Якутское кино решило пойти своими собственными тропами, ведущими с севера. Не всегда такой путь принимается широкими массами, но зачастую, непредвзятость зрителя и искренняя подача историй сплетаются взаимными чувствами, поэтому, и отзывается в душе.
Мне понятно неприятие этого фильма некоторыми рецензентами. Как и в фильме «Пугало», нам показали жизнь, как она есть, без чудовищ и излишней мистики. Но, я бы хотел еще раз повториться. В мире традиционного мышления все очень тесно связано, и любой необдуманный шаг, плохой или хороший поступок у всех на виду. Это мир бинарных оппозиций.
Сюжет фильма достаточно простой. Деньги испортили человека, он открыл в собственной деревне продуктовый магазин, и наживается на односельчанах, выменивая у них продукты сельхозпроизводства на паленую водку, а потом перепродавая их в городе втридорога. Он проводит в рейсах много дней, и вот в один прекрасный день, посреди морозного безмолвия оказывается в ловушке, придавленный собственным грузовиком. Ужасы? Нет, вполне обыденная ситуация, которая может произойти с любым человеком. Но мы находимся во вселенной якутского кино, где реальность обыденная, мирская идет рука об руку с сакральным, табуированным.
Для главного героя нет ничего святого. Будучи целеустремленным дельцом, он теряет связь с предками, отец не разговаривает с ним и презирает, сестра не может родить, зять подавлен авторитетом более старшего по возрасту человека, и ввиду того, что он человек традиционного мышления не может и не должен ему возражать. Односельчане находятся в плену своих пороков, а в лице иных людей источником бед кажется именно главный герой, продающий им водку. Он не суеверен, поэтому предметы культа для него всего лишь атрибуты, поэтому ни иконы, ни гороскоп, нарочито показанный чуть ли не полностью, ни сакральные места не имеют для него каких-либо мистических значений. Он выезжает в дорогу несмотря ни на что, даже услышав в свою спину проклятье от селянки.
Внезапно, оказавшись, в безмолвии снега и мороза, нагруженный тяготами не только обрушившегося на него грузовика, но и всем тем, что он забрал у селян, словно своей алчностью, ведь придавлена была именно правая рука, он пытается воззвать к высшим силам, но это получается неискренне, потому что он просто не верит во все это.
И вот тогда на помощь приходят его предки, давно ушедшая мать, и совершенно незнакомый ему старик. Они отрезвляют его, заставляют бороться. И через огонь и белый снег он бредет навстречу судьбе, неминуемой и тяжкой, прошедший очищение, заслуживает ли он снисхождения или сочувствия? А вот это должен для себя понять сам зритель. Потому что это притча. А она должна служить уроком для тех, кто ее услышал.
В моей жизни очень часто встречались люди, которым нравилось ходить в дебрях в одиночку, встречать рассветы вдали от людей, и они некомфортно чувствовали себя в социуме. При этом они очень неохотно брали в свой таежный мир попутчиков, насмехались над ними, и, как следствие после бывали недовольны, и считали поход неудавшимся.
С творчеством Эдуарда Савельевича Бочкина я познакомился достаточно давно. Будучи еще молодым юношей, я видел его материалы в совершенно специализированном издании «Охота и рыбалка» за 2008 год, даже не подозревая, что эти суровые строки о поисках реликтового медведя написаны моим земляком. Всему виной оказалось то, что большую часть жизни автор связал с севером, проходя дорогами Арсеньева, штурмуя вены рек на резиновой лодке, или шагая по сугробам, обдуваемый ветрами, несущими свои песни от Охотского моря. Я читал осколки его записей, будучи юным, я читал их уже, будучи повзрослевшим, и вот, наконец, я читаю их седовласым мужем, в наиболее достойном виде, но, к сожалению, как дань памяти ушедшему безвременно человеку.
Аскетичный в повседневности, раздраженный человеком нового типа, он шагал по тайге и редколесью, оставаясь поэтом и аристократом духа на страницах своих полевых дневников, выдержки из которых стали основой для небольших рассказов. Настигая и преследуя неуловимого реликтового хищника, сражаясь с его более мелкими собратьями, и выискивая двуногих подлецов среди кедрового стланика и стелющихся берез, он писал о величественном единении человека примордиального с природой и ее обитателями, чувствуя, что названному им новому виду человека – оротуканусу нет места под сенью этих последних неизведанных далей, где полновластным хозяином пока что остается неведомый доисторический арктос-медведь.
В своих крупных повестях все меньше остается места научной терминологии. Здесь восхищение трепещущими лиственницами, и бегом горностая по снегу достигает своего апогея, оставляя высокий научный слог для изысканий, которым еще только предстоит быть опубликованными в научных изданиях. Здесь северные зори предстают перед глазами в дымке дотлевающего костра и в серебре ожерелий таежных рек. Здесь нелюдимый первобытный мир, наконец, встречает одинокого странника так, как и подобает местам, которые никого не ждут и не прощают.
Книга издана при финансовой поддержке Министерства культуры РБ по программе «Культура Бурятии». Презентация прошла на юбилейном XXV Книжном салоне. Сам формат книги задумывался, как походный, поэтому она была издана в формате покетбука в добротной твердой обложке. Книга полностью проиллюстрирована самим автором, отсылая невольного читателя к походным станам, где, возможно создавались эти наброски.
Что до собственно криптозоологической составляющей произведений, то, безусловно, — это художественно описанные воспоминания. насколько мне известно, реальные материальные доказательства исследований и научные записи были переданы после смерти автора в соответствующие институты, что позволяет думать о грядущих научных сенсациях.
Пугало (2020, Россия, реж. Дмитрий Давыдов, 72 мин.)
Достаточно давно ожидаемый для просмотра фильм, открывший для меня мир якутского кино. Он оказался значимым не только для поклонников местного колорита или социальных драм, но и для российской киноиндустрии в целом, во многом определяя то, что может понравиться как нашему, так и зарубежному зрителю. На самом же деле, ведь кино и делается для того, чтобы его смотрели и обсуждали. И, как мне кажется, фильм заслуженно получил приз на «Кинотавре».
Обращение к теме Традиции в культуре повседневности – не новый мотив. Здесь сразу вспоминаются чудесные фильмы Алексея Федорченко «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Эти фильмы показывают .как далекое, и казалось бы, забытое прошлое сохраняется не в вычурности клюквенных новоделов, а в обычной жизни, где, казалось бы уже не осталось места для мистики. И, тем не менее, вот он Архетип, стоит только оглянуться.
«Пугало» абсолютно такое же восприятие. Занесенная снегом якутская деревня при всей своей адаптации к современному миру, остается традиционной, и отношение к главной героине фильма точно такое же. Человеку с подобным даром никогда нет места в социуме, он не ищет славы и, уж тем более, корысти. Это большая тягота и боль, ведь человек не выбирает себе такую судьбу, а приходит к ней через страдания, каждый раз отдавая частицу себя ради других.
В фильме все это не выставляется напоказ, а просто становится повествованием безмолвного наблюдателя за жизнью особенного человека, оставшегося на границе между миром людей, где ей просто нет места, и миром духов, дающих ей силу, но не дающих счастья. Часто сапожник остается без сапог, и тот, кто помогает другим, не может помочь себе. Так просто не бывает. Бинарные оппозиции фильма тоже строго соблюдены. Есть город (без названия, но что-то пугающее и чужое, откуда не возвращаются, и говорят на чужом языке), есть и деревня, привычная в своих невзгодах, и сакральное, к чему прибегают только в минуты самой крайней необходимости, когда уже совсем невмоготу. Здесь есть и то, что так нравится современной культурной прослойке – посмотреть на глубинку без прикрас со всеми ее разрушающимися осколками советского прошлого и спивающимися людьми. Но именно здесь и скрывается главная ошибка. Фильм не является притчей, и ничему не учит, он просто показывает обычную судьбу человека, который обладает определенными способностями. Отмахивающиеся от сцен с распитием целой бутылки водки в два присеста, тыкающие пальцем именно в это, ну, а попробуйте сами поучаствовать в подобном, ведь водка, как известно еще и заглушает боль. Наверное, проще для таких людей обратиться к недавнему «Доктор Сон» Кинга, мальчишка с сиянием не просто пил от того, что у него папа был алкашом.
В целом именно такого отношения к мистике и не хватило ни «Территории», ни «Топям». Посмотрите, обязательно.
Near Dark (1987, США, реж. Кэтрин Бигелоу, 94 мин.)
Еще один уникальный образец кинофильма, недооцененного своим временем, но остающимся искренним примером режиссерской работы и актерского мастерства даже при отсутствии должного финансирования.
“Near Dark” стал последней работой студии DEG (DeLaurentiis Entertainment Group), как и многие другие неплохие конторы, она обанкротилась на рубеже 90-х годов. Это было практически необратимым процессом, поэтому фильм, снимавшийся в процессе банкротства на выходе не было никакой поддержки или рекламной кампании, ввиду чего он провалился в прокате. К тому же, режиссером фильма выступила женщина, а в то время к подоббному относились все еще консервативно.
В центре сюжета южная глубинка США, где случайная встреча юного ковбоя и очаровательной девушки, которую сыграла Дженни Райт обернулась роковым вампирским поцелуем, обращением и сопутствующими темами. Однако, фильм, безусловно романтический. Изначальный вестерн, очень удачно перенесенный в 80-е года, стал молодежным вампирским фильмом. Это фильм стал тем, чем могли бы быть «Сумерки», если бы не были раскрученной франшизой. К тому же, теперь ясно, откуда черпал вдохновение Стивен Кинг для отрицательных персонажей «Доктор Сон». А они, надо сказать, очень харизматичны и уникальны. Одним из сценаристов выступил автор знаменитого «Попутчика», и вообще, как водится, фильм получился очень олдскульным и атмосферным. Саундтрек выполнен Tangerine Dream, что добавляет стиля. На главную роль в фильме пробовался и Джонни Депп.
Теперь можно сказать несколько слов об интересных фактах этой киноленты. Вампиры в ней непопсовые, нет никаких клыков, и даже слово «вампир» ни разу не упоминается, зато есть момент, который говорит о возможности обратного обращения, что и приводит к относительному хэппи-енду. Намеки на то, что изначально фильм должен был быть вестерном есть в определенном намеке – Главного антагониста играет Лэнс Хэнриксен, в образе этакого, покрытого шрамами outlaw, его персонажа зовут Джесси, а в одной из реплик он упоминает, что сражался на стороне южан, кроме того, возможно его персонаж – это завуалированный Джесси Джеймс, сочетая в себе образ бандита и ветерана Конфедерации. В разговорах также упоминается пожар в Чикаго 1871 г., одного из самых страшных пожаров в истории Америки, унесшего жизни более 100 тыс. человек, и до сих пор нераскрытого, бандиты-вампиры с удовольствием намекают, что имеют к нему отношение. К тому же сам Хенриксен – классический вестерн-актер. Еще один небольшой оммаж в фильме – это афиша фильма «Чужие» в кинотеатре, где также снимался Хенриксен и приняли участие многие другие члены съемочной группы, вышедший чуть позже. Собственно, фильм должен понравиться и любителям вампиров, и ценителям колорита старого американского Юга.
The last border — Viimeisellä rajalla (Швеция, Финляндия, Германия, 1993, реж. Мика Каурисмяки, 105 мин)
Среди незаслуженно забытых кинолент особняком стоит «Последний кордон». На самом деле – это очень хорошее кино, снятое очень бюджетно, но с любовью к жанру. Во многом мы видим инспирации из «Безумного Макса», но при просмотре хочется видеть эти фильмы в панораме одной вселенной. Что было после конца мира на другой стороне планеты. Режиссер попытался показать нам о мире 2009 года. В Заполярье, где практически ничего неизвестно о том, что происходит в мире, но все помнят, что когда-то с юга пришло смертоносное облако, и выжившие были вынуждены бежать в тундру. Организоваться смогли только бывшие военные, у которых было достаточно продовольствия и техники, чтобы существовать все эти годы, вплоть до авиации. Их союзниками выступают моторизированные банды, так знакомые нам по «Безумному Максу», за одной из них во главе с неким герцогом мы наблюдаем весь фильм, зачастую даже чаще, чем за главным героем, бежавшим военнопленным. По сути, и Герцог, и капитан в поношенной финской шинели хотят сохранить некое подобие безопасной зоны с авторитарным контролем, в то время как некие повстанцы (которых мы, впрочем, не видим ни разу) пытаются все это разрушить во имя каких-то идеалов. По сути, мы видим новое средневековье в великолепных лапландских пейзажах. Многие ходят здесь в традиционной одежде, говорят на смеси финского, русского и английского, есть ведьма-шаманка, есть забавный коммивояжер, есть девушка без памяти. В принципе увлекательно, несмотря на слабый сценарий.
Из интересных фактов о фильме. Это совместная работа шведских, финских и немецких кинематографистов. Самолеты в небе, показанные два раза действительно летчики финских ВВС, пролетевшие специально для сюжета, хотя смотрится это вставкой кинохроники. Все трюки на мотоциклах выполнены командой русских каскадеров. Постановщиком трюков выступил известный каскадер Олег Корытин.