подкупило финалом (цитирую его ниже). Ведь и у меня есть внук примерно такого же возраста, с таким же «хитрым глазом» и «неспокойным нравом». А осень — что ж? Пристойная погода. Я — с внуком. Мы — в саду. У нас – игра. Ему уже без малого два года. И хитрый глаз, И неспокойный нрав. Ну весь в меня… А я спокоен, кстати: мелькнёт лишь миг – всего-то ничего! – и некая она… Допустим, Катя… К себе дождётся внука моего. И безустанный маятник качнётся, и всё вернётся на круги своя. И сказочной царевною проснётся Отчаянная молодость моя!
Я с внуком Иваном. 2021 год.
Издательская аннотация к сборнику С. Абрамова "Незнакомое моё": Сборник городской лирики, стихов о простых, но вечных ценностях — о родном городе и любимой женщине, об изменчивом времени и поиске себя среди всего этого — вот лейтмотив поэтических строк, вышедших из-под пера признанного прозаика Сергея Абрамова. Эта книга открывает новую, почти неизвестную читателю грань творчества писателя и, несомненно, обрадует любителей поэзии. О Сергее Абрамове: Сергей Александрович Абрамов после окончания Московского автодорожного института начинал свою трудовую биографию мастером на строительстве аэропорта Домодедово, однако уже в молодые годы начал писать — и как журналист на протяжении более двадцати лет печатался в «Литературной газете», «Правде», в журналах «Смена», «Театр», а в 1988 году создал и до начала 1990-х возглавлял в качестве главного редактора еженедельную газету «Семья». Автор нескольких десятков книг, в их числе особенно полюбившиеся читателям: «Хождение за три мира», «Рай без памяти», «Селеста-7000», «Всё дозволено», «Канатоходцы», «Требуется чудо». По сценариям С. А. Абрамова режиссёр Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич снял фильмы: «Двое под одним зонтом» (1983), «Сезон чудес» (1985), «Выше Радуги» (1986).
|
| | |
| Статья написана 26 января 2023 г. 18:35 |
Пора снова разместить здесь что-нибудь, связанное с моим старым другом новосибирским писателем, поэтом и историком фантастики Геннадием Мартовичем Прашкевичем. Материала разного у меня полно, ведь мы вместе с Александром Етоевым написали целую "Книгу о Прашкевиче" (2011), я рассказывал о Геннадии Прашкевиче и его творчестве в предисловиях и послесловиях к его произведениям "Красный сфинкс" (2007), "Кормчая книга" (2004), "Русский струльдбруг" (2015), "Азбука вины", я с улыбкой вспоминал наши с Мартовичем приключения в шутливой подборке для сборника к юбилею Прашкевича "Наш человек в антропоцене" (2021), я сделал ряд интервью с Прашкевичем для разных периодических изданий. Начну, пожалуй, с одного нашего старого разговора, который опубликован в моей книге "Беседы с фантастами".
Геннадий Мартович, расскажи об истории создания романа «Секретный дьяк». Как родился замысел этой книги, покоряющей читателя и авантюрным сюжетом, и драматизмом описанных событий, и причудливым языком, и печальным размышлением о душевной маете русского человека, влекущей его на край света? Существовал ли реальный прототип секретного дьяка Ивана Крестинина, ходившего на поиски «Апонии»? Признаюсь, что получил истинное удовольствие, читая этот яркий, смешной и грустный, мастерски написанный роман. Все началось со случайного взгляда в школьный учебник. Поразило, что истории Сибири, которой Россия прирастала и будет еще долго прирастать, уделена всего одна страничка. Набор всем известных имен – Хабаров, Атласов, Ермак. И ни слова о Стадухине, Реброве, Курочкине, Козыревском. И ни слова о Крашенинникове, Йохельсоне, Тане-Богоразе… Можешь этот ряд сам продолжить. Короче, обо всех – ни слова, будто кроме разбойников Ермака и Хабарова похвастаться некем… Странным, досадным мне это показалось. Спросил себя, а что, собственно, я сам знаю о родной Сибири, исхоженной вдоль и поперек? И вдруг понял, что знаю не больше какого-нибудь московского кандидата филологических наук. Поняв это, я погрузился в «Сибирику», в Миллеровские сундуки, в различные архивы. Гигантская многолетняя работа. Зато с неким знанием пришли и зазвучала живая речь XVII-XVIII веков. Речь казачьих отписок, речь наказных грамот, в которых царь умолял землепроходцев «в зернь не играть и блядни не устраивать». Но, понятно, играли и устраивали. И за шестьдесят лет по угрюмым землям, горам и рекам вышли к Тихому океану. Резали друг друга, заносили ужасные болезни аборигенам, жили с ясырными бабами, но… распространяли Россию, отодвигали живую восточную границу все дальше и дальше. Потрясающий век... Далее читать здесь.
|
|
|