Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 марта 2019 г. 21:55

Роберт Джексон Беннет. Нездешние. – М.: АСТ, 3019. – 734 с. – (Роман-головоломка).


Американец Роберт Джексон Беннет известен русскоязычному читателю по великолепному фэнтези-роману «Город лестниц» (2014), изданному в России в 2017-м и названному журналом «Мир фантастики» одновременно «Книгой года» и «Фентэзи года». Теперь у нас появилась возможность ознакомиться с иной гранью творчества Беннета – мистическим НФ-хоррором «Нездешние» (2013). Книга вышла в издательстве «АСТ» в январе 2019 года, отлично вписавшись в серию «Роман-головоломка». Правда, лично я думаю, что головоломка предполагает разгадывание на основе конечного количества неких исходных деталей, данных или фактов, представленных тому, кто её решает (в данном случае – читателю). В «Нездешних» же автор чуть ли не до последней страницы непрерывно предъявляет всё новые и новые её невероятные детали. Из-за этого решить головоломку Беннета раньше, чем позволит писатель, не удаётся, бесполезное занятие. Приходится покорно следовать за автором по тексту, холодея от нагоняемого Беннетом в лучших традициях Лавкрафта и Стивена Кинга перманентного ужаса. Конечно, читающий может предполагать-прогнозировать, что произойдёт с героями романа, основываясь на своём литературном багаже, ведь чего-то совсем уж революционного в современных книгах быть не может, целые поколения фантастов прошлых лет всё уже придумали-применили-использовали. Я вот, читая Беннета, в определённый момент вспомнил «Похитителей плоти» (1954) Джека Финнея.

Что понравилось. Богатейшее воображение автора. Умение работать в смешении жанров. Меня, человека достаточно равнодушного к фэнтези и хоррору, Беннет подкупил тем, что объяснил, по крайней мере, частично, всё случившееся в загадочном городке Уинк последствиями грандиозного научного эксперимента, вышедшего из-под контроля. Грандиозного эксперимента над пространством-временем, который должен был создать искусственную «ссадину» в мировой материи, позволяющую взаимопроникновение различных Вселенных. Кстати, тем, кто НФ не любит, опасаться не стоит, в книге полно чудес без специальных научных объяснений. И трупов полно. И ещё много чего полно… Сами увидите, ведь эта книга ещё и детектив, и триллер, сдобренный мистикой. Роман не начинается с изложения сути и цели научного эксперимента, а сразу же впихивает нас в нечто ирреальное и необъяснимое, а это, конечно же, захватывает. А ещё мне нравится героиня романа, экс-коп Мона Брайт, которая так же, как и читатель, ничего не понимает в происходящем. Ведь она всего лишь хотела узнать хоть что-нибудь о прошлом своей матери и получить наследство – домик в Уинке, Нью-Мексико. О доме Мона получила информацию неожиданно, после смерти отца, с которым не очень-то ладила. Вступать в права наследования нужно срочно, Мона отправляется в Уинк и там, оказавшись в эпицентре множества тайн, распутывает клубок смертельных загадок и преодолевает все «нездешние» опасности, чтобы вместе с читателем пробиться к неожиданному финалу.

Пожалуй, больше ничего я объяснять не буду, а для затравки – издательская аннотация:

Бывшая полицейская Мона Брайт наследует дом своей матери в странном городе под названием Уинк, построенном вокруг давно закрытой физической лаборатории, все исследования которой были глубоко засекречены. Мона всю жизнь считала мать сумасшедшей, но, по крупицам собирая информацию о семье, она постепенно осознает, что ее воспоминания о детстве мало совпадают с действительностью. И чем больше проникает в тайны прошлого, тем сильнее понимает: этот город отличаются от всего, что Мона когда-либо видела на этом свете. Здесь под всегда розовой луной посреди пустыни раскинулся настоящий оазис, по телевизору идут только передачи 1950-х годов, на главной площади стоит памятник молнии, а люди одержимы нормальностью... Вот только в каждом образцовом доме скрывается тайна, а сама реальность в Уинке оборачивается подлинным кошмаром, масштаб которого сложно даже представить.


Статья написана 7 марта 2019 г. 14:56

Сборник рассказов лауреатов конкурса "Будущее время" появился в продаже:

https://www.labirint.ru/books/686140/?p=5...

Подробнее о книге см.:

http://bf.sistema.ru/futuretense/sbornik-...


Статья написана 4 марта 2019 г. 10:23

Светерлич Том. Исчезнувший мир. – М.: Эксмо, 2019.


Роман «Исчезнувший мир» Тома Светерлича – это органичный синтез НФ и триллера, с хорошими идеями и чрезвычайно необычными обстоятельствами, предложенными автором. Путешествия во времени, надвигающийся из грядущего апокалипсис, расследование кровавого группового убийства… Захватывает. Я теперь не так уж часто могу похвастаться, что какая-то книга меня захватывает, но «Исчезнувший мир» читал любопытством и удовольствием. Рекомендую.

Пишут, что роман Светерлича собирается переносить на киноэкран Нил Бломкамп. Это правильный режиссёр, уважаю его за «Район №9». Они со Светерличем уже успели совместно поработать над короткометражками «Ракка», «Зигота», «Опорный пункт» и «Адам». В «Благодарностях» в конце книги Светерлич выражает признательность Бломкампу за ценные замечания, значительно на книгу повлиявшие. То есть, Нил Бломкамп читал рукопись романа и даже что-то советовал автору.

А вот что сам Бломкамп говорит о романе:

«Исчезнувший мир» использует идею, с которой я никогда не сталкивался: что мы уничтожаем все потенциальные варианты будущего, сводя их к одному-единственному варианту. Есть эдакое ветвистое древо бесконечных возможностей, но оно постоянно гибнет, существуя лишь в каждый заданный миг. Эта идея ставит под сомнение все. Существуете ли вы только в настоящем времени? Может, наш мир нелинеен? Быть может все потенциальные варианты будущего существуют одновременно?»

Кстати, главный герой романа – женщина, Шэннон Мосс. Белая, гетеросексуальная. Правда, одноногая. Т.е., автор всё-таки не удержался)) Ну зато киношникам будет легче, вы же знаете, каким фильмам достаются "Оскары".

Шэннон Мосс умная, упрямая, настойчивая. Она хочет разобраться в происходящем и спасти мир:

«Я воображала, что знания о будущем помогут выиграть в лотерею, если увидеть выигрышные номера до того, как их вытащат. Это было до лекций в Чёрной долине, до изучения математических выкладок в брошюре, объясняющей физику макромагнетического генератора квантовой пены Брандта-Ломонако. Когда я упомянула о лотерее при инструкторе, он сказал, что каждый номер может быть потенциально выигрышным, пока его не вытянут. А то, что я наблюдаю в НеБыТи, это действительно результат лотереи, но лишь одна из вероятностей выигрышных номеров. «Иными словами, — сказал он, — не стоит делать ставки».


Статья написана 4 марта 2019 г. 10:09

Пелевин Александр. Четверо. – М.: Издательство «Пятый Рим», 2018.


Издательская аннотация:

1938 год, Крымская АССР. Молодой следователь уголовного розыска прибывает в курортный городок на побережье Черного моря, чтобы раскрыть зверское убийство профессора астрономии.

2017 год, Санкт-Петербург. В городской психбольнице появляется пациент, утверждающий, будто с ним общается женщина с далекой планеты, переживающей катастрофическую войну и гибель цивилизации.

2154 год. Космический корабль «Рассвет» совершает первый в истории человечества межзвездный перелёт к планете Проксима Центавра b в поисках внеземной жизни.

Три истории сплетаются воедино, чтобы в итоге рассказать о вечном зле, которое всегда возвращается.

Непредсказуема лотерея читательского выбора… Так вышло, что сразу же после научно-фантастического романа Тома Светерлича «Исчезнувший мир» я принялся за книгу «Четверо» Александра Пелевина. Я уже читал «Калинову яму» и «Здесь живу только я» этого петербургского обладателя известной фамилии, отзывался на его произведения и даже сделал вывод, что А. Пелевин – не мой писатель. Экзистенциально-сюрреалистических ужасов, замешанных на абсурде, мне и в жизни хватает. Но необходимость оценить премиальный потенциал романа «Четверо» заставила взять книжку в руки. И вот результат – автор сумел «втащить» меня в произведение, завладеть моим вниманием и загнать к финалу чуть ли не в депрессию, усугублённую нынешней нерадостной зимой.

Зачем я вспоминаю сейчас американца Тома Светерлича с его «Исчезнувшим миром»? Да просто мне кажется, что название «Исчезнувший мир» отлично подошло бы роману Александра Пелевина. Эти, на первый взгляд, абсолютно разные книги удивительно похожи. В той и другой авторы пишут о путешествиях в глубины космоса, приводящие к ужасным последствиям. В той и другой описывается расследование леденящих душу кровавых убийств, похожих на ритуальные. И там, и там авторы легко переносят действие в разные места и времена. И там, и там нашей реальности и цивилизации грозит апокалипсис, надвигающийся извне (из иного времени, с другой планеты, из альтернативного варианта грядущего). Но в финале своего романа Том Светерлич выруливает к положительному исходу, а вот Александр Пелевин никакой надежды нам не оставляет.

Кстати, не подумайте, что в книгах А. Пелевина и Светерлича речь только о космических путешествиях. Про жизнь (и смерть) на Земле в них тоже очень много интересного написано, особенно у А. Пелевина. Он заметил, например, как когда-то и я, что в Крыму очень много уличных котов. А ещё питерский писатель буквально пропитал свой роман настроением поэзии обэриута-абсурдиста Александра Введенского, замечательно умевшего передавать ощущение крушения цивилизации на метафизическом уровне.

После новой, уже третьей по счёту книги А.Пелевина, представленной на суд читателей издательством «Пятый Рим», этого писателя невозможно игнорировать. Странный, неудобный, не встающий в ранжир, он есть. Есть и его произведения, которые заставляют чувствовать себя так, словно вы порезались, разбивая стекло, разделяющее нашу привычную, относительно комфортную реальность от досадно-раздражающего, тягостного, утрачивающего очертания мира Александра Пелевина.


P. S.

И всё-таки на месте опытного автора я бы не начинал роман c настолько неуклюжего предложения: «Человек выглядел худым, черноволосым и бородатым, с моложавым лицом и большими глазами». Я ведь чуть книгу не захлопнул…


Статья написана 3 марта 2019 г. 22:41

Запись, сделанная ровно 15 лет назад:

*****

Наконец-то вышла книга Геннадия Прашкевича с моим предисловием.

Прашкевич, Геннадий. Кормчая книга / Ил. на обл. В. Гуркова; Пред. В. Ларионова. -- СПб.: Азбука-классика, 2004. -- 413 с. -- (Правила боя). -- ISBN 5-352-00663-8, Тираж 5000 экз. [Февраль 2004].

С. 5-10. Владимир Ларионов. Изменчивое постоянство Геннадия Прашкевича.

С. 11-214. Кормчая книга: НФ роман.

С. 215-412. Царь-Ужас: Фант. роман.

bvi, ты там ближе к Мартычу, поздравь его от меня!

Надеюсь. _vvlad_ мне авторск. экз. в субботу выдаст (и деньги), а не выдаст, так сам книжку на Крупе куплю..

*****

Проиллюстрирую картинками, которых в старой записи не было.


Обложка с полуголым мужиком, которая к содержанию книги отношения не имеет.


Моё предисловие (начало), которое, кстати, БВИ очень хвалил, см. в комментариях к старой записи..


Моё предисловие (конец)


Задняя обложка книги.


Автографы Мартовича (почему-то две штуки на двух экземплярах книги)

С этой книжкой, кстати, была связана смешная история — как меня какие-то придурки в 2016 году пытались обвинить в использовании чужого текста. Смешная потому, что возбудивший их текст был фрагментом моего же предисловия к "Кормчей книге" (эту выдержку из моего предисловия по всему интернету используют в качестве аннотации к "Кормчей книге" вместо издательской).

Подробнее см.: https://fantlab.ru/blogarticle44561





  Подписка

Количество подписчиков: 192

⇑ Наверх