«Где-то над далеким морем горевал огненный закат, струились лучи багряного солнца над бурными волнами, что гнал на далекий заокраинный Запад великий Ульмо. Здесь, среди скалистых берегов, навсегда печаль сливалась с криками чаек, стенала душа в бесконечной тоске по ушедшим временам волшебства. И лишь память оставалась навсегда там, где пурпурными узорами уходил в неведомые смертным земли потаенный путь»
В уходящем 2022 году музыкант-мультиинструменталист из США Sayer смог порадовать любителей электронной музыки и Толкина своим альбомом “Middle Earth” На более чем часовом звуковом полотне в 9 уникальных композициях воплотились различные ландшафты Средиземья от Итилиена и до Барандуина. Прекрасные саундскейпы, причем выполненные в стиле, совмещающем Берлинскую электронную школу и концептуальные работы Жана-Мишеля Жарра, проникновенно запоминаются слушателем и заметно выигрывают по сравнению с множеством эксплуатирующих тему Толкина проектов, не задумываясь ни о смысловой нагрузке, ни об атмосфере. Атмосфера же Dream Quest великолепна и вполне понравится тем, кто в детстве любил саундтреки к «Бесконечной истории».
Вот что говорит о своем опусе сам автор:
«С детства я был поклонником историй о землях и обитателях Средиземья. Они рассказаны с такими элегантными и яркими подробностями, что и по сей день я нахожу их восхитительными и очаровательными».
Sayer
Tracklist:
1.Rivendell 08:40
2.Valinor 10:20
3.Anduin 09:18
4.Ithilien 09:07
5.Mirkwood 07:07
6.Lothlórien 09:53
7.Misty Mountains 08:08
8.Rhovanion 09:48
9.Baranduin 06:23
Инструменты использованные для создания саундскейпов
Hellraiser (2022, США, Сербия, реж. Дэвид Брукнер, 121 мин.
Перезапуск культовых фильмов или франшиз всегда встречается враждебно, пусть даже он будет в сто раз лучше оригинала по качеству и современнее по спецэффектам. Однако, если фильм изначально имеет плохо продуманную концепцию, унылый сценарий и ориентируется на общественный тренд, а не на культ тех, кто обязательно потратит деньги на билет и любой мерчандайз, если фильм окажется именно «тем самым», то и у случайного зрителя он не вызовет никаких эмоций, кроме скуки или неприязни. Именно так получилось в свое время с новым «Кладбищем домашних животных». Ощущение такое, что весь свой поток вдохновения создатели заключают в трейлер, а потом показывают в полном хронометраже что-то совсем другое.
«Восставший из ада» был именно тем фильмом, который я застал еще в классическом постсоветском переводе на VHS, посмотрел в гостях поздно вечером, и потоки крови и жестокости в классическом фильме вызвал у меня массу впечатлений. Я не стал фанатом серии, книг Баркера я тоже, к своему стыду, не читал, но зато именно в те же годы полюбил его «Ночной народ». Позже мне удалось посмотреть различные части этого фильма, но, разумеется, как и в случае со многими другими фильмами, лишь первый и второй мне очень запомнились. А вот самой тупейшей частью мне показалась та, где события происходят в космосе.
И вот, долго подбираясь к новому кинофильму, который перезапустил на свой лад франшизу, я, в принципе ничего сверхчудесного и не ожидал, кроме, возможно, атмосферы сенобитов, лукаво исполняющих волю собравших шкатулку Лемаршана. Но, конечно, мне пришлось разочароваться.
Во-первых, новый фильм, как мне показалось, собирался следовать именно книжному канону серии, однако в исполнении данного режиссера, растянувшего хронометраж кино почти до двух, с небольшим, часов, вышло что-то очень нудное.
Что мне показалось совершенно лишним, так это сначала показать нам балканские трущобы буквально на пять минут, и не оставлять сюжет в этом депрессивном антураже, а перенестись опять же в царство роскоши и порока – Массачусетс. Ну что ж, ладно. После легкого намека на одну из серий старых фильмов о знаменитом «кубике», зрителей переносят в сериал «Друзья» в каком-то карикатурном смысле.
Я не стану заострять внимание на ориентациях или на алкоголизме\наркомании главной героини, но почти пятиминутное однополое валяние в постели с декламацией Байрона или же жесткий половой акт опять же главной героини со своим сомнительным дружком явно лишнее время в этом и без того растянутом киношедевре. Собственно, и унылые диалоги слабого сценария в оригинале настолько же плохи, что вины переводчиков, использующих это междометие «ладно» в течении всего фильма огромное количество раз вовсе нет, просто диалоги очень слабы.
Сенобиты в фильме показаны чертовски мало, а их появления нелепы (опять же, никакой спорности в цвете сенобитов или в том, что транс-актриса сыграла Пинхеда я не вижу – Баркер все же, да и канон книги, как я понял это тоже не нарушает), а вот то, что сенобитов стало так легко перехитрить или ставить им какие-то условия, переигрывая их, меня удручило. Неотвратимость судьбы героев исчезла, а главная героиня, которая и вправду похожа на наркоманку, не вызывает сопереживания, как героиня первой части, столкнувшаяся с дядюшкой Фрэнком.
А вот Пинхед интересный, не более того, просто интересно сыгранный персонаж, но сценарий все остальное уничтожил. Как и скомканный финал, совершенно неожиданно оказавшийся ненужным и неудачным. В остальном, фильм не заслуживает пересмотра.
Иногда мне кажется, что хорошие идеи в фильмах часто нивелируются не из-за нехватки финансов или плохой игры актеров, а из-за отвратительной режиссуры и слабого сценария.
«А снег идет» подкупает случайного зрителя отличными постерами и сюжетом, однако при просмотре киноленты, ты внезапно понимаешь, что тебя, мягко говоря, обманули.
Итак, что мы имеем. Пятеро друзей отправляются на празднование Нового года в горный дом родителей одного из них, активно пользуясь гаджетами и видеосвязью. Кстати, на моей памяти – это один из немногих фильмов, где американские граждане в фильме отмечают Новый год, обычно упор делается на Рождество. Ну да ладно. Приехав, они располагаются по комнатам и готовятся к празднику. У них очень много алкоголя, и практически нет никаких продуктов, кроме сладостей. Пару дней они веселятся и пьют, параллельно раскрывая в каждом из персонажей кучу комплексов и самокопаний, которые, вроде бы должны привести нас к какому-то саспенсу. Но нет. Компания спокойно допила все и внезапно столкнулась с тем, что на горный курортный район, в котором они находились, приходит обширный штормовой фронт, и возможность выбраться из дома у них отсутствует. Так прошла половина фильма.
Среди героев у нас –
Маменькин сынок, который позвал своих лучших друзей в дом, он очень боится, что будет испорчена антикварная мебель и постоянно протирает полы за своими неряшливыми приятелями.
Девушка-студентка медик, пережившая смерть своей матери, маменькин сынок в нее тайно влюблен, но ей не до того, потому что она самоутверждается засчет своих минимальных знаний о медицине и выживании.
Куколд-блоггер с парой тысяч подписчиков, который снимает всех на телефон и мирится с тем ,что ему отказывает в близости…
Его девушка-ипохондрик, несимпатичная капризная дама, чрезмерно заботящаяся о своем здоровье лишь нахождением симптоматики через интернет.
И, наконец, парень-метросексуал, который все время пытается расшевелить эту унылую компанию, но после начала шторма, как-то сникает (кстати, его харизматичность объясняется еще и тем, что роль этого мистера исполняет режиссер\сценарист фильма)
Выключается свет и отопление, еда заканчивается, психологические проблемы вылезают наружу.
На второй день бури (хотя бури-то и нет, так, снегопад, плохо нарисованный на компьютере) у ребят начинает развиваться паранойя. Несостоявшаяся пока девушка-медик принимает неформальное лидерство в компании, пытаясь указывать, что и как делать для выживания. Главным решением проблемы с гипотермией она считает бодрствование. И вот, на почве недосыпания и параллельных рассказов об экспериментах советских военных над сном, а также других конспирологических темах в замкнутом пространстве паранойя перерастает в галлюцинации и психоз.
Однако, это все подано создателями фильма так криво, что в тяготы героев не просто не веришь ,а начинаешь раздражаться от их малохольности. Я не буду кичиться здесь знаниями о поведении в таких ситуациях, благо есть куча реальных примеров того, как паника доводила людей до несчастных случаев и в более благоприятных условиях, однако та меланхоличная атмосфера безразличного отношения к себе и окружающим, неотвратимость смерти, отсутствие внятных попыток спастись приводит к мнению в стиле задорновского отношения к американцам. Ну, или каким-нибудь репликам в стиле «ну ,что же вы студентики, так себя не бережете».
В сущности, герои не виноваты в своем трагичном финале – виноват сценарист, наделивший их этой безвольностью и неустойчивой психикой, которая на экране граничит с тупостью.
Ну, и напоследок, можно удрученно сказать, что такие фильмы в 2023 году стыдно снимать и выпускать, а потенциальным зрителям я могу порекомендовать не смотреть это кино, а найти десятки другого, достойного контента для сопровождения выходных.
«На ощупь» (2022, Россия, реж. Антон Мусс, 87 мин.)
Вот, мы и посмотрели чудесный (нет) фильм «На ощупь» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Собственно, после просмотра у меня возникло два вопроса. Первый – почему наши киноделы все время пытаются снять фильмы с философским и поучительным контекстом, и второй – почему при этом, сценарии подобных фильмов настолько слабые, что даже у обзорщиков с ютуба не хватит псевдоостроумия, чтобы эти фильмы обглумить. На самом деле, фильм вызывает какое-то чувство безграничной тоски и одиночества, ты им проникаешься, и как-то залипаешь от безысходности фильма, который за свой хронометраж никак не может тебя убедить, что главному герою плохо, и необходимо сопереживать его трагедии и тяготам.
А вот, к слову о тяготах. Главный герой фильма – некоторый Виктор, накануне своего 5—счемтолетия активно отдыхает в своем шале на берегу небольшой реки в дремучем (нет) лесу. У него есть ружья, он очень бодро выслеживает и отгоняет медведя со своей территории, и ерничает над другом-юристом, который якобы к нему в тайгу (нет) приехал, и не побоялся капканов и прочего дремучего. Однако, за тем образом, что мы часто видим, кстати, в рекламе мобильных операторов, проглядывается какая-то грусть, недосказанность, и в конечном итоге мы понимаем, что в жизни у некоторого Виктора случилась какая-то трагедия, из-за которой он долгое время не общается с сыном, а сычует в шале, жаря на мангале шашлыки («хорошие ведь, возьми, домашние, кто тебе такие приготовит» (с) цитата).
В ходе повествования мы также видим, что у Виктора с детства развита водобоязнь, и шаткий мостик через неглубокую речушку становится для пожилого отшельника серьезной проблемой
По отношению к медведю, шастающему по окрестностям, Виктор настроен сурово, и подготавливается к взятию трофея очень бодро:
— он снаряжает патроны в стиле фильмов «Брат», однако, насколько я понимаю, дробью, что даже мне, не как охотнику, намекает на то, что для такого выстрела надо, как минимум, очень близко подпустить к себе зверя, а потом надеяться на удачу.
— никакого минимального снаряжения герой также не берет, в его арсенале лишь бензиновая зажигалка (стильный аксессуар), облегченная фляга, неудобно притороченная на поясе, что постоянно видно на кадрах, огромный нож-кукри (тоже стильный аксессуар), и еще один нож (ножей много не бывает), огниво (аксессуар выживальщиков), очень большой моток веревки (зачем она герою была изначально, я не совсем понял, но ввиду того, что он ей обматывается по ходу фильма все время, все нормально), а из продуктов у него любовно завернутые в фольгу хлеб, два яйца и зеленый лучок, возможно остатки шашлыка, но я не рассмотрел). Никаких дождевиков у него не было, зато обувь была неплохая (этакие облегченные трекинговые ботинки). Ну, и ружье с дрессированной собакой также присутствуют.
В общем, главный герой идет по явно не дремучему лесу, постоянно делая зарубки на деревьях, со свойственным Дмитрию Нагиеву суровым взглядом. Скоро на глаза попадается и (ручной) медведь, собака быстренько заламывается, и в порыве гнева и паники, неправильно снаряженный патрон взрывается в стволе и ослепляет Виктора, а медведь убегает. После этого начинается основной сюжет.
Виктор блуждает в трех соснах, пытается «выживать» в стиле «выживальщиков», даже заталкивает мох в одежду, хотя опять же повторюсь – лес не таежный и время летнее, падает, поднимается, выламывает суставы, попадает в волчью яму, убивает и съедает волка, снова падает, снова блуждает в трех соснах, но его мысли постоянно уносят его в благополучно идеалистическое прошлое.
Как мне мнится, создатели фильма очень хотели показать нам что-то из серии фильмов, наподобие «Выживший» с Ди Каприо, но тяга к притчевости убила этот настрой чуть более, чем полностью, для того, чтобы постоянно делать абсолютно ненужные флэшбеки, убивая и без того скучноватый экшен.
А в «экшен» и вправду не верится. Подмосковные (или тверские) леса ну никак не тянут на таежные просторы, где можно умереть в трех соснах.
Панорамные съемки с квадрокоптера постоянно намекают на обжитость мест, медведь и волк в фильме ну явно ручные, и вызывают скорее жалость, нежели страх. Все потуги главного героя «выжить» намекают лишь на миллионы бесполезных каналов строителей шалашей (землянок), столь популярные у любителей легкоходства. Очень печально, что саму идею выживания героя так бездарно слили.
Что до притчевости. Здесь мы разберем небольшой архетипный момент. В фильме постоянно фигурирует образ реки, и моста через нее, достаточно важный для мировосприятия в традиционном мышлении. В какой то мере, пожилой и умудренный опытом (вроде бы), поучающий и проучающий человек, внезапно из-за совершенно нелепой ситуации скатывающийся до нечесанности и сычевания, лишь каким-то жестким методом должен был выгнать себя из собственных клише и рамок, не позволявших ему наладить свою жизнь, и помириться с сыном, и вот так удачно подвернувшийся трип «около дач» коренным образом его поменял.
По своей структуре фильм очень напоминает шоуменский контент Нагиева, помноженный на костюмированность давних серий «Осторожно, модерн!», но без юмора. Зато с очень хорошим саундскейпом, который делает честь фильму.
Резюмируя этот небольшой текст, хочется сказать, что фильм, безусловно, стоит того, чтобы его посмотреть хотя бы раз, он заметно отличается от обычной комедийно-драматичной чепухи, но излишняя серьезность при довольно слабом сценарии не вызывает сопереживания или сопричастности.
The Old Way (2023, США, реж. Бред Доноху, 95 мин.)
Удивительно, но факт. Николас Кэйдж триумфально возвращается в нормальное кино, после относительно недавнего самоироничного фильма о себе, зрители могут увидеть его в амплуа ганфайтера, в вестерне «Old Way».
Собственно, о фильме. Колтон Бриггс, ганфайтер из маленького городка, за последние 20 лет совсем отошел от дел, держит магазин смешанных товаров и обзавелся семьей, крикливой женой и угрюмой дочерью. Однако неслучайный визит из давно позабытого прошлого ломает его новый уклад.
В общем, перед нами типичная история для интересного вестерна. Однако, фильм с Кейджем тянется неспешно, как и медленно проплывающие пейзажи Вайоминга, снятые квадрокоптером, вполне себе профессионально. Кино, впрочем не нудное, а достаточно интересное, что бы ни говорили рецензенты. На самом деле, Кейдж здесь даже не главный герой, как и уроженец Северной Каролины Ник Сирси, сыгравший в фильме практически идентичную по харизме роль, как и в недавнем «Смерть в прерии». Скорее, мы можем сказать о восходящей звезде юной Райан Армстронг, чей меланхоличный взгляд исподлобья и явные психические отклонения у ее героини (сами все можете увидеть по ходу сюжета) очень талантливо отражают выпавшую ей роль.
Антагонисты в фильме статичны, а весь план мести молодого главаря банды похож на выражение детских комплексов. Впрочем, я не клинический психолог, а просто зритель, и фильм «Отзвуки прошлого» достаточно хорош, чтобы остаться в коллекции.