Ered Guldur '2021 "Palantir's Quest" (EP) (digital release)
цитата
Tracklist:
01 — Palantir's Quest
"Далеко на южной оконечности Чернолесья на высоком, покрытом шлаком холме, таилось святилище Некроманта" (с) официальное описание творчества коллектива Ered Guldur.
Продолжая обозревать интересные музыкальные формации, играющие музыку, вдохновленную Толкином, я остановился на испанском квартете Ered Guldur, выпустившем в 2021 году два полноценных релиза, дебютный EP я прослушал, и мне он пришелся по душе. Несмотря на то, что музыканты всячески пытаются охарактеризовать свой стиль, как sludge или stoner, американского влияния на практически 17-минутном треке я не заметил, зато у меня вызвали ностальгические нотки акустические переливы и общая атмосфера, которые, как ни странно, напомнили мне о раннем творчестве The 3rd and The Mortal образца 1994 года и альбома "Tears Laid in Earth". Это очень мелодичная и медленная музыка, с редкими вставками женского вокала (слабоватого, но для этого стиля весьма подходящего) и мужского гроула. Вся музыка сыграна этакими домашними испанскими металлистами, которые, впрочем свой второй релиз выпустили в разных форматах, в том числе и на аудиокассетах. Но, безусловно, достойная внимания музыка.
в качестве обложки релиза музыканты использовали картину "Сожжение Денетора" Роберта Хронистера
Фильмы с этнокультурной составляющей всегда интересны, в первую очередь тем, что подача материала сценаристом, режиссерская и операторская работа в этом случае всегда взаимосвязана, чтобы создать атмосферу сопричастности, взгляда исследователя и неравнодушного человека.
Если смотреть на подобные фильмы, как отдельный жанр, то, на самом деле, самобытного списка почти и не получится (здесь мы рассмотрим именно новое видение этнокультурного кино) – «Ноябрь» (очень тесно связанный с эстонской культурой повседневности, не последнюю роль в котором сыграл культ мертвых), «Овсянки» (здесь мы приоткрываем завесу над миром мерян), «Небесные жены луговых мари» (альманах современного осмысления мифологических рассказов в современном макрокосме марийского этноса») «Хара хаар» и «Пугало» (якутские этнокультурные притчи о связи с корнями). Здесь мы проследим некоторую закономерность. Вряд ли кто-то смог бы снять кино про, допустим, тофаларов – это было бы, по крайней мере, неэтично. Ни одна этническая группа не захотела бы, чтобы ее причисли к умирающей. Поэтому, и новый татарский фильм «Микулай» избегает говорить о таких вещах.
Действие фильма происходит в повседневном мире субэтнической группы татарского этноса -кряшенов, православных татар. На самом деле, при своей сегодняшней малочисленности, этот субэтнос вряд ли можно назвать умирающим. Скорее всего, здесь дело в самоопределении и идентичности. Главный герой, Микулай, – простоват и наивен, но, умело руководит немногочисленными жителями своего села, чтобы каждый день зажигать огонь, помогающий ориентироваться в ночном небе самолетам. И вдруг, внезапно, в его уютном мире появляется молодой человек, объявивший себя сыном Микулая, после чего, размеренная жизнь героя нарушается.
Собственно, о фильме. Операторская работа на высшем уровне, потому что подобный уровень уже задан аналогичными примерами – самым избитым будет «Солнцестояние», которое, к слову, на фоне любого из российских аналогов смотрится комиксно и приторно. Атмосферу одним только видом крови рябин или паутины на чертополохе и старом дереве обветшалых домов могут сделать только у нас. Плюсом фильма является грамотное использование света, пронизывающего фильм — от утреннего и вечернего до мистического и потустороннего, к месту.
Актеры. На самом деле, как мне думается, пьеса, по которой написан фильм – это моноспектакль, в котором должное время отдано воспоминаниям главного героя. Однако, для более чем часового фильма такое вряд ли подошло бы, и в сценарии появились другие персонажи, которые именно поэтому и смотрятся вторично и сухо, в этом нет ничьей вины – они фон, призраки и забытые воспоминания. И, тем прекраснее на их фоне драматизм персонажа Сухорукова, он переживает все эмоции от радости до страха очень живо. Иван Добронравов, к слову, оказался отличным амбассадором бренда одежды Fred Perry. Массовка тоже очень колоритна и сохраняет аутентичность фильма, это очень важно.
Смысловая нагрузка. Здесь все зависит от восприятия. Кто-то с удовольствием воспримет ретро-архаику деревенского быта (я ее ощущаю в экспедициях постоянно, и это действительно здорово), кто-то подумает, что это что-то снятое специально, чтобы не оставить надежды на светлое будущее, кто-то будет выискивать айсберги смыслов. В общем, безусловно, фильм получился неплохим, ведь сколько теорий он смог бы породить. Например, сколько моментов можно раскрыть по вопросу конфабуляции.
Однако, к сожалению, ввиду того, что этот режиссерский дебют должен был пойти по стопам якутского кино, и вывести татарский кинематограф на новый уровень, получилось несколько некритичных заимствований – это все те же «Небесные жены» (в плане использования архаичных диалектов в повседневной речи с субтитрами), это сцена с бегом Ивана Добронравова вокруг указателя населенного пункта, как и ряд сцен деревенского быта, копирующая недавний сербский «Вампир» с кинематографичной точностью, это и пресловутое «Солнцестояние», как отсылка к операторской работе. И многое-многое другое, тот же «Остров проклятых». И, тем, не менее фильм интересен и достоин того. Чтобы посмотреть его еще раз, или два.
А в целом, это фильм о бесконечном российском одиночестве. Когда сотни трагедий оставляют маленького человека наедине с осколками памяти, ложного счастья, замещенного и метафоризированного игрой, кукловодством, ролевыми сценками, подменяющими именно те эпизоды жизни, которые вызывают неподдельную боль. И только настоящий божий человек, каковыми были те же юродивые на Руси, обретет после мук мирского Царствие Небесное.
Таким образом, зажигая огни каждую ночь для самолетов — Микулай остается персонажем Экзюпери, а не безумцем, в картине намеки на это тоже есть, для тех, кого не увлек обманный путь хоррор-составляющей.
Я вот подумал, есть ли аналогия у Сарсаз Кул и нашел село Сарсаз, которое за век из большого села с населением в в 555 человек скатилось до 37
Интересное и, одновременно, умиротворяющее видео от канала "Krestoff — походы, сплавы". Денис "Krestoff" Бочкарев — мой давний друг, и на своем канале он в незатейливом виде человека, проводящего досуг на природе, не навязывая при этом ни своего мнения, ни взглядов, ни комментариев, показывает зрителям красоту Владимирской области и рек, хранящих воспоминания о давних временах. Иногда он что-то неспешно рассказывает, а иногда просто бродит среди неприкаянных берегов. Саундскейпами, сопровождающими визуальную часть видео, часто становится электронная музыка, и вдвойне приятно, что в новом видео "По зову сердца", он использовал два трека моего dark\ambient проекта Воронмрак. Я очень рад, что моя музыка вдохновляет людей, путешествующих по тайге, сплавляющихся по рекам, или просто смотрящих на закаты.
Во многом, этот кинофильм похож на историю Холдена Колфилда, рассказанную Сэлинджером. Здесь неприкаянность главного героя протянута красной нитью сквозь весь хронометраж ленты. По сути, перед взором зрителя проходит жизнь жертвенного человека, который проходит через жизненные неурядицы, оставаясь затворником собственной добродетели. «А добрый ли ты христианин?» — раздается невольный вопрос. Но нет, безусловно вся христианская мораль в данном контексте скрыта в повседневном укладе. Именно этот «тихий» мирок американской провинции, который так вальяжно эксплуатируется киноделами в любом контексте, и есть своеобразная душа этой страны, на таких тихих городках, где все друг друга знают и настороженно относятся ко всему новому и строилась американская мечта. Безусловно, в романе Питера Хеджеса, внутренний мир героя, выступающего невольным рассказчиком, показан шире, как и его отрешенность и задумчивость. На экране, жертвенность Гилберта Грейпа очень хорошо выражена особым, полным тоски, взглядом Джонни Деппа.
Смысловая нагрузка фильма может быть воспринята двояко, кто-то посмотрит этот двухчасовой фильм, как образец актерской игры, например, за роль умственно отсталого Арни, брата Гилберта, юный Леонардо Ди Каприо был впервые номинирован на «Оскара». А кто-то, особо умный, начнет искать сакральные смыслы.
На самом деле, это очень правильно, пытаться найти сложный смысловой подтекст. И, наверное, стоит сделать некоторые заметки, которые были важными для меня.
Первое, это смерть. Смерть пронизывает героев насквозь, смерть безвольного отца взвалила на плечи главного героя тяжкое бремя ответственности, сделав его взрослым раньше времени, ожидание смерти – такая же тягость и для всех его родных – брат, которому пророчили раннюю смерть, мать, ждущая в смерти избавление. Но в тихом воздухе их малой родины редко кто умирает, и роскошный катафалк местного похоронных дел мастера мало кому необходим в однообразии жизни.
Второе, это выдержка и терпение. Терпеть и при этом не отчаиваться – очень тяжелый труд для главного героя, его каждодневные проблемы ведут его по тропке собственного отца, избравшего уход из жизни самым лучшим решением, и Гилберт почти пал духом и смирился, но судьба внесла свои коррективы. К слову, название городка Эндора – словесная интерпретация латинского "indorae" – терпеть, вынести, выдержать. Так, что все неслучайно.
Третье – это инициация героя. Его стагнация должна была нарушиться рано или поздно каким-то потрясением, и целая череда событий приводит его к очищению и переходу на новый уровень.
Таким образом, фильм достаточно философски настроен, хотя и несколько монотонен, а игра молодых Джонни Деппа, Ди Каприо и Джульет Льюис доставит удовольствие ценителям их творчества, перекликаясь с фильмом того же времени «Жизнь этого парня». Кроме того, новая озвучка фильма для портала Кинопоиск предполагает, что все герои произведения в некотором роде тоже не в себе, это очень талантливо – так озвучивать.
Beleriand '2020 "Far Over Wood And Mountain Tall" (spell 127 — Wolfspell Rec)
цитата
Tracklist:
1.The Sky Has Turned Its Heart Away
2.In The Black Wind The Stars Shall Die
3.A Morning Clear
4.Stronger Than Morgul-Spells
5.Light From The Shadows Shall Spring
6.... Where The Shadows Lie
7.Far Over Wood And Mountain Tall
8.The Сlouds Have Fallen All The Night
Ну, а теперь поговорим о некоторой смене полярностей в тяжелой музыке. Перед нами великолепный дебютник норвежского проекта Beleriand из города Тромсо (Норвегия), основателем которого является некий Vidarr. Музыка, несмотря на то, что безусловно, инспирирована работами Толкина, все же, как и положено в Atmospheric Black metal нацелена на то, чтобы саундскейпы, созданные музыкантом отправляли слушателя в нежданное путешествие сквозь бесконечно красивые ландшафты, изредка намекая на то, что ландшафты эти еще и в Средиземье. Но, безусловно, музыка такая уже была и снова появляется на горизонте. Из ближайших аналогий — это Eldamar, звучание которого, судя по всему и повлияло на Beleriand, а мы можем предположить, что вторичность в толкинистской тяжелой музыке относится не только к копированию Summoning. Хотя думаю, что любители могут и почитать под эти мелодии. Музыка атмосферная, с многочисленными клавишными пассажами и редким женским интонированием, при том ,что лидирующий вокал немногословен и убран на второй план. Приятная музыка. В 2020 году цифровой релиз Beleriand был переиздан на физических носителях польским Wolfspell Records на CD, аудиокассете и (вроде бы) виниле. Что удивительно, ремастерингом на этом альбоме отметился Хенри Сорвали (Finntroll\Moonsorrow), собственно в этом и видна некоторая смена полярностей — Норвегия более не лидирует, как впрочем, и недавно еще стоявшая на пике Финляндия.