Сборник «Неизвестная война» Выпуск второй, Улан-Удэ, 2023 – 233 с. ISBN 978-5-90622-37-0
15 мая 2024 г. в конференц-зале Национальной Библиотеки Республики Бурятия состоялась презентация второго сборника материалов о Гражданской войне "Неизвестная война".
В сборнике представлены материалы II Международной научно-практической конференции «Неизвестная война», посвященной боям Гражданской войны 1918-1922 г. на территории Бурятии и Монголии. Также в книге представлены результаты поисковых экспедиций по Гражданской войне 2023 г. Издание является победителем конкурса для социально-ориентированных некоммерческих организаций, организованного Администрацией Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия. Сборник представляет интерес для историков, этнографов, военных археологов, участников поисковых отрядов, а также для всех интересующихся историей России нового времени.
Эта книга – результат плодотворной работы, проведенной в рамках социально ориентированного проекта «Неизвестная война», реализуемого при поддержке Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, совместно с Российским военно-историческим обществом и Союзом казачьей молодежи ЗВКО. За два года, проект собрал вокруг себя не только исследователей, ученых и краеведов, интересующихся проблематикой Гражданской войны, но и стал основой для подготовки новых поисковых отрядов и юных краеведов. Были разработаны методики по поисковой работе на местности, этнографии и архивной работе, что стало применяться на практике. На военно-полевых сборах было обучено свыше 200 юношей и девушек, участников военно-патриотических клубов и представителей казачьей молодежи. Ребята получили знания по военной истории, археологии, этнографии, военной антропологии, а также инженерно-саперному делу и тактической медицине.
В ходе экспедиций на местах сражений в 2023 году, все эти навыки были опробованы на деле. Были проведены изыскания в Джидинском, Селенгинском и Кабанском районе. Отрадно, что многие юные поисковики воочию смогли почувствовать дух давно прошедших сражений, ощутить прикосновение настоящей живой истории, получить неизгладимые впечатления, которые останутся с ними на всю жизнь.
В 2023 году мы назвали очередной этап нашего проекта «Дорогами Неизвестной войны», потому, что большинство наших экспедиционных маршрутов пролегло по пути следования белогвардейских и красноармейских боевых соединений, иногда в поистине труднодоступных таежных дебрях, среди горных озер и вековых кедров.
По итогам экспедиционной и научной работы, в сентябре 2023 года прошла II Международная научно-практическая конференция «Неизвестная война», на которой прозвучали интересные доклады, продемонстрированы ранее не опубликованные материалы, которые вы увидите в этой книге.
Мы надеемся, что второй сборник «Неизвестная война» станет для Вас еще одним интересным этапом в изучении такого непростого периода в истории нашего Отечества, как Гражданская война, а для кого-то и настольной книгой, помогающей в работе.
Интересующиеся проблематикой Гражданской войны по вопросам приобретения или ознакомления со сборником могут написать в личные сообщения. Предыдущий сборник также еще в наличии.
Май, внезапно, вошел в свои права и выкрасил лиловым склоны сопок. Вот это и есть тот самый багульник — рододендрон даурский, что упомянул в своем рассказе Юрий Яковлев. Удивиельно, но и вправду, в любое время года стоит только поставить в вазу веточки багульника, через какое-то время они начинают цвести, а листья наполнены чудесным настоянным на сибирском воздухе ароматом. К тому же, именно о багульнике есть строчки в официальном гимне Республики Бурятия.
Civil War (2024, США, реж.Алекс Гарленд, 109 мин.)
Очень хотелось посмотреть этот фильм после столь пафосного трейлера и отличного постера со снайперской точкой в факеле Статуи Свободы. Но, поверьте моим словам, больше в этом фильме ничего интересного нет. Именно та сцена с диалогом между кажуальным сепаратистом в красных стрелковых очках на тему "а из какой вы Америки?" осталась единственной тематически выверенной в плане сценария. В остальном...
Группа журналистов хочет взять последнее интервью у президента США, раздираемой гражданской войной. Причем. собираются они сразу, после отличного вечера с алкоголем, и практически половину фильма едут вчетвером по пустынным улицам и забитым брошенными автомашинами шоссе. Видеоряд очень смахивает на те же моменты, которые мы неоднократно видели и в фильме Cloverfield, и даже в "Годзилле" (1998), то есть — "едет танк, летит вертолет, и что-то вокруг происходит".
Зритель не понимает, а в чем собственно дело, почему в Америке это приключилось? Зато, как я понимаю, как раз на момент выхода фильма в США и вправду назрели какие-то проблемы с Техасом.
На самом деле, кинолента очень скучная и нудная. К примеру, последняя на сегодняшний момент "Судная ночь" была не в пример динамичнее. Журналисты в течении получаса от всего времени фильма занимаются рефлексией, какими-то пустопорожними разговорами, делают неуместные снимки (причем до самого конца картины), и едут по дороге. Ни у одного человека они не взяли интервью, не поинтересовались, как им живется. Но, с другой стороны, и антураж одной сцены внезапно мне напомнил тот самый фальшивый изумрудный город в одной из книг серии "Темная башня" С.Кинга. Какие-то рождественские декорации посреди дороги и даже с машиной, делающей снег, и снайперы перестреливающиеся друг с другом просто так. "А за кого вы?" "Ты дурак что ли? Стреляют же по нам, а мы в ответ!"
Это делает сюжет еще большим фарсом, до самого финала, где фильм превращается в сетевой вариант Call of Duty, а пресса забивает на бронежилеты и каски, оставаясь под защитой бейджиков. Ну,и финал, собственно.
Более всего мне этот фильм напомнил артхаусную (нет) киноленту "Монстры" (2010). точно также герои идут в никуда, где-то что-то происходит, но чувства погружения нет и не предвидится до самого конца. Зато трассеры где-то на горизонте говорят о том, что где-то боевые действия, но уже неважно кто там — монстры или Силы Запада (у них там две звезды на флаге).
Ну, и как вишенка на торте неудачного фильма — очень постаревшая, грустная и немногословная Кирстен Данст.
Для меня игры серии Fallout, как и Dune, неизбежно ассоциируются с различного рода сисадминами и программистами, которые в уже достаточно далекие теперь годы, в часы безделья (особенно сисадмины), и, будучи обладателями технического склада ума, всенепременно играли в эти рпг, с элементами квестов. Почти всегда мне восторженно описывали мир постапокалиптической Америки, и предлагали сыграть в эти игры. Пару-тройку раз мне даже закатывали болванки с красивым принтерным изображением. лишь бы мой гуманитарный ум восхитился, но, как только я видел мелкие фигурки, бегающие по бесконечно шахматным картам, интерес у меня сразу пропадал. Пожалуй, когда появился New Vegas, я плотнее познакомился с миром этой вселенной, но, по большому счету мне более понравился тогда антураж Пустошей, нежели сюжет, прохождению которого я посвятил одни новогодние выходные.
И вот, перед нами живое воплощение этой игровой вселенной, где все настолько ориентированно на поклонников, насколько в этом же хромают Star Wars и Lord of the Rings. Как-никак, фанаты хотят видеть что-то свое, родное, полюбившееся и знакомое. Предполагаю, что создателям сериала это удалось сделать.
Вся эта стилистика холодной войны, оммажи к поп-культуре тех лет, гиперболизированные и приукрашенные потребительским запросом очень интересно выглядят, и некоторая постирония сериала, во многом, еще лучше обыграла погружение зрителя в мир Fallout, даже если бы этот зритель в игры серии никогда не играл, и не будет.
Особо ценными для меня показались небольшие отсылки к изместным и не очень кинофильмам и событиям. так, великолепно отыгранный Уолтером Гоггинсом ковбой-гуль постоянно делает легкие реверансы не только к фильмам с Клинтом Иствудом, но и к спагетти-вестернам, обобщая их в одном большом комплименте Тарантино и его "Однажды в Америке".
Когда смотришь на Братство Стали, все время возникает подозрение, что создатели таким образом как бы показывают любителям Warhammer 40к — смотрите, мы сподобились, а вы нет, настолько пафосно и религиозно смотрятся все эти неуклюжие рыцари. К слову, персонаж Максимуса, как изначального оруженосца статиста с определенной долей трусости в начале сериала, как по мне легко перекликается с образом трусоватого штурмовика Финна из Star Wars, и не только по его чернокожести и молодости, но и по типажу, как таковому. Для него нашлась и еще одна чудесная пасхалка — неоднократно показывают, как он скрывается от ядерного взрыва в холодильнике, отсылая нас к третьему фильму об Индиане Джонсе, где Харрисон Форд удачно избегает смерти на полигоне точно так же.
Говоря об игровых отсылках, они очевидны, и любитель каждой серии игры вполне найдет свою собственную отсылку. а их множество. Зато среднего зрителя излишняя нелепость и комичность (всего лишь отсылающая нас опять же к специфике игры, вплоть до отлетающих голов от выстрелов и диалогов, словно бы говорящих о моменте выбора ключевой фразы), наверняка будет немного раздражать. Но все сглаживается неимоверной харизмой наверняка лучшего сериала по играм на настоящий момент.
А еще большую атмосферу создает саундтрек, где неизбежно главной темой будет «I Don't Want to Set the World on Fire» ансамбля The Ink Spots, все время будящий в нас фантомную ностальгию.
А для еще больших аллюзий на постъядерный ретрофутуризм с рейдерами наверху и гиперидеализированными жителями убежищ внизу, нам постоянно и ненавязчиво показывают пса, который, вкупе со своим новым спутником отдает дань памяти произведению (но больше конечно фильму) "Парень и его пес".
"Читаем детям о Великой Отечественной войне" — так называется XV Международная Акция, инициированная Самарской областной детской библиотекой. Цель этой акции — привить детям чувство патриотизма через знакомство с тщательно отобранными детскими произведениями о войне. Чтение происходит для большой аудитории вслух.
Муниципальная библиотека МАУ ЦБС г.Улан-Удэ №19 пригласила меня поучаствовать в этой акции в качестве чтеца для детей из санаторной школы-интерната №28 для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Для громких чтений был выбран достаточно редкий и малознакомый для современных ребят рассказ Бориса Лавренёва "Разведчик Вихров", строгий и, одновременно, эмоциональный по своему настрою. Поэтому я честно готовился к выступлению. Выдержка из моего отзыва на этот рассказ: "Почему-то захотелось сравнить это произведение со знаменитым «Сыном полка». В этом сранении, понимаешь, что рассказ «Разведчик Вихров» все же расчитан именно на детей. Здесь нет жестких подробностей, или зверств оккупантов, обо всем этом рассказывается в контексте, и человек, знающий историю Великой Отечественной. наверняка представит себе, как все обстояло на самом деле, хотя мальчик, прибежавший затемно к полковой флотской батарее в летних парусиновых туфлях, сказал обо всем этом скупо. Для юного патриота гораздо важнее тепла, крова, сытной еды и неожиданной ласки военных, увидевших в нем и своих сыновей было рассказать обо всем том, что строили и как укрепляли район его родного совхоза немцы. Рассказать быстро и при этом точно и правильно, ведь от правильной рекогносцировки зависели и жизни сельчан. И вот он уже спешит по промерзшей степи назад, зная, что совсем скоро по ориентиру его собственной скоречни будут бить тяжелые орудия батареи. Это образец настоящего самообладания и выдержки. Так и военные спешили поскорее пойти в атаку, чтобы успеть спасти мирных жителей и того паренька, что крался по железной от холода степи к ним на позиции".
В целом, мероприятие прошло очень уютно. детям было интересно послушать не только стихи, рассказы и песни о войне. но и потрогать экспонаты, найденные во время экспедиций поискового отряда "Рысь" в Подольске и на Халхин-Голе. Поэтому, после мероприятия, многие мальчишки не уходили, а остались поговорить о той далекой войне.