За этот год, в моей библиотеке появилось много книг и местных авторов, друзей, наставников по перу, уважаемых и умудренных опфтом людей. Благо — выходить они стали в нашем регионе довольно часто, что радует, ведь и денег на выпуск книг, пусть и небольшими тиражами, стали выделять больше. Больше стало и книжных конкурсов для авторов, мероприятий, презентаций и интерактивных обучающих программ для пишущей молодежи.
А начать хочется, все равно, с давнего.
Павел Попов. "Казачьи песни", Хоринск: Русский культурный центр, 1993, тираж 500 экз.
Эту маленькую книжицу я отрыл в каких-то уже совершенно далеких закромах одного из наших букинистических магазинов. И отразилась она какой-то очень-очень старой памятью.В начале 90-х я был совсем маленьким ребенком, но какая-то неистовая тревога была у взрослых, она даже витала в воздухе, и ты сам, невольно, начинал переживать. А каково было уже совсем зрелым людям?
Павел Попов родился в 1953 году, в г.Петровск-Забайкальский Читинской области. Молодым парнем, поселился с семьей в нашем знамнитом Хоринском районе Республики Бурятия, будучи родовым казаком, был одним из тех, кто возрождал забайкальское казачество в районе. И вот, на дворе уже 2024 год, а кто слышал, где сейчас этот широкой души человек, талантливый автор. Я поспрашивал у тех, этих и других — ответа нет. Грустно. И, в то же время, эта тонкая, газетной бумаги книжица, трогает сердце своими темами и сейчас, а стихи и песни, что в ней опубликованы, просто обязаны переиздаться, напомнить о себе читателю. Они поражают своей необычайной искренностью и, несмотря на кажущуюся простоту — дарят новые эмоции. Мне, как ценителю природной лирики, очень запали в душу предосенние строки о сеногное, моросящем непрекращающемся дожде, что так мешает людям косить, зябко, не по-летнему, раня своими каплями.
Снова плачет сеногной
Слезы льет в покосы,
Косари пошли домой,
Побросали косы.
И течет река Уда,
Силы набирая,
Куст рябины у пруда
Гнется, созревая.
Конь склонился над травой,
Удила кусает.
Лето пахнет муравой,
Тихо угасает.
Борис Перфильев "Память", сборник стихов, Улан-Удэ: БГСХА им. Филиппова, 2022, тираж 100 экз.
А вот, сборник стихов участника литературно-музыкального объединения "ОЛИМП", которое я возглавляю уже более 4-х лет, Бориса Перфильева. Для него — это определенный дебют, несмотря на почти 40-летний поэтический стаж и участие в коллективных сборниках, "Память" для него — первенец, где собраны, практически в хронологическом порядке, стихи разных лет. Это и лирика, и посвящения, и иронические стихи, но, в большем количестве — конечно же стихи о Родине. На страницах книги нашлось место стихам о БАМе, ветеранах ВОВ и уже современных военных конфликтов, о красоте русской природы, и о простых людях, которые восхищаются и любят свою страну, готовых в любой момент встать на ее защиту. Слог у Бориса Иннокентьевича удивительный — в нем одновременно и простота русской речи, и вдохновенные образы, которые, быть может и не заметит иной профессиональный поэт.
Заплясал, замаячил снежок,
Побелела ночная дорога.
И ласкаясь, он кружит у ног,
Укрывая ступени порога.
Опустилась на осень печаль,
С опустевшего старого сада.
И торопит беспечную вдаль,
Провожая волнующим взглядом.
А на утро коснется полей,
Улыбнувшись, зоря молодая.
И спугнет тишину с тополей,
С серебром позолоту сплетая.
Борис Перфильев "Нет черты между жизнью и бессмертием" Улан-Удэ: БГСХА им. Филиппова, 2022, тираж 300 экз.
И, одновременно, у Бориса Иннокентьевича вышла вторая книга, возможно одно из самых значимых событий в его жизни. Это огромный труд, где простым и незатейливым, словно беседа старых друзей-однополчан, словом — описан подвиг. Здесь, на страницах этой книги, переплелись судьбы различных людей, проложивших свой путь в жизни через войну. Внимательный к деталям автор, умеющий слушать и воспринимать рассказанное не только разумом, но, прежде всего — сердцем, говорит с читателем языком тех, кто прошел через Великую Отечественную войну, конфликты на Северном Кавказе, современные горячие точки. Памятуя о нелегких военных буднях, под пером автора непременно возникают образы и малой родины каждого из участников книги, некоторых из которых к моменту диалогов о былом — уже нет в живых. Это природа и родные населенные пункты, которыю вспоминали, о которых тосковали в те сложные минуты, совсем еще молодые парни. Книга действительно получилась очень хорошей, и за ней всенепременно последует и продолжение, которое уже готовится к выходу в свет.
Дмитрий Кушеев "Украшение нового дня", сборник стихов, Улан-Удэ: Перспектива-плюс, 2024, тираж 100 экз.
Мой ровесник, и хороший друг — Дмитрий Кушеев, любитель английского футбола и не менее хорошей уличной английской музыки, наконец-то смог поделиться своим творчеством с читателями не только в сети, будучи блоггером и популяризатором бурятской литературы и языка, но и на страницах своей дебютной книги стихов. Это стихи очень разноплановые, здесь есть место и бунтарскому духу молодости, а есть уже и зрелые стихи, написанные умудренным годами мужем, причем на, родном для него,бурятском языке. Дмитрий Петрович прошел удивительный путь в изучении бурятских традиций и языка практически с нуля, уже в тридцатилетнем возрасте он наверстал, возможно упущенный момент у обучении и возможности говорить и думать на нем. Немалую толику в это внесли и филологическое образование, и, с недавнего времени — пост ответственного секретаря Союза писателей Бурятии, что позволило ему окунуться в мир бурятской поэтики еще больше. You are never walk alone!
Юрий Извеков "Тридцать три стихотворения", Улан-Удэ: Нова-Принт, Злой ЗаеЦ 2024
Юрий Извеков "Старушка и шизик", Улан-Удэ: Нова-Принт, Злой ЗаеЦ 2024
Юрий Извеков — художник, поэт и удивительного вдохновения фотограф, на излете года оказался очень плодотворен — целых два сборника стихов, и одна чудесная фотовыставка, более похожая на выставку обложек виниловых пластинок экспериментальной электроники. Сборники получились ретроспективными, некоторые из стихов я прочитал еще в далекой юности, но тем приятнее видеть знакомые строки, иногда постмодерновые. иногда сюрреалистические в канве нового оформления и качества печати.
Валентина Цыренова, автор восьми поэтических сборников, представляет на суд читателя девятый, оправдывая тем самым не только сакрализированное содержание стихов, размещенных в нем, но сам смысл цифры 9 — Девять драгоценностей буддизма. Сборник получился невесомо легким, маленьким, но, и вправду, несущим свет.
Галина Ефремова "Сад искупления", сборник стихов и эссе, Улан-Удэ, 2023, тираж 100 экз.
А вот здесь — сакральность уже другая, теплая, словно свет оплывающей свечи. Здесь есть время осмыслить, подумать, или же прикоснуться к божественному. Во многом — в этом сборнике женские стихи, но не легкомысленные девичьи голоса слышатся в них, но голос женской мудрости, просветленных мыслей, тянущих свои светлые лучи через мир, а еще немного грусти и печали, боли, только той, что способны испытывать женщины, сострадание и любов — любовь материнская, любовь Родины к ее детям. И еще, совсем чуть-чуть весны...
Книги Евгения Александровича Голубева, знаменитого краеведа, журналиста, поэта, наверное одного из самых почетных граждан нашей республики, принимаешь в дар всегда с трепетом. В руках этого достойного мужа всегда эти увесистые книжные тома представляются граалем, некой сакральной вещью, потому что и подписаны они не просто для возможности оставить свою подпись на книге, которой гордишься, которую взрастил из сердца, но они именно ПОДПИСАНЫ. То есть, ты изначально получаешь в дар, что-то, адресованное тебе лично. И от этого на душе светлее.
В новом сборнике статей Евгения Александровича собраны небольшие эссе, которые посвящены знаменитым и выдающимся людям. Здесь ученые, писатели, поэты, военные, космонавты, и даже простые, но оставившие в памяти свет люди. Лаконичным и витиеватым слогом автор вспоминает свое детство, проведенное в Пермском крае, в благословенной Дуброве, сохраняет тепло рукопожатий давних друзей, многих из которых уже нет. Книга эта, по большей степени о судьбе. и о судьбах. О том, как судьбы переплетаются или влияют на те или иные обстоятельства. В любом, случае, она очень и очень важна и интересна.
2024 г. выдался очень плодотворным на приобретения в домашнюю библиотеку книг по интересующим меня темам, да и просто художественной, научной и публицистической литературы. Это достаточно знаково для любителей книг, когда они сами приходят к тем, кто ждет встречи с написанным, пополняя свои впечатления и знания.
"Семейские в Бурятии" : фотоальбом/ Афтор Н.Н. Ефимов. — Красноярск: ООО "Ситалл", 2015 — 268 стр. Тираж 500 экз.
Этот фотоальбом вышел в ознаменование 250-летия прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Забайкалье. Добротное и интересное фотодокументальное издание показывает штрихи из повседневной жизни семейских так, словно бы приоткрывая завесу над культурой повседневности этого некогда очень обособленного и самобытного субэтноса. Книга является своеобразной попыткой показать современное состояние традиционной культуры семейских в Бурятии.
Фотоальбом издан при поддержке Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, Министерства культуры Республики Бурятия и Национальной библиотеки Республики Бурятия.
Николай Николаевич Ефимов — выпускник Иркутского госуниверситета отделения журналистики, член Союза журналистов СССР и России, заслуженный работник культуры Республики Бурятия, ветеран труда.
Очень малотиражное по советским меркам, но уже, в некотором роде, хрестоматийное издание легендарного этнографа Элиасова, в котором собраны плоды практически тридцатилетних поисков этнографического материала по народному поэтическому творчеству семейских. Книга знакомит нас и с носителями фольклорной традиции, сюжетами и жанрами поэтических произведений народного фольклора, бытовавших среди старообрядцев Забайкалья.
Фирс Федосович Болонев — также легендарный этнограф-исследователь старообрядчества, покинувший нас в 2018 году, сохранил для научного сообщества огромное количество этнографического материала по семейским, практически каждый из исследователей традиционной культуры Забайкалья считал своим долгом подарить ему свою книгу, тем печальнее сейчас видеть некоторые из них на аукционных платформах. Очень рад был найти этим летом чудесного сохрана издание "Календарных обычаев...", нечитанное, и не рассыпающееся, что для нашего мягких книжек местного книгоиздания 60-70-х голов — огромная редкость. В книге показан весь спектр календарного цикла крестьян-хлеборобов, характерный и для старообрядцев, но, безусловно, учитывая некоторую обличительную конъюнктуру этнографической литературы того времени, все те архетипы давнего славянского языческого мировоззрения ,то в них есть, указаны в контексте подоплеки, лишающей, с точки зрения советской науки, древлеправославие, старообрядчество той самости и святости, что носители этой культуры хранили и берегли. И, тем не менее, сам фольклорный материал и источники его сохранены в книге очень бережно ,что позволило позже использовать их в более современных, уже не настолько ангажированных переизданиях и новых работах, которых, безусловно, у Фирса Федосовича было очень много.
Salem's Lot (США, реж. Гари Доберман, 1 ч. 53 мин.)
Снимать ремейки — дело настолько неблагодарное, настолько же и благодатный повод для различных дискуссий и сравнений. Особенно, если это касается экранизаций Стивена Кинга. В случае с "Жребием Салема", возможно, переснятая картина 2024 года пошла произведению только на пользу. Написанная в далекие 70-е годы — эта история о вампирах в маленьком городке, в современном мире комиксного кино показалась бы старомодной, если бы... Если бы из фильма 1979 года не сделали опять же, отличный кинокомикс.
ретровэйв-эстетика
в фильме отличная операторская работа
Среди поклонников творчества Кинга не найдется тех, кто не прочел бы "Жребий Салема" (или "Салемов Удел", или "Судьба Иерусалима", или "Город зла", в общем, "Salem's Lot") Это второй роман писателя, написанный им в 1975 году, а через несколько лет экранизированный в телеверсии. Главная и первопричинная особенность этого романа состоит в некоторой ретроспективе к классике романов ужасов — "Дракуле" Брэма Стокера, и, во-многом, является его современной интрепретацией. А если учитывать то, что Стивен Кинг неплохо осведомлен и о классическом хоррор-кинематографе то вампир Барлоу — это типичный граф Орлок из "Носферату". А еще, нельзя не отметить, что красной строкой в романе проходит тема утраты веры, что не раз потом заострялось при воспоминаниях и отсылках к роману в эпопее "Темная Башня", где та самая сцена с вампиром Барлоу и священником-алкоголиком Каллахэном с насмешкой над святым отцом стала не только важной и для других произведений, где фигурируют вампиры уже как слуги Алого Короля, но и вообще для кинематографа ужасов, где вампиры не реагируют на христианские символы, когда их соперники просто напросто неверующие люди, а их насмешки стали уже каноничными включениями в любой фильм подобного рода.
сцены с отцом Каллахэном незначительны и мимолетны
зато все клише соблюдены
Но, вернемся к новой экранизации. Первой удачной находкой фильма стала его атмосфера. Визуальный ряд "Жребия" позволяет окунуться в атмосферу конца 70-х годов, и по-настоящему ей насладиться — здесь и огромное количество ретро-автомобилей, и одежда (стильно смотряться винтажные харрингтоны как на детях, так и на взрослых), музыка, да и сама картинка должна понравиться любителям ретро-вэйв эстетики. При этом, режиссер смог вставить в фильм моменты, которые все же позволяют зрителю вздрогнуть, хотя испугать этот фильм и не пытается. Это очень красивый и занятный кинокомикс, но не о супергероях, что и пытаются показать нам в сценах. Мальчик марк активно этими комиксами увлечен, они постоянно мелькают в кадре. да и учиться убивать вампиров он именно по ним. Надо сказать, что именно Марк по итогу оказывается самым харизматичным героем, который бесстрастно пытается убивать вампиров, а остальные герои, включая успешного писателя Бена Мейерса, ему просто мешают своими криками и гиперопекой. Впрочем, в Салеме никто из главных героев вампирам сильно не удивлен, а книги о них уже заранее взяты в библиотеке. В этом тоже нет ничего странного, ведь это же комикс.
В целом, все классические клише в фильме сохранены, а благодаря тому, что к "Жребию" имел отношение и сам Кинг, в кадрах очень много пасхалок и отсылок не только к произведениям Кинга, но и к классическим хоррорам, посмотрите внимательно, это занятно. Чего стоит, хотя бы ненавязчивая кукольная связка шаров в комнате одного из мальчиков, ставших впоследствии вампиром. А вообще, на удивление все подростковые сцены с вампирами напомнили мне "Пищеблок", думаю, что если бы советская эстетика фильма была бы не такой декоративной, фильмы можно было бы поставить на одну полку.
ремейки должны соприкасаться — вспомните новую экранизацию "Кладбища домашних животных"
а вот это уже явный "Пищеблок", от подобных сравнений нельзя не удержаться
По итогу, наверное, не стоит рассматривать "Жребий", как достоверную экранизацию романа Кинга, но как свежую адаптацию, выводящую неплохое произведение за рамки телеформата — вполне.
Blink Twice (2024, США, Мексика, реж. Зои Кравиц, 1 ч. 42 мин.)
Моргни дважды, или отведи взор...
Соединенные Штаты постоянно ищут темы, которые актуальны для их странного и постмодернистсткого мира, где нужно обязательно что-то кому-то доказать, чтобы тебя вдруг не посчитали недостаточно хорошим (терпимым\терпящим\терпильным). И вот, настала пора посрамить тех, кто, казалось бы находится одновременно на виду, и в тени — богатых и их причуды. Разумеется, наилучшим для этого репрезентом является киноискусство. Для постсоветского зрителя — смотреть на причуды иностранных богачей не в первой — все прекрасно помнят еще мыльные оперы, во главе угла которых стоит "Санта Барбара", где интрига была настолько долгоиграющей, что все забыли, в чем она, собственно, была.
Итак, "Моргни дважды" — кино, снятое Зои Кравиц, дочерью того самого легендарного Ленни Кравица, изначально планировалось, как провокационное, и даже имело другое название — "Остров кисок", не знаю, ходили ли на тот момент слухи о скандале с одним гангста-рэппером (которого вряд ли даже кто-то сейчас слушает), однако все новости прямо и удачно наложились на премьеру фильма 17 сентября. Правда в фильме — главный антагонист — это тот самый парень Зои Кравиц, которого она просто не могла не включить в свой фильм. И, благодаря повестке, злодей (aka роковой красавец) смотрится, прямо сказать, внушительно.
Фильм этот, однако, вовсе не о злобных маньяках, и даже не о богаче в духе 50 оттенков серого для пухловатых любителей "Сумерек". здесь мы имеем увлекательное феминистское повествование в стиле сказки о Золушке. Представьте себе двух очень некрасивых, и даже необразованных, официанток, которые еле-еле платят за съемную квартиру, но волей случая попадают на тропический остров к хозяину — мужчине мечты — и для них начинается бесконечное лето. И все у них хорошо — платья, угощение, прекрасная веселая компания, изысканные вина — танцы до утра, и пробуждение день за днем в уютном бунгало. Но, разумеется, рано или поздно, одна из героинь (главная, и наиболее раздражающая, возможно из-за уникальной операторской работы, которая очень и очень в этом фильме крутая) начинает подозревать неладное. И, дело вовсе не в том, что после энного количества дней столило бы прекратить бухать. На острове, и вправду творится что-то странное. Героиня не помнит части каждого дня, а время от времени из-за угла появляется одна из мексиканских слуг — старуха, повторяющая на плохом английском — "Красный кролик". Начинает настораживать. А чего стоит желтый фотоаппарат Polaroid, который снимает тут и там?
Акценты на цвета — красный...желтый...и снова красный...
Усугубляет момент, опять же великолепнейшая, и, возможно недооцененная зрителем, отсылка к творчеству Дэвида Линча, его "Твин Пиксу" — все эти укрупрения плана, линзовые наезды, красно-белые тона в оформлении отдельных локаций и предметов, мебели, интерьера. Интрига начинает затягиваться с появлением легендарного Кайла Маклоклена с его многозначительными взглядами, фразами, недоговорками. Зритель должен быть обескуражен и продолжить просмотр.
интрига усугубляется
Как вдруг... Пропадает несимпатичная подруга героини, единственной связью, опять же, чисто линчевской, с событиями на острове становится зажигалка со смайлом, которую до исчезновения у нее брали все, кому не лень.
Однако, появляется очень толстый, уже невидящий призраков, мальчик (а теперь пухловатый мужчина) Хейли Джоэл Осмент, чей герой удручен нарисованным кем-то на его лбу пенисом (-_-). Все смеются, но героине уже не смешно, и она начинает шорохаться по имению, находит, все же твин-пиксовскую комнату и накатывает с бабушкой чего-то из бутылочки. (спойлерить более не буду!)
я вижу призраков......я не вижу
Дальше она объединяется с некой героиней передачи про выживание, которая тоже протрезвела, и, таки выводит на чистую воду всех плохих маскулинных белых мужчин.
Собственно, самое жуткое, что этот фильм был хорошо прорекламирован, в плане жестокости и сцен насилия, в том числе и сексуального с обязательным предупредительным объявлением, висящим пару минут перед просмотром. Но, нет! Ничего необычно страшного и ужасного мы не увидим (вот "Груз 200" если посмотреть — он испортит настроение). Разоблачение превращает всех крутых вершителей в неких слабаков и мамкиных котов, которые получают по заслугам с таким легким флером, словно во второй половине фильма кто-то сменил режим игры на "супер простецкий".
Женщины побеждают всех. Впрочем, финал для всех плохих парней еще более удручающий, и даже намекает на возмездие, но нет . Мы же видели испорченных богачей с трудным избалованным детством, начиная от куклы Брамса и заканчивая мерсковатым Мейсоном Верджером из фильмов о Ганнибале Лектере. Никто из тех, кто присутствует на тусовочном острове не тянет на злодея-садиста. Скорее все они — жертвы психологической терапии, готовые бесконечно извиняться перед теми и этими на видео.
чем же закончится эта сказка о Золушке... или Синей Бороде?
Женщины сильны и круты, как их не крути на островах в тропиках — вот весь посыл фильма.
Кинолента, безусловно, заслуживает внимания, однако, предупреждаю — ничего ультраужасного и мерзкого настолько, чтобы ужаснуться и переживать в ней нет.
В этом году удалось поучаствовать, помимо собственного, второго уже по счету, научного сборника "Неизвестная война", посвященного Гражданской войне в Западном Забайкалье еще в нескольких интересных изданиях со статьями по нашей поисковой работе и реализации социально-ориентированного проекта по Гражданской войне "Неизвестная война". Два из них уже вышли и доступны в электронном варианте.
"Казачество на страже рубежей Отечества" Российская государственная библиотека, Москва, 2024, Тираж: 300 экз.
Сборник включает материалы II Международной научно-практической конференции «Казачество на страже рубежей Отечества», посвященной 215-летию генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова. Конференция проводилась в рамках реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021−2030 годы. Основные организаторы конференции: Российская государственная библиотека, Институт истории и международных отношений Южного федерального университета и Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова. В статьях (82 автора) рассматриваются вопросы, связанные с особенностями сохранения и популяризации историко-культурного наследия российского казачества: славным путем российского казачества сквозь века, ролью самобытной казачьей культуры в формировании и развитии традиционных духовно-нравственных ценностей, практики библиотек по сохранению исторической правды и популяризации истории и культуры российского казачества. Представлены материалы как отечественных, так и зарубежных авторов из Финляндии, Республики Казахстан, Киргизии. Издание адресовано представителям научных и образовательных организаций, библиотек, казачьих обществ и иных объединений казаков, Русской православной церкви, учреждений культуры, также всем, кто интересуется историей, культурой и традициями российского казачества.
Казачество на страже рубежей Отечества = : Cossacks guarding the borders of the fatherland : материалы II международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова (Новочеркасск, 6-7 июня 2024 г.)
Казачество на страже рубежей Отечества = = Cossacks guarding the borders of the fatherland Cossacks guarding the borders of the fatherland : материалы II международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова (Новочеркасск, 6-7 июня 2024 г.) / Министерство культуры Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская государственная библиотека, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Институт истории и международных отношений Южного федерального университета ; составитель и ответственный редактор Н. С. Матвеева. — Москва : Пашков дом, 2024. — 608, [1] с., [32] л. ил., цв. ил. : 22 см.; ISBN 978-5-7510-0908-3.
Краеведческий сборник «Краеведение Приангарья» , подготовленный Иркутской областной государственной научной библиотекой им. И.И. Молчанова-Сибирского.
5–6 декабря 2023 г. в Иркутске состоялись IV областные краеведческие чтения «Краеведение Приангарья», организованные Иркутской областной государственной универсальной научной библиотекой им. И. И. Молчанова-Сибирского при поддержке министерства культуры Иркутской области.
Чтения проводятся с 2017 г., раз в два года, с целью популяризации краеведческих знаний и поддержки краеведческой деятельности государственных, общественных, научных, образовательных и других учреждений и организаций, а также независимых исследователей Иркутской области.
География IV чтений, однако, вышла за пределы Иркутской области: в них приняли участие краеведы из Москвы, Сахалинской области, Забайкалья; особенно многочисленной была делегация из Бурятии, в составе 18 человек. Всего в течение двух дней было представлено 65 докладов, как в очном, так и в дистанционном формате.
Краеведение Приангарья : материалы IV областных краеведческих чтений, 5-6 декабря 2023 года / Иркутск. обл. гос. науч. б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского ; Иркутск. обл. гос. науч. б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. — Иркутск : ИОГУНБ, 2024. — 332 с.
В сборник вошли избранные доклады IV областных краеведческих чтений «Краеведение Приангарья», представляющие результаты исследований по истории Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края и актуальные краеведческие практики, в том числе в сфере развития внутреннего туризма.
Издание адресовано специалистам, занимающимся краеведческой деятельностью, а также всем заинтересованным в изучении истории своего края, развитии и продвижении знаний о нем.