Над отрогами Улан-Бургасы бежали облака, переливались серебряными нитями дождей, сыпали крошевом льда на старые камни. Здесь и холод ночей затаился в щелях под древними камнями, здесь и неспешный бег талых ручьев мешался со смородиновым духом потаенных укромий. Выше к Бэльчиру поднимался немыслимо высокий вал курумных потоков, сбегая каменными водопадами в долину Шулутая, пустоглазые осыпи щерились беззубыми ртами, насмехались. Горевал в высоких кронах кедров ветер, кручинился о запоздалом лете. Гулкой тишиной отражались просторы, не было слышно ни пения птиц, ни шепота трав, даже бег потока остался где-то внизу, и только взгляды невидимых глаз внимательно следили из каменных мешков, переговаривались молча, гнали вперед, и все выше вздымались к серому небу обломанные зубы древних гор…
Серым пологом укрывался от глаз небесный окоем, но солнце все так же ярко светило сквозь облака, проливая золото на бескрайнее лесное море, беззвучно колышущееся где-то внизу. Курумник пленял древностью теплого камня, подставлял идущим свои покатые плечи, и тут же встречал их обломанными клыками каменных мешков. Пахло смородиной. Неосторожно потревоженные камни шатались от прикосновения, неслышно посмеивались. Взгляд тонул в бесконечности просторов, но ноги подкашивались от предательской усталости. Там, высоко-высоко, за краем каменных отвалов, сточенных алчными пастями ледовых великанов, ожидали увидеть мы плато, пересеченное непролазным кедровым стлаником, россыпями лишайника и безводными далями. Но, с трудом поднявшись на высоту, за горделивой головой останца мы увидели лишь драконий хребет в непролазных космах тундровой растительности, и усмешку Бэльчира, приглашающего непрошенных гостей пробираться по плитам древних камней. От Улан-Байса ветер гнал иссиня-черные тучи, поливал отроги отрывистым дождем. А впереди была только бесконечная курумная даль, поросшая лишайником и невидящие безжалостные взгляды, прорезающие спину холодом и тревогой…
«Дюна» (2021, Dune: Part One, США, Канада, Венгрия, реж. Дени Вильнев, 155 мин.)
В некотором роде, я не являюсь поклонником творчества Фрэнка Херберта, но учитывая монументальность одной из лучших экранизаций Дэвида Линча, которую, несмотря на длительность хронометража, я пересматриваю, не мог не узреть и кинематографическую ленту Вильнева.
Первое и самое важное, что нужно учитывать при просмотре подобных лент – это любовь к первоисточнику самого режиссера, готового познакомить с любимым миром не только адептов, но и тех, кто просто решил скоротать свой вечер за очень длинным фильмом, потратив бесценное время молодости. Многие говорили, что Вильнев не просто интересующийся, а истовый поклонник «Дюны», скрупулезно подошедший к экранизации. Ну, что ж, возможно, на первый взгляд у него получилось. Однако сути произведения режиссер не показал. Весь этот упадочный мир 10 тысячелетия, где новое средневековье породило религиозный фанатизм, давние войны уничтожили технологии, а вся инфраструктура держится на Гильдии Навигаторов, которым необходима для прокладывания путей между звездными системами пресловутая пряность, где человеческая жизнь, даже если она аристократическая не стоит ничего, а владеющий ресурсами пряности – владеет и известной Вселенной.
Нам показали клиповый кинофильм, причем только первую часть, красивые кадры пустынь под музыку Циммера, во многом повторяющий фильм Линча. Даже не во многом, а практически во всем. Однако Линч через гротескную нуарность выносил обрывки мыслей человека, который внезапно становится Пророком, и всех тех, кто его окружает, складывая песочную мозаику, ведущую осыпями к законному финалу, и для этого было не нужно растягивать один фильм на несколько. Мир Дюны специфичен, и с тем же успехом можно было показать гримдарковый Вархаммер и это имело бы больший успех. Но Вильнев решил подавать блюдо по частям, забывая, что Арракис вовсе не Татуин, и в хитросплетениях интриг борьбы между Домами разобраться сложнее, нежели в перипетиях выбора стороны Силы. Но снять такое, безусловно, смелый поступок, и фильм стоит того, чтобы его посмотреть.
и все же, хотя молодой Атрейдес Вильнева растиражирован на новых изданиях "Дюны", он смотрится менее аристократично, нежели Кайл МакЛоклен
Однако вот эта сцена меня очень впечатлила
Да и в принципе сами пейзажи Арракиса очень хороши
Хотя и барон в новом фильме менее харизматичен, нежели у Линча
Lind Erebros “Elven Oratory: Rebirth Of Light”’2009 (Перекресток рекордс)
Этот монументальный по своей значимости проект был осуществлен Михаилом Костылевым, который, прежде всего, известен своими работами по озвучиванию компьютерных игр.
Работает автор под псевдонимом Lind Erebros. Это имя взято из одного из эльфийских языков, разработанных Толкином, синдарина, и означает «Одинокий Дождь». В компьютерные игры я не играю, но с работами Lind Erebros мне уже доводилось встречаться на порталах, посвященных творчеству Толкина, и уже тогда оно значительно отличалось и от того, что делают менестрели с 90-х годов, и от тяжелой музыки, посвященной Арде. Если сравнивать с чем-то музыку Lind Erebros, то по своей монументальности она во многом близка официальным саундтрекам к «Властелину колец» Говарда Шора, или же к камерным эльфийским альбомам ансамбля Caprice. В чем-то, оратория напомнила мне Therion, но более мягкий и помпезный по звучанию.
Эльфийская Оратория” памяти Дж.Р.Р. Толкиена представляет из себя смесь гитарно-инструментальных баллад с эпической мощью Симфонического Оркестра в сопровождении Большого Академического Хора. Людей, задействованных в реализации проекта было очень много, и среди них достаточное количество профессиональных музыкантов.
В Эльфийской оратории автор обращается к нескольким ключевым главам из Сильмариллиона. Прежде всего – это Первое пленение Мелькора и разрушение Утумно, отравление Деревьев, исход Нолдор из Валинора и создание Солнца и Луны. Все это перемежается несколькими типичными эльфийскими иносказательными балладами и инструментальными интерлюдиями. Тексты написаны на квэнья и английском языке. В 2017 году первая часть Оратории была представлена на Ночи метро в московском метрополитене, чему, как я заметил на ряде аукционов, были посвящены проездные электронные карты.
Последующие части произведения были уже менее одиозными, но не утратили своей чарующей атмосферы.
Еще один непревзойденный шедевр японской мультипликации, по своей архетипичной атмосфере заткнувший за пояс американские кинокартины, в данном случае эпичную фантастическую драму с Кирстен Данст Upside Down, достаточно унылый фильм 2011 года.
Здесь же мы, несомненно, погружаемся в ту сказку, что была заложена еще постапокалиптической «Навсикаей из долины ветров». Два мира, существование которых сокрыто от большей массы выживших после некой катастрофы людей, замкнутые сообщества, уводящие к фильму «Деревня» («Таинственный лес»), когда тоталитаризм здесь тесно переплетен с квази-религиозностью и табу.
Но, все, конечно заканчивается хорошо, потому что это не Исао Такахата.
«У Айги нет шансов, потому что они все время забывают о прошлом» – посыл к аскетичному миру полуправды, отдавая взамен хрупкий, но прекрасный новый мир среди руин прошлого. И, разумеется, романтичные чувства по обе стороны гравитации.
Смею заметить, что у мультфильма великолепный саундтрек, исполненный Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии на студии «Мосфильм». Слова заглавной песни написаны на языке эсперанто.