Племянница, шести лет, нарисовала вот такого праздничного Ктулху, вылезающего из торта. В прогрессе часто меняющихся детских увлечений, прошедших эволюцию от дебиловатых котов, изображающих сирену, через серию "Как приручить дракона", топ сегодняшнего волшебства пришелся на Pusheen Cat, вкупе с некоторым квази-лавкрафтианством. Все это подается с детской непосредственностью окружающим.
цитата
"Лавкрафт не очень симпатичный, но Ктулху прикольный"
цитата
"Дядя, а ты бывал в Стране Снов?"
цитата
"Сегодня я проснулась от невообразимого звука "блуууп"
Медийность персонажей всегда играет с ними злую шутку, превращая в героев мемов или невзрачных шуток, но интерес к серьезной и интересной литературе у ребенка может существенно извинить огромное интернет-болото ненужного, и чересчур веселого контента.
Дух Байкала (2023, Россия, реж. Михаил Расходников, 1 ч. 28 мин.)
Очень давно хотелось посмотреть этот фильм, учитывая, что родственники в Челябинске ходили на него даже в кинотеатр, а мы, живущие у Байкала так и не сподобились. На излете августа, среди непогоды поздних грибных дождей все же удалось уделить время, и погрузиться (снова) в мир Байкала зимнего.
Совсем недавно, опередив наши семейные желания, случайно посмотрели кинофильм "В лесах Сибири", снятый по мотивамкниги француза Сильвена Тессона, прожившего на Байкале 180 дней. Утрированные зловещие "суровости" околоиркутской стороны Байкала, помноженные на постоянно мелькающую в кадре водку и суровых же сибирских мужчин во главе с Евгением Сидихиным, вполне могли бы стать антирекламой для тех, кто хотел бы приехать в столь далекий край, чтобы отдохнуть душой (очень удручает это понятие, наверное еще хуже только декларируемое фильмом — "удовлетворить потребность в свободе").
Но Байкал не терпит слабости, сонументом тому сотни кенотафов, стоящих по его берегам, как память о действительно смелых людях, которые не смогли вырваться из суровых объятий стихии.
Живя на восточных берегах великого Озера-Моря нельзя относиться к нему неуважительно или опрометчиво, и отрадно, что иные люди делают первые шаги по его священным берегам даже чуть робко...
Но, о фильме...
Великолепный актер (а в том числе и музыкант) Мосэ Куртанидзе, хорошо знакомый любителям регионального кино по вселенной "Решала"\"Эластико", привыкший смотреться на экране не иначе как харизматичным, знающим понятия о жизни, людей и определенного рода справедливость, человеком по имени Завгар, который из героя-антипода в одночасье стал практически центральной фигурой эпопеи, предстает перед зрителем в ином амплуа.
Занятой по жизни вдовец, отец тяжело переживающего смерть матери ребенка, но не показывающий своего горя сам, будучи сильным, приезжает на Байкал к своему тестю, бурятскому дедушке-рыбаку, чтбы отдать на постоянное проживание сына. Ребенок со мтариком уезжают ставить сети, а он продолжает решать рутинные вопросы, намереваясь уехать в город.
Тем временем старик и мальчик находят общий язык, они все делают вместе, параллельно делая для зрителей экскурс в культуру повседневности, этнографию и традиционное мышление тех, кто живет на берегу Байкала. Места, выбранные локациями съемки — Баргузинский и Чивыркуйский залив, находящиеся частью в доступной для посещения заповедной зоне старейшего и первого в России Баргузинского заповедника, с его популярной частью зимних забав — чистым льдом, являются колоритной иллюстрацией к практически аутентичному волшебству. Великолепные панорамные съемки, съемки под водой и с воздуха дополняют атмосферу необычайности. Великолепна и харизма народного артиста Бурятии, заслуженного артиста России Олега Бабуева, в простоте открывающий мудрость, без стеснения показывая в своем герое человека традиционного мышления. Безусловно, каждый момент с его игрой поражает, здесь и доброта, и ирония, и наставничество.
Так, попавши в сложную ситуацию, непреодолимо страшный буран, мальчик, его отец и даже сам дед-старожил байкальских берегов проходят инициацию, созданную для них Байкалом, через свою инкарнацию в виде мудрого, но сурового старца. не бывает новых знаний и ощущений без понимания, без боли и без осознания себя в этом мире. В кинофильме много шаманских архетипических отсылок, но нужно понимать, что культура повседневности традиционного человека не волшебна, для него волшебство — часть мира и повседневность.
Но, все заканчивается хорошо. Это действительно хороший семейный фильм. на фоне аналогов смотрящийся на порядок выше. жаль, что налицо нехватка средств, нехватка ресурсов, практически полностью фильм выводит на свой статус очень хорошая и искренняя игра актеров, и такая же работа всей команды проекта.
Удивительно, что во время съемок фильма был найден нерпенок, названный в честь юного героя фильма. В принципе, и сам фильм автобиографичен, подобный случай с попаданием в байкальскую снежную бурю был и с самим Мосэ Куртанидзе, свои детские впечатления сохранивший для нас в этом фильме. Посмотреть однозначно стоит, а позже и пересмотреть.
Сегодня с женой и сыном отправились в лес, что раскрывает свои объятья прямо у порога дома. Молодое утреннее солнце пронизывало воздух, вдевая золотые нити в хвойные иглы сосен. После вчерашнего короткого ливня под замшелым покровом стали показываться долгожданные грибы. Так мы и подышали свежим утренним воздухом, и опробовали найденную стылой весной корзинку из тальника.
Приезжайте на Байкал (1965, СССР, реж. Вениамин Дорман, 1 ч. 09 мин.)
Удивительно, но, время от времени, ровно также, как это было с "Происшествием в Утиноозерске", на глаза попадаются фильмы о родной стороне, иногда снятые под весьма забавным углом.
Фильм Вениамина Дормана, на счету которого такие великолепные образчики кино о Сибири, как "Пропавшая экспедиция" и "Золотая речка", является достаточно динамичной и веселой музыкальной комедией, где именно излишняя веселость не позволила кино этакой "производственной драмой".
Действие происходит на озере Байкал, где соревнуются между собой две рыболовецкие артели из поселков Нижнеозерск и Верхнеозерск (названия чисто фельетонные, потому как проживающие на Байкале жители озером байкал повсеместно не считают, а считают морем). Поются песни, задиает друг друга веселая молодежь, много девушек, есть среди них и такие. которые могут чуть ли не одной руокй схватить ящик с новеньким лодочным мотором или рыбой.
Антураж конторы "Омультреста" дейтвительно трестовый, на всех полках стоят консервные банки, наименования большинства из которых уже и не припомнят даже старожилы.
Омуль ловится повсеместно центнерами, но бюрократически настроенный председатель одного из рыболовецких колхозов Терентий Калач настроен решительно на перевыполнение плана, при этом оставив без нового оборудования конкурентов, ведь к ним приезжает для съемки сюжета о передовой артели съемочная группа из Москвы. Строится шапкозакидательная инфраструктура, и все, вроде бы, идет по плану, как вдруг...
Внезапно, прямо из поезда группу похищают обычные честные рыбаки, и начинают снимать фильм по-новому.
В известном, а на тот момент совершенно новом журнале "Экран", фильм раскритиковали из-за штампов, однако, на момент выхода этой комедии на экраны, ее посмотрело почти 12,5 млн. зрителей.
После "похищения", вместе с наивными во многом телевизионщиками, зритель увидит красоты Баргузинского залива, устья Баргузина, остров Ольхон, Листвянку, услышит много действительно бытующих на Байкале легенд. То есть, именно в этом фильме предвосхищается весь этот современный travel-блоггинг и подобные передачи, весьма популярные в середине XXI века.
Скоро. благодаря талантливой игре симпатичной старушки Варвары Поповой, знакомой нам по сказкам "Морозко" и "Варвара-краса", добавляется немного этнографической сказочности, и экологической составляющей. Устами бабки Мелитонихи прямым текстом декларируется проблема сброса (на тот момент еще будущего) отходов в озеро Байкал. "Скоро мы и омуля не попробуем, а будем есть селедку мурманскую" — звучит очень сильно, почти пророчески.
Тем временем, режиссер группы в модных шортах достает сигареты утрированной марки "Фитиль", и линия председателя Калача и его соратника Штанишкина резко уходит в фельетонизм, включая знакомую мультипликацию раннего "Ералаша"\"Фитиля". Мне, почему-то вспомнился незадачливый киношник из повестей Сахарнова об аквалангистах. Нет серьезного кино, так давайте снимем острую сатиру в "Фитиль". Но все заканчивается хорошо.
Финалом фильма, как и любовной линии, становится вынужденный переезд избы героини Стриженовой на бульдозере прямо по песчаной косе к жениху Сеньке, что выглядит достаточно гротескно и, в то же время является отличной режиссерской идеей.
В общем, приезжайте к нам на Байкал, но, не забывайте о комбинированных съемках, и отстутствии в районе Усть-Баргузина железной дороги.
Юрий Клепиков "Дети войны. Записки бывшего мальчика" М.: АСТ ,2015
Как уже неоднократно отмечалось, даже имея большую личную коллекцию книг, все же стоит посещать библиотеки, тем самым поддерживая последние общественные бесплатные места. где можно не просто взять книги, но и поучаствовать в интересных мероприятиях и пообщаться с людьми.
Одним из недавно прочитанных произведений была эта небольшая мемуарная книга Юрия Клепикова о своем военном детсве. надо сказать, что написана она интересно, и вовсе не так уж и мрачно. как могло показаться на первый взгляд, если сравнивать с тем же Рубеном Гальего и его "Белое на черном".
Надо сказать, что автор является сценаристом знаковых фильмов ,среди которых "Не болит голова у дятла" и "Пацаны". Мне показалось, еще при первых просмотрах этих фильмов, что в них заложена нечто личное. И вот теперь, благодаря "Запискам бывшего мальчика" понимаешь, что это действительно так
С первых же строк, автор погружает нас в некую нураность безнадежно утерянного счастливого детства, которое начинается в памяти героя-автора с боли от пролитых в глаза духов, и достаточно полной ощутимой атмосферы тревожности, которая, впрочем никуда не уходит, и во время путешествия из теплых курортных далей в мрачный Челябинск, и далее на восток, читатель погружается в этот бурливый и неторопливый поток воспоминаний, обрывков мыслей и фраз, где всегда во главу угла приходит голод, голод разных типов — от ноющего постоянного до нестерпимо страшного. В этом всепоглощающем чувтсве теряются даже невзгоды, смерти, какие то события становятся незначительными. А, впрочем, книга настолько мимолетна, что после ее прочтения словно сходит какой-то морок, взвращая в действительность морозной порщечиной ветра.
Что интересно, для людей, ищущих историю культуры повседневности 40-50-х гг., книга станет великолепным источником, полным зарисовок о той, давно ушедшей жизни.