Происшествие в Утиноозерске (1988, СССР, Мосфильм, реж.С.Морозов, 72 мин.)
На волне актуальности экологической темы в конце 80-х годов, активно тиражируемой повсюду – от серьезных научных журналов до детских книг, она не могла не заинтересовать и кинорежиссеров.
В 1984 году в Западно-Сибирском книжном издательстве вышла сатирическая повесть «Происшествие в Утиноозерске» Леонида Треера – штатного автора «Крокодила», который в хронологическом фельетонном стиле высмеивал псевдонаучность криптозоологических поисков, в свойственной тем годам обличительной манере.
Однако, создатели фильма – пошли еще дальше. Здесь случай наблюдения в Утином озере криптида, столь схожего с лох-несским чудовищем, стал фоном для сатирического укола по всем фронтам – от взяточничества и бюрократии до траты госсредств на странные исследования и «идиотизма» рок-музыки.
Сюжет достаточно прост. Некий химкомбинат, градообразующий для маленького населенного пункта Утиноозерск сливает в озеро отходы, нарушая экологический баланс. Однако комиссия не находит благодаря уловкам директора комбината никаких нарушений. Экоактивист, работник того же комбината переходит в контрнаступление, когда внезапно взяточник-директор мебельного магазина, снимая на берегу озера свою любовницу, внезапно запечатлевает доисторическое животное с длинной шеей.
Собственно, этот малоизвестный фильм получился очень увлекательным и актуальным. В состав съемочной группы входил внушительный состав актеров. Востребованных в то время – Александр Панкратов-Черный, Александр Белявский, Владимир Стеклов, Любовь Полищук и многие другие. Даже в эпизодических ролях зритель может увидеть знакомые по кинокомедиям лица. В качестве звуковой дорожки была использована музыка известного композитора Сергея Жукова, в том числе и пародийные «хэви-метал» песни в исполнении солиста группы Лесоповал Сергея Коржукова. Операторская работа также заслуживает внимания, потому что и она карикатурно отображает стилистику одного из первых показанных в СССР фильмов о кайдзю – «Легенда о динозавре» (1977), а комбинированные съемки увлекательно пародируют настоящие кинокадры поисков лох-несского чудовища, актуальные для тех лет.
В разговорах о японской культуре очень мало упоминается о фольклорной традиции, хотя очень часто она напрямую используется в кинематографе и мультипликации. Примерами таких инспираций могут служить хотя бы замечательные произведения Хаяо Миядзаки, или же популярный некогда фильм ужасов «Звонок», показывающий нам целый пласт рассказов о юрэй, призраках девушек, умерших насильственной смертью или самоубийц.
В фильме «100 монстров» режиссера Кимиоши Ясуда фольклорная традиция духов ёкай нам представлена в полной мере. Обычай вечера 100 историй состоит в том, что в течении одного вечера слушателям при свечах рассказывается 100 историй о призраках и чудовищах, после окончания каждой должна тушится одна свеча, а после завершения вечера проводится очистительный обряд.
Тем не менее, фильм имеет несколько пластов смысловой нагрузки. Первая – это классическая японская театральная постановка, в которой любые сцены сопровождаются ярко выраженными эмоциями. Вторая – борьба простых людей с зарвавшимися карьеристами-чиновниками времен Эдо, не чтящими святыни, но любящими деньги. Здесь главным положительным героем становится некий ронин, помогающий людям, но до поры остающийся инкогнито. Через все это проходит обширная канва быличек о ёкай, который режиссер показывает в полной мере. Среди тех страшных, а впрочем, и забавных существ, появляющихся в фильме можно выделить сцены с Роккурокуби (духом с длинной шеей становится женщина, приготовившая рыбу из запретного озера), Ноппэрапоном (безликим духом, о котором есть масса пугающих сказок), и, разумеется забавным Каса-но-Обакэ (одним из обакэ, чаще всего представляющих собой ожившие старые вещи).
Для фильма, где активно используются куклы, загримированные актеры, и традиции театральных пьес японских авторов, все выглядит очень гармонично, и даже поучительно. Во всяком случае, для знакомства с японским фольклором этот фильм в чем-то энциклопедичен.