Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 апреля 2019 г. 17:28

На фоне нынешней пост и предконвентной лихорадки кто, кроме меня, вспомнит о том, что на днях — ровно 30 лет, как в Сосновом Бору в апреле 1989 года состоялся конвент "ФантОР" ("Фантастика-Общество-Реальность"), организованный мною задолго до всех последующих замечательных "Росконов", "Странников", "Интерпрессконов", "ФантАссамблей" и др.

Назывался он "областным слётом КЛФ", но, конечно, никаким областным не был, потому как участвовали в нём писатели и любители фантастики из многих городов СССР и даже зарубежные гости (я не о нынешнем "ближнем зарубежье"). По-другому назвать нельзя было, такие мероприятия были вне компетенции и полномочий областного центра народного творчества, под эгидой которого мы сумели провести эту фантастическую конференцию...


Тэги: ФантОР-89
Статья написана 5 апреля 2019 г. 13:12

Бабушка и дольмен

Однобибл Михаил, Кунгурцева Вероника. Дольмен. – М.:ИД «Городец», 2019. – 376 с.

Роман «Дольмен» написали Михаил Однобибл и Вероника Кунгурцева. Однобибл известен многослойным метафорическим романом «Очередь», вошедшим в 2016 году в финал премии «Национальный бестселлер», а у Кунгурцевой я когда-то читал сказочный, но не детский роман «Девушка с веслом» (2015). Собственно, сюжет «Девушки с веслом» перекликается с историей, рассказанной в «Дольмене». И там, и здесь в современную действительность вторгаются фантастические, мифические персонажи и, взаимодействуя с нею, пытаются изменить не устраивающую их реальность.

Главная героиня «Дольмена» – Елена, немолодая уже женщина, унаследовавшая после смерти своей бабки-долгожительницы Медеи домик в горном посёлке, а вместе с домиком всяческие странности и артефакты. В числе артефактов – найденная в печке обгоревшая старинная книга-лечебник и каменная богатырская хатка-дольмен у обрыва на заднем дворе. К странностям отнесём, например, большого любителя колбасы – ворона Загрея, каркающего непонятными словами на неизвестном языке. Загадки и тайны бабушки Медеи, завязанные на события ушедшего времени, отныне будут донимать Елену, и ей придётся их разгадывать. Познакомится Елена и с невероятными друзьями Медеи, шагнувшими из древнегреческих мифов сквозь портал дольмена прямиком на кавказскую гору Пластунка, которая в легендарном прошлом звалась Ах-Аг.

Что ещё можно рассказать потенциальному читателю, не углубляясь в пересказ книги, не открывая всех перипетий сюжета?.. Пожалуй то, что происходит в первых главах: Елена находит в лечебнике рецепт восстановления молодости, следует ему, купается в молоке киммерийских коров с добавлением ряда волшебных ингредиентов, но малость перебарщивает и становится 12-летней девчонкой. А ведь она была обыкновенной, полнеющей пожилой женщиной с набором болячек, соответствующих возрасту. Собственно, Елена так и осталась осторожной, всего опасающейся бабушкой, просто она теперь внутри тощей золотоволосой девчонки. И этой девочке-бабушке надо как-то выпутываться из создавшегося положения. Её никто не узнаёт, у неё нет документов, она не может даже в собственную квартиру вернуться… Приходится довериться внуку-десятикласснику Саше, который теперь близок ей по возрасту. И тут на головы юных героев авторы обрушивают колоритных мифологических персонажей (не стану уточнять, кого именно) со своими проблемами…

Кстати, у Елены есть энергичная дочь Алевтина Самолётова (мать Саши) – корреспондент крупной столичной телекомпании. Присутствие в книге журналиста позволяет авторам ненавязчиво, но регулярно вставлять в текст романа заметки из местных газет, создавая некий квазидокументальный фон, на котором раскручиваются приключения героев, которые я назвал бы, скорее, злоключениями (читатели, знакомые с романом Однобибла «Очередь» понимают, что приключения его героев весёлыми быть не могут).

Появление в книге мифических существ со сверхъестественными способностями вроде бы предполагает усиление остроты, динамичности и непредсказуемости сюжета, но писательский дуэт, позволяя себе некоторые элементы экшена и толику авантюры, не особенно увлекается использованием дополнительных возможностей. В злую сатиру и острую социальность Кунгурцева и Однобибл тоже не сваливаются, хотя вполне могли бы широко развернуться по этим направлениям на волшебном поле придуманных ими очень «вкусных» исходных обстоятельств. Но всё, даже самое необычное и волшебное, в книге происходит как-то слишком уж обыденно. Не особенно радует и финал. Наверное, именно поэтому я не очень понял месседж романа, хоть и старался анализировать аналогии и намёки, которых в книге хватает.

Фарш невозможно провернуть назад?

Известное дело…

Ах, если бы авторы убедили меня в противоположном...


Статья написана 5 апреля 2019 г. 13:08

Страница альманаха на фейсбуке: https://www.facebook.com/cepheimu/

Страница импринта в системе "Ридеро" https://ridero.ru/imprint/cefeya/

Страница альманаха ВК: https://vk.com/cepheimu

Интервью с редактором "Мю Цефеи":

https://newsrussia.media/culture/17348-fa...


Тэги: Мю Цефея
Статья написана 4 апреля 2019 г. 18:13

Нашёл плохонький снимок, сделанный мною фотомыльницей на Конгрессе фантастов "Странник" в сентябре 2002 года. На нём Борис Стругацкий и Георгий Данелия с премией "Странник".

И абзац из моего старого отчёта о "Страннике-2002":

"Уже несколько лет в дни Конгресса проводятся ретроспективные фестивали кинофантастики и вручается премия «Легенда фантастического кинематографа». В разные годы её удостаивались Донатас Банионис, Александр Сокуров, Александр Абдулов. На этот раз гостем «Странника» и лауреатом премии стал знаменитый кинорежиссёр Георгий Данелия, автор фильма-притчи «Кин-дза-дза». 29 сентября в киноцентре «Родина» состоялась демонстрация этой культовой картины, а Георгий Данелия выступил перед зрителями и рассказал несколько забавных эпизодов из истории создания ленты, которая снималась в пустыне Каракумы в пятидесятиградусную жару.

Неподалёку от места проведения съёмок находился старый аэродром, и декораторы картины «творчески» использовали огромное количество ржавого металла, валявшегося вокруг. «Мы решили, что не сможем конкурировать с американскими фильмами, в которых есть суперроботы и прочая современная техника, а вот по ржавчине пусть они попробуют нас догнать», — полусерьёзно вспоминает о тех днях режиссер".


О книгах Георгия Данелии я писал в ЖЖ ещё в 2005 году...

"Прочитал новое издание "Баек кинорежиссёра" Георгия Данелии "Безбилетный пассажир", вышедшее в "Эксмо". Весёлые и грустные "маленькие истории" о том, что повидал этот человек в своей "киношной" жизни. Такие же солнечно-весёлые и щемяще-грустные, как фильмы Данелии...

Хорошая, добрая книжка...

Очень, кстати, здорово иллюстрирующая роль случайностей в нашей жизни. От случая многое зависит, надо только правильно понимать намёки судьбы. Например, Данелия всерьёз считает, что стал кинорежиссёром потому, что совершенно случайно увидел в газете "Советская культура" заголовок: "Мосфильм"объявляет набор на режиссёрские курсы". А самая главная случайность здесь в том, что газету держал в руках вдрызг пьяный гражданин в макинтоше, очках и галстуке, валяющийся под забором... Всё кончилось тем, что Данелия снял фильмы "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Афоня", "Мимино", "Осенний марафон", "Кин-дза-дза", "Не горюй"...

Кстати, кто бы мог подумать, что толчком к созданию ленты "Не горюй" послужил прочитанный Данелией рассказ Роберта Шекли? См. главу "Метаморфозы" в "Безбилетном пассажире".

На закуску — короткий анекдот со съёмок фильма "Не горюй":

"Там же, в горах, мы набирали в массовку крестьян из ближайших деревень. А крестьяне под Тбилиси — люди состоятельные.

Съемки идут девятый час, и массовку мы не щадим. Я спрашиваю у Дато:

— А они знают, что мы платим всего по три рубля? Ты скажи еще раз, чтобы потом скандала не было.

Дато объявил в рупор:

— Массовка , имейте в виду! Три рубля, а больше ни копейки не можем!

— А никто и не настаивает, — сказали крестьяне. — По три так по три.

Собрали по три рубля, и староста массовки принес их Дато."

P.S. Ждёт своей очереди вторая, новая, книжка воспоминаний Г.Данелии "Тостуемый пьёт до дна".

P.P.S. Прочёл с удовольствием и её.


Статья написана 3 апреля 2019 г. 23:37

Главный редактор альманаха фантастики "Полдень" Николай Романецкий сообщает, что определён шорт-лист премии "Полдень".


Повести:

Первушина Елена. Две пули — больше ничего… // Полдень. Выпуск 9. – СПб: ИП Сидорович, 2018.

Савеличев Михаил. Я, Братская ГЭС… // Полдень. Выпуск 7. – СПб: ИП Сидорович, 2018.

Точинов Виктор. Револьвер системы «Наган» № 47816 // Полдень. Выпуск 9. – СПб: ИП Сидорович, 2018.


Рассказы:

Лукин Евгений. Погружение в бездны разума // Полдень. Выпуск 7. – СПб: ИП Сидорович, 2018.

Непома Кусчуй. Пианино // Полдень. Выпуск 7. – СПб: ИП Сидорович, 2018.

О’Санчес. Как дядя Петя выручал дядю Ёси // Полдень. Выпуск 11. – СПб: ИП Сидорович, 2018.


Статьи и эссе:

Ларионов Владимир. Георгий Мартынов: «Счастье в настоящем» (О романе Г.Мартынова «Гость из бездны») // Полдень. Выпуск 9. – СПб: ИП Сидорович, 2018.

Фрумкин Константин. Потребительство и будущее // Полдень. Выпуск 8. – СПб: ИП Сидорович, 2018.

Шлыков Валерий. «Улитка на склоне»: Опыт вникания // Полдень. Выпуск 10. – СПб: ИП Сидорович, 2018.





  Подписка

Количество подписчиков: 197

⇑ Наверх