Приезжайте на Байкал (1965, СССР, реж. Вениамин Дорман, 1 ч. 09 мин.)
Удивительно, но, время от времени, ровно также, как это было с "Происшествием в Утиноозерске", на глаза попадаются фильмы о родной стороне, иногда снятые под весьма забавным углом.
Фильм Вениамина Дормана, на счету которого такие великолепные образчики кино о Сибири, как "Пропавшая экспедиция" и "Золотая речка", является достаточно динамичной и веселой музыкальной комедией, где именно излишняя веселость не позволила кино этакой "производственной драмой".
Действие происходит на озере Байкал, где соревнуются между собой две рыболовецкие артели из поселков Нижнеозерск и Верхнеозерск (названия чисто фельетонные, потому как проживающие на Байкале жители озером байкал повсеместно не считают, а считают морем). Поются песни, задиает друг друга веселая молодежь, много девушек, есть среди них и такие. которые могут чуть ли не одной руокй схватить ящик с новеньким лодочным мотором или рыбой.
Антураж конторы "Омультреста" дейтвительно трестовый, на всех полках стоят консервные банки, наименования большинства из которых уже и не припомнят даже старожилы.
Омуль ловится повсеместно центнерами, но бюрократически настроенный председатель одного из рыболовецких колхозов Терентий Калач настроен решительно на перевыполнение плана, при этом оставив без нового оборудования конкурентов, ведь к ним приезжает для съемки сюжета о передовой артели съемочная группа из Москвы. Строится шапкозакидательная инфраструктура, и все, вроде бы, идет по плану, как вдруг...
Внезапно, прямо из поезда группу похищают обычные честные рыбаки, и начинают снимать фильм по-новому.
В известном, а на тот момент совершенно новом журнале "Экран", фильм раскритиковали из-за штампов, однако, на момент выхода этой комедии на экраны, ее посмотрело почти 12,5 млн. зрителей.
После "похищения", вместе с наивными во многом телевизионщиками, зритель увидит красоты Баргузинского залива, устья Баргузина, остров Ольхон, Листвянку, услышит много действительно бытующих на Байкале легенд. То есть, именно в этом фильме предвосхищается весь этот современный travel-блоггинг и подобные передачи, весьма популярные в середине XXI века.
Скоро. благодаря талантливой игре симпатичной старушки Варвары Поповой, знакомой нам по сказкам "Морозко" и "Варвара-краса", добавляется немного этнографической сказочности, и экологической составляющей. Устами бабки Мелитонихи прямым текстом декларируется проблема сброса (на тот момент еще будущего) отходов в озеро Байкал. "Скоро мы и омуля не попробуем, а будем есть селедку мурманскую" — звучит очень сильно, почти пророчески.
Тем временем, режиссер группы в модных шортах достает сигареты утрированной марки "Фитиль", и линия председателя Калача и его соратника Штанишкина резко уходит в фельетонизм, включая знакомую мультипликацию раннего "Ералаша"\"Фитиля". Мне, почему-то вспомнился незадачливый киношник из повестей Сахарнова об аквалангистах. Нет серьезного кино, так давайте снимем острую сатиру в "Фитиль". Но все заканчивается хорошо.
Финалом фильма, как и любовной линии, становится вынужденный переезд избы героини Стриженовой на бульдозере прямо по песчаной косе к жениху Сеньке, что выглядит достаточно гротескно и, в то же время является отличной режиссерской идеей.
В общем, приезжайте к нам на Байкал, но, не забывайте о комбинированных съемках, и отстутствии в районе Усть-Баргузина железной дороги.
Юрий Клепиков "Дети войны. Записки бывшего мальчика" М.: АСТ ,2015
Как уже неоднократно отмечалось, даже имея большую личную коллекцию книг, все же стоит посещать библиотеки, тем самым поддерживая последние общественные бесплатные места. где можно не просто взять книги, но и поучаствовать в интересных мероприятиях и пообщаться с людьми.
Одним из недавно прочитанных произведений была эта небольшая мемуарная книга Юрия Клепикова о своем военном детсве. надо сказать, что написана она интересно, и вовсе не так уж и мрачно. как могло показаться на первый взгляд, если сравнивать с тем же Рубеном Гальего и его "Белое на черном".
Надо сказать, что автор является сценаристом знаковых фильмов ,среди которых "Не болит голова у дятла" и "Пацаны". Мне показалось, еще при первых просмотрах этих фильмов, что в них заложена нечто личное. И вот теперь, благодаря "Запискам бывшего мальчика" понимаешь, что это действительно так
С первых же строк, автор погружает нас в некую нураность безнадежно утерянного счастливого детства, которое начинается в памяти героя-автора с боли от пролитых в глаза духов, и достаточно полной ощутимой атмосферы тревожности, которая, впрочем никуда не уходит, и во время путешествия из теплых курортных далей в мрачный Челябинск, и далее на восток, читатель погружается в этот бурливый и неторопливый поток воспоминаний, обрывков мыслей и фраз, где всегда во главу угла приходит голод, голод разных типов — от ноющего постоянного до нестерпимо страшного. В этом всепоглощающем чувтсве теряются даже невзгоды, смерти, какие то события становятся незначительными. А, впрочем, книга настолько мимолетна, что после ее прочтения словно сходит какой-то морок, взвращая в действительность морозной порщечиной ветра.
Что интересно, для людей, ищущих историю культуры повседневности 40-50-х гг., книга станет великолепным источником, полным зарисовок о той, давно ушедшей жизни.
Сквозь таинственную пелену ночи начинаешь понимать тяжесть прожитых лет. Тридцать минуло, зрелости пора сменила радости юности. Теперь, в тишине, смотришь в глаза того мальчугана, что пытливо и вкрадчиво улыбается тебе со старой светописи, стараясь быть мрачным… Вспоминаешь самые лучшие годы твоей жизни, перебирая их на складе памяти, что заимствован был у героя Кинга… И, наконец, находишь нужный ящик, погружаясь в архетип воспоминаний…
Лучшие воспоминания скрыты в этом ящике, припорошенном старой сосновой хвоей… Там лежит старая раковина, в отражении которой я вижу мальчика в выгоревшем брезентовом кепи, который восторженно что-то рассказывает бабушке из прочитанного эстонского справочника, подаренного ему на шестилетие… Мальчик каждое лето покидает своих многочисленных друзей в городе и живет среди шумящих сосен на даче… Там его королевство, где хвойные иглы превращены в воителей, дам и таинственных существ, высокие сосны стали дворцами, а старый верстак – осажденной крепостью, куда зеленокрылые летающие корабли из листьев привозили на битву бессчетные армии…
На пыльной мансарде были найдены подшивки старых журналов из предыдущего поколения, все они были прочитаны и многие из авторов полюбились мальчику на долгие годы…
Там зарницы над горами скрывали мрачный и вдохновляющий лес, где на полянах росли сказочные боровики, а листва прятала капли брусничной крови… Где по вечерам ветер шумел в соснах и скрипели старые ставни… Где луковый мальчонка учил малыша плавать и были протоптаны тропы среди облепихового золота осени… Где Они только-только украдкой глядели мальчику в спину, а он еще не знал этого… Где на Медвежьей скале осталось тепло следов…
В перламутре отражается седина… И того пытливого и восторженного взгляда больше нет…
Но память хранит все лучшее, что осталось во вчерашнем лете навсегда…
Впрочем, на свой 39 день рождения я получил много памятных и полезных подарков, а среди прочего — несколько недостающих книг, которые хотелось бы иметь в коллекции, и маленькие трогательные рукотворсные фигурки от жены, отсылающие к любимым мною "Мемуарам папы Муми-тролля" и творчеству Теодора Северина Киттельсена.
Прежде чем начинать смотреть этот кинофильм, нужно сделать определенную ремарку относительно локализации перевода названия. Дело в том, что название "Воображаемые друзья" — это не просто раскрытие сути фильма, но психологичесский термин IF (Imaginery Friends) — ВД в российской психологии, обозначающий определенный возрастной период, когда у ребенка возникает потребность в воображаемых друзьях, как элемента ролевой игры, или полноценного "друга", наделенного как физическими особенностями, так и определенными чертами характера. Довольно долго в психиатрии ВД считались симптомом психических отклонений. Однако, в современной психологии развития ВД (IF) считаются определенным базисом для социализации ребенка, развития у него фантазии и воображения. Со временем, потребность в ВД у ребенка отпадает сама собой.
Вот об этом и фильм. Маленькая девочка, потерявшая мать, отец которой в больнице, возвращается в старый дом, где когда-то была счастлива в далеком детстве — странноватая бабушка, странные соседи, старые рисунки. Ну, так вот. Через некоторое девочка начинает видеть нелеповатых существ, на поверку оказавшихся чьими-то потерянными воображаемыми друзьями.
То есть, на поверку, кинофильм оказывается некой лайтовой психологической драмой, весьма далекой от детского фэнтезийного кино. Даже семейным фильмом это произведение можно назвать с натяжкой, разве что из-за пары ярких детских персонажей с достаточной харизмой, чтобы вызывать трогательные и сентиментальные порывы. В конечном счете, сценарная составляющая этого кино совершенно не близка российскому зрителю, ввиду того, что отражает совершенно иную модель мышления. Индивидуальность или гипотетическая личность в этом контексте оказывается беспомощной, как только теряет связь с иной (вымышленной) реальностью. Вот почему во многих американских фильмах герои принимают антидепрессанты, а ВД на поверку становятся какими-то поистине инфернальными сущностями (например легендарный Тайлер Дерден).
Впрочем, в детской литературе и до этого пласт ВД был обширен. Взять, хотя бы творчество Астрид Линдгрен — "Крошка Нильс Карлсон", "Волшебная кукушка", истории о Карлсоне и прочие интересные повести — во многом они о ВД и одиноких детях. Но травма этого одиночества часто социальная. Родители не могут уделить достаточно времени своим детям только ввиду постоянной занятости, и тогда на сцену и выходят все эти существа.
Проблема нового фильма Красински, к слову не в тематике фильма, а в проработанности сценария, где по сути все тянет маленькая девочка и ужимки несуразного фиолетового монстра с афиши. Все остальные существа и люди, при всей их изначальной забавности всего лишь статисты, их истории не раскрыты, их психологические портреты остались шаржами.
И только поэтому фильм остается "кино на вечер", а не запоминающимся проектом. Мы не увидели ни чуда, не успели растрогаться, и проблематика, которая, как никак стоит за всем этим, осталась нераскрытой.
A Wolfrider's Reflections, Songs Of Elfquest (1984 — 2023)(Tape 1984 -Off Centaur Publications – no # CD 1992- Warp Graphics – WG-101, digital release 2023 — elfquest.bandcamp)
Чаще всего, если в своей авторской колонке я говорю о музыке, то — это музыка, вдохновленная миром Толкина, его легендариумом, исполненная часто в самых разных стилях от неоклассической до самых тяжелых вариаций металлических оттенков. Как бы то ни было, но это музыка — ВДОХНОВЛЕННАЯ, а значит, зачастую, искренняя. А вот мимо этого сборника, я не смог пройти по той самой причине, что он одновременно и новинка, и ностальгия. Помню, как в 1995 году я зашел в магазин "Культтовары", на месте которого сейчас сонм магазинчиков — от семян до пивного, но тогда там были культтовары, где среди прочего продавались и игрушки, и книги, и виниловые пластинки, через несколько лет ушедшие за копейки (помню я там за 3000 рублей — до деноминации, купил для отца Sex Pistols от Мелодии). Там же мне встречались и комиксы, и удивительной новинкой для меня была толстенная книжка с историями о Лесных Всадниках. Это был омнибус от "Махаона", после прочтения, впрочем, показавшийся мне совсем не детским, однако к тому времени у меня уже была знаменитая и редчайшая теперь "Аса", поэтому ничто меня в некоторых сценах не смутило (было мне тогда 10 лет). Однако продолжения в том самом детстве так и не последовало, как и продолжения много чего еще. Обложка комикса была оформлена легендарной Светланой Сорокиной, чьи рисунки и до сих пор есть в тех самых журналах из детства. Совсем недавно комикс был переиздан с новыми рисунками художницы, а еще мне было приятно, когда она лайкнула какие-то посвященные ей посты в теперь уже оставшейся в прошлом инсте.
И вот, совсем недавно мне попался этот удивительный сборник, о котором издатели серии Elfquest вспомнили на излете 2023 года. Это чудесный сборник из песен, посвященных Саге о Волчьих Всадниках (у нас Лесных все же) в жанре Contemporary folk, то есть — это уютные песни, которые так хорошо петь у костра, а стилистика варьируется от инспираций к музыке Ренессанса, etherial, и очень похожа одновременно на то, что делает Blackmore's Night, а также Broceliande или наш, российский Caprice. Музыка эта навевает воспоминания о саге, навевает воспоминания о детстве, и остается в душе легкой и чарующей грустью.
В 1984 году сборник впервые вышел на Off Centaur Publications на аудиокассете, а в 1987 году в качестве сопровождения к нему был издан песенник с нотами, что выглядит прелестно, настолько там много интересных иллюстраций. Сканы можно найти на официальном сайте ElfQuest. Причем, для подстраховки и авторских прав, как и для нашего удовольствия издательство сокрушается о том, что Off Centaur прекратили свое существование еще в 1988 году, но если кто-то распечатает себе книжечку (одну), то никому это не повредит.
В 1992 году сборник из 22 треков был издан и на CD, на Warp Graphics . Здесь один из создателей саги. Ричард Пини позволил и себе поностальгировать, и немного поразмышлял о музыке. вдохновленной его сагой. Впрочем и сам сборник называется именно так, Размышления Волчьего всадника. Наверное, стоит воспроизвести этот текст здесь...
Ричард Пини
"Помню, как однажды я читал, что обоняние — самое древнее из чувств, самое примитивное, с точки зрения эволюции. Это потому, что обоняние — это химическое чувство, и еще в далеком прошлом, когда мы были одноклеточными существами, мы реагировали исключительно на химическую среду. («Эта вода хорошая, идите к ней. Та вода плохая, идите прочь».) Конечно, у каждого был опыт, когда новый запах внезапно вызывал яркие воспоминания о чем-то; обонятельная нервная система напрямую проникает в глубокие, старые части мозга, где живут образы и реакции.
Ну, если все это правда, то слух должен идти очень близко ко второму после обоняния древнему и вызывающему воспоминания чувству — и у людей, поскольку мы в значительной степени утратили чувствительность наших носов, которая когда-то была у наших млекопитающих предков (и почти у любого животного сегодня она все еще есть), я бы сказал, что слух — самое первобытное чувство. Самое волнующее. Если вам нужны доказательства, попробуйте следующий эксперимент: возьмите видеомагнитофон и посмотрите « Звездные войны» (оригинальный фильм 1977 года) с выключенным звуком. Затем закройте глаза и послушайте саундтрек к фильму. Нет никаких сомнений, какой опыт более волнующий, правда?
Я думаю, что мы пели вокруг костра задолго до того, как первый пещерный художник взялся за свою (или ее) потрепанную травяную кисть. Как только мы начали понимать, что этот хрюканье (означающее «еда») отличается от того хрюканья (означающего «камень»), мы придали хрюканью тон и одним махом придумали песни, истории и, возможно, драму и театральность. Хорошая речь может взволновать разум, но музыка взволнует кровь.
ElfQuest, если бы история была создана давно, была бы рассказана в песне вокруг ревущего костра. Сага о Волчьих Всадниках и их приключениях — это сага о движении и циклах, ясных взлетах и сокрушительных падениях, убаюкивающем ритме и мучительном диссонансе, идеально подходящая для песни.
(Не секрет, что музыка была связана с ElfQuest с самого начала истории в 1977 году – и даже раньше. Венди Пини, художник фэнтези с самого начала, часто работает под музыку, которая кристаллизует настроение в картинках. Немного Ommadawn Майка Олдфилда здесь для духовных вещей, немного саундтрека к Wolfen там для темных дел.)
И теперь у нас есть песни, настоящие песни, которые охватывают весь спектр от ярости Strongbow и задумчивости Two-Edge до маниакального веселья Petalwing. Здесь есть тоска, любовь, шок, тепло, самокопание. И достаточно быстрой и свободной игры — посмотрите на «Catatonia County Rag». Эта музыка добавляет новую грань к образам, помогает вызвать настроение, застревает в сознании.
С момента своего замысла ElfQuest развивался в разных измерениях. Из простого плана истории он вырос в картинки, а картинки добавили измерение. Сказка-картинка расцвела и дала коллекцию песен – новых интерпретаций. В конечном итоге, мы надеемся, все сольется в анимацию, визуальную иллюзию жизни; и изначальное семя-воображение полностью даст плоды.
В то же время, однако, я слышал, что в работе находятся и другие песни для ElfQuest. Надеюсь, они не заставят себя долго ждать, потому что за пределами пещер снова начинает темнеть, и костер разжигают прямо сейчас. Собирайтесь вокруг. Слушайте – ушами и кровью. Здесь рассказывают истории!"