Nightmare Alley (2021, США, реж.Гильермо дель Торо, 150 мин.)
И снова, когда видишь в позиции «режиссер» имя Гильермо дель Торо, определенно знаешь, что фильм доставит тебе удовольствие, особенно учитывая то, что на сей раз это не фильм ужасов, а нуарный детектив. Фильм рассказывает историю о человеке, который обреченно и неотвратимо следует навстречу своей Судьбе. Зритель следует за главным героем, поражаясь его хитроумности и хладнокровию, но при этом, предчувствуя то, насколько пустота и холод в душе, вкупе с одержимостью ведет его к духовному разложению и гибели. Во многом, фильм отсылает нас к библейским темам, причем совершенно ненавязчиво, будь то имя заспиртованного уродца, или образ женщины-психолога, искусившей спиритуалиста-шарлатана настолько же, насколько могла погубить Адама его первая жена, и здесь также акцент делается на ее библейском имени.
В целом, я предполагаю, что фильм не будет скучен и простому обывателю, потому как, по сути, является экранизацией весьма популярного среди поклонников нуара романа Уильяма Линдси Гришема. Роман был написан в 1946 году, а уже через год Гришем лично участвовал в написании сценария для первой экранизации 1947 г. Предполагаю ,что практически единственное успешное произведение автора сыграло с ним злую шутку, будучи подверженным алкоголизму, немалый гонорар за книгу и экранизацию он благополучно пропил и в течении практически 20 лет вел жизнь человека, катящегося на дно. Состояние его здоровья неимоверно ухудшалось и уже к 50 годам ему диагностировали рак языка и слепоту. В 1962 году он поселился в отеле, где в свое время писал «Аллею кошмаров», и в один из вечеров покончил с собой, приняв смертельную дозу снотворного, оставив пространную записку, полную разочарования. Таким образом, талант Гильермо дель Торо показывает нам не просто киноленту, но осмысленную дань памяти одному из неприкаянных авторов, известных немногим.
Штормовое предупреждение (1981, СССР, реж.Вадим Михайлов)
Продолжая изредка освещать малоизвестные хорошие фильмы, остановлюсь на этой замечательной киноленте 1981 года. В этом фильме снялись достаточно известные актеры, на тот момент еще молодые, и в необычных для себя амплуа, например Алексей Жарков, а также Валентина Талызина, или совершенно неузнаваемый в контексте своей роли Андрей Краско.
Фильм был снят по очерку А. Ваксберга «Смерч», и повествует о том, как на популярном горном маршруте №30 случилась непредвиденная ситуация, связанная с ухудшением погодных условий, и о том, как паника, эгоизм, амбиции или даже пресловутая бюрократия могут погубить человеческие жизни. Или же наоборот, как человеческие чувства, например, любовь, толкают людей на подвиги, о которых они в момент свершений даже не задумываются.
Собственно, снятый через много лет после реальной трагедии, на фоне настоящих событий, художественный вымысел смотрится очень щадяще, однако гнетущая атмосфера паники и необдуманных действий, на фоне самопожертвования или героизма отдельных людей смотрится очень волнующе и заставляет сопереживать.
«Тридцатка» была одним из самых популярных всесоюзных горных маршрутов по северо-западному Кавказу и официально имела название «Через горы к Черному морю». Протяженность его составляла 14 дней, и по пути через перевалы и ледники с остановками в горных приютах, с последующим выходом к морю.
С 10 по 12 сентября 1975 г. при прохождении группы из 53 человек, ввиду внезапного урагана и ухудшения метеоусловий погиб 21 человек. В отличие от кинофильма, группа, разделившаяся на два состава, оказалась в двух разных ситуациях. Первая шла чуть выше, и оказалась в более сложных условиях, но выдержка и стойкость позволили им не только выжить, но и добраться до ближайшего приюта без потерь. Вторая группа подверглась панике, молодые неопытные инструкторы не смогли скоординировать людей, а паника позволили участникам бросать более слабых людей, не оказывать помощь нуждающимся и даже мародерствовать.
Об этом и фильм. Однако, в отличие от реальной ситуации, на первый план выходят человеческие характеры. Страх и слабость одних, паника и нерешительность других, или же внезапно проявившиеся личные качества третьих. В целом, более всего импонирует герой Жаркова – зоотехник Николаев, рыцарски бросающийся на помощь людям, не забывая о том, что возможно, им движет симпатия к случайной туристке, о чем в завершении она и спрашивает героя. Но именно отрезвляющий финальный вопрос и заставляет зрителя понять, что в подобной ситуации, Николаев действовал бы точно также.
Хранители (1991, СССР, реж. Наталья Серебрякова, 114 мин.)
Некоторое время назад в Сети активно обсуждали найденный сотрудниками 5 канала С-Пб считавшуюся утерянной пленку с телеспектаклем-фантазией, созданным по мотивам первой части «Властелина Колец». Даже судя по названию, мы можем предположить, что за основу сценария был взят перевод Муравьева-Кистяковского. Спектакль был показан на «Лен-ТВ» в 1991 году, после чего был благополучно забыт.
В постановке были задействованы актеры ленинградских театров, а некоторые главные роли сыграли заслуженные артисты РСФСР, самым узнаваемым из которых станет, наверное, Георгий Штиль.
Вообще, судя по отзывам, раритет советского экрана рассматривается как некий гомункул, вызывающий неоднозначную реакцию.
Тем не менее, телеспектакль продолжает традицию вышедшего ранее телефильма «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита» 1985 г. Режиссерские находки фильма пытаются сделать малобюджетную киноленту все же детской сказкой, с наивными главными героями и нелепыми злодеями, поэтому и сам спектакль видится иным, как трэш.
Тем не менее, во многом в «Хранителях» легко узнается ленинградский стиль, который к середине 90-х прочно войдет в канон полюбившимся многим «питерских» сериалов.
Вкратце, при просмотре ленты у меня стойко держались сравнения с эстетикой экранизации «Трое в лодке, не считая собаки» с забавными псевдоанглийскими ужимками актеров, трубками и нарядами. А вот второе сравнение – это «Ирония судьбы», если бы в Ленинград полетел не только пресловутый Лукашин, а вся компания из бани, причем в простынях, и в состоянии подпития. Большее время хронометража первой части спектакля походит на затянувшийся пабкроулинг между трактирами с ужимками выпивших интеллигентов, хотя я допускаю, что подпитие имело место быть и на съемочной площадке.
Что понравилось. В первую очередь – это попытки сделать из ничего костюмы и декорации, чего стоят унты до колен у каждого хоббита. Впечатляет игра Георгия Штиля (Бильбо) и Сергея Паршина (Том Бомбадил). Также очень интересны съемки назгулов, скачущих на конях по заснеженной Ленобласти. Как итог, неподготовленный зритель может не смотреть вообще, поклонник съемок ролевых игр от Фангорн-Видео не увидит ничего особенного, ну а толкинист из начала 90-х, наверное, всплакнет.
Михаил Кормин «Красная река, Зеленый дракон», Eksmo Digital, 2021
Стылой и сумрачной мглой отзывается в сердце осень Ленинградской области, где в непроглядном сыром тумане из потаенных неуловимых далей текут, затаившись среди непролазных зарослей реки, возможно текущие по самой границе миров.
Долгожданная книга Михаила Кормина была прочитана в канун Ивановой ночи, возможно неслучайно, как и все, что делается в этом мире. 111 страниц текста, лаконичного и интересного повествования, столь кропотливо освещавшегося в его поэтапном написании. Заброшенные усадьбы, бесконечные ряды книг неблизких библиотек, неизвестные обычному человеку локации, солнце и сталь питерского неба. Я предполагаю, что этот труд не мог не заинтересовать пытливого читателя. И пусть в его конечном виде добавились мейнстримовые обозначения произведения, как хоррор, все гораздо глубже. Именно такой потаенный и неторопливый роман, возможно вторящий такому же вязкому и тягучему питерскому эмбиенту, насквозь пропитанный полузабытыми значениями имен, топонимов и обрывков фраз. Здесь памятуется неприветливое небо, внезапно связавшее запад и восток нитями тусклых и вязких рек.
Мне кажется, что у каждого читателя будет свое восприятие этого романа. Кто-то устрашится сюжета. Кто-то пытливо начнет искать источники, указывающие на правдивость сведений, кто-то отправится в путешествие по тропинкам среди старых торфяных болот, а кто-то просто усмехнется и покачает головой. Но абсолютно равнодушным «Красная река, зеленый дракон» не оставит никого.
Во главу угла ставится, конечно, аутентичность, неповторимость поднятой тематики, до этого остававшейся в ведении немногочисленных этнографов и краеведов, но сейчас, на волне популярности этой темы, книга вполне составит конкуренцию чему-то пустому и дорогостоящему. Разумеется. Не стоит воспринимать художественное произведение, как фолиант научного разлива, однако с первых строк заметно, что автор подошел к написанию книги со всей серьезностью первопроходца. И это вызывает уважение. Очень многие вешки ведут читателя сквозь текст романа, не позволяя ему оступиться, и упасть в трясину, наверное, поэтому книга читается сразу, не откладывая ее на потом.
Внезапно я вдруг вспомнил, что и сам живу в городе Красной реки…
Якутское кино решило пойти своими собственными тропами, ведущими с севера. Не всегда такой путь принимается широкими массами, но зачастую, непредвзятость зрителя и искренняя подача историй сплетаются взаимными чувствами, поэтому, и отзывается в душе.
Мне понятно неприятие этого фильма некоторыми рецензентами. Как и в фильме «Пугало», нам показали жизнь, как она есть, без чудовищ и излишней мистики. Но, я бы хотел еще раз повториться. В мире традиционного мышления все очень тесно связано, и любой необдуманный шаг, плохой или хороший поступок у всех на виду. Это мир бинарных оппозиций.
Сюжет фильма достаточно простой. Деньги испортили человека, он открыл в собственной деревне продуктовый магазин, и наживается на односельчанах, выменивая у них продукты сельхозпроизводства на паленую водку, а потом перепродавая их в городе втридорога. Он проводит в рейсах много дней, и вот в один прекрасный день, посреди морозного безмолвия оказывается в ловушке, придавленный собственным грузовиком. Ужасы? Нет, вполне обыденная ситуация, которая может произойти с любым человеком. Но мы находимся во вселенной якутского кино, где реальность обыденная, мирская идет рука об руку с сакральным, табуированным.
Для главного героя нет ничего святого. Будучи целеустремленным дельцом, он теряет связь с предками, отец не разговаривает с ним и презирает, сестра не может родить, зять подавлен авторитетом более старшего по возрасту человека, и ввиду того, что он человек традиционного мышления не может и не должен ему возражать. Односельчане находятся в плену своих пороков, а в лице иных людей источником бед кажется именно главный герой, продающий им водку. Он не суеверен, поэтому предметы культа для него всего лишь атрибуты, поэтому ни иконы, ни гороскоп, нарочито показанный чуть ли не полностью, ни сакральные места не имеют для него каких-либо мистических значений. Он выезжает в дорогу несмотря ни на что, даже услышав в свою спину проклятье от селянки.
Внезапно, оказавшись, в безмолвии снега и мороза, нагруженный тяготами не только обрушившегося на него грузовика, но и всем тем, что он забрал у селян, словно своей алчностью, ведь придавлена была именно правая рука, он пытается воззвать к высшим силам, но это получается неискренне, потому что он просто не верит во все это.
И вот тогда на помощь приходят его предки, давно ушедшая мать, и совершенно незнакомый ему старик. Они отрезвляют его, заставляют бороться. И через огонь и белый снег он бредет навстречу судьбе, неминуемой и тяжкой, прошедший очищение, заслуживает ли он снисхождения или сочувствия? А вот это должен для себя понять сам зритель. Потому что это притча. А она должна служить уроком для тех, кто ее услышал.