Буквально, несколько дней назад, мне посчастливилось раздобыть довольно большую подборку журнала "Юность" за 80-е годы, единственным минусом которой являлось лишь то, что журналы очень рассохлись, и читать их нужно бережно. Очень красиво, я бы даже сказал, нарядно, выглядят номера олимпиадного, 1980 года. В номере третьем, среди прочего, нашлась статья, посвященная проблеме реликтового гоминоида, написанная лаконичным языком, этакая зарисовка-очерк, которая, содержала довольно интересные сведения, особенно со стороны межличностных отношений, телефонных разговоров и предположений. Показалась довольно уютной, особенно эпиграф авторства поэта Юрия Левитанского из довольно грустного стихотворения.
цитата
Что-то случилось, нас все покидают
Что-то случилось, нас все покидают.
Старые дружбы, как листья опали.
...Что-то тарелки давно не летают.
Снежные люди куда-то пропали.
А ведь летали над нами, летали.
А ведь кружили по снегу, кружили.
Добрые феи над нами витали.
Добрые ангелы с нами дружили.
Добрые ангелы, что ж вас не видно?
Добрые феи, мне вас не хватает!
Все-таки это ужасно обидно —
знать, что никто над тобой не летает.
Лучик зеленой звезды на рассвете.
Красной планеты ночное сиянье.
Как мне без вас одиноко на свете,
о недоступные мне марсиане!
Снежные люди, ну что ж вы, ну где вы,
о белоснежные нежные девы!
Дайте мне руки, раскройте объятья,
о мои бедные сестры и братья!
...Грустно прощаемся с детскими снами.
Вымыслы наши прощаются с нами.
Крыльев не слышно уже за спиною.
Робот храпит у меня за стеною.
День такой-то, 1976
Юрий Левитанский
Юрий Зерчанинов. Рискни увидеть (журнал "Юность" №3, март 1980)
В моей коллекции есть несколько полных сетов марок из Джерси, посвященных этнографии и мифологии.
цитата
Джерси — остров в проливе Ла-Манш в составе Нормандских островов, является самым крупным из них. Джерси — коронное владение Британской короны, но не является частью Великобритании.
Серия "900 лет со дня смерти Вильгельма Завоевателя" 1987 г.
Серия марок Джерси, изданная в 1987 году, посвящена королям Нормандии, а изображения на марках выполнены в стиле ковра из Байе. Выпущены также в виде буклета под названием "Viking Heritage".
цитата
Ковёр из Байё — памятник раннесредневекового искусства, вышитый тканный ковёр размером 50 см на 70 м, изображающий сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, созданный в конце XI века.
Король Франции Карл заключает мир с Роллоном (1911); сын Роллона, Вильгельм I «Длинный меч» (893—942) присоединяет к своим владениям остров Джерси (933).
Будущий король Англии Эдуард и герцог Нормандский Роберт I (отец Вильгельма Завоевателя) высаживаются на побережье Джерси (1030); взошествие на английский трон Эдуарда III Исповедника (1042).
Коронация Вильгельма I Завоевателя (1066); падение Вильгельма с лошади, ставшее причиной его смерти (1087).
Смерть Вильгельма II Рыжего, сына Вильгельма Завоевателя, убитого случайной стрелой на охоте (1100); битва при Таншбре, в которой младший сын Вильгельма Завоевателя Генрих I победил герцога Нормандии Роберта Беллемского (1106). В результате Нормандия была завоёвана и единство англонормандской монархии времён Вильгельма Завоевателя восстановлено.
Гражданская война между императрицей Матильдой и королем Стефаном Блуасским (1135—1141); Матильда, ее муж Жоффруа V Плантагенет (1113 — 1151), граф Анжуйский и их сын Генрих II Плантагенет (1133—1189), будущий король Англии (c 1154), герцог Аквитании (c 1151), граф Анжуйский (с 1151).
После смерти Жоффруа V Плантагенета его сын Генрих II Плантагенет становится герцогом Нормандии 1151; король Иоанн Безземельный теряет Нормандию (1204) и дарует Джерси титул герцогства.
Серия "Сказки и легенды". 1997 г.
Одним из основопологающих и формирующих менталитет жителей Джерси является фольклор. В 1997 году в рамках общеевропейских выпусков марок была создана серия из 4 марок о. Джерси, отражающая наиболее значимые сказки и легенды острова.
Бык Сент-Климента
Много лет назад рыбаки острова Джерси рассказывали о ревущем быке, который бродил вокруг камней на пляже Святого Клемента во время отлива. Люди были настолько напуганы этим быком, что отказывались спускаться на пляж, даже чтобы порыбачить.
Один рыбак отказался верить в историю о быке и решил поискать среди камней. Пока он искал, бык начал реветь, но когда рыбак пошел на звук, он нашел каменный бассейн, где камни были размыты и образовали трубу. Во время отлива вода засасывалась в трубу, производя булькающий звук, который громко отражался от всех камней. Таково было объяснение легенды, но многие верят, что огромный бык до сих пор ходит по пляжу.
Черный конь Сент-Уэна
Давным-давно Джерси управлялся французскими солдатами. Многие островитяне решительно выступали против французского правления — среди них Филипп де Картере, сеньор Сент-Уэна. В свою очередь, французы не хотели, чтобы Филипп доставлял неприятности, поэтому они решили похитить его. Пока Филипп рыбачил в пруду Сент-Уэна, французские солдаты подкрались, чтобы схватить его.
Но Филипп увидел их и вскочил на своего черного коня. Он помчался к своему поместью, но солдаты преградили ему путь. Он свернул в Валь-де-ла-Шарьер, но оттуда был только один выход — через глубокий широкий ров.
Его лошадь перепрыгнула его и приземлилась на другой стороне, а Филипп продолжил путь домой. Когда он добрался до дома и оказался в безопасности, его верный конь упал и умер.Филипп приказал похоронить свою лошадь в своем саду, и сегодня в поместье Сент-Уэн можно увидеть картину с изображением черного коня.
La Fontaine des Mittes
Феи нередко ассоциируются с источниками и колодцами , которые обладают силой излечивать дефекты и болезни человеческих глаз. La Fontaine des Mittes на острове Джерси был одним из таких источников: он излечивал как немоту, так и больные глаза. Этот фонтан населяют две феи (или нимфы), которых зовут Арна и Айуна, чье присутствие, возможно, связано с его целебными свойствами.
Черный пес из залива Боули
По ночам, когда черная собака бродила по холмам Боули Бэй, люди запирались в своих домах, закрывали ставни и запирали двери на засов. Те, кому удавалось увидеть черную собаку, описывали ее по-разному. Некоторые говорили, что она размером с быка, гладкошерстная с плоскими, как у собаки, ушами и огромными желтыми, как золото, глазами. Другие клялись, что черная собака похожа на большого черного волка размером с медведя, с красными глазами, пылающими, словно адское пламя.
Многие настаивали на том, что появление легендарной черной собаки предвещает надвигающуюся бурю или смерть близкого человека, хотя другие утверждали, что она приводит заблудившихся путешественников в безопасное место. Кто-то предупреждал, что черная собака загоняет людей, и те падают со скал, или что она жестоко терзает людей. Другие же клялись, что черная собака защищает слабых от опасностей.
Вопрос — была ли черная собака злым духом или причудливым подарком природы — долго оставался темой для дебатов в этих краях. Скептики бормотали, что все это лишь слухи, распространяемые контрабандистами с целью держать людей подальше от этого района ночью. Но стоило только жутким завываниям вновь раздаться в заливе, как все, кто их слышал, тут же направлялись в ближайший дом или таверну «Черная собака», просто так, на всякий случай.
Beetlejuice Beetlejuice (2024, США, Франция, реж. Тим Бертон, 1 ч. 45 мин.)
В прошлом году на рождественских выходных смотрели нового "Вонку", в этом второго "Битлджюса". Семейные просмотры хороши тем, что маленький сынок просто бегает вокруг, иногда посматривая на горящую елочку, а два его родителя весь хронометраж выискивают отсылки и параллели с фильмом 1988 года.
Это и называется — атмосфера семейного кино, уютная и незатейливая. То есть, при просмотре в кинотеатре именно этого фильма, ее бы просто не было, особенно если рядом какой-нибудь дегенерат нахрустывал снеками (почти всегда),или хор сиюминутно отзывался на место, где нужно смеяться, дружным хохотом.
Прошло почти 40 лет с момента выхода первого фильма (о котором многие помнили, но забыли, опять же — по вине более винрарного мультсериала), и вот старые герои вернулись. Пусть и в неполном составе, ввиду того, что половина актеров, к сожалению, уже покинула этот мир, а вторая половина очень и очень постарела, но Тим Бертон решил оживить то, с чего начинал, на радость, печаль или ностальгию тех, кто все это посмотрит.
Итак, после долгой и неприглядной жизни Лидия (весьма погрустневшая и уставшая) и ее мачеха (ничуть не изменившаяся за годы — все такая же псевдоэстетка и сноб) возвращаются в Новую Англию, в тот самый дом, чтобы организовать похороны, а потом и внезапную свадьбу Лидии, КАК ВДРУГ!!!
Собственно, далее по сюжету, мы видим легкий псевдоготический бурлеск с обыгрыванием сцен из старого фильма, отсылки, песни, старых героев и ненавязчивое объяснение исчезновения старых. Как бы то ни был, фильм держится на главном герое — отлично загримированном, а потому — словно и не постаревшем Майкле Китоне, который все время растрачивает свою энергию, желая растормошить грустных героинь. Отсылки, что интересно, словно сделаны только для тех, кто в курсе событий первого фильма. Ну, вот например. совершенно никак не обыгранная грустная игра на похоронах песни ...
цитата
Come, mister tally man, tally me banana, daylight come and me wan' go home
...должна напомнить зрителю о, наверное, самой забавной сцене с биоэкзорцистскими штучками на званом ужине с участием семьи Лидии и их гостей, но какие эмоции она вызовет у человека, который просто пришел посмотреть кино, кроме, собственно самого факта глуповатой песенки.
Для того, чтобы оживить интерес к фильму у молодежи — в киновводится персонаж дочери Лидии, и ее линия принятия\непринятия дара, что был у ее уставшей матери. Играет Астрид, разумеется, безэмоционально, героиня сериала "Венсдэй", но косплей Кристины Ричи — это не микро-Лидия, все же, тут надо как-то повеселее (вспомните финальную сцену первого фильма, ну, или даже мультфильм). Собственно, по причине глупого поведения почти взрослой девушки, Лидии пришлось скооперироваться с Битлджюсом, у которого, впрочем назрели и собственные проблемы.
Иногда создается впечатление, что в кино немного урезали хронометраж, потому как половина введенных персонажей никак не функционируют и не развиваются, например жених Рори, парень Джереми (мимолетно), вся эта куча Бобов (кроме основного), ну и т.д.
Для привлечения внимания, были приглашены Моника Беллучи и Уиллем Дефо, но опять же, на сюжет они абсолютно не влияют, и если бы их не было, то ничего бы не изменилось.
В целом, великолепно подобранный актерский состав, его игра и воспоминания о давно ушедших годах, наверное и является главной целью этой чудесной кинооткрытки с бюджетом в $100 000 000. Для семейной атмосферы — беспроигрышный вариант, но вряд ли кто-то будет этот фильм пересматривать, в отличие от первого.
режиссёр: Тим Бёртон, сценарий: Майкл Макдауэлл, Ларри Уилсон, Альфред Гоф, Майлз Миллар, Сет Грэм-Смит в ролях: Майкл Китон, Вайнона Райдер, Кэтрин О’Хара, Дженна Ортега, Джастин Теру, Моника Беллуччи, Уиллем Дефо, Артур Конти, Берн Горман, Эми Натталл
После смерти отца Лидия со своей дочерью Астрид и мачехой Делией возвращаются в старый дом в городке Уинтер-Ривер. Когда Астрид обнаруживает на чердаке тот самый макет города, Лидии приходится рассказать ей о Битлджусе — озорном и крайне неприятном призраке, чье имя ни в коем случае нельзя называть три...
Вот, наконец-то, удалось вырвать из бережных рук Почты России одну из главных удач уже ушедшего года. Это был самый успешный, из выигранных мной аукционов, при обычных ценах на это издание. Прекрасно сохранившееся, без пометок и рванины, издание "Младшей Эдды" в серии "Литературные памятники" 1970 года. До этого много лет пользовался развалившимся вариантом в мягком переплете. Удивительно, но любимую мною "Сагу о Греттире" в мягком же варианте ЛП у меня уводили три раза, зато на четвертый, вариант был самый безупречный...
Издательство: Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1970 год, 30000 экз. Формат: 70x90/32, твёрдая обложка, 256 стр. Серия: Литературные памятники
Аннотация: Состоит из четырех независимых частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах германо-скандинавской мифологии.
Начинается Эдда с "Пролога" (Prologue), где дается описание различных частей света и рассказывается о Трое и ее правителе Одине, который переселился в Швецию и стал почитаемым прародителем конунгов Скандинавии. "Видения Гюльви" (Gylfaginning, ок. 20'000 слов) где рассказываются древнескандинавские мифы о создании мира, о Рагнароке (гибели Богов), и сказания о богах.
"Языка поэзии" Skáldskaparmál (ок. 50'000 слов) где повествуются мифы о похищении Идунн; о Торе, защищающего богов-асов и людей от великанов-йотунов и других чудовищ, воплощающих силы хаоса; о волосах богини Сив и Локи, который хитростью добывает мифологические ценности у карликов и великанов для богов. В отличие от "Видения Гюльви", где рассказываются только мифы, или сказания о богах, "Язык поэзии" содержит и ряд героических сказаний, а именно сказания о Нифлунгах, о мельнице Гротти, о Хрольве Жердинке, о битве Хьяднингов. "Переченя размеров" (Háttatal, ок. 20'000 слов) который представляет собой стихи в 102 строфы-висы, в которых прославляются норвежский конунг Хакон Хаконарсон и ярл Скули.
Комментарий: Комментированный перевод мифологического эпоса. Художник не указан.
Alien: Romulus (2024, Великобритания, США, Венгрия, Австралия, Новая Зеландия, Канада, реж. Феде Альварес, 1 ч. 59 мин.)
Что ж, на фоне всех просмотренных фильмов, возвращающих легендарные франшизы, "Ромулус" оказался не самым плохим. "Чужой" — это именно тот случай, когда ты превосходно знаешь лор, потому что в 90-е был юн, и среди всех друзей было меньше 10 видеокассет, пересматриваемых довольно часто. и вот такой была кассета, с витиевато слепленным длинным стикером на корпусе "Чужой\Чужие (фант.ужасы)". И вот, на дворе уже 2025 год, и на экране 7 фильм франшизы. У адекватного человека сначала возникает желание перед новой частью пересмотреть все остальные. Однако, Феде Альварес, будучи человеком неглупым избавил нас от этой надобности. Он просто сделал один длинный фильм, в котором нашлось место и знакомым элементам, пасхалкам и отсылкам к оригинальным 4 фильмам, и расширенной реальности мультивселенной Чужих\Хищников.
Примерно, с октября я видел различные реплики, не являющиеся отзывами, как таковыми, но ругающими фильм за "тупость" и "подростковость", "повестку" и "толерантность". Впрочем, практически ничего такого страшного фильм не несет, к счастью, и, думаю разового просмотра (особенно, наверное повезло тем, кто смотрел в кинотеатре), фильм, определенно достоин.
"...В 2142 году (через 20 лет после событий фильма «Чужой») космический зонд-беспилотник корпорации «Вейланд-Ютани» исследует дрейфующие обломки космического корабля USCSS «Ностромо», где забирает биологический материал ксеноморфов для дальнейшего исследования"
"...На планете LV-410 в шахтерской колонии "Звезда Джексона" молодая девушка Рейн вместе со своим названным братом — не полностью исправным андроидом Энди, делающим его похожим на человека с аутизмом, собирается покинуть планету, но корпорация "В-Ю", нуждающаяся в специалистах в новых колониях, ввиду большой смертности людей в терраформированных мирах, продлевает ее срок пребывания на LV-410. Скооперировавшись с группой активной молодежи, они отправляются на случайно (или нет) оказавшийся на орбите планеты дрейфующий исследовательский аванпост, чтобы забрать криокамеры для девятилетнего перелета на неподконтрольный "В-Ю" мир Ивага-3. И все вроде бы идет по плану, КАК ВДРУГ!!!!"
Далее, по сюжету все как обычно, вот только место легендарной Элен Рипли занимает юная и быстро обучаемая Рейн.
Несколько моментов, что понравились лично мне:
1. Наверное , первое, о чем следует сказать — это искренняя атмосфера, которой практически не осталось в, например, "Звездных войнах". Интерьеры, диалоги, звуки, нагнетающийся из ниоткуда саспенс и неотвратимость — все это отличительные черты ранних фильмов о Чужих, и то, что нам показали — это реальность именно той вселенной, которая и должна быть. Все вроде бы новое, но уже изношенное.
2. Отсылки. Они постоянны, и прокладывают нам тропу прямо от "Чужого" к "Чужим". Мы знаем ровно столько, сколько нужно, для обычных колонистов. И изредка возникает мысль, подобная мысли советского зрителя — не ходи туда, я точно знаю что там, и скорее бежать помогать — на это и расчет. Зритель, который пишет о том. что уснул на половине фильма — просто невнимателен. Фильм раскачивается специально, ведя нас по пути знакомства или ребута чего-то, увиденного давно, в финальных минутах предоставляя нам нечто поистине кошмарное, но все же отсылающее вновь к оригинальной тетралогии.
3. Вейланд-Ютани. Мерча этой удивительной компании не сыскать в хорошем качестве, но зато фильм просто кишит атрибутикой. "Строя лучшие миры..." — звучит, словно насмешка над благородными мечтами тех, кто основал корпорацию, превратив ее в итоге практически в бездушную машину для обогащения.
Однако, при просмотре фильма — не следует забывать, что корпорация Вейланда изначально была заинтересована и в генетических исследованиях, производя лекарственные средства от рака, и исследуя инопланетные формы жизни, начиная с Европы в Солнечной Системе.
Кстати, именно 7 января 2025 года Weyland Corporation выпускает передового андроида Дэвида. Так что, мы дожили.
4. Говоря об андроидах. Здесь мы видим искренний подход к правилам классической фантастики относительно законов робототехники. В этой ситуации, нам представлены (некоторые — снова) две несовершенные модели андроидов, изначально не имеющие отношения к корпорации "Вейланд-Ютани". Энди — более ранняя модель андроида, которая, судя по всему имела проблемы с интеллектом, а вот Рук, которого встречаем на "Ромуле" — это как раз андроид модели 120-A/2, созданных компанией «Хайпердайн-Системз». Это самая главная, касаемая андроидов отсылка. Эш, по словам Бишопа (андроида Вейланд), в "Чужих", как модель 120-A/2 отличался неуравновешенной психикой, котороая кстати роднит этих андроидов с компьютером из "Космической одиссеи 2001". Исполнение приказов в итоге приводит к взаимоисключающим параграфам, и безразличием к человеческим жизням. Энди, после того, как ему поставили голодиск Рука для открытия механизмов станции, стал, во многом, вариацией Эша\Рука, но лишь эмпатия (или вариации эмпатии) — позволили ему жертвовать и действовать вопреки. К слову, Рука прорисовали с внешности именно Эша из оригинального "Чужого", исполненного покойным Сэром Иэном Холмом.
Также мы должны помнить, что "Ромул" — канон, а вот "Чужие против Хищника" — нет
5. Прекрасный гнетущий саунд и score. Тревожная атмосфера, подкрепленная звуками и эмбиентом передана великолепно.
6. Несмотря на то, что "Ромул" не НФ, но разве кого-то не заинтересовала природа великолепных колец у мира, где все происходит (там есть даже горы)
7. Ну, и конечно, великолепный перекрест сюжета Чужой-4 и "Прометей"\"Завет". Материнство и отвратительность гибридной формы, пугающей гораздо больше статичных металлизированных ксеноморфов.
В целом, фильм получился неплохим, и, всенепременно, в следующем фильме, я думаю, что население этакого свободолюбивого мира Ивага-3 чему-нибудь удивятся, и я не сомневаюсь, если за случайной (???) победой Рейн стоит корпорация "Вейланд-Ютани", об очередных целях использования биоматериала ксеноморфов нам, кстати поведали.