A Wolfrider's Reflections, Songs Of Elfquest (1984 — 2023)(Tape 1984 -Off Centaur Publications – no # CD 1992- Warp Graphics – WG-101, digital release 2023 — elfquest.bandcamp)
Чаще всего, если в своей авторской колонке я говорю о музыке, то — это музыка, вдохновленная миром Толкина, его легендариумом, исполненная часто в самых разных стилях от неоклассической до самых тяжелых вариаций металлических оттенков. Как бы то ни было, но это музыка — ВДОХНОВЛЕННАЯ, а значит, зачастую, искренняя. А вот мимо этого сборника, я не смог пройти по той самой причине, что он одновременно и новинка, и ностальгия. Помню, как в 1995 году я зашел в магазин "Культтовары", на месте которого сейчас сонм магазинчиков — от семян до пивного, но тогда там были культтовары, где среди прочего продавались и игрушки, и книги, и виниловые пластинки, через несколько лет ушедшие за копейки (помню я там за 3000 рублей — до деноминации, купил для отца Sex Pistols от Мелодии). Там же мне встречались и комиксы, и удивительной новинкой для меня была толстенная книжка с историями о Лесных Всадниках. Это был омнибус от "Махаона", после прочтения, впрочем, показавшийся мне совсем не детским, однако к тому времени у меня уже была знаменитая и редчайшая теперь "Аса", поэтому ничто меня в некоторых сценах не смутило (было мне тогда 10 лет). Однако продолжения в том самом детстве так и не последовало, как и продолжения много чего еще. Обложка комикса была оформлена легендарной Светланой Сорокиной, чьи рисунки и до сих пор есть в тех самых журналах из детства. Совсем недавно комикс был переиздан с новыми рисунками художницы, а еще мне было приятно, когда она лайкнула какие-то посвященные ей посты в теперь уже оставшейся в прошлом инсте.
И вот, совсем недавно мне попался этот удивительный сборник, о котором издатели серии Elfquest вспомнили на излете 2023 года. Это чудесный сборник из песен, посвященных Саге о Волчьих Всадниках (у нас Лесных все же) в жанре Contemporary folk, то есть — это уютные песни, которые так хорошо петь у костра, а стилистика варьируется от инспираций к музыке Ренессанса, etherial, и очень похожа одновременно на то, что делает Blackmore's Night, а также Broceliande или наш, российский Caprice. Музыка эта навевает воспоминания о саге, навевает воспоминания о детстве, и остается в душе легкой и чарующей грустью.
В 1984 году сборник впервые вышел на Off Centaur Publications на аудиокассете, а в 1987 году в качестве сопровождения к нему был издан песенник с нотами, что выглядит прелестно, настолько там много интересных иллюстраций. Сканы можно найти на официальном сайте ElfQuest. Причем, для подстраховки и авторских прав, как и для нашего удовольствия издательство сокрушается о том, что Off Centaur прекратили свое существование еще в 1988 году, но если кто-то распечатает себе книжечку (одну), то никому это не повредит.
В 1992 году сборник из 22 треков был издан и на CD, на Warp Graphics . Здесь один из создателей саги. Ричард Пини позволил и себе поностальгировать, и немного поразмышлял о музыке. вдохновленной его сагой. Впрочем и сам сборник называется именно так, Размышления Волчьего всадника. Наверное, стоит воспроизвести этот текст здесь...
Ричард Пини
"Помню, как однажды я читал, что обоняние — самое древнее из чувств, самое примитивное, с точки зрения эволюции. Это потому, что обоняние — это химическое чувство, и еще в далеком прошлом, когда мы были одноклеточными существами, мы реагировали исключительно на химическую среду. («Эта вода хорошая, идите к ней. Та вода плохая, идите прочь».) Конечно, у каждого был опыт, когда новый запах внезапно вызывал яркие воспоминания о чем-то; обонятельная нервная система напрямую проникает в глубокие, старые части мозга, где живут образы и реакции.
Ну, если все это правда, то слух должен идти очень близко ко второму после обоняния древнему и вызывающему воспоминания чувству — и у людей, поскольку мы в значительной степени утратили чувствительность наших носов, которая когда-то была у наших млекопитающих предков (и почти у любого животного сегодня она все еще есть), я бы сказал, что слух — самое первобытное чувство. Самое волнующее. Если вам нужны доказательства, попробуйте следующий эксперимент: возьмите видеомагнитофон и посмотрите « Звездные войны» (оригинальный фильм 1977 года) с выключенным звуком. Затем закройте глаза и послушайте саундтрек к фильму. Нет никаких сомнений, какой опыт более волнующий, правда?
Я думаю, что мы пели вокруг костра задолго до того, как первый пещерный художник взялся за свою (или ее) потрепанную травяную кисть. Как только мы начали понимать, что этот хрюканье (означающее «еда») отличается от того хрюканья (означающего «камень»), мы придали хрюканью тон и одним махом придумали песни, истории и, возможно, драму и театральность. Хорошая речь может взволновать разум, но музыка взволнует кровь.
ElfQuest, если бы история была создана давно, была бы рассказана в песне вокруг ревущего костра. Сага о Волчьих Всадниках и их приключениях — это сага о движении и циклах, ясных взлетах и сокрушительных падениях, убаюкивающем ритме и мучительном диссонансе, идеально подходящая для песни.
(Не секрет, что музыка была связана с ElfQuest с самого начала истории в 1977 году – и даже раньше. Венди Пини, художник фэнтези с самого начала, часто работает под музыку, которая кристаллизует настроение в картинках. Немного Ommadawn Майка Олдфилда здесь для духовных вещей, немного саундтрека к Wolfen там для темных дел.)
И теперь у нас есть песни, настоящие песни, которые охватывают весь спектр от ярости Strongbow и задумчивости Two-Edge до маниакального веселья Petalwing. Здесь есть тоска, любовь, шок, тепло, самокопание. И достаточно быстрой и свободной игры — посмотрите на «Catatonia County Rag». Эта музыка добавляет новую грань к образам, помогает вызвать настроение, застревает в сознании.
С момента своего замысла ElfQuest развивался в разных измерениях. Из простого плана истории он вырос в картинки, а картинки добавили измерение. Сказка-картинка расцвела и дала коллекцию песен – новых интерпретаций. В конечном итоге, мы надеемся, все сольется в анимацию, визуальную иллюзию жизни; и изначальное семя-воображение полностью даст плоды.
В то же время, однако, я слышал, что в работе находятся и другие песни для ElfQuest. Надеюсь, они не заставят себя долго ждать, потому что за пределами пещер снова начинает темнеть, и костер разжигают прямо сейчас. Собирайтесь вокруг. Слушайте – ушами и кровью. Здесь рассказывают истории!"
Сто лет тому вперед (2024, реж. Александр Андрющенко, 2 ч. 20 мин.)
Предполагаю, что на момент 17.07 про этот фильм написаны уже сотни строк, и большинство из них достаточно восторженные и ностальгические, хотя может быть и нет, потому что на этот самый момент мой континуум прогрузился только для меня и эти строки прочитаю только я, и только они будут в моей памяти.
Что-то подобное и хотел сказать нам сценарий фильма, по итогу ставший не экранизацией, наивного в чем-то, произведения про Прекрасное далеко Кира Булычева, но сборником цитат, мемов и отсылок, причем, некоторые из них, с течением времени с момента написания сценария, уже безнадежно устарели... Хотя, может быть в этом и был смысл. Молодежь сейчас так быстро проживает жизнь, так молниеносна в том, что их веселит, что все шутки данного кинофильма будут восприниматься, как дед в широких штанах и бейсболке набок, втирающий что-то про рэп и пейджеры юным любителям K-pop.
Но, предположим, вы не тинейджер, а либо ценитель находить пасхалки и скрытые подтексты, либо злопыхатель, который хочет попенять на заимствования — вот тогда вам есть где разгуляться...
Итак, Алиса, Коля Герасимов, Весельчак У, миелофон, советские школьники и прочее, что вы знаете о "Гостье из будущего". А теперь представьте, что ничего этого нет, но зато есть отраженная вселенная с допущениями (ведь это адаптация, а не прямая экранизация), киберпанк, убийства, янг-эдалт стилистика, немного постиронии к комиксным фильмам Марвел, плюс легкий флер квази-научности в букете отсылок ко всему, чему можно. Вот это как раз и будет "Сто лет тому вперед".
При этом, от первоисточника, книжки про Алису Селезневу новый фильм еще дальше, чем советские экранизации. Причем, мне до сих пор более импонирует "Остров ржавого генерала", а "Гостья из будущего" ассоциируется скорее с личным воспоминанием, когда под этот сериал на даче я съел несколько банок дефицитного компота из айвы, и бабушка сказала мне, что я, скорее всего, умру. Впрочем, от нового фильма примерно такая же оскомина.
С первых же минут фильма, начинаешь понимать, что нам показывают этакого российского Тимоти Шаламе, который должен стать его более бюджетной версией, вдохновляющей юных девушек. Причем, герой его, Коля Герасимов, разговаривает с нами в стилистике новго филма о Вилли Вонка. на дворе 2024 год, нам рекламируют изподволь Сбер и курорты Краснодарского края. Почему-то сразу вспоминается мой любимый веселый паровоз "Чита-Имеретинский курорт", вот где приключения... (позже, нам расскажут ненавязчиво и про РЖД, и про Почту России, и даже покажут, что романтичного робота Вертера вполне может заменить умная колонка). Коля быстренько находит космион (я, пишу эти строки и понимаю, что забыл название субстанции, в голове один лишь суперклей космофен) — устройство разрывающее временные континуумы, и попадает в будущее. Это не 2084 год, где наивные пришельцы и школьники, ищущие Эльдорадо после уроков — здесь суровый мир, сражающийся с цивилизацией космических пиратов. На каждом шагу нас поджидают аллюзии и к Алите-Боевому ангелу, и к Киберпанку 2077, и к каким-то российским блокбастерам, названий которых я уже не помню. Ненадолго появляется Хабенский с хвосом пышных волос — это папа Алисы, кстати.
Тем временем Весельчак У спасает Крыса (Глота, кстати, и тут уже мы видим окончательно, что нам показывают адаптацию не книги, а советских экранизаций) из космотюрьмы. Весельчак У — это Александр Петров, в фильме он призван играть роль злодея, которого жалко, если он погибнет, правда все его называют У (просто У, как волчонка из Цветняшек). Весельчак из него так себе, но вот У он вполне неплохой, никакой иронии и "мы не бандиты ,мы благородные пираты" — здесь волк-одиночка, не к месту отсылающий нас смехом к Хиту Леджеру и его Джокеру, шутки у него плоские, смех какой-то словно — это болезнь, ну и он ловелас и тоже должен всех юных дев восторгать и ввергать в экстаз (фильм кстати 12+).
Глот — это такой словно бы Волан-де-Морт, если бы он был тем парнем, идущим к реке, который преисполнился, но с лицом героя "Мир, дружба, жвачка". Он очень меланхоичный, и на его фоне У (Весельчак) просто сверхироничный гусар (пират).
Ну, а дальше у нас почти час разговоров, статистов и незапоминающихся сцен. Фраз из знаменитых фильмов, предметов, упоминаний. Даже знаменитая сцена с Данилой Багровым и Фашистом, предлагающим ему трофеи с нестабильной гранатой здесь нашла свою законную полновесную сцену. А как ироничен отсыл к "Притяжению" с воплями про Чертаново.
И заключительные 40 минут не оставят нас без пасхалок — "Стражи галактики", "Доктор Стрэйндж", "Космос между нами", "Аватар", бесконечные заигрывания с саундтреком из "Гостьи из будущего", молот Тора (марвеловский), и даже "Интерстеллар" (но я не уверен). Плюс ко всему отчетливая и немного грустная (янг-эдалт все же) любовная линия...
В общем посыл у фильма совсем другой, и, безусловно, он должен разбередить души людей за 25, однако семейной паре его за вечер не осилить — уж очень у него длинный хронометраж, а замудренный сценарий оставит много вопросов у задавателей вопросов на научную тематику.
Даэрон с арфой '2024 "О скитаниях и вечной любви" (selfreleased, digital release)
Вообще, тема личностной атмосферной музыки достаточно болезненна. И в первую очередь, потому что, зачастую искренняя и интересная музыка остается незамеченной и невостребованной как раз по причинам, имеющим к музыке отношение довольно опосредованное.
Даэрон с арфой — это проект девушки по имени Анна Горденко, судя по всему, имеющей отношение не только к новому поколению ролевых исполнителей, но и к современному косплэй сообществу, в целом. Эта музыка, в то же время абсолютно отличается от того, что можно было бы предположить. Ожидая услышать классический "эльфийский" фолк с налетом ренессанса и фолка, в духе Мэлдис или ранней Хэлависы, невольный слушатель получает великолепный альтернативный кантри звук с совершенно не толкинистскими текстами, а скорее именно то, что называлось бы стопроцентным tolkien inspired. Это романтическая музыка, сыгранная на арфе так, как если бы на кельтской арфе играли в стиле хиллбилли на банджо. Тексты песен, во многом, романтичны, по-девичьи наивны, но очень хорошо написаны, мне понравилось.
К середине альбома есть небольшой оммаж и к классической ролевой менестрельной песне (Тол Мириам, Meldis), но альткантри с оттенками готик-американа побеждает все равно, и это хорошо, потому что девушек, поющих от лица мужчины-эльфа сотни, а таких вот песен очень мало. Немного улышал и русского рока (но это скорее по атмосфере, я быстро отогнал от себя этот легкий флер).
Сказать о том, что девушка играет хорошо, значит не прочувствовать этот альбом. Могу сказать, что он очень интересен и его можно прослушать поностью, и захотеть повторить. Тем не менее, возвращаясь к пафосному началу этого текста, скажу, что практически никакой возможности монетизировать этот проект у создателя нет, последние площадки вроде бандкампа вряд ли в скором времени смогут адекватно сотрудничать с нашими музыкантами, в вк донатить опять же не будут, диски у нас покупают только собиратели музыки, а выпустить некоммерческую музыку смогут только такие же некоммерческие издатели.
Сплав по реке Уда. Заиграевский район Республики Бурятия. 24-25.06.2024 г.
В самый пик теплых дней конца июня удалось поучаствовать в сплаве по реке Уда, организованном для ребят из детского оздоровительного лагеря "Рассвет" Заиграевского района РБ. Как обычно, многие из тех, кто должен был поехать с нами, чтобы подготовить техническую часть сплава, откололись, по разным, зачастую уважительным, причинам, поэтому до пос. Онохой мы добирались самостоятельно.
Скептически осмотрев свой арсенал из двух байдарок типа "Таймень-3", выбрали Сигрун, как наиболее бывалую, и легко идущую по воде подругу. Спешно собрав детали в кофр, своим ходом отправились на конечную пригородных маршруток. Довольно громоздко смотрелись два 100-литровых новатуровских рюкзака "Тибет" и огромный кофр с байдаркой в трамвае. Впервые, кстати за провоз багажа взяли деньги. К слову, при тесноте, в маршрутке за провоз багажа денег не взяли, а наборот, всячески помогли.
Прибыв в поселок Онохой, примерно, в 15.00, мы неспешно отправились к Дому творчества, откуда нас забрали и достаточно комфортно довезли до берега Уды. Разумеется, не обошлось без комментариев местного населения, достаточно большой компанией идущих в продуктовый за добавкой, по поводу "прокатить", и подобные встречи, по итогу, стали довольно частыми в эти дни.
На берегу обустроили нехитрый быт, и, пока ждали подвоза рафтов для ребят, а это было уже вечером, приготовили изысканные яства в виде гнезд с тушенкой на газу.
Уже на закате привезли рафты и мы вдвоем их накачали достаточно быстро, используя ножной насос, после чего повечеряли у костра, и устроились спать.
Разбудили в 4 утра сороки, трещавшие о своих приключениях достаточно громко, чтобы я вышел и запечатлел предрассветные сумерки.
Уже часов с 7 утра начали собирать байдарку, оказалось, что забыли немного деталей, которые пришлось заменить ветками тальника и закрепить все шнурками от кроссовок и скотчем, очень хорошо себя показавшими по итогу. Здесь, наверное, стоило отдать дань уважения Туру Хейердалу)))
В 10 утра выдвинулись вместе с детьми на двух рафтах и байдарке вниз по реке. В моей команде был вожатый лагеря, впервые участвующий в подобной авантюре, а чуть позже, на реке в Сигрун перебралась и девочка, имеющая байдарочный опыт, для которой неспешный ход рафта был скучен.
За 5 часов добрались до п. Эрхирик, где пообедав, завершили официальную часть сплава и пошли дальше на Улан-Удэ. С каждым километром, отдыхающих (в понедельник) было все больше, помимо приветствий раздавались агрессивные крики с просьбами прокатить, настолько много, что я стал их считать, много опасных моментов видели с прыгающими с мостов в речку ребятами, которые, впрочем не реагировали бы ни на какие увещевания по поводу обмелевшей и все еще мелеющей в это время года реки. В то же время очень интересно было видеть отметки с 6-метровой глубиной повышения уровня воды 1932 года. Река очень сильно змеится, поэтому сноровка и ловкость байдарочника здесь были кстати.
В город прибыли в 17.00, как и планировали, разобрали лодку и неспешно удалились, растворившись в летнем городском мареве.
Вот эта ночная бабочка полюбила прилетать на наш балкон. То сливаясь с бетоном, то устроившись на шторах, она идеально маскируется под поверхности, что удивительно и необычно, и, разумеется, очень красиво.