"В таинственном полумраке звенела река, скованная прозрачным льдом. Колкий снег резал узоры на кривых кедрах, оставлял следы на тропах лисиц, на древних пнях. Где-то в замшелых курганах горах таились бездонные провалы каменных мешков, стенали и скрежетали зубами незримые духи Зимы, перешептывались когтистые сумерки января. А над спящими лесами все сверкали недобрыми огнями стылые звезды, пробуждая ото сна нерасказанные истории об охоте Сорни-Най".
Ауспия — таинственная река на севере Урала, насколько пустынная и заснеженная в середине XX века, настолько и перехоженая разного сорта людьми сейчас. В настоящее время известна эта река, прежде всего тем, что в районе ее течения погибла в 1959 году группа Дятлова.
Буквально сегодня многие музыкальные ресурсы отметились выходом второго альбома atmospheric black metal проекта Ауспия, базирующегося в Свердловской области. Надо сказать, что Средний Урал, в принципе, имеет много мрачных и зловещих музыкальных проектов. Одним из первых о тематике Перевала Дятлова написал полуторачасовой альбом dark\ambient проект Velehentor в 2001 году, о Перевале Дятлова писали свои альбомы сибирская Уводна и питерский Morbid Silence. О Перевале Дятлова писал челябинский Kauan. И вот, сейчас, косвенно отправляет нас в новый поход к вершине Холат-Сяхыл теперь и Ауспия.
В принципе, говоря об этом молодом проекте, хочется отметить его скрытность, по большому счету о нем ничего неизвестно, что хорошо, но об этом в конце. Музыка вторит еще одному свердловскому проекту — Elderwind, но не копирует его мелодичность, а создает свою, более зимнюю и мрачную. Здесь с восхищением вспоминаешь и Autumn, и Thy Repentance, и Кобь. Это именно та музыка, что сплетает промозглую неуютность Урала, его недобрый нрав с такими же недобрыми легендами его.
Ауспия, безусловно тяжелая музыка, в меру жестокая, но, вместе с тем, вобравшая в себя все каноны своего атмосферного жанра — невоспринимаемый на слух текст песен, исполненных дисторшированным вокалом, неспешные жужжащие гитары, и очень и очень красивые клавишные саундскейпы, и вправду напоминающие слушателю об уральской природе.
Правда, есть небольшой момент, проект, насколько можно об этом судить, создан при помощи нейросетей. А ведь совсем недавно на одном из фантлабовских форумов беседовали о вокальных генераторах и искусственной музыке. Вот теперь есть и атмо-блэк, сгенерированный чем-то.
К этому фильму я подкрадывался долго, потому как, и вправду хотел его посмотреть. Что ж, посмотрел, и вот впечатления вполне себе однозначные — кино не очень, если приглядываться. Если не приглядываться, на вечер вполне сойдет, но все равно приглядываешься, и немного разочаровываешься. А столило ли очаровываться? Предполагаю, что да. История интересная, локации захватывающие, жанр неизъежженный — таких колоритных истернов с полноценной историей у нас не снимали уже давно. Недавний фильм о золоте империи, снятый моими земляками (https://fantlab.ru/blogarticle80610) истерном в полной мере не является, поэтому, чего уж греха таить — посмотреть хотелось.
Итак, сначала была идея, предложенная губернатором Хабаровского края — снять фильм о знаменитом нападении на золотой обоз, пожалуй самом крупном на Дальнем Востоке ограблении такого рода. В 1891 году, неподалеку от поселка Половинка, на территории тогдашнего Амурского генерал-губернаторства нечестный на руку купец решил провернуть авантюру, связанную с ограблением золотого конвоя, для чего нанял бывшего офицера императорской армии, разжалованного и пользовавшегося дурной репутацией, причем должника и карточного игрока. Он с радостью согласился на авантюру, для чего были наняты соответствующие делу люди с каторжанской душой. Разбойники-лиходеи взяли более 400 кг золота, и вовсе не спешили отдать добычу заказчику, а просто поделили золото между собой. Выжившие конвоиры не смогли внятно рассказать о преступлении, и за 13 лет история обросла легендами, которые не давали покоя и советской власти вплоть до 1960-х годов (впрочем в это время, как я читал исследовали практически все легендарные истории с золотом, особенно знаменитое золото Колчака). Через 13 лет пойманный главарь банды уже не смог найти золото, будучи заключенным, на определенных условиях, ну, а в дальнейшем места предполагаемых схронов оказались на территории заповедника, затруднив поиски как официальных экспедиций, так и авантюристов.
История, согласитесь, захватывающая. Так как же ее воплотили на экране?
Что ж. Каждый раз, когда начинается съемка исторического кино, пытаются либо завуалировать все экшн-сценами, либо ввергнуть зрителя в перипетии множества сюжетных линий, которые, впрочем ник чему не приводят.
Для начала, оригинальную историю немного сдвинули во временных плоскостях, приблизив к смутному времени предреволюционного Дальнего Востока. С первой же сцены верить в происходящее резко перестаешь, собственно, из-за перенасыщенности актерского состава знаменитыми (да ведь?) актерами, которые резко и очень невнятно пытаются вести диалоги. Казалось бы, Сибирь, и люди должны разговаривать вовсе не так, как в Петрограде, использовать активно диалектизмы, показывать характер, отличающий сибиряков от жителей европейской части России, но нам все упростили до клишированного просторечия. Золото везут на какой-то карете, причем по достаточно хорошей и накатанной дороге. Внезапно, нападение, выстрелы, убийства, выживаниенекоторого Егория Чагина, бывшего каторжанина, легкий флер шаманизма (причем в начале XX века, когда подобные верования отходили на второй план), а потом нас резко переносят в некую студию, где снимается немое кино про ковбоев и индейцев (причем в стиле спагетти-вестерна).
С этого момента мы начинаем жить в бесконечных флэшбеках, иногда даже не совсем уместных — тут и история подлого офицера, низвергающегося в мальстрем от любви к некой особе, причем походя нам показывают игру в "кукушку", за которую, возможно, подлого офицера не только бы разжаловали.
Золото похищено, и вся братия перебирается в Хабаровск, где купец Булыгин собирает команду для охоты за пропажей, а актеры устраивают свои вестерн-представления, причем иногда в виде гротескного стендапа (!!!) с анекдотами эпохи Временного правительства.
Все начинает низводится в фарс, причем не самого умного вида, ну а мы просто за этим наблюдаем, возможно, даже готовясь ко сну. Мы видим жажду наживы, сомнительную страсть, демоническое материнство, исступленное безумие мужского начала (начиная от ковбойства, и заканчивая пафосными диалогами ни о чем).
Пластмассовое представление сюжета, безусловно вина сценариста, который просто перенасытил, вроде бы, простую историю линейного типа, лишними сценами, лишними диалогами и лишними персонажами. Вот, к примеру — команда, собранная булыгиным для похода за золотом. Это колоритные персонажи — тут и китобой-авантюрист, и какие-то душегубцы, и тунгус с арбалетом, и китаец с ножами мясника, и кого только еще там нет. Но! Это вообще нигде не сыграет — очередные статисты по одному-два выпиливаются моментом, и спрашивается — зачем их вводили. Ну, а фоновые статисты еще более нелепы, ярмарочная толпа и прохожие пластилиновые, словно куклы, настолько, что не веришь фильму еще больше.
Слишком много разговоров, и ненужное влияние — а это именно постановка с иногда свистнутыми сценами из более известного кино. Здесь легкие оммажи и к "Свой среди чужих...", и к "Выжившему", и даже к клипу "Родная" группы Калинов мост. Всего по чуть-чуть, а вышла каша,
А ведь сколько прекрасных приключенческих книг ждут экранизации... Но пока вот так.
Для них сотворили землю, дабы они поселились там, которая не была частью ни Средиземья, ни Валинора; ибо от них ее отделяло широкое море, но все же она находилась ближе к Валинору. Оссэ поднял ее из глубин Великого Моря, Аулэ укрепил, а Йаванна украсила; и эльдар принесли туда цветы и фонтаны из Аваллона, и они раскинули там сады великой красоты, в которых порой будут бродить дети Богов. Ту землю Валар нарекли Андор, Земля Дара; а ее обитатели поначалу звали ее Винья, Юная; но во дни своей гордости они назвали ее Нуменор, сиречь Вестернесс, Закатный Край, ибо она лежит западнее всех земель, населенных смертными, однако она была далеко от истинного Запада, ибо то есть Валинор, земля Богов. Но слава Нуменора была разрушена и его имя исчезло; и после гибели этой земли в легендах тех, кто бежал оттуда, ее называли Аталантэ, Низвергнутая.
Итак, вернемся к неспешному обзору музыкальных коллективов и проектов, так, или иначе, инспирированных творчеством Дж.Р.Р.Толкина. На сей раз выбор наш пал на проект из Мичигана (США) Anadûnê. Предполагаю, что на момент пика своего творчества в 2021 году, автор проекта был очень молод и романтичен. Недаром, все его альбомы посвящены маме, папе и Тори, без любви которых музыка проекта не была бы создана. После 2021 года Anadûnê участвует в сплитах с подобными ему проектами, собранными вокруг мичиганского лейбла Ithildin Tape Prod., где преимущественно выпускаются на аудиокассетах и в цифровом формате ориентированные на толкиенистику электронные проекты, в довольно большом количестве, но, как обычно и бывает с трендовым стилем, не слишком интересные, и никому не известные. К 2023 году крайний альбом проекта переиздан в кассетном формате с баснословной ценой в 666 euro.
Итак, расскажем немного о музыке Anadûnê. Это неспешный и медленный dungeon synth, сыгранный вo Fruity Loops формате, то есть вся музыка сделана в этой программе с использованием стандартных, или надстроенных плагинов, в основном с акцентом на strings, то есть струнные аранжировки и помпезное средневековое звучание с незатейливыми повторяющимися мелодиями. Что удивительно, в раннем творчестве проекта, помимо влияния Uruk-Hai и Summoning (Австрия), есть безусловная доля самостоятельного вдохновения.
Это интересная и помпезная музыка, вдохновленная Сильмариллионом, поествующая нам о давних днях Средиземья, при этом не заходя ни на одну из сторон, скрупулезно и неспешно несущая слушателя по волнам предрассетного мира, иногда вторгаясь с цимбалами и ударными, чтобы напомнить о том, что на Севере, в Тол-ин-Гаурхот и Ангбенде все еще таится зло, готовое вырваться в любой момент, неся смерть всему живому. Ну, а из трех представленных альбомов, я бы выделил наиболее лиричный The Rise Of Gondolin (EP) (2021)
Anadûnê 2021 — The Days Of Our Forefathers (EP) (digital release)
01. In The Days Of Beleriand 05:38
02. Tol-In-Gaurhoth 04:19
03. Glaurung 07:30
Общее время: 00:17:27
Anadûnê 2021 — Durin, Father Of Dwarves (digital release)
Arcadian (2024, США, Канада, Ирландия, реж. Бенжамин Брюэр, 92 мин.)
В случае с этим фильмом российский зритель сталкивается с двумя проблемами. Первая — это убогая локализация названия, дезориентирующая относительно сюжета и связывающая саму ленту с совершенно другим жанром. Вторая — это участие в фильме Николаса Кейджа, которого, как известно, кто только не осмеял, причем сугубо потому, что этим занимаются все. Мода такая.
Так вот, смело могу заявить, что перед просмотром фильма следует отринуть и первую, и вторую проблему, и даже не сильно раздражаться от первых минут хронометража, уверяю — это небольшая уловка, чтобы все подумали все то, о чем я говорил выше.
Итак, перед нами британские территории, где что-то случилось. Слышны взрывы, трассеры летят над головой, сирены воют вдалеке, а по узким задворкам, так знакомым нам по социальному британско\шотландскому кино, бежит, немного задыхаясь, герой Кейджа с очень хорошим станковым рюкзаком, в итоге, прибегая к двум спасенным младенцам, ласково успокаивая их.
Прошло 15 лет. И вот тут мы видим наконец, почему фильм называется Arcadian. какая там судная ночь пригрезилась локализаторам, но тут смысл повествования именно в обозначении жизни жителей определенной сельской местности, то есть тех, кто выжил после непонятного и жуткого события, загнавшего их в рамки определенных правил, обозначенных, в первую очередь, пребыванием в укрепленных домах после заката, потому что кто-то или что-то непонятное и страшное приходит к ним еженощно.
В центре сюжета вовсе не стареющий Кейдж, как и в одной из предыдущих работ, вестерне Old Way ("Призраки прошлого", тоже как видите, локализация та еще), ему отведена роль медиатора, если хотите, "отдыхающего бога", который создал определенные правила и нехитрый быт, и пытающийся сделать из сыновей самостоятельных личностей. Сыновей, как вы уже поняли — это два младенца пятнадцатилетней давности, совершенно разные. Один из них развит физически, он преодолевает неблизкие расстояние до соседней фермы, ради понравившейся девушки, спринтом, своенравен и вспыльчив. Второй, наоборот, не по годам умен и изобретателен. Он изучает, анализирует и пытается понять природу угрозы, приходящей более 15 лет по ночам, излагая свои гипотезы.
А угроза также не дремлет и просчитывает свои шаги. Далее все увлекательно и интересно, поверьте мне. Сюжет очень близок по своему концепту к "Тихому месту" и "Птичьему коробу", но отличается от них динамикой, правильной расстановкой приоритетов и действий, и сопереживанием героям.
Несколько отмеченных лично мной плюсов:
1. Подбор актеров очень хороший, как нельзя подходящий персонажам
2. Искренняя игра (даже у Кейджа, кстати) актеров. Веришь и сопереживаешь.
3. Продуманные сцены, нагнетающие и напрягающие, у "Тихого места" такого не найдешь
4. Монстры, конечно очень глупые и нелепые, как и во всех подобных фильмах, легко, как оказалось убиваемые, но, при этом интересные в своей нелепости, тем и жуткие (словно бы такое пугало человек и не смог бы выдумать)
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
паукообразые Гуфи, складывающиеся в колесо для более быстрого передвижения
5.Надежда на славное будущее у всей выжившей молодежи, заканчивающееся великолепной альт-кантри песней.
Ну, и по итогу, очень ( невероятно) атмосферная сцена с ловушкой, она просто шедевральна.
Зима мертвецов: Метелица (2012, Россия, реж. Николай Пигарев, 91 мин.)
Наверное, для того, чтобы выбирать для спонтанного просмотра фильм поздней ночью, нужно всегда иметь какой-то список прозапас, но нет. Я решил снова действовать наобум, и выбрал вот этот чудесный фильм. На самом деле фильм не чудесный, но вполне мог бы им быть, если бы его создатели чуть-чуть менее серьезно подходили к делу.
С самого раннего возраста меня при просмотре кинофильмов жанра "зомби-хоррор" волновала мысль: " Вот у них такой п****ц, а у нас как? Наверное, все было бы в разы брутальнее!" И вот я нахожу этот фильм, сценарист которого, наверное, тоже думал примерно в подобном ключе.
Итак, перед нами безымянный город в России. По улице идет неприятный молодой человек (честно) и разговаривает по телефону с кем-то очень важным (вот это я тоже не люблю, потому что подобные люди уж совсем не походят на деловых, а просто придают себе такой вид). Он опоздал на встречу с коллегами, и теперь спешит на место, где они должны быть. У скучающих полисменов (кстати и по авто полицейских, на котором написано "Милиция", и по названиям улиц на табличках можно предположить, что фильм снимали в Беларуси) он узнает, как пройти на площадь. где проходит митинг по поводу губернаторских выборов, а сам идентифицирует себя, как журналист. мы переносимся в машину, где сидят водитель и оператор (камера перемещается в режим мокьюментари, нарочито это показывая постоянным искажением картинки при смене сцен). Собственно фильм начался.
Перед нами кинопостановка стандартного зомби-фильма, однако, взявщая в себя неоднозначную сторону жанра. Остановлюсь на нескольких моментах.
1. Музыка и заставка кино предполагает завлечь зрителя "иностранностью" производства. Нарочитая зарубежность настолько отдает серединой 90-х, словно бы мы попадаем на передачу "Своя игра", где ручки Erich Krause выдают за немецкое качество. Музыка и саундскейп отличные, титры чудесные и нарочито отсылают нас к Resident Evil и 28 Days later.
/крик оператора за кадром: "Это зомби!!! Как в Резидент Ивел! Я играл в эту игру, мы все умрем!!!"/
2. По сути, сценарий фильма — это построенный на стереотипах вариатив на тему "Россия глазами западных стереотипов". Если бы это был "роффл" на тему, то вполне зашло бы, но все серьезно. Посудите сами, даже название фильма "METELETSA", не хватает только balalaiki и песен группы Baba Yaga.
3. Из-за самостоятельного постпродакшена, субтитры и перевод на английский видимо были упрощены, поэтому я ощутил настоящую атмосферу русского мода на Left 4 Dead, как по мне это очень классно, но все подвела реализация.
4. Выбор персонажей игровой (опять же L4D-стиль) — есть некие группы людей-выживших, следующих по статичному миру к определенной цели, где сюжет и диалоги просты и просто кат-сцены между однообразным экшеном.
5. Оригинальность замысла. источник зомби-апокалипсиса — снег (идет он посреди лета очень замыливая взгляд и скрывая огрехи съемки, раздражающе очень, если честно).
6. Зомби и рандомные люди очень хороши, их бы еще загримировать получше. Этакие статисты из маршрутки или магазина рядом-с-домом. особенно запомнилась женщина "за 45" с авоськами, которая вполне могла бы дать отпор любому неупокоенному оппоненту.
7. Один из персонажей, священник отец Михаил — прямая отсылка к Half Life. В Равенхольм не ходят, как никак.
Донт ворри, тудэй итс олрайт!
8. Рвущийся к власти банкир и его команда, по сути наводящие порядок на зомби-улицах — это тоже для зарубежного зрителя — russian mafia. Зомби они называют лохами, к слову.
При всем при этом чудесном замесе, фильм получился сыроватым, несерьезным и глуповатым даже для любительского кино, а ведь это фестивальное кино, с бюджетом 1 млн $ (ну, так, по крайней мере, написано). И все не получилось именно из-за серьезности и желания заработать. Может быть, именно поэтому никто и не захотел брать его в прокат.
Если честно, после вот этого момента, я подумал о клипе скандальной детской рок группы "Климбатика"
"они хотят крови крови, они хотят мяса мяса" (с) Климбатика