Omoide no Mani (2014, Япония, реж. Хиромаса Ёнэбаяси, 103 мин.)
В целом, когда видишь голубое полотно с ухмыляющимся Тоторо, безоговорочно ждешь соприкосновения с тайной, ведь люди, кторые делали мультфильмы на этой студии действительно читали книги, по которым снимали свои произведения. Этот мультфильм, достаточно меланхоличный и грустный — грусть и от заката знаменитой студии, и хотя, все же — все только начинается, многое из снятого под этим логотипом — стало историей вдохновения многих поколений.
В историях об одиночестве есть особый шарм. Юные особы любят читать такие книжки, когда им особенно уютно — все эти маршмеллоу в кофе, осень и клавишная музыка — этакие стереотипы уюта. Но на самом деле, есть огромный пласт людей ,которые действительно одиноки, и поэтому истории про одиноких детей делают их повседневность спокойной, создавая особый микрокосм, который гораздо лучше психологов и педагогов может помочь им социально адаптироваться. В этом и кроется успех произведений Астрид Линдгрен или Туве Янссон. Эти ненавязчивые истории за кажущейся простотой могут увести от пока неосознаваемой беды, и спасти только только начианующего депрессовать юного читателя, не превратив его в одинокого взрослого человека.
Так, и "Воспоминания о Марни" — это классическая история в духе английской литературы для девочек, этакий менее известный "Таинственный сад", но. опять же с надеждой на светлый и положительный финал. Вот только талант режиссера перенес английский болотный пейзаж куда-то на Хоккайдо, чтобы помочь понять классическую литературу и юным японцам.
К чему это привело в итоге. ну. для начала — детская история об одиночестве переросла в настоящий мистический детектив, с реальностью неспешного квеста, где ты до конца сомневаешься — а правильно ли ты понимаешь ход истории. Но, пытливый зритель обязательно догадается о настоящем, посмотрев (хотя бы) на название мультфильма. Но, грустный ореол и легкая мистика увлечет его обязательно в сторону, хоть на миг, показывая талант сценариста и режиссера.
Любителям классики Ghibli этот фильм понравится, однако могут удивить более яркие тона картинки, непривычные для любителя Миядзаки, и возможно неприятные поклоннику Такахата. Ну, а я продолжаю удивляться, при такой веселой мифологии и бодрой классической литературе, насколько в умах людей создан "хикканский" айнзамкайтный образ типичного японского обывателя. Вслушиваясь в некоторые музыкальные коллективы, все же думаешь, что это не так. А мультфильм хороший.
Стало доброй традицией, каждое начало нового года отмечать зимним походом, чтобы отдохнуть от городского шума, поговорить в тишине старого зимовья, поработать ногами и руками, попить чай под шорох снегопада.
В этом году нас постигла небольшая неприятность — обвалилась крыша у старенькой зимушки, что находится совсем недалеко от источника Халюты, поэтому в этом году нам пришлось идти чуть дальше, поднимаясь неспешно, но бодро. Первые дни января оказались богаты на снегопады, и поэтому тропить пришлось дольше, чем ожидалось, зато наградой стало уютное зимовье на склоне у насквозь промерзшего ручья. По дороге некоторое время виднелись следы средней рыси, а в прошлом году, говорят здесь встречали и редкую на нашей стороне Байкала росомаху. летом частым гостем здесь бывает медведь. Ну, а мы в этот раз не морозились, а довольно неспешно подготовили дрова для растопки, чтобы насладиться снегопадом и песней ветра, что поднимал нас рано утром, часов с пяти, осыпая с деревьев чудесное серебро снежных комьев. Впервые увидел, что на вершинах ветер уносит снег с ветвей вверх, превращая его в обманнные облака. Ночь встречала дивной оглушительной тишиной, а днем изредка переговаривались на лиственницах два крупных ворона. Обратно пришлось тропить снова, потому как за две ночи снега снова намело порядочно. Но никто не отчаивался и не горевал, оставаясь в мороке оставшихся паутиной на ветвях сновидений...
"Повелитель ветра" (2023, Россия, реж. Игорь Волошин, 94 мин.)
цитата
Всё, что нам дано — от Бога. Больше, чем дано — не совершить. Но не совершить то, что дано — грех.
Удивительно, но и на этот фильм нет однозначно восторженной волшебной рецензии, гордящейся человеком, который к осени жизни покорил уже практически все, что можно покорить. Однако, как обычно — это так, а ведь, как ни крути — перед нашими взорами за полтора часа экранного времен пролетает лишь один миг из жизни человека, который остается в мире примером для мирского, не нуждаясь, по сути в нем.
За последние годы настолько решали погрузиться в биографии первопроходцев и путешественников, пожалуй только скандинавы. за короткий период времени подарив нам великолепные фильмы об Амудсене, Туре Хейердале и даже менее известном обывателю Миккельсене. Однако, судя по мелькавшим иногда новостям, давно витала такая идея и у наших продюссеров. И, пожалуй, из ныне живущих никто не достоин большей чести быть кинопримером для подрастающего и молодого поколения, как Федор Конюхов. Ан, нет! Все же, слишком сложно понять внутренний мир человека, который в одиночку покоряя полюса, вершины, морские и воздушные просторы, неустанно что-то ищет, разговаривая с богом наедине, но при этом ни разу не сплоховав, памятуя о давней пословице.
Наверное, именно о таком человеке и оказалось сложным снять фильм-легенду. Но ведь и Конюхов не персонаж. а человек, который буквально недавно совершил еще один рекордный перелет. Возможно с такими людьми сложно общаться в быту, да и приемлют ли привычый обывательский быт вершители?
Ну, а мне при просмотре вспомнился все тот же 2016 год, когда за 11 дней Федор Конюхов совершал воздушную кругосветку, мы пытались сделать небольшой рекорд России, обогнув озеро Байкал на байдарках за рекордное количество дней, попутно совершив небольшое восхождение. Однако в тот раз не получилось. оставшись легендой о гигантских волнах, неукротимой воле к жизни и небольшими шрамами от весел на руках.
С удивлением заметил, что фильм довольно интересно снят, и при опять же беде наших фильмов — сценарии — смотреть было захватывающе, а кадры над Андами получились вдохновляюще романтичными. Но, диалоги, опять же, остались такими, как если бы снимался сериал "Сваты". Актеры умеют сопереживать и показывать эмоции, но либо их немногословность выражает стойкость духа, либо сценаристу просто нечего было вложить в их уста.
К сожалению, книги Федора Конюхова довольно сложно читать, ввиду их религиозного осмысления себя в этом мире. поэтому иногда ощущение. что читаешь чей-то сокровенный дневник, при чем без спросу. Однако фильм, возможно поможет найти новых читателей, к тому же буквально недавно вышла книга Оскара Конюхова об этом путешествии.
Наверное, мало кто заметил, но в завершении фильма показана построенная Конюховым часовня погибшим морякам и его творческая мастерская. Словом, фильм стоит посмотреть.