Дарья Бобылёва «Вьюрки»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Современный психологический хоррор ) | Мистика
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Проклятие | Фантастические существа (Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Скрыться на время от безумия внешнего мира среди уютной зелени — мечта, сладкий сон... кошмар!
Что, если ты НИКОГДА не сможешь покинуть свою дачу?
Связи нет, дорога упирается в лес, соседи ведут себя странно, и лето — чертово лето! — никак не кончается...
Журнал «Октябрь» № 7, 2017 г. — журнальный вариант романа.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 317
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3029 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 85 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 12% — на редкость ниже среднего (37%)!
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор читателей. 3 место) | |
лауреат |
Новые горизонты, 2019 // (роман) | |
лауреат |
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший роман русскоязычного автора |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман) |
Рецензии






Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AL_DLRG, 11 апреля 2025 г.
Нынче оно как: умеешь писать подписи к фоточкам в соцсетях, используешь для этого поболее двух слов, считая эмодзи — ты уже видный прозаик. А если ты где-то в подмосковном глэмпинге, под шашлычок рассказываешь своим друзьям — рыхловатым менеджерам в одинаковых мятных костюмах с «ВБ» и их одинаковым женам страшные истории, а они, выдыхая густые пивные пары, восхищаются: «ух! тебе бы ужасы писать!» — ну тут уже не отвертеться, надо в хоррор идти. И бросает сотрудник опостылевшую «одинэску» с непостижимым Эксэлем, с двух ног залетая в фикшен. Там его подхватывают заботливые холёные ручки паблишеров, и начинается продвижение. Как работают цифровые площадки мы все знаем: подчеркнуто вежливые заскриптованные модераторы неумолимо отфильтровывают все отзывы ниже «генеральских», то есть тех, где меньше четырёх звёзд. По итогу топы электронных библиотек завалены произведениями Вась Пупкиных с ярлыком «бестселлер» и «Книга года» (хотя количество книг существенно превышает число лет... вообще любых лет). Потому читатель матёрый, тёртый, видя имя российского автора на обложке книги, невольно настораживается, группируется, готовясь отпрыгнуть. И вправду, уж лучше известный любитель бокса Стивен Кинг, он хоть и тоже не без греха, но его-то грехи известны, а от какого-нибудь вчерашнего специалиста по продажам металлопрофиля, от него всякого можно ожидать. Так вышло, что по счастливой случайности от книги Дарьи Бобылёвой отпрыгнуть у меня не получилось.
Доводилось мне не раз читать отзывы, где автора упрекают в излишней камерности, мол, не достаёт её произведениям эпичности, размаха, как у иных авторов: ну знаете, там квадрология на 5500 страниц, 800 основних персонажей, боевые корабли сгорают на подступах к Большому Театру.... Но с размахом часто бывает, что сильно размахнешься и сам поранишься, сынок, убери эту штуку ради Бога! Потому, на мой скромный взгляд, лучше меньше, да лучше. Замкнутый, очень натурально изображённый мир СНТ «Вьюрки» через непродолжительное время перестает казаться маленьким, а уже к середине книги и вовсе становятся безразличны все эти «много — мало — широко — узко»: для любого (пост)советского человека, который помнит трушные дачи со всеми их типичными атрибутами, погружение в атмосферу садоводческого товарищества будет полным. Всякий, кто ребенком прыгал, как на батуте, на ржавой кровати с панцерной сеткой под яблоней, понимает, что дача это — целый мир, и мир этот внутри много больше, чем кажется снаружи, прямо как этот ваш тардис. Здесь может возникнуть закономерный вопрос: а не попал ли ты, мил человек, под чары ностальгии? Типа все эти восторги от того, что тебе отзывается тёплыми воспоминаниями дачная романтика, вот ты тут соловьём и заливаешься, хвалишь, а по сути что там? Если без спойлеров, то по сути там добротное произведение в жанре мистики, магреализма, книга, собирающаяся в одно целое из рассказов, которые постепенно, очень аккуратно погружают тебя в повествование, из которого потом уже не выбраться, не дочитав до конца. По сюжету чуть перекликается с «Нездешними» Джексона Беннетта, но так, чисто на уровне каких-то отголосков, ощущений. Тут не столько страшно, скорее просто интересно. Читая, по-хорошему сопереживаешь героям, потому эмоций будет достаточно, самых разных, но по итогу останется очень приятное послевкусие. Мне кажется, так и надо писать — чтобы хотелось дальше читать твои книги, но не потому, что это цикл, и ты предусмотрительно оставил «to be continued...», а просто потому, что книги действительно хорошие.
Rosewing, 1 марта 2025 г.
Стивен Кинг по-русски
Необыкновенно кинематографичная мистика, уже готовый сценарий для какого-нибудь артхауса. Не сказала бы, что история сильно страшная, скорее она затягивает в какую-то липкую паутину исконно русских суеверий и от неё временами холодок по коже. На протяжении повествования мои ощущения довольно сильно менялись: в самом начале отлично показана беспросветность русской глубинки, именно та ноющая тоска, которая охватывает в непогожие дни, когда что-то не ладится, озираешься, а вокруг абсолютно чужие непонимающие тебя люди, нелюбимая работа, черти что с родными, соседи бесят, ничего не радует и так далее, и так далее. Героями книги являются самые обыкновенные среднестатистические люди, которые живут рядом с нами. Мы попадаем в дачный поселок Вьюрки, куда на лето съезжаются дачники, чтобы скрыться от всего остального шумного мира. Обычные люди, со своими историями и тараканами. И вот однажды все они оказываются втянуты в странную непонятную историю — выезд из поселка перестал существовать, все кто выходил за ворота пропадали или возвращались странными личностями. Хуже того, в самом поселке начали твориться страшные вещи — люди стали сходить с ума, слышать и видеть необъяснимое, природа и животные взбунтовались и прокатилась череда страшных смертей. Каждая глава повествует нам о новом герое и творящихся с ним мистических беззакониях. Что интересно, кроме самих историй страшилок в описании героев присутствует много житейской мудрости, тонко подмечены разные черты характера и часто встречающиеся типажи. Но для меня эта часть книги была несколько затяжной и в некоторых местах описание граничило с омерзением. Дело в том, что я не люблю расчлененку, и все действия, которые касаются того, что кого-то цинично сожрали, мне неприятны, но не могу не отметить, что это придает своеобразный колорит. В это же время в сюжет начинают вплетаться старые русские сказки и страшилки про разную нечисть, домовых, леших, водяных и гвоздь программы — Полудницу. Чем ближе к концу, тем увлекательнее сюжет. Эдакий фольклорный триллер с реалистичным дачным антуражем и очень тонко подмеченными психологическими портретами русских людей.
Lilian, 19 июля 2024 г.
Лето, жара, разгар дачного сезона. Когда как не сейчас читать про садовое товарищество «Вьюрки» и про ту жуть, которая однажды начала в нём твориться.
Сюжет — мозаика историй, из которых потихоньку собирается общая картина. Так и должно, наверное, быть. Всё-таки садовое товарищество, несколько улиц, очень разные люди и дачи — и у многих своя история.
Жанр — деревенские ужасы. Декорации абсолютно узнаваемые вплоть до клеенок в клеточку и зарослей малинника на заднем дворе. Речка, лес, поле. Всё знакомое, родное, но внезапно изменившееся. Ужасы — не всегда явные, внезапные, порой парадоксальные.
Основа — славянская мифология и человеческие истории. Полудница, игоша, русалки, подменыши. Но люди порой страшнее. Не потому что плохие, а потому что, ну, люди.
Меня зацепило с первого же рассказа-главы. Грустные, забавные, парадоксальные истории и узнаваемые типажи. Да, истории эти приправлены потусторонней жутью, но куда печальнее и страшнее одиночество, непонимание или тихая собачья верность мужу-алкоголику, заставляющая упорно закрывать глаза на все странности и изменения (ведь перестал пить и руки распускать, хорошо же).
Мне нравится авторский стиль, острота, правдивость образов, выписанных при этом честно, но с любовью и без чернухи.
«А Никита просто пил. И стыдился этого, страдал от укоризненно-сочувствующих взглядов своего деликатного профессорского семейства. Семейство искренне считало его бедным больным мальчиком, жалело и позволяло сидеть у себя на шее, поскольку ни на одной работе Никита не задерживался. Сам Никита считал себя бесполезным мудаком, но отказаться от единственного доступного удовольствия – побыть пьяным и почти счастливым – никак не мог. Пьяницей он был тихим, одиночным и скрытным. А на даче можно жить и пить спокойно, с почти чистой совестью и уж точно на чистом воздухе. И своя закуска с огорода.»
Постепенно личные истории сплетаются в основной сюжет, масштаб жути увеличивается, а вопросы о причинах происходящего потихоньку получают свой ответ. Будут здесь и сражения с чудовищами (не всегда потусторонними), и любовь, и потери, и семейные тайны. И долг, который всё-таки приходится платить, ведь альтернатива страшнее. Лёгкая почти неуловимая ирония тоже никуда не денется.
Финал вполне понятный и закрытый. Не безоблачно счастливый, но, повторюсь, альтернатива была куда страшнее. Остались маленькие побочные линии и персонажи, про судьбу которых не было сказано последнего слова. Но по большому счету история законченная.
Атмосферно, самобытно, не оторваться.
kerigma, 9 июня 2024 г.
Я ждала чего-то по-настоящему страшного, типа Анны Старобинец — а оказалась, это уютнейшая и милейшая дачная мистика. Именно тот вариант мистики, который я больше всего люблю: когда мистическое понемногу вливается в обыденность, не через край, не в сюр или магический реализм, а ровно настолько, чтобы было не так ужасающе скучно и предсказуемо.
Действие происходит в садовом товариществе, что сразу создает высокий уровень комизма. Что может быть менее загадочным и приземленным, чем дачная жизнь такого разлива? Рассада, полив, у кого из соседей что выросло, по какому поводу всему поселку свет отключили. Я сама недавний дачник и не могу перестать наслаждаться всем этим. Тем более, что СНТ у Бобылевой — какое-то очень уютное по описаниям, с устоявшимся составом жителей, которые более менее все друг друга знают, налаженным коммунальным бытом, речкой, лесом и удаленностью от других поселений. Такой очень камерный мирок, куда дачники-герои приезжают действительно отдыхать душой, а не только совершать трудовые подвиги на картошке или пьянствовать водку. Читаешь и думаешь, что и сам бы начиная с определенного возраста с радостью провел в таком месте лето.
Когда эту сельскую идиллию потихоньку начинает разбавлять мистика, она оказывается не страшной, а скорее даже немного комичной. Это выглядит так, будто наконец исполнились тайные мечты дачников — причем всех сразу, из-за чего и получается такая путаница (кто-то ведь всегда желает недоброго соседу, подозревая его в наведении порчи на огурцы). Мистика разворачивается постепенно, и хотя кое-кто пострадал первым, в целом создается впечатление, что эти конкретные люди повели себя как-то неправильно. Несмотря на то, что между отдельными эпизодами нет никакой связи — какая-то их мелкость и, скажем так, мелко-пакостническая направленность заставляет подозревать, что это не инопланетяне прилетели, а домашняя и садовая нечисть разных видов расшалилась. Кому-то вредят серьезно, но кто-то вредит скорее сам себе, а еще немного другим. Кого-то, напротив, не трогают, хотя он и рискует больше других.
Сюжет и развивается в этом направлении, чем дальше, тем больше становится понятно, что к нашим дачникам по неведомой причине пришлите те другие, кто испокон веков жил рядом с человеком, но не вместе, не показывался на глаза, играл по правилам, если человек играл по правилам. Духи лесные, земные, водные — кого называют лешими, водяными и прочими подобными, со своими старыми законами и правилами. Это что-то забытое из детства, из фольклористики, заговоры, условия, взаимные обязательства: какие-то вещи знают все (типа, если тебя водит леший, выверни одежду наизнанку), какие-то — меньшинство, а что-то вовсе забылось, утонуло в семейных байках, и теперь всплыло нежданно поколения спустя, когда никто и не думал уже, то ли темное суеверие, то ли правда было.
А вокруг меж тем — благодатное дачное лето, урожай спеет по третьему разу, жить бы и радоваться обитателям СНТ, с некоторыми оговорками. Отличное сочетание обыденности и мистики получилось.
flying_kitten, 24 мая 2024 г.
Дача, с грядками, плодово-ягодными деревьями и разнообразными сельхозработами — советский фетиш, благополучно переместившийся в наше время. Молодое поколение постепенно отходит от этого странного формата «отдыха», но дачное движение живуче и отправляться на свалку истории не желает. Дарья Бобылёва написала цикл мистических страшилок в декорациях дачного кооператива.
Садовое товарищество «Вьюрки» внезапно оказалось отрезано от цивилизации — дорога исчезла, в реке завелось непойми что, а через поле и лес не пройдёшь. Дачники, потихоньку сходя с ума, не оставляют попыток выбраться на «большую землю», попутно борясь с разнообразной нечистью, атакующей их днём и ночью. Одно хорошо — овощи-фрукты поспевают, от голода не помрёшь.
«Вьюрки» начинаются отдельными слабо связанными друг с другом историями, в которых конечно описывается, что да как случилось, но сами по себе рассказы вполне самостоятельны. Начиная с середины «романа» это уже главы, продолжающие друг друга, но всё так же являющиеся достаточно законченными эпизодами. Ничего сверхъестественно ужасного книга читателю не предлагает, да, разнообразной потусторонней силы и просто необъяснимых явлений пруд пруди, однако сложно назвать это произведение хоррором, по крайней мере мне было не сказать чтоб уж страшно. Однако что у книги не отнять, так это воссозданной дачной атмосферы и характерных типажей — они живые и великолепные, читая, сам с некоторым содроганием (ну не люблю я такое времяпровождение) вспоминал поездки в детстве и юности на садовый участок. :)
Обаятельные герои (не все, некоторые — отталкивающие), наша родная славянская нечисть, переосмысленная на современный лад, знакомый дачный быт — книжка читается легко и с удовольствием. Финал, на мой взгляд, подкачал — возможно он просто слегка скомкан, такое ощущение, что автор задумала продолжение и оставила себе лазейку, но факт остаётся фактом — в последнем эпизоде книга несколько разочаровывает, но, тем не менее, однозначно заслуживает прочтения.
PuMckuu, 9 октября 2024 г.
«Вьюрки» этакий русский «Сайлент Хилл» и «Извне» с существами из русского фольклора. Роман, сотканный из рассказов об обычном СНТ, попавшем в крупную передрягу, меня впечатлил своим не совсем обычным подходом. Главные действующие лица романа — доживающие свой век престарелые жители деревень, алкоголики, люди бежавшие из города каждый от своих бед и многие прочие — все они конечно героями не являются. Попав в круговерть событий, в ходе которых родной СНТ теряет всякую связь (в том числе и физическую) с внешним миром, в каждом из них начинают проявляться их худшие стороны и внутренние демоны. Все бы ничего, если бы весь СНТ не погрузился бы частично (а может и полностью) в потусторонний мир со своими правилами и жителями. Лично мне, хоррор-составляющая романа очень зашла, в некоторых моментах
Selvaggio, 1 февраля 2024 г.
Мне как заядлому дачнику было читать «Вьюрки» интересно , очень много знакомых личностей встретил на страницах этой книги — и новые богатые владельцы дач и старушки кошатницы и дачные алкоголики и колоритная председательница — это мне знакомо . А вот хтонь нашу как оказалось я хуже знаю — ладно бы Кикимора этот персонаж известный , а вот например Игоша — кто это вообще ? Были тут конечно пугающие персонажи . Вся книга состоит из небольших историй , где в связке идёт дачник и привязавшееся к нему нечисть , главным же героем через все эти былички идёт немного таинственная рыбачка Катя ... В целом книга понравилась и на дачу я поеду без страха (хотя если ежик затопает — могу и за Игошу принять и кинуть чем то) ... да и для Кати этой хотелось бы судьбы получше.
gramlin, 25 июня 2024 г.
В теории книжка должна быть классной: ужастики в русском дачном посёлке. Но, я её читал-читал и удовольствия не получал. Вроде и дачные зарисовки есть, и хоррор, но не нравится. Потом понял: автору просто не хватает писательского таланта. Текст не цепляет, не увлекает. Вроде бы саспенс должен быть, нагнетать потихоньку, и тут же кровища, руки в крови-говне и прочее. В литературном смысле «Магазин» у неё уже получше получился, а Вьюрки выглядят просто как новичковые потуги.
egorro.san, 27 марта 2024 г.
Дачный поселок Вьюрки оказался отрезан от окружающего мира в разгар сезона. Такая вот классическая уже завязка :-). И потихоньку в него проникает нечто... Первая половина книжки это череда портретов типичных (видимо) дачных персонажей и последствий их взаимодействия с тем, что приходит из за забора. Скучноватенько. Потом проявляются сюжет с древним проклятием и главные герои, ясень пень аутсайдеры, но добрые внутри. Показывается, как водится, что страшнее человека зверя нет, но все таки «нельзя так с людьми-то живыми» и придется, рискуя собой, спасать оставшихся в живых. Написано хорошим языком с юмором, вот только, как пел классик «не страшно ничуть!»
thosik, 25 ноября 2019 г.
Книга превысила все мои ожидания, которые были, признаться, несколько занижены моим скепсисом в адрес русского хорора. Тем приятнее было сделать для себя такое открытие. Роман получился не страшным — седых волос у меня точно не прибавилось, но местами все же жутковатым — по крайней мере, в некоторых эпизодах у меня мураши по телу табунами бегали.
Но тут вопрос даже не в том — страшно или не страшно, а в самой атмосфере книги, в сочности и цветастости языка, в какой-то очень родной, как оказалось, локации — понятной и близкой, наверное, только россиянам, у которых есть опыт дачной, ну или хотя бы деревенской жизни, а он есть, пусть даже из детства, наверняка у большинства.
У меня этот опыт тоже имеется, не самый, надо сказать, приятный, но во время чтения как-то столько нюансов и мелочей в голове всплыло, и как-то умилило это меня, заставило с ностальгией вспомнить русское лето.
А еще с этой книгой можно побывать в гостях у сказки. Столько «нашей» нечисти в одном месте я давненько не встречала. Просто какая-то концентрированная аномалия, сотканная из сказочных мотивов, страшилок и легенд. Это было супер ощущение.
Фольклорный триллер — так сказано было в предисловии. Вот абсолютно точное определение. У меня сразу невольное сравнение с Убыром в голове образовалось. И у Бобылевой получилось в этот жанр еще более мощно ворваться, чем сделал это Измайлов.
У Дарьи все ...богаче, что ли, глубже, позаковыристее.
Кстати, поначалу мне казалось, что просто в каждой главе будет рассказываться история какого-то отдельного персонажа, но вместе все это не свяжется в результате. И даже на этих условиях мне роман безумно нравился. Но — еще один сюрприз — к финалу все дорожки, все рассказики и все монстрики пересекутся, объяснение читатель все-таки получит.
В общем, я оторвалась по полной с этой книгой. Удовольствие получила колоссальное.
Для себя взяла автора на заметку. Буду следить за ее книгами.
DulcineadelTobos, 29 августа 2019 г.
Книга оставила меня равнодушной. Ничто не задело в моей душе ни единой струны. Где атмосфера? Где таинственность? Где это всё? Где герои, за судьбу которых переживаешь (даже детям не сочувствуется как-то в книге)? Все эти бабы Кати, Валерычи, председательши как-то мимо меня... Дорога пропала?! Господи, этим в России кого-то можно напугать или хотя бы удивить?!! Или пьющим жилистым мужиком? Или закусыванием коньяка редиской?
Ну, да, вижу, что зарисовки сделаны с натуры, но за этим ничего нет, ни сочувствия, ни сопереживания.
Ох, уж этот мне так называемый «русский фольклор»...
А дачный антураж лично меня не тронул, в генной памяти ничего не пробудил, ассоциаций ноль, увы. Возможно, разные поколения. Этот «пласт культуры» оказался мне абсолютно чуждым.
И вот ещё что... (Может, показалось?) Не понравился какой-то, на мой взгляд, одинаково снисходительный и к старикам, и к детям тон автора, вероятно, задумывавшийся как лёгкая ироничность.
Короче говоря, есть такая хорошая русская поговорка: ни уму, ни сердцу (А что? Тоже русский фольклор).
В общем, я оказалась не ЦА этого творения.
Шестёрку, конечно, ставлю. За гладкость.
P.S. Никогда не думала, что это случится со мной, и я когда-нибудь напишу подобное в отзыве, но я это сделаю: это не хоррор!
JenDo, 20 августа 2019 г.
Книга не понравилась.
Купился. на лестные отзывы, хорошую рекламу и на собственное желание почитать что нибудь свеженькое и доселе неизвестного автора. И после прочтения очень удивился, читая отзывы других читателей — им было страшно, очень страшно, жутко и тд.
Мне хотелось спать. Кушать. Пойти погулять. Выпить пива. Но только не дочитывать. Повествование скучное, я бы даже сказал — унылое. Никак не зацепило.
Но я, конечно, как прилежный книгоман — дочитал. Резюме — никаким хоррором (в моем понимании, конечно) — в книге и не пахнет. Это не ужастик, не хоррор, не триллер и даже не страшилка на ночь. Какие то деревенские или дачные (кому как угодно) байки, которые, возможно, были актуальны для детворы очень древних времен. Да и то, я уверен, детвора бы не испугалась и попросила бы рассказать что нибудь другое. Пострашнее)))
Никаких рекомендаций. Никаких оценок.
ПиСи: — Хотите хоррора или страшного — читайте временем проверенных авторов — По, Кунц, Кинг, Лавкрафт, Меррит и тд.
oleksa1981, 9 марта 2019 г.
Взялся я за «Вьюрков» с энтузиазмом, начитавшись множества положительных отзывов и рецензий. И довольно быстро, еще на первых главах, мой энтузиазм стух. Дочитывал уже с усилием.
Первое: самый большой и основной недостаток — этот роман ужасов абсолютно не страшен. Прям совсем. Только одной-двум новеллам/главам («На память» и «Огненная баба») удается немного припугнуть и вызвать интерес.
Второе: это и не роман вовсе — чуть больше дюжины новелл, связанных в основном лишь местом действия, которые при минимальной корректировке сойдут за самодостаточные произведения.
Третье: концовка невнятная. Только усугубляет общее впечатление «неинтересности». Выглядит высосаной из пальца.
Хочу отметить, что текст романа довольно приятен, не вызывает отторжения. Хотя для «страшного» романа слишком много... ироничностей. Так же неплохо, но несколько поверхностно и, местами, клишировано, прописаны персонажи.
Итого: как хоррор — незачёт. А как что-то другое... ну не знаю... неплохо, наверное. Но я-то ужасов хотел. И остался сильно разочарован.
bezz, 26 января 2019 г.
Не страшно — аж жуть!
Любят у нас все самое-самое. «Самый страшный фильм» нам уже показывали, песню про самый лучший день слышали. Теперь самая страшная книга. Я сначала и не поняла — название это такое что ли? Ан нет — аннотация, лид, так сказать. Чтоб знали, что бояться надо.
К делу.
Персонажи прекрасны. Нет, не так. ПРЕКРАСНЫ. Они живые, родные и милые сердцу (даже, если не очень милые в принципе), выписаны любовно. Вообще, у автора легкий слог и замечательное чувство юмора.
Сюжет собирается из нескольких историй. И качество их, так сказать написания, очень разное: есть сильные главы (про игошу, про Боевых), есть слабее (про Валерыча, про соседок-ведьм). Но, в целом, истории интересные. Не страшные, но интересные.
Провисать книга начинает, когда автор пытается собрать все рассказы в однин сюжет. Они, конечно, стыкуются, но с зазорами... Поскольку сами по себе истории не особо страшные, думаешь — ну вот сейчас-то уже будет тайна-тайн и ужас-ужас. И тут на тебе — история про бабулю без пальца и ее темное детское прошлое. И не страшно, и не особо интересно. Печаль. Конец книги про исход в поле с рюкзаками вообще какой-то комический. Так и вижу эту построевшуюся парами толпу дачников. Может, в том и суть, что про ужасы надо писать серьезнее, а то, не получается бояться как-то. Как известно, смех убивает страх. А может, это неправильные ожидания, вызванные обложкой. И если б читатателя сразу не настаивали на хоррор в дачном стиле, то и воспринималась бы книга лучше.
Итого. Интересная книга с чудесными героями и прекрасным юмором, с ненапряжной заявкой на размышления о бренной русской жизни. Но, конечно, это не хоррор.
sergej210477, 25 января 2019 г.
Написана книга очень неплохо, ярко. Но, мне, к сожалению, не понравилась. Не потому, что плохой роман, просто, совсем не мой жанр.
Ровно до половины произведения читал с удовольствием. Потом — без интереса.
Дачный посёлок. Жаркое лето. И вдруг, конечно, привет С. Кингу и его роману «Под куполом», все дачи вместе с жителями, оказываются в некой, замкнутой, вневременной зоне. Выхода нет.
Роман построен в виде сборника рассказов. Объединённых общим местом действия — «Вьюрками». Герои — дачники. Все люди разные, у каждого своя история.
Вообще — герои, это сильная сторона данной книги. Живые, образные. Довольно глубоко раскрыты характеры, интересная психологическая составляющая.
И, великолепная атмосфера. Действительно, жаркое лето в дачном посёлке. Очень живописно и кинематографично.
А вот сюжет, вообще, не понравился.
Нет, я люблю мистический хоррор со славянским мифологическим уклоном. Лешие и русалки, домовые и банники — очень экзотично и колоритно.
Но, на мой взгляд, целостной картины и гармоничного сюжета не вышло. Получилось — все в кучу. И родовые проклятия и временные дыры. Другое измерение и славянская нечисть. Как то, не укладывается все это в одну книгу. В отдельные рассказы — да. А роман получился как плохая мозаика. Притянуто все за уши. Не стыкуются многие кусочки.
Впрочем, читается книга легко и быстро. Без труда прочёл за два дня. Если не рассматривать ее как хоррор, а как мистику с интересной психологической составляющей — в принципе, неплохо. Есть страшные моменты, немного юмора, немного фольклора, чуть-чуть любви.