Как обычно, в ожидании увидеть фольклорную киноленту, мне довелось причаститься к очередному арт-хаусу, причем довольно сложного разлива. В течении всего повествования, я честно говоря, ждал появления трётлей или аульвов, или чего-то, что так восхитительно вплетается в норвежские киносказки. Но исландское кино всегда славилась некоторой экспрессией в сторону меланхоличного повествования, очень депрессивного, где визуализация гораздо важнее, чем сюжет или диалоги. И вот эта тайна и позволяет досматривать эти фильмы до конца. Навскидку, даже, в целом динамичные фильмы о викингах тридцатилетней давности получались у исландцев медитативными, памятуя попутно о довольно неплохой «Металлистке» или клипах унылого Solstafir.
По своей структуре вся аутентика фильма сводится к тому, что мы в свое время увидели в фильме «Хагазусса», все, что происходит на экране – лишь антураж для психологических переживаний персонажей, превращая сюжет в некоторый спектакль с притчевой составляющей.
Собственно, весь фильм строится на аскетичной игре актеров с минимумом диалогов и максимальной привязке к общей атмосфере. Здесь следует отметить операторскую работу Эли Аренсона – великолепные холодные горы, ветер треплющий траву, и люди, кажущиеся неуместными песчинками в этом нездешнем мире.
Как, я и говорил выше, фильм, по сути, является притчей, причем с отсылками к христианским образам. Все события начинаются в сочельник, образы агнцев (начиная от символизма рождения ягненка, хлева, и заканчивая агнцем, как символа жертвы), символика жизни и смерти, имя главной героина-матери, вторичность ее мужа по отношению к событиям. Фильм разделен на три главы, где в первой мы видим чудо, во второй части – все, что связано с мирским, а в третьей – кульминацию, где потустороннее смешивается с человеческим, показывая неуместность их союза. Поэтому и, казалось бы, главный персонаж фильма – этакий трикстер, статист, безмолвный символ происходящего.
И вот здесь можно перейти к отсылкам. Наверное, главной составляющей важности именно исландского в этом кино – параллели с одним из главных произведений детской литературы Исландии – книжки о принцессе Диммалимм художника и актера Муггура, завершающую часть из которой читает герой-отец символичной дочери. Ведь сказки должны заканчиваться хорошо. Однако следующая литературная отсылка должна отрезвить внимательного зрителя. Мать-героиня в часы досуга обращается к чтению книги Булгакова «Собачье сердце», чей сюжет напрямую намекает нам и на развязку фильма, которая в третьей части, к слову превращается в фантасмагорический сюр, ну да ладно. Думаю, что для привлечения интереса к фильму всех этих слов достаточно, все остальное будет спойлером, а количество юморесок, появившихся после просмотра, позволяет сказать, что кино, в принципе, и неплохое.
Gretel & Hansel (2020, США, Канада, Ирландия, ЮАР, реж. Оз Перкинс, 87 мин.)
Учитывая отвратительную погоду и бессонные ночи в эти дни, поведаю вам о еще одном кинофильме, затрагивающем темы колдовства и суеверий. Итак, лента Оза Перкинса пытается показать потенциальному любителю ужасов и мистики историю Братьев Гримм, уводящую к крестьянскому фольклору и нецензурированным версиям фелькише рассказов с подробным описанием поедания детей или эротизма в постылой однообразной жизни. По итогу, ничего этого мы не замечаем. Одиозные ВЗРОСЛЫЕ интерпретации немецких сказок мы наблюдаем года с 2002, но и в новом фильме история уводит нас к совершенно другим категориям сакрального. Скорее всего, при написании сценария, было проштудировано много литературы в стиле викканской идеологии ведьмовства. Ввиду того, что очередная ньюэйдж драма происходит в некой альтернативной вселенной, очень сложно идентифицируемой в хронологии, улавливается главный мотив – это мотив женской инициации – девочка превращается в женщину, ее организм начинает меняться, и когда она уходит из дома с маленьким братом, героиня берет на себя главенствующую роль, что мы наблюдаем и в названии. Странные, ни к чему не обязывающие встречи, домик в лесу (кстати, один из домов для декораций принадлежал Клубу Адского Пламени, что также намекает на весь этот нью эйдж), талантливо играющая ведьму Элис Крайдж, отличный саундтрек и операторская работа. Феминизм и матриархальные культы, вводящие в заблуждение своей псевдотрадиционностью, в принципе и становятся основной линией фильма. Девочка взрослеет, ее разум становится коварным, старая ведьма сгорает, но новая восходит на ее лесной трон. В принципе, вот и все. Красивый 87-минутный видеоклип.
Очень редко смотрю фильмы по рекомендации, но в приватной беседе достаточно интересно был обрисован сюжет, причем с зарядом «Тебе понравится!» Поэтому пришлось удостовериться самому. Впрочем, в действительности, я как всегда поверил в то, что отдельные актеры просто априори не могут сниматься в плохом кино. А здесь главную роль исполняет Лиам Нисон, что, разумеется, располагает фильм к себе. Вкратце, обрисовывая сюжет, можно сказать, что здесь мы очередной раз видим противоречия личности, которая пытается бороться с собой после чудовищных потерь или невзгод, обрушившихся внезапно и неотвратимо. И такие моменты собирают на отдаленном нефтяном заводе абсолютно разных людей, которым предстоит столкнуться и с первобытным выживанием, пробуждающим их внутреннюю силу или слабость перед лицом опасности. После крушения самолета немногим выжившим предстоит сражаться со стаей голодных волков, в ареале их охотничьих угодий. Вот, в принципе, и вся завязка, достойная хорошего рассказа в духе Лондона, но воплощенная в динамичной картинке.
Из плюсов, разумеется, отличные пейзажи Канады (выдаваемые по сюжету за Аляску) со зловещими неприкаянными хвойными просторами, утопающими в снегах, волевой персонаж Джон Оттоуэй, не ставящий свое горе превыше готовности помочь своим невольным соратникам по несчастью, великолепный звуковой ряд, не только музыкальный, но и прописанный заунывный волчий вой, по крайней мере, в наушниках, вызывает трепет. И, безусловно, вольная декламация стихов Редьярда Киплинга, красной нитью идущая сквозь киноленту.
Удивительно, но в одной из сцен герои действительно едят убитого волка, одного из четырех, добытых пожилым траппером для съемок фильма. К слову, он появляется в эпизодической роли в самом начале фильма.
Уничтожив главный пиратский компьютер, капитан Арсалан пленяет одного из главных пиратов, и просит отвести его к королеве. Уничтожение электроники привело к отключению всех боевых кораблей и роботов-солдат. Королева, командир крейсера и раненый пират-поединщик собираются сбежать в прошлое на машине времени, однако их настигает Арсалан. В это время Королева парализует капитана энергетическим ударом Силы. Капитан теряет сознание, и Королева запускает таймер уничтожения планеты. Тем временем у ущелье приземляется неизвестный корабль. Что же будет дальше?
оставив Арсалана сражаться с пиратами, мы должны вернуться чуть ранее к моменту пленения, узнать, как спаслись Штурман Лоц и Принцесса, и увидеть воочию, какие приключения ждали их дальше.