Терри Пратчетт «Ночная Стража»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Возраст читателя: Любой
Сэм Ваймс... Ах, простите, Его Светлость Герцог Анкский, Командор Городской Стражи, сэр Семюэль Ваймс снова в деле.
В погоне за опаснейшим преступником командор путешествует во времени и оказывается в Анк-Морпорке... в прошлом. В старые добрые времена, когда город окружен страхом, комендантский час собирает свою ужасную жатву, Неназываемые бесчинствуют, а всем управляет опасный безумец... Ещё утром у Сэма Ваймса было все. Он был благороден, богат, уважаем, обладал маленькой серебряной коробочкой для сигар, и собирался стать отцом. А теперь у него есть только цель. Он должен выследить преступника, за которым прибыл в прошлое. Он должен объединить стражу в силу, которая выстоит в часы всеобщего безумия. Он должен вернуться домой.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Городская Стража»
Награды и премии:
лауреат |
Прометей / Prometheus Awards, 2003 // Лучший роман | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Фэнтези (Великобритания) | |
номинант |
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2011 // Книга фэнтези (Великобритания) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Переводная фантастика года | |
номинант |
Мраморный фавн, 2011 // Переводная книга | |
номинант |
Портал, 2012 // Переводная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PeregaRrr, 22 февраля 2025 г.
Ну-с, продолжим-с. Время добивать цикл о Сэме Ваймсе.
Признаюсь, читать Пратчетта лично мне тяжело. Даже с небольшими перерывами. Уж больно его романы монотонны и однотипны. Повторяющиеся и кочующие из книги в книгу шутки, плоские остроты с кривляньями и откровенным клоуничеством, огромные рояли за кустами на каждом судьбоносном повороте повествования, повесточка и наивное «за всё хорошее против всего плохого» — всё это есть почти в каждом произведении. Есть с горкой. Но дочитывать надо. Не хорошо бросать данную затею. Засмеют.
БУДУТ ПОДРОБНОСТИ СЮЖЕТА.
Без откровенных спойлеров.
Ночная стража – шестой роман цикла о стражниках под патронажем Сэмуэля Ваймса, ставшего уже герцогом анкским и до кучи самым богатым человеком Анк-Морпорка.
И роман этот про путешествие во времени. Знаете, я не встречал людей, которые в восторге от всех этих временных петель с крючками, парадоксов и иных загогулин, когда ты в финале и сам себе отец-учитель, и сам себе жнец с дудцом. Обычно зрители или читатели просто многозначительно кивают, когда в 100-ый раз кто-то берётся за эту скользкую тему. Кивают и думают: -Ну снова наверно концы с концами не сведутся и будут позорнейшие нестыковки. Затем следует вздохи.
Если не ошибаюсь у сэра Пратчетта был период в творчестве, когда временную тему он препарировал частенько. Точно не в одном романе были путешествия в прошлое. По-моему этому был посвящен во многом цикл о Смерти. Но его я уже подзабыл. Может когда-нибудь освежу в памяти.
Давайте уже приступать, чёрт подери! Опять затянул с прелюдией.
В Анк-Морпорке завёлся настоящий злодей. Он не строит грандиозных планов по захвату власти, его не интересуют горы алмазов с бриллиантами, не нужны ему и гаремы с личными винокурнями. Он просто обыденно убивает людей. С улыбкой. Шутя. Убивает, словно это часть умысла вселенной. Словно так и должно быть. А ещё он убивает стражников. Убивает их и по гражданке. Звать эту мерзкую морду Карцером.
Сэм Ваймс считает личным делом взять эту тварь под арест и свершить акт правосудия. Только он в страже сможет нарушить постулаты и правила, которые сам же и продвигает. Сможет не церемониться с подлецом, а прикончить его, если понадобится.
И во время одной из погонь, когда на прицеле Моркоу, когда решится кто же выйдет победителем, правосудие или подлый и коварный маньяк, случается временная буря и Карцера с Ваймсом зашвыривает прямиком в прошлое. Зашвыривает так, что наш злодей первым делом убивает сержанта Киля. Того самого человека, который много-много лет назад научил всем приёмам юного Сэма. Который сделал из него того самого стражника, сурового, озлобленного, но справедливого и всегда гнущего своё.
И что же происходит? Пофантазируем? ИМЕННО!!! Ваймс из будущего устраивается в стражу и заменяет Киля, что бы обучать морали себя юного. Вот это поворот! Никогда такого не было и вот опять! Но на то у нас и Плоский Мир, где по-пратчески и кривозеркально поднимаются абсолютно все темы нашего мира и используются навыверт все сюжеты и приёмы, существующие в литературе.
Как и в предыдущих романах Сэр Терри берёт большую тему и посвящает ей книгу. В Ночной страже – это РЕВОЛЮЦИИ! Побуду немного занудой и скажу, что в книге всё же происходит банальный гос.переворот и никакие экономические формации не сменяются. Но справедливости ради отмечу, что среди мятежников есть и те, кому по душе лозунги РАВЕНСТВО! БРАТСТВО! СПРАВЕДЛИВОСТЬ и те, кто хочет всё отнять и поделить. Но тема классовой борьбы конечно же не раскрыта.
А ещё в романе есть кровавая гэбня! И управляет ей Цап Загорло. Он измеряет циркулями и линейками черепа пойманных граждан, нарушающих комендантский час, и по замерам определяет, кто из них представляет опасность. Загорло, да и спецслужба, наводящая страх на мятежников, вышла у Пратчетта отлично. Особенно Цап. Тот ещё маньяк, свято верующий в то, что способен искоренить непослушных и навести порядок в городе. Пускай и довольно радикальными методами.
У Загорло и гэбни всё как полагается. Есть тёмные подвалы, имеются специальные стоки для слива крови, в наличии пыточных дел мастер в кожаном фартуке. Всё по канонам.
Вообще злодеи в Ночной страже удались. Что Карцер, что Загорло. Природа зла и насилия Пратчеттом раскрывается вполне. Нельзя сказать, что он усмотрел и показал что-то совершенно новое, разрушил шаблоны или всковырнул тайны подсознания злодеев, но для Плоского Мира с его поверхностностью вышло на удивление хорошо.
Раз уж у нас роман о путешествии во времени, то куда уж без старых, но помолодевших героев? Вот и тут во всей красе нам предстают старинные знакомцы: Колон, который ещё не такой тучный увалень; Шнобби Шнобс, который ещё не стражник, но имеет уже характерные физиологические особенности и не может запомнить для чего нужно мыло… Ну и конечно же молодой Ваймси – наивный юноша, верующий в закон и правопорядок. А ещё Витинари. Он далеко-о-о не патриций. Он ученик в гильдии наёмных убийц. Ученик скромный, но безумно талантливый. Ученик, который уже от зубрёжки перешёл к практике.
Так же в романе есть монахи. Ну те, что следят за правильным вращением шестерёнок мироздания. Они любят поговорить многозначительными загадками, как и пролагает просветлённым. И эти загадки ещё как раздражают Ваймса. Ему бы поскорее доделать дела в прошлом, да вернуться назад в свой родной Анк, где его супруга должна родить с часу на час!
В книге перед читателем предстаёт старый Анк-Морпорк. Анк без патриция Витинари, Морпорк без разнообразия и инклюзивности. Анк-Морпорк, где борода и юбка пока ещё не совместимы. Город, где владыки танцуют на балах, пока кровавая гэбня наводит порядки на ночных улицах. Это хорошая находка. Читателю интересно и полезно будет узнать о прошлом славного града. Любопытно поглазеть, как было до реформ Витинари и что станет с городом после его политики. За это зачёт.
А ещё Ночная стража – это практически сольник про Сэмуэля Ваймса. Остальные стражники тут для галочки. Они немного присутствуют в книге, но никаких ключевых событий с ними не происходит. Разве что патрицию уделено много времени. И это славно. Мы узнаем о его юности и недюжем уме. Узнаём, что ещё много много лет назад он был хитёр, пытлив и уже тогда имел непоколебимые принципы, цели и далеко идущие планы.
Кстати, в романе есть некая госпожа, которая является нанимательницей и хозяйкой Витинари, которая участвует в гос.перевороте, которая имеет свои интересы и корысть, но до конца я так и не понял, что эта за мадам такая и как она повлияла на судьбу Витинари и Анк-Морпорка в будущем. Может пропустил чего? Тогда пардоньте.
Роман Ночная стража выбивается из серии. Он кровав и суров для Пратчетта. В книге десятки смертей (в Патриоте, романе о войне с Клатчем погибших было намного меньше), отрезанные и отсечённые конечности, кровища в пыточных подвалах и изувеченные люди в камерах.
Да и идиотского юмора в книге совсем не много. Он есть (например ряд эпизодов про имбирное пиво и задний проход), но не сильно раздражает. В массе юмор тут чёрный. В наличии и обилии много сарказма и брюзжания от Ваймса. И это куда лучше, чем яркая, вычурная и такая бесящая типичная комедия от Пратчетта.
К итогам!
Ночная стража роман хороший. В нём намного меньше вещей, которые выбешивают у сэра Терри (но полностью они не исчезли). Идиотии значительно поубавилось. Зато прибавилось крови, серости, злобы и озлобленности. Это явно пошло на пользу циклу. У нас тут почти тёмное фэнтези.
Из любопытного – это отношения Пратчетта к революциям. Его позиция такова – одни тираны сменяют других, а обычные люди гибнут на баррикадах, в итоге оставаясь снова в дураках. Позиция имеющая право на существование.
В целом роман мне понравился. Один из лучших в цикле.
Как книге Пратчетта ставлю 8-мь.
Как просто произведению литературы 6-7. Всё же хватает тут косяков. Все важные события практически алогичны. Тех же злодеев побеждают потому, что они злодеи и автору надо указать им на их место.
П.С. Ночная стража в 2,5 раза тоньше предыдущего Пятого элефанта. Я думал проглочу книжечку. А на деле там 520 страниц, что всего на 40 меньше, чем в книге про слона. Просто бумага намного качественнее. Вот такие пироги.
tapok, 29 марта 2024 г.
Сам себе учитель
***
«Ночная стража» — очередной роман Терри Пратчетта в подцикле «Городская стража». Дело постепенно идёт к финалу, но впереди ещё две книги. На удивление, при таком раскладе автор решился на эксперимент.
…Сэм Ваймс идёт по следу маньяка, убивающего стражников Арк-Морпорка. Волею случая Сэма забрасывает в прошлое, причём Ваймс узнаёт, что он может вернуться назад. Для этого нужно, чтобы история текла по своему руслу. Но как быть, если и Карцер, маньяк и беспринципный злодей, тоже попал в прошлое?
Начать стоит с того, почему же роман оказался экспериментальным. Во-первых, Терри Пратчетт почти под занавес подцикла решил вспомнить о прошлом Сэма Ваймса. Современные писатели наклепали бы приквел-другой, а Пратчетт решил прибегнуть к Монахам Истории. Да, читателя ждёт полноценный экскурс в юность Сэма Ваймса. Во-вторых, вся книга посвящена главному герою. Конечно, есть небольшие сцены с участием других персонажей. Но 90% времени занимает именно Сэм Ваймс. То есть автор ушел от привычного деления на полноценные сюжетные линии, устремив историю в одном направлении.
Итак, герои. Из новых героев, которые заслуживают внимания, стоит упомянуть Карцера. Чистое зло во плоти, жажда убийств ради убийств – это про него. Из воторостепенных выделает доктор Газон. Выделяется цинизмом, который зачастую идёт рука об руку с медиками. Здесь автор предпочёл не рвать шаблон. Однако, приятно порадовать читателя могут молодые версии знакомых персонажей. Юный Сэм Ваймс, уже тогда опытный Колон, совсем зелёный Шнобби. А на закуску – Витинари. Вот он не просто приятно удивляет, скорее, даже поражает.
Мир. Действие романа происходит в Анк-Морпорке. Вот только это не тот привычный город, полный гильдий и разных рас. Здесь Витинари ещё не пришёл к власти. А значит, у читателя есть уникальная возможность побывать в старом Анк-Морпорке и сравнить его с тем, что имеет место почти во всех романах «Плоского мира».
Заключение: неплохой роман. Пратчетт пошёл на смелый эксперимент, который ему вполне удался. Сюжет, как обычно, уступает диалогам и локальным ситуациям.
8 Стражей из 10.
Slimper753, 30 июля 2021 г.
В лице Терри Пратчетта мы могли бы получить одного из величайших авторов темного фэнтези, но в итоге получили одного из величайших авторов юмористического фэнтези. Этой книгой он показал, что способен на нечто большее, и будь в нем больше злобы, чем добра, то он смог сотворить миры, в которых читатели прерывались бы не чтобы усмехнуться или по-настоящему рассмеяться, а чтобы прийти в себя поле пережитого кошмара.
Маньяк-убийца, вскрывающий глотки, не моргнув и глазом, трупы, кровавые пытки, от которых люди сходят с ума, и гуманней их убить, чем пытаться исцелить... Изменить имена персонажей, и никто бы не догадался, что это старина Пратчетт. Обычно он любит рассуждать о великом и мелком через призму юмора и иронии, подводя к мысли окольными путями, но иногда он просто бьет в лоб всей тяжестью бытия, и не всегда к этому можно быть готовым.
И только настоящий мастер способен создать поистине отталкивающего и ублюдoчнoго персонажа и до самого конца сдерживаться, чтобы не убить его самым жестоким образом (хотя автор явно выплеснул сдерживаемые эмоции на парочке других утырков, прям как Ваймс), а потом не убить и в самом конце, лишь наказав его по всей строгости закона, а там уже может быть и долгожданная смерть, а то и хуже (привет, Долорес Амбридж!). Нечто подобное было в Мелких богах, где главный гад помер в самом конце, но Пратчетт сдержался и здесь, подарив тому легкую смерть.
9/10 — сильное произведение, хотя и не без огрехов, но это мелочи на фоне крепкого сюжета с яркими персонажами и интересной атмосферой.
p.s. Заметил забавное «совпадение», что под моими самыми любимыми книгами по Плоскому Миру больше всего комментариев: Ночная Стража (51 с вот этим), Мелкие боги (50), Мрачный Жнец (52); хотя есть еще Цвет волшебства (130) и Стража! Стража! (90) — они тоже очень неплохи, но первые три на данный момент впечатлили меня больше всего!
AlisterOrm, 15 апреля 2021 г.
Иной раз юмористическое начало у Терри Пратчетта уходит куда-то не просто на задний план, а куда-то за декорации города Анк-Морпорк. Конечно, иронию никуда не денешь, однако и сама наша с вами жизнь постоянно даёт повод для кривоватой усмешки, что уж говорить о развесёлом полирасовом дурдоме Диска.
Но здесь, правда, улыбка не ироничная, и даже не циничная ухмылка «знатока жизни», бросающего сквозь жёлтые зубы пафосное «бывали-знаем», а грустно приподнятые уголки губ смеющегося через силу человека, желающего, чтобы жизнь была более правильной и справедливой, и прекрасно понимающего всю невозможность своих чаяний.
Тема действительно невесёлая, тяжёлая, и безумно важная для нашей страны в нынешнее время. Пратчетт смог абсолютно точно нанести удар, в самую сердцевину, в самую глубину — он повёл речь о Старом Порядке, Новом Порядке и Революции. То, что служит предметом наших обсуждений сейчас, то, о чём думают многие люди — здесь, на страницах романа, написанного будто бы по горячим следам событий последних лет, в нашей погружённой в тоскливое и гнусное безвременье страны.
Отчаяние и сэра Терри, и его воплощения в Плоском мире — Сэма Ваймса — вполне понятно. Он, как и все мы, оказываемся не просто под молотом наковальней, а пляшет на раскалённом клинке нашей реальности, где целая бригада кузнецов Истории весело отбивает такт и пудовыми кузнечными кувалдами, и изящными выглаживающими молоточками. Да и не в Революции здесь дело, и не в том, что это — плохо.
Революция происходит просто потому, что не может не произойти, иначе всё вокруг сгниёт вместе со Старым Порядком. Старый Порядок сопротивляется, поскольку его носители не могут жить по другому, их личный мирок рухнет с приходом чего-то нового. Новый Порядок быстро принимает форму старого, ведь очень тяжко действительно построить что-то новое, проще с готовностью влиться в уже устаревшие границы. И по настоящему новое пробивается с трудом, тяжко и часто вопреки, и это долгая, тяжёлая и непростая работа всего общества.
Всё это Сэму Ваймсу известно, ведь он прожил жизнь во всех трёх состояниях города Анк-Морпорк, и, попав в прошлое, уже осознаёт главное. Что единственный путь человека — просто делать своё дело. Не служить власти, ведь она омерзительна и несправедлива, не идти бок о бок с революционерами, ведь их борьба часто эгоистична и несёт в себе не меньше несправедливости, чем то, с чем они борются. Поэтому нужно делать своё дело, и если ты стражник — ты должен защищать простых жителей — неважно, от власти ли, или от тех, кто хочет придти им на смену.
В конечном счёте, мы все видели, как изменился Анк-Морпорк к тому моменту, как Ваймс погнался за убийцей Карцером. Город несколько изменился, и это не заслуга баррикад республики Паточной улицы, не достижение революционных реформаторов, и не бурная деятельность патриция Витинари. Это сама Жизнь, которая, пробившись через все преграды и оковы, продолжает принимать разные причудливые формы. То есть, всё это было не зря, и люди всё же погибли не напрасно, оставив о себе память. Новое течение жизни тяжело распланировать, и, как правило, наши надежды оказываются напрасными. Новый мир всё равно приходит... другим.
Так что, пожалуй, здесь я вижу один из самых сложных романов Пратчетта, многосоставной и разноплановый. Ожидания были оправданы.
Velary, 19 ноября 2020 г.
Уххх, это было сильно. Пока что лучшее, что я читала у Пратчетта. Очень глубокий и многогранный роман, в котором много слоёв происходящего, так что размышлять и рассуждать о нём можно долго. Весьма неожиданно история о буднях Стражи перерастает в хронофантастику, а затем совсем внезапно — в бытописание революции. За внешней удалью поднимаются философские вопросы о законе, власти, ответственности, долге, правде.
Самое важное здесь не собственно сюжет (то есть происходящие события), а взаимоотношения персонажей между собой и с самими собой. Каждый проявляет всё новые и новые грани характера. Наиболее полно это выражено, конечно, во внутренней борьбе Ваймса, его метаниями между старым и новым миром. Но кого ни возьми, начиная от Шнобби Шнобса, ещё совсем сопляка, и до наёмного убийцы Ветинари, герои растут над собой и раскрываются с новых сторон.
В «Ночной страже» на удивление мало типичного для Пратчетта юмора в стиле «Вор упал в выгребную яму и ведёт оттуда светскую беседу, гы-гы-гы». Именно этим меня отталкивает его творчество в целом. Здесь же больше забавных, но при этом серьёзных ситуаций, органично вплетённых в канву повествования (например, сцена с бабушкой на баррикаде). По-моему, это пошло роману на пользу.
Eni, 19 мая 2020 г.
Да, я очень люблю Пратчетта, и, да, так было не всегда.
Ох, уж этот убогий снобизм по молодости, когда я категорически отказывалась читать его вообще, споткнувшись об «Цвет волшебства«!
Со временем я стала немножечко умнее, а в моей голове надолго укоренилось восприятие «Плоского мира» в качестве развлекательного чтива: чтобы расслабиться и, чего уж скрывать, чтобы поржать. В общем, я как-то привыкла уже читать Пратчетта под настроение, или когда соскучусь по любимым героям.
Кажется, вчера я ещё раз пересмотрела своё отношение и, видимо, должна извиниться за снисходительность и близорукость. Вчера я прочитала «Ночную стражу».
На одном дыхании, не отрываясь, всё время пребывая, словно в лихорадке. Закончила в три часа ночи, а потом меня ещё некоторое время никак не отпускало.
На данный момент эта книга для меня — лучшая в цикле. При том, что у моего ненаглядного Капитана Амери... эээ... Капитана Моркоу тут полтора эпизода и две реплики. При том, что мой любимый Хэвлок тут по большей части слишком юный, мимимишный и немножко подкаблучник. При том, что книга вообще не смешная ни капельки.
Но зато тут чуть ли не с первых страниц происходят два события, которыми меня немедленно заманило и втянуло. Это, во-первых, загадочный и грустный ритуал с сиренью, а, во-вторых, какой-то маньяк прицельно убивает стражников. Триггер «наших бьют» и красивые ритуалы всегда срабатывают среди меня, впрочем, как и путешествия во времени.
Главное же, конечно, — тут Сэм. То есть, кому мало, тут даже два Сэма (забегая вперёд, вообще-то три, но это немножко спойлер). И какой же он тут! Квинтэссенция Ваймса.
А ещё песня про то, как взмывают ангелы. Песня меня просто доконала. Я впервые плакала, читая Пратчетта...
Всё это могло бы и не сработать. Книжка про революцию? Серьёзно? С моралью «революция — это не только плохо, но и бесполезно»? С ещё одной моралью «цени, что имеешь»? Но то, как аккуратно и точно оно сделано, без напыщенного пафоса, но с фирменным Ваймсовским сарказмом, как автор подаёт историю, как виртуозно подталкивает читателя (и ты заслоняешь нижнюю часть страницы ладонью, чтобы самому себе случайно не заспойлерить), как раскрывает заново своего в доску, давно уже, казалось бы, родного героя... и вот так, вот так срабатывает. Ты веришь (и, блин, плачешь!).
По десятибалльной шкале я бы поставила этой книге «двенадцать».
Anadir, 5 октября 2018 г.
Терри Пратчетт хорош как автор легкого ироничного фэнтези. У него получаются харизматичные герои (Смерть, ведьмы), увлекательный сюжет, смешно иногда бывает.
А здесь он решил донести, что революция — это бессмысленное мероприятие, которое в итоге приносит только смерть, страдания, потери. И делает это донельзя дотошно. Чтобы точно дошло, он описывает несколько бессмысленных смертей, беспомощность все понимающего главного героя, подчеркивает неоднократно, что новый правитель будет точно такой же как старый и т. д. и т. п. И ещё куча эпизодов, которые должны привести читателя к правильному выводу.
И с одной стороны зайдёт, и с другой, и переспросит ещё: «А ты точно понял?»
Очень утомительно.
Ev.Genia, 17 апреля 2018 г.
Для меня эта история выделяется среди уже прочитанных и не только в подцикле о Страже. Она непростая, грустная, тревожная, очень серьёзная. Надо быть большим Мастером, чтобы о серьёзных вещах говорить с юмором и быть очень внимательным читателем, чтобы сквозь серьёзное разглядеть юмор и не спутать его со стёбом.
Автор, как впрочем и всегда, а в этом случае особенно, гениально представил нам истину об историческом событии, при чём за образец можно взять любое. И тут всего предостаточно и шумихи, и неразберихи, и поиск виновных, и наказание невиновных и награждение тех, кто к этому не имеет никакого значения. Автор показал нам революцию глазами идеалистов и революционеров в отдельно взятом городе, отобразив её через путешествие командора Ваймса во времени.
И вот перед нами два разных Ваймса – один опытный и серьёзный, другой начинающий, молодой и наивный; два Витинари – один, как всегда сдержанный и уверенный, а другой… неужели это тоже Витинари?– такой осторожный, загадочный, интересный – вот было для меня удивление. И очень важно, что у командора Ваймса здесь появляется настоящий враг – коварный, злой, жестокий садист Карцер. Накал этого противостояния высвечивает справедливость и милосердие Ваймса и беззаконие и жестокость Карцера.
Не будет многих полюбившихся персонажей, но это не важно. Будут другие не менее интересные. И будет здорово, весело, но печально и серьёзно. И ещё мы узнаем как всё это начиналось, какими были те далёкие события, которые стали частью города Анк–Морпорка и частью жизней полюбившихся персонажей.
Corwin Morgan, 4 апреля 2017 г.
На мой взгляд, самая серьёзная и самая сбалансированная книга в серии «Плоский мир». Главная сюжетная линия зиждется на прошлом/будущем командора Ваймса. Такое распараллеливание времени помогает сравнить Анк-Морпорк прошлого, за пару десятков лет до Витинари, с Анк-Морпорком уже при Хэвлоке. Как и другие книги подцикла «Стража», роман сдобрен нуарной стилистикой. Юмор есть, но он нисколько не забивает повествование, как в некоторых ранних произведениях автора.
«Ночная стража» не воспринимается как юмористическое фэнтези, скорее как серьёзная хронофантастика пропитанная сатирой и горечью. Конечно, перемещение во времени здесь объясняется магией и «квантами», но это особо и не важно. Пусть роман и не относится к жанру исторической хроники или даже просто к реализму, но Пратчетту великолепно удалось передать всю абсурдность вооружённых переворотов и то, в каком ужасном и безвыходном положении оказываются тогда простые люди.
Сэм Ваймс, 20 января 2017 г.
Еще одна история про «Городскую стражу», которая в очередной раз порадует поклонников Терри Пратчета. Эта книга о прошлом и будущем-Сэме Ваймсе командоре и Сэме молодом зеленом мальчишке. История, которая скрасит Ваш вечер.
wax, 29 ноября 2016 г.
Очень глубокая, правильная и, как ни странно, очень добрая книга.
Автор показывает революцию не так, как рисуют ее агитаторы, зачинщики и вожди.
Он показывает ее совсем с другой стороны, со стороны простых людей, простых стражников.
И именно здесь становится видна ее чудовищность, бессмысленность и беспощадность.
И дело не в трусости, не в консерваторах, а в том, что «когда свергается правительство, оказывается, что надо делать не только новое правительство, но и новый народ». И народ никогда не бывает идеальным.
И что такое этот самый Народ — тоже непонятно.
В общем, тронуло.
И при этом — чудесный язык, смешные ситуации, легко читать... Легко читается, а потом сидишь и долго-долго думаешь о прочитанном....
prometey2102, 6 ноября 2015 г.
Что же, стоит сказать что эта книга у меня, наряду с «Интересными временами» одна из самых любимых у Пратчетта. Формула ее достаточно проста — показывается Анк-Морпорк и событие захлестнувшее город — революция. Эта книга уже не о привычном уютном Плоском мире, она об одном из самых страшных явлений общества — о революции. От того она не так ярка как другие у Пратчетта, она не так смешна как другие, но она и не должна быть такой. Это роман о революции — немного странной, в стиле Плоского Мира, но там, где погибают люди, где есть очень щемящие сердце моменты и современному человеку и даже с легкой жестью
Это был новый взгляд на Плоский мир — достаточно серьезная книга, с грустными моментами, и с веселыми. Замечательная книга, прочитав которую вы поймете даже не плоский мир, а определенную часть такого явления как революция.
Эту книгу я могу посоветовать всем, хотя с нее наверное не стоит начинать знакомство с Плоским миром. Для этого есть другие книги. А эта, так как она играет на контрасте, стоит почитать после некоторых других — допустим в порядке подцикла о Страже. 10 из 10.
Тимолеонт, 2 августа 2015 г.
«Ориджинал стори» всего цикла о Страже Анк-Морпорка. Самая мрачная и печальная история Пратчетта, фактически — нуар на Диске. Здесь немного его фирменного юмора и остроумия, а подавляющее большинство шуток — с очень явным оттенком грусти и чёрного юмора.
Эта история начинается «на нервах», в напряжении, которое держится всю книгу, не давая читателю расслабиться ни на страницу. Даже отдыхает Сэм Ваймс второпях, обычно, после потери сознания.
И да, на этот раз он — оба главных героя. Моркоу, Ангва, Детрит и прочие появляются буквально на пару строк, все они — второстепенны. «Ночная стража» — сольное выступление Сэма Ваймса.
Именно в этой книге Пратчетт больше всего рассуждает на тему долга и обязанностей настоящего охранителя порядка, и вообще довольно полно раскрывает сущность этой профессии на примере главного героя.
Раскрывается мотивация и становление «изначальных» стражников, во всяком случае, становится понятно, почему Ваймс, Шноббс и Колонн так упорно держались за Ночную Стражу даже в самые тяжкие для неё времена.
Восхитительны и эпизоды с молодым Витинари, только-только начинающим своё движение к власти. Начинающий убийца показан с достаточной убедительностью, чтоб поверить — в будущем он будет с виртуозной безупречностью править самым большим и грязным городом на А'Туине.
Временный Главгад тоде получился неплохо — Карцер великолепно справляется со своей ролью архиврага на одну книгу.
А ещё «Ночная Стража» продолжает начатую в «Патриоте» и «Правде» антивоенную тему. Пратчетт здесь очень много сказал на тему бессмысленности революций и насилия. Считаю, в чём-то он прав, в чём-то нет, но ознакомиться с его суждениями стоит в любом случае. У него получается говорить на эту тематику без пафосного надрыва, просто и понятно.
Я всегда считал цикл о Страже лучшим творением в творчестве Пратчетта. «Ночная стража» — лучшая книга, которую я когда-либо читал, и пик творческого гения автора. В книге единственный недостаток — чтоб полностью прочувствовать все заложенные в неё эмоции, надо прочитать все предыдущие части сериала. Без знакомства с предысторией гениальная книга становится просто хорошей.
Barros, 10 февраля 2014 г.
«...Не то, чтобы город погряз в беззаконии — как раз законов у него было в избытке. Просто он создавал для граждан не так уж много возможностей существовать без их нарушения. Свингу и в голову не могло придти, что цель его службы — ловить преступников и, не мытьём так катаньем, делать из них порядочных людей. Вместо этого он предпочитал ловить честных людей и делать из них преступников...»
Читаешь такое и думаешь — ах, старый чёрт, эко он насмотрелся на наших российских правоохранителей! Ведь один в один. А потом смотришь на дату выхода романа и мрачнеешь. Потому что старый чёрт написал это и напечатал за несколько лет до того, как на приличном куске «постсоветского пространства» обосновались и вошли в полную мерзость местные версии лорда Уиндера и его Штатских. Нет в вашем сюжете никакой уникальности, как будто говорит Пратчетт, одна только унылая неспособность усваивать уроки истории. Даже собственной.
«...И если вы выводите на улицы войска, то катастрофа становится только вопросом времени. Стоить какому-нибудь обормоту кинуть камень — и через секунду дома начинают гореть, а люди — умирать...»
Что в этом непонятного? Что? Не поспоришь ведь. Но фишка в том, что тех, кто выводит на улицы войска, это не парит. Он МЕЧТАЮТ, чтобы какой-нибудь обормот кинул камень. И вот тогда эта зарвавшаяся шваль увидит настоящую козью морду власти и обгадится.
А вдруг не обгадится? С козьей морды-то?
«...Те, кто выступает на стороне Народа, неизменно остаются разочарованы результатом. Они вдруг обнаруживают, что Народ вовсе не рвётся быть благодарным, не ценит сияющих в будущем перспектив и не особо послушен. Народ, скорее, склонен уделять внимание всяким частностям, он оказывается консервативен, не слишком продвинут — и вообще не хочет доверять умникам. И дети революции оказываются лицом к лицу со старой как мир проблемой: светлому будущему чуждо не только неправильное правительство, это было ясно и так, но ему чужд и неправильный Народ...»
У вас нет дежа вю? Я похожие плачи совсем недавно встречал в нашей прессе. Правда, там это было совершенно всерьёз и с надрывом, а для Пратчетта это настолько банально и замылено, что становится поводом для издёвки. Он как-то слишком уж ушел от нас вперёд, не находите? Вот бы догнать...
«...То, что выплеснулось на улицы, не было восстанием или бунтом. Это были страх и отчаяние. Так бывает, когда живой механизм города даёт сбой, его шестерни останавливаются и привычный уклад вдруг рассыпается прахом. И когда это происходит, люди ведут себя куда хуже овец. Овцы просто убегают, они не пытаются загрызть тех, кто бежит вместе с ними...»
В этом романе Сэм Ваймс (его более «тёртая» версия) смотрит на революцию с высоты своего жизненного опыта. Терри Пратчетт не верит, конечно, что читатель прислушается к Ваймсу и оценит его опыт. Для этого писатель слишком хорошо знает человеческую природу. Но он точно знает, что когда-нибудь разочарованные победители и побеждённые совсем других революций и восстаний, защитники и захватчики баррикад, размахиватели флагами и бурчатели из фейсбука, прочтут этот роман. И потом дадут его прочесть своим детям с острым чувством надежды, что хотя бы такая прекрасная книга сможет кого-нибудь вовремя научить паре-тройке несложных правил жизни в меняющемся мире.
И, конечно, в 99 случаях из 100 эти надежды окажутся напрасными.
К счастью, только в 99 случаях из 100.
GomerX, 11 марта 2014 г.
Эта книжка — первое, что я прочитал у Пратчетта. Ожиданий чего-то особенного не было, поэтому и разочарования, можно сказать, тоже не было... Вполне среднее юмористическое городское фэнтези для одноразового прочтения. Рецепт таков: берем историю с путешествием во времени, сюжетная схема которой со всеми задействованными героями с запасом помещается на одном листке бумаги формата А4; наводняем эту схему пустыми по смыслу, но как-бы остроумными диалогами; добавляем ещё немного юмора в описаниях героев и их мыслей; добавляем немного социально-политической окраски происходящим событиям (наверное, чтобы не показаться уж слишком трафаретным), в итоге получится что-то похожее на «Ночную стражу». Предполагаю, что Пратчетт как раз из тех авторов, которых читают либо только поклонники, либо вообще не читают. Отсюда и закономерно высокие оценки.