Iris DeMent ‘2015 “The Trackless Woods” (Flariella Records –CD-FER-1006, digipack)
Что нужно печальной женщине из Арканзаса, чтобы перенести свою меланхолию в музыку после долгого перерыва в творчестве? Наверное, в первую очередь, вдохновиться.
Айрис ДеМент вошла в историю кантри-музыки своим дебютом 1992 года ‘Famous Angel”, где непринужденный юный голос под неспешный аккомпанемент гитары вещал с определенным южным колоритом об обычных повседневных вещах. Дальше следовала череда различных событий, что в итоге привело в 2015 году к этому альбому.
Дело в том, что альбом “Trackless Woods” по сути – это спонтанный всплеск эмоций. В этом есть ряд необычных моментов. Первое – это то, что все песни в этом альбоме написаны на стихи Анны Ахматовой. Ну, а второе – это то, что Айрис хотела таким образом прочувствовать русскую душу своей приемной дочери Даши, чьей Родиной является Россия. По легенде, друг дал Айрис сборник стихов Ахматовой, который был принят из вежливости, но в итоге был внимательно прочитан. До этого певица никогда не слышала ни об Ахматовой, ни о ее судьбе, ни уж, тем более о Гумилевых – Льве и Николае.
Зато американцы умеют профессионально сочувствовать. И именно это чувствуется при прослушивании альбома. Печаль, жалость и горечь с надеждой на будущее – может быть именно поэтому в финальной композиции в самом конце звучит голос уже немолодой Ахматовой. Так, судя по всему, прочувствовала всю доступную ей поэзию Айрис ДеМент – боль женщины и ее невзгоды.
То, что получилось, вполне можно прослушать и оценить – это практически салунная музыка – пианино, где прослеживается большое влияние и госпела, и малой толики кантри, и многое-многое другое, что позволяет нам ощутить домашнюю атмосферу. Тем более, что сам альбом записывался в домашней студии, находящейся в гостиной.
Мне вдруг подумалось, что Trackless Woods – это такое отображение не до конца осмысленного слова «Подорожник» — название одного из наиболее лиричных сборников Анны Ахматовой. В любом случае, альбом очень необычный и рекомендован к прослушиванию.
«Таежная повесть» (1979, СССР, реж. Владимир Фетин, 99 мин.)
Есть грани бесконечного одиночества, они очень разные, и не всегда можно распознать, насколько человеку тяжело, и насколько он одинок и печален. Не все одинокие люди благородны, не все добры, не все могут справиться со своей печалью, но Судьба иногда сводит таких людей, чтобы испытать.
Фильм «Таежная повесть» отражает простые истины, которые были заложены еще Джеком Лондоном. Каким бы ни был человек, в условиях выживания, нужен некоторый союз, иначе смерть, вот только готов ли человек жертвовать чем-то, ради другого…
В.Астафьев написал уникальную повесть о характерах «Царь-рыба», но фильм отражает только одну главу. Те неровные пути, что водили героев повести по страницам, свели их в одном моменте. Искренний и традиционный в мышлении Аким, холодный и расчетливый Гога и связавшая их судьбы малохольная барышня Эля из столицы. Отрицательных героев здесь нет. Электрик-авантюрист мечтает о легкой славе, но, переступая на своем пути через людей, идя к своей цели, находит лишь легкую смерть, потому что первобытная тайга не терпит подобных. Здесь Астафьев перекликается с Распутиным, и мертвого электрика, даже жалко, но Аким знает, что подобных людей ходит по земле очень много, и не всех их приводят тропы в тайгу. Сам Аким просто следует своему пути, пути честного и искреннего человека. И когда он находит в своем зимовье тяжело больную Элю, он не думая стремится ей помочь, а Эля, пытаясь убежать от самой себя из огромного города, в котором так одинока, с легкостью дает увести себя в тайгу, потому что хочет и мечтает найти крепкое плечо опоры. И лишь после многих невзгод, на пороге смерти неосознанно понимает, что и хороший парень Аким, которому, несмотря на внешний суровый вид годочков-то всего 27, не сможет уехать с ней в Москву, а она никогда не сможет жить в таежных дебрях.
И бесконечное незыблемое одиночество навсегда остается в их душах, заметаемое холодным снежным крошевом метелей…
Молодой Михаил Кононов, как и в «Большой перемене», сыграл великолепно и искренне, я расстроился, как обычно, при просмотре этого фильма, но ведь так и должно быть.
На волне происходящего в США, дельцы от киноиндустрии не могли не выпустить этот фильм. Особенно, если учитывать, что снят он был компанией Netflix, известной своим чутьем на социальные тенденции. И в первую очередь, во главу угла ставятся ценности семьи и американская мечта, то, что и лежит в основе культуры этой страны.
Эта кинолента рассказывает нам об обычной семье из горных районов востока США, тех, кто на сленге получил имя хиллбилли (т.е. некий эквивалент реднеков, однако с шотландским или ирландским происхождением). Эти люди живут в предместьях, где все друг друга знают и радуются и провожают в последний путь всей округой, хотя и могут осуждать за закрытыми дверьми тех или иных соседей. В этих местах не любят чужаков, но безмерно уважают историю своей страны, пусть даже она и выражается в знании количества побед футболистов или бейсбольных игроков. Здесь всегда голосуют, и мне думается, что большинство из жителей Огайо – республиканцы. Но суть не в том.
В американской культуре есть большая тяга к именно таким историям. Недаром большие рейтинги здесь у франшиз типа Симпсонов или Гриффинов. Обычные семьи, со своими недостатками и скелетами в шкафу.
Этот фильм сродни тем историям про первых афроамериканцев, поступающих в престижные ВУЗы страны. Простой мальчишка-деревенщина из внешне благополучной, но полной неудач и внутренних конфликтов семьи, поступает самостоятельно в Йель, потом ждет собеседования в богатую компанию, но флэшбеки из прошлого и семейные проблемы пытаются вернуть его в рутину болота местечек его детства. В принципе, вот и весь сюжет фильма, снятого по мотивам мемуаров главного героя.
Кстати, в ленте великолепный звуковой ряд от Ганса Циммера, что добавляет атмосферы. Что интересно, фильм очень успокаивает нервы, несмотря на обилие криков и семейных скандалов. Этакий обычный российский будничный фильм с американским колоритом. И никаких супергероев.
«Долина проклятых» (Проклятая долина, Дорога проклятий, Damnation Alley 1977, США, реж. Джек Смайт, 91 мин.)
Вопреки всеобщему мнению, Роджер Желязны писал не только фэнтези про Янтарное королевство, но и стандартную научную фантастику. К 1969 году им был дописан и переработан роман «Долина проклятий», весьма актуальный на момент страха перед Третьей Мировой войной, которая неизбежно развалила бы мир. Ядерная война разрушает привычный мир, оставив несколько автономных новых средневековых стран в Бостоне и Калифорнии. И главным героем книги становится последний представитель байкерской группировки Hells Angels, заключенный, который должен в обмен на свободу выполнить важное задание, по пути сражаясь с новыми варварами и мутантами.
Фильм, снятый к 1977 году несколько отличается по сюжету. Здесь Хэлл Таннер становится своенравным военным, противоположным верному долгу майору. После ядерного апокалипсиса, они остаются с небольшой группой сослуживцев на военной базе, когда получают сигнал из Олбани, и после случайного взрыва боеприпасов отправляются на новейших броневиках «Ландмастер» сквозь Долину проклятий к источнику сигнала.
Несмотря на большой бюджет фильма, огромная его часть ушла на разработку прототипа броневика, который получился настолько качественным, проходимым и функциональным, что его показу решили уделить большую часть фильма. Обошелся он в 350000$. И действительно, «Ландмастер», рассекающий песчаные дали смотрится очень эффектно. Кроме того, искренне и атмосферно играют сами немногочисленные герои, не считая эпизода неотвратимой смерти от смертоносной волны плотоядных тараканов, где сцены все же несколько камерны, несмотря на впечатляющую живую волну насекомых. Кроме того, для атмосферы постапокалиптического мира были созданы спецэффекты для неба, в котором происходят различные явления, созданные смещением земной оси.
Собственно, из-за долгого постпродакшена фильма, он и провалился в прокате, уступив место первой части «Звездных войн». Тем не менее, фильм не остался незамеченным, и вызывает ностальгию у многих зрителей в Америке. Самому Желязны фильм не понравился, но, к его чести, фамилия писателя не была убрана из титров.
Великолепный броневик из фильма успел засветиться еще в нескольких фильмах, после чего осел в частной коллекции, ожидая грядущий конец света.
«Долина проклятых» стал несомненным прообразом всех последующих фильмов такого рода, в частности и «Безумного Макса» (пески, мотоциклы, харизматичный герой), поэтому его стоит посмотреть.
оригинальный замысел Желязны
«Ландмастер» прорывается сквозь разрушенные города и бури
The Black Phone (2021, США, реж. Скотт Дерриксон, 103 мин.)
Атмосфера маленьких американских городков, где все друг друга знают, овеянная городскими легендами, слухами и сплетнями. Именно это, зачастую, притягивает в американской культуре, где вкус газированной воды, все еще продающейся в стеклянных бутылках, часто смешивается с привкусом крови из разбитых губ только что подравшихся сорванцов.
Сказать по правде, мне не доводилось пока читать этот рассказ Джо Хилла, не менее популярного теперь писателя, чем его знаменитый отец Стивен Кинг, однако в фильме «Черный телефон» есть множество великолепных отсылок к его творчеству, и в первую очередь к моему любимому произведению «Оно». Но, пока что вернемся к фильму…
«Черный телефон» — это фильм о взрослении, о становлении юного мальчика, который все еще боится переступить через себя, победить монстра, который все еще сидит в себе, и это, в первую очередь страх…
Джо Хилл пошел, как и его отец из собственных страхов, именно поэтому он сознательно поместил время действия в 1978 год, время великих депрессий, когда вчерашние патриоты, еще помнящие о Вьетнаме, осознавали, как их предали. Именно поэтому в «Черном телефоне так важен образ отца, потерянного в своих проблемах, тоскующего по рано умершей жене, и находящий утешение в алкоголе. Здесь первый оммаж к «Оно» — отец, видящий в дочери свою жену, поэтому одновременно любящий и избивающий ее ремнем.
«Я забочусь о тебе, Беверли!» (с) «Оно».
К тому же, именно в те годы было несколько прогремевших дел о маньяках, которые были, впрочем, закомплексованными неудачниками, но именно в этом и была главная трагедия – в толпе людей, или даже в маленьком городишке они совершенно незаметны.
Равнодушие Денвера – это равнодушие Дерри Стивена Кинга, где дети все так же пропадают, но все воспринимают это, как статистику, словно не помнят о них на второй день после пропажи, хотя их имена висят повсюду. И здесь – второй оммаж к «Оно».
Мертвые дети, беседующие с похищенным Финни через черный неработающий телефон – это те же убитые клоуном дети. Вот только, в отличие, от «Оно» — они жаждут мести его клону из вселенной Джо Хилла. Хотя, надо сказать, персонаж в маске маньяка – это по сути всего лишь статист. Новелла должна закончиться хорошо, именно поэтому, в отличие от отличного фильма «Лето 84» мы видим придурковатых братьев – маньяка с комплексами и его брата, похожего на персонажа из фильма про плюшевого ожившего медвежонка Теда. Антагонист не враг в прямом смысле этого слова – это тот демон, который сидит в самом Финни, для этого придурковатый манерный маньяк и носит маску демона. Очень важно сделать первый шаг ,чтобы расстаться со страхами.
Девочка в резиновых сапожках и желтом дождевике, едущая на велосипеде – также великолепная отсылка к «Оно», ну и, конечно, дурацкие шары.
Как бы то ни было, «Черный телефон» — это сказка – страшная история, которую рассказывают по вечерам подростки. И заканчивается она хорошо, хотя и держит иногда в напряжении. Этого так не хватает современным хоррорам, повально оставляющих нас с осадком неумирающего злодея. А злодей должен получить по заслугам, иначе сказка не станет обрядовым инициационным текстом.
глэмовый парень слева даже после смерти такой же харизматичный
ну, и конечно, отсылки к классике ужаса всегда на экранах телевизоров