Skarpseian “Fragmenter Av Trolldom” ‘2016 (Self Released, digipack, limited in 100 hand numbered copies + magnet with logo)
«Над далеким морем сгущались тучи, каких не было уже очень давно. От отрогов гор, поросших вековыми елями, опутанными паутиной лишайника, дули недобрые ветра, словно предвещали недобрые времена. А тучи все надвигались от моря, тревожили сердце печалью, и воздух вокруг наполнялся гнетущей свежестью неотвратимости. Среди папоротниковых просторов бродили тени, горели на болотах сумрачные огни. Ели все шумели на каменистых склонах, а солнце уже провалилось в ужасающую бездну черноты, поглотившей все вокруг.
Ветер усилился, и первые тяжелые капли дождя упали на землю, холодной сыростью наполнив травы. Горевали в перелесках осины, скрипели корнями, перешептывались в оврагах сумерки.
Скоро первая молния пронзила небо невероятно яркой стрелой, ударили громовые раскаты, и холодный предосенний ливень накрыл еловые просторы стеной непроглядной студеной воды…»
Trick’r’Treat (2007, США, реж. Майкл Доэрти, 1 ч. 26 мин.)
Подборки из серии «Что посмотреть» в разделе «…на Хэллоуин» снова поразили своим банальным отношением к тематике праздника. Собственно, читать жуткие истории при свете ярких свечей вряд ли кто-то будет, а уж тем более, мало кто отважится пойти по соседям с мешком для сбора угощения, у нас и колядуют неохотно. Так и с фильмами – либо это франшиза про Майкла Майерса, либо что-то комедийное. И вот, мы решили пересмотреть довольно старый, но неплохой фильм Майкла Дэрти, который, к слову и на Зимнее солнцестояние снял неплохой фильм, посвященный Крампусу.
По сути, «Трик-о-Трит» — это дань памяти старым альманахам коротких киноновелл, объединенных общей линией сюжета. Здесь вспоминаются чудесные старые «Байки из склепа», или «Истории с темной стороны», когда здоровая доля черного юмора граничит с тревожным состоянием детского испуга. К тому же тема довольно подходящая – древние традиции Хэллоуина-Самайна, которые не следует нарушать, иначе дух этого дня мертвых придет и проучит. В данном случае это малец в мешке, надетом на голову, с грязным мешочком в руках, которого окрестили коротко – Сэм. Фильм изобилует чудесными отсылками к старым киноработам буквально с первых же титров – тут и маньяк-учитель, и подростки-оборотни, и призраки детей, и некоторое безумие одиночества, и старые дома, и, конечно же, море тыкв.
К слову, более всего мне понравился небольшой оммаж к первой экранизации «Сияния» — когда старик подвергается атаке некоторым острым предметов. Сцена повторена ровно настолько, насколько способна вызвать ностальгию. Для любителей черных комедий в фильме присутствует даже недотепа Терман Мерман из «Плохого Санты», в общем, эта кинокартина способна скрасить небольшой семейный кинопросмотр на Хэллоуин, или же просто напомнить о былом.
Korei (2020, Япония, реж. Киеси Куросава, 1 ч. 33 мин.)
Японская экранизация рассказа Марка Машейна и, одновременно, ремейк английского детективного фильма «Сеанс дождливым вечером» 1964 года от режиссера Киёси Куросавы.
Собственно, сам рассказ, и следующий его канонической версии английский фильм рассказывают нам историю женщины-медиума, чья карьера спирита никак не складывается, и она, влекомая жаждой славы, решается при помощи своего мужа на похищение девочки из зажиточной семьи с целью прославиться, якобы найдя девочку, в то же время, выстраивая ряд хитроумных уловок, чтобы их ни в чем не заподозрили. Однако, ввиду череды неудач, не осуществив свой изначальный план, женщина решается на убийство, а ее муж следует своей совести, что, в итоге приводит к разоблачению неудачливой спиритессы. В общем, скорее детективная история, нежели мистичная.
Куросава пошел совершенно другим путем, в отличие от английской экранизации, он рассказал нам историю о психозе одной семейной пары, где жена считает, что наделена неким даром видеть мертвых, а муж трудится на рутинной работе, своим каждодневным пребыванием в состоянии мнимого стабильного микромира, лишь подогревает веру жены в свои способности, как и молодой ученый-психолог, выбравший эту даму в качестве объекта исследований. Впрочем, живя скромно и небогато, супруги тайно мечтают прославиться, и, наконец, странная череда совпадений приводит их к задумке, граничащей с безумием и героизмом.
Девочка, сбежавшая от маньяка, случайно забирается в кофр от звуковой аппаратуры мужа главной героини, и он, не ведая о том, привозит ее домой. Ведомая интуицией и доверием полиции и ученых жена, случайно (но предполагая, что по воле своих способностей) находит девочку, которая видимо, страдает аутизмом и не до конца отображает реальность, поэтому притворяться им почти не надо, когда они решают произвести фурор чудесным нахождением ребенка. Впрочем, у супругов ничего не получается, странным образом во время грозы девочка умирает (хотя мне кажется, что скорее от волнения ее придушил супруг, все время затыкая ей рот, потому как в дом к жене стал приходить почти поверивший в способности его жены следователь). Девочку прикапывают, и начинается сам замысел Куросавы. Жене, и без того поехавшей от статуса внесоциумной личности, яалчяется девочка. От чувства вины у мужа начинается психоз, и он также начинает видеть призрак девочки, постепенно перенапрягаясь от осознания содеянного и постоянного нагнетания мистического женой. Внутренний мир мужа и его изменения и есть тот самый сюжет, где все остальные герои лишь статисты. Именно муж в порыве самокопания во время спиритического сеанса восклицает – «Что у тебя в руке?», этим вопросом доканчивая сам сеанс, оказавшийся проверкой и разоблачением, вкупе с трагичным финалом и крушением надежд. Именно обреченность мужа, его угрызения совести, видения во время психоза, отчаяние и множество поступков, говорящих о крайней степени нервного расстройства – уникальный замысел режиссера. Антураж ранней осени, вкупе с обстановкой, не дающей понять о временных рамках кинофильма, великолепная для телефильма операторская работа, и нагнетание атмосферы неотвратимости судьбы делает фильм не таким занудным во второй своей половине, как могло бы показаться в самом начале просмотра. Впрочем, и пересматривать его не возникает желания.
Ключевые слова — триллер, выраженный сквозь призму артхаусного кино.
оригинальный фильм "Сеанс дождливым вечером" (1964)
«На окраине талый снег залежался забытыми грудами, но все еще не превращался в грязь под лучами весеннего солнца. Здесь, среди панельных новостроек, изрисованных нехитрыми, но, тем не менее, замысловатыми рисунками, стояли тени раннего утра. Вдалеке чернело омутами водохранилище, покрытое серым льдом. В столь ранний час тишина нарушалась только дребезжанием трамваев, выходящих на свои рутинные маршруты.
Застекленные лоджии высоток отражали солнечный свет и слепили. Слежавшийся за зиму снег скрипел под ногами, где-то монотонно стучал молот. Среди старых тополей скрывались заброшенные двухэтажные бараки, на месте которых в скором времени должны будут появиться новые однообразные бетонные пейзажи. А совсем далеко, на кромке горизонта, еще чернел лес, притягивая взгляд первозданной темнотой. В это весеннее утро только снег оставался безмолвным свидетелем одиночества случайного раннего прохожего, вызывая колебания проводов гудящих в рассветный час линий электропередач».
Неожиданный в плане стилевой направленности подарок от близкого друга – вышедший в ноябре 2017 года альбом пост-панк группы Вынужденные Колебания стал необычным звуковым актом в моей повседневной музыкальной палитре. Несмотря на то, что альбом вышел совсем недавно, большинство композиций было написано еще в 2006 – 2009 году, и, может быть, именно поэтому песни звучат достаточно олдскульно. Необычность альбома, разумеется, заключается не только в его звучании, которое внезапно обрело свою сущность на стыке разных стилей, совмещенных в постовой обработке. Томно-надрывный вокал пропевает тексты под мелодии, где одновременно вспоминаются и The Cure, и звуки gothic\doom metal, и старый постсоветский рок. Оценивая лирику, удивляешься факту использования стихов прибалтийских поэтов. Трэк с женским вокалом о неразделенной любви к некому Пиздаускасу, исполненный на эстонском языке, является подлинной изюминкой альбома.
В оформлении альбома использована иллюстрация Яны Ашмариной к изданию Роджера Желязны «Девять принцев в янтаре» (1992).
В любом случае, альбом вызывает ностальгию и какую-то особенную, присущую стилю, окраинную тоску.
The Furnace (2020, Австралия, реж. Родерик МакКей, 116 мин.)
афиша в типичном вестерн-стиле
В череде фильмов, посвященных событиям середины-конца XIX века, австралийский вестерн «Печь» выглядит очень выигрышно и ново, благодаря тому, что затрагивает одну из наиболее интересных и малоизвестных тем истории Австралии – это история отношений Великобритании внутри своих колоний. И если об Индии мы знаем достаточно, благодаря популярности того же Киплинга, то об Австралии, как вариации Сибири для Британской империи, мы не знаем практически ничего. Очень интересно, что именно необычность темы выдвинула фильм на Венецианский кинофестиваль в номинации «Лучший фильм». Обширность британских территорий и огромное количество различных народов, покоренных за время своего владычества, позволило сделать из Австралии сначала своеобразную каторгу. А после открытия там золотых месторождений и вариацию Клондайка, когда сотни иммигрантов из Афганистана, Индии, Китая и многих других стран ринулись в Австралию в поисках заработка. А между ними на обширных территориях бушей скитаются аборигены, находясь на том же уровне, что и были всю свою историю, оставаясь самобытными и нативными. Сикхи и мусульмане из различных стран подвязываются перевозить грузы на прихотливых к условиям пустыни верблюдах, щедро завезенных британцами, устанавливая межкультурный контакт с помощью общения на диалекте аборигенов. Китайцы промышляют контрабандой и опием, а британская колониальная армия следит за тем, чтобы ничего из ценностей принадлежащих Короне, не было утеряно.
Вот именно в таких интересных и непривычных декорациях и развивается сценарий о краже золота, алчности, мести и пути к своей судьбе. Фильм достаточно динамичный и неплохо поставленный, поэтому вполне рекомендован к просмотру любителям исторических лент.
благородные сикхи
межэтническая консолидация на просторах бушей
трагедия верности очень ярко показана в образах военных