Когда мы говорим о скандинавском кино, в первую очередь ожидаемо увидеть в ходе повествования холодность, однако чаще всего за этой нордической холодностью и спокойствием скрыты довольно бурные чувства. Примеров этому великое множество.
Новый киношедевр шведско-финского производства упорно продвигается нашими кинопрокатчиками, как боди-хоррор, причем, как обычно фильм они, скорее всего не смотрели. Об этом в очередной раз говорит нам довольно нелепый локальный перевод киноленты, как «Скрежет». Кто скрежещет, довольно сложно понять, но пусть будет так, хотя оригинальное название фильма – Hatching (Вылупление), вполне доносит до нас посыл режиссера и сценариста.
Это, все же, психологический (даже психиатрический) триллер, рассказывающий нам о фальши, желании выделиться, психологическом давлении, и, в конечном итоге о том, как это все может закончиться в худшем из вариантов.
В кинематографе Европы в последнее время очень часто затрагиваются именно психологические темы, видимо ввиду того, что уровень тревожности в городской повседневности Евросоюза достаточно высок, а медийность, все чаще, замещает реальную жизнь, создавая фальшивое благополучие в виртуальном пространстве, потому что так проще живется.
Итак, перед нами среднестатистическая семья – папа, мама и два ребенка. Мама активно ведет семейный видеоблог, в котором постоянно делает акцент на благополучии семьи, отец (видимо) архитектор является основным добытчиком в семье, сын очень хочет быть похожим на него, ну а дочь занимается гимнастикой, и мама-блоггер очень мечтает показать ее успех в прямом эфире. Вот, собственно, и вся завязка фильма. И вот, в один прекрасный день девочка находит в лесу яйцо, после чего в семье начинают происходить странные вещи.
Очень многие ведутся изначально именно на это, дескать, вот какая там жуткая
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ворона с зубами
Однако, весь жуткий реализм с трансформациями и переосмыслением «Гадкого утенка» не идет ни в какое сравнение с цинизмом, фальшью и угнетением юной девочки, которая настолько мечтает удивить и обрадовать своими успехами медийную мать, что на грани нервного срыва возможно сходит с ума.
Вот именно этот путь по наклонной, с разрушением иллюзорности внутреннего мирка псевдосемьи с пассивным мужем, пустым и вторичным сыном и стопроцентным матриархатом, обряженным в глянец «Икеи», более ужасен, особенно на фоне реальной человечности второстепенных персонажей, которые совершенно не укладываются в пластмассовый мир главной героини, которой на поверку оказывается не девочка
Собственно, ничего нового. Начало года ознаменовалось различными российскими экранизациями и ремейками советского прошлого. Ввиду того, что, в принципе, в кино на этот момент смотреть нечего, не тратить же время на нудный и долгожданный «Аватар», поэтому решили посмотреть этот детский фильм. Наверняка этой же мыслью руководствовались и многочисленные бабушки с внуками, которые хотели поностальгировать по мультфильмам начала 70-х годов и приучить к этой эстетике молодое поколение. Зал нового кинотеатра был заполнен полностью.
В сухом остатке, ничего сверхъестественного в этой экранизации мы не увидели. На деле – это даже не экранизация, а скорее переосмысление сюжета с неким зверьком, который промышлял воровством апельсинов в Испании, где могучий циклон уносит его в солнечный Крым навстречу приключениям. Наверное, восприятие современными режиссерами любой франшизы как задел на будущий сериал, и привело к тому, что «Чебурашка» смотрится, словно пилотная серия.
Гармаш – вот кем заменили крокодила Гену. Стареющий нелюдимый человек, работающий в дендрарии дворником (или завхозом), живущий в том же дендрарии во флигеле, обставленном сообразно советской эстетике (замечена даже неплохая морозильная камера «Бирюса»), живет в тяготе от обиды своей дочери. Впрочем, на 99% сам в этой обиде виноватый, вытягивает своим харизматичным характером, который он несет из фильма в фильм (и даже в рекламе «Почта-банка»). В какой-то момент этот Гена перекликается со своим же образом «бати» из фильма «Стиляги» и играет на гармошке ту самую песню. Именно он и есть главный персонаж фильма.
Яковлева инспирирована исключительно западным кино. Чтобы было понятно – это некоторая Круелла, с чертами Вилли Вонки, лишь в конце фильма надев траурную шляпку, говорящая нам – «Я все же Шапокляк» (все же не забудем, что шапокляк – это складной цилиндр), а ее верная крыса Лариска в фильме становится также клишированным крысоподобным помощником (топ-менеджером или кем там) по имени Ларион.
Добронравов в фильме не отходит от образа популярного среди народа сериала «Сваты». Ничего нового в принципе, как и Лавыгин, с его «кухонной» эстетикой.
Все остальное – некоторые декорации. Впрочем, как и Чебурашка, который ведет себя то как Гарри Снежный человек, то как семейный или клинический психолог. Впрочем, сценарий фильма и предполагает осмысление ошибок, очищение, излечение от психотравм. В один момент Чебурашка даже называется терапевтическим зверем. Что ж, наверное, такой посыл тоже имеет место быть, учитывая то, что единственные детские персонажи фильма – одна страдает гиперактивностью, а другой аутизмом. Но все заканчивается хорошо.
Итог – фильм, скорее всего, станет гвоздем ютуб-обзорщиков, ну а простой зритель не получил ни сказки ни ностальгии. В целом, с ностальгией для тех кому за 35 вполне справляется недавний фильм «Батя»
В преддверии Нового года мы сделали вот такую небольшую инсталяцию, инспирированную произведением Туве Янссон "Волшебная зима". С наступающим вас Новым Годом! Здоровья, радости и вдохновения всем пишущим и тем, кто вдохновляется, читая их творения!
цитата
"Муми-тролль сразу успокоился и, забыв про следы, медленно пошел
на свет. Он шел, пока не добрел до самого огонька и не увидел, что это
горит самая обыкновенная стеариновая свеча. Она была глубоко и надежно
воткнута в снег, а рядом с ней возвышалась остроконечная крыша домика,
сложенная из круглых снежков, прозрачных и красновато-желтоватых, как
абажур ночника в доме муми-троллей.
Неподалеку от этой необычной лампы кто-то лежал, глубоко
зарывшись в снег, и, глядя в суровое зимнее небо, тихонечко
насвистывал.
-- Что это за песенка? -- спросил Муми-тролль.
-- Это песенка обо мне, -- ответили из ямки. -- Песенка про
Туу-тикки, которая сложила из снежков снежный фонарь, но в припеве
говорится совсем о другом.
-- Понятно, -- сказал Муми-тролль и сел прямо в снег.
-- Ничего тебе не понятно, -- дружелюбно произнесла Туу-тикки и
высунулась из ямки, так что стала видна ее куртка в красно-белую
полоску. -- Потому что в припеве говорится как раз о том, чего нельзя
понять. А я думаю сейчас о северном сиянии. Неизвестно, есть оно на
самом деле или это одна видимость. Все очень неопределенно, и это-то
меня и успокаивает.
Туу-тикки снова нырнула в свою ямку и продолжала глядеть в небо,
успевшее за это время стать совсем черным.
Муми-тролль поднял мордочку кверху и увидел северное сияние,
которого никогда прежде до него не видел ни один муми-тролль. Оно было
бело-голубым и чуть-чуть зеленоватым и, казалось, обрамляло небо
длинными, колыхавшимися на ветру занавесками.
-- Я думаю, северное сияние есть на самом деле, -- сказал Муми-
тролль.
Туу-тикки не ответила. Она подползла к снежному фонарю и вытащила
И, все же, возрождение жанра научной фантастики нам необходимо. Быть может, в первую очередь, для того, чтобы, как и в давние годы, начинать задумываться о себе и окружающем мире.
Как обычно, в глянцевом микромире рецензентов Кинопоиска, я не нашел относительно положительных отзывов на этот фильм, многие из которых заключались в объемной текстовой интерпретации слова «нудный». Однако, во многом, для человека думающего, или же вовсе человека науки разгадка посыла этой киноленты покажется, по крайней мере, интересным паззлом.
Если говорить об инспирациях – то мы видим определенное желание показать именно научность сценария. Поэтому, с первых же кадров у меня возникли ассоциации с «Аннигиляцией» (все эти фиолетовые тона и видоизмененные биоформы). Опять же, в отзывах, я постоянно видел шлейф обвинений в том, что, дескать – «у них лес кругом, а они голодают», но вы посмотрите на этот лес, кишащий споровыми организмами. Собственно, в проекции, мы имеем мир, где после какой-то глобальной катастрофы все животные и растения погибли, а то, что осталось – превратилось в симбиоз с царством грибов – в целом – насекомые и растения. На этой же основе мы видим то, что научный мир – это мир биоинженерии. И вот тут мы снова видим прямые инспирации.
Безусловно, режиссеры фильма не могли не знать о вселенной Half-Life. Итак, что же мы получили – локация Восточной Европы в ее постсоветском антураже, генетические нарушения у жителей, биоинженерия, комбайны и страйдеры (глайдеры) литовского разлива, Цитадель (тут даже не стали ничего вуалировать), и главный герой (-иня) с задатками ученого. И, коль мы не имеем фильма по HL, то хотя бы вот через это посмотрим на что-то подробное.
Разумеется, фильм не обошелся и без религиозности. Давайте посмотрим на смыслы.
Первое. Падение. Мир, в котором человек попытался заменить Творца неминуемо пришел к гибели. Именно поэтому творения человека столь несовершенны, место гипотетического рая исторгло из себя ненужных, а сами судьи мира взяли на себя право решать, давая миру надежду, но и обманывая отверженных (в фильме они обозначены греческим словом «олигархи»)
Второе. Творение. Человек, несмотря на все невзгоды, тянется к знанию, тем самым пытаясь возродить в хаосе частицу божественного, но «олигархи» могут созидать только подобия людей для своих нужд, несовершенных и уродливых, а главная героиня пытается найти ключ, (код ДНК), чтобы понять смысл творения, собственно, из этого исходит и третий смысл…
…Третье. Надежда. Локализаторы перевода в очередной раз послали смысловой посыл фильма, сделав акцент не на частном, а на общем. Итак, фильм называется Vesper. Словом «веспер» древние греки обозначали Вечернюю звезду, в противовес звезде Утренней, Деннице, пока не поняли, что это одно и то же небесное тело – Венера. Венера-Афродита – богиня красоты, созидательница прекрасного. Юная Веспер в фильме неслучайно восхищается своими грибовидными созданиями, подчеркивая их красоту. Это надежда на то, что в будущем мир станет лучше с ее биологическими открытиями. Красной строкой в фильме проходит образ странников, отчаявшихся людей, которые тащат хлам в определенное место, чтобы построить башню. Это бессмысленное строение, сродни Вавилонской башне, колосс на хрупких опорах, позволяет показать кульминацию фильма, его видение хэппи-энда с посылом на ближайшее будущее.
Вкупе с детализациями соцлагерного пространства и спецэффектами, режиссеры включили в фильм актеров с настоящими генетическими заболеваниями. Так, в эпизодической роли сыграла модель Мелани Гейдос с эктодермальной дисплазией, тем же заболеванием, что и легендарного Майкла Берримана, знакомая многим по клипам Rammstein.
Вадим Ильин "Тайны монстров и загадочных существ" М.: АСТ, 2008 (серия "Все тайны Земли")
При достаточно большой личной библиотеке, причем с достаточным количеством и научной литературы, нередко я посещаю и муниципальные книгохранилища, в поисках чего-то интересного. Эту книгу я взял в довесок к небольшой стопке выбранных книг, исключительно, чтобы сравнить этот сборник, например с книгами Непомнящего в части информации по криптозоологии. В целом, для 2008 года книга достаточно посредственная. Отпечатанная на газетной бумаге, без единой иллюстрации, наверняка она могла бы представлять исключительный интерес для интересующейся темой непознанного личности. Однако автор слишком понадеялся на собственное красноречие, и атмосферы загадки в книге создать не получилось. Таким образом, сборник включает в себя, по-видимому, собственные статьи автора, которые печатались в периодике издательства "Калейдоскоп", поэтому и книга отдает этакой бульварной сенсационностью, хотя, в целом, некоторые данные — лишь перетекание из одного журнала о "тарелках" в другой.
Думаю, в современной ситуации книга не могла бы конкурировать с каким-нибудь глянцевым фолиантом на ту же тему, но и в 2008 году было довольно много книг поинтереснее.