| |
| Статья написана 30 апреля 2023 г. 17:06 |
Старость, склероз... Только что решил уточнить, какая согласная в фамилии Максима из "Обитаемого острова" братьев Стругацких двойная и не нашёл ничего лучше, как заглянуть в отзывы на странице повести. А там... В одном отзыве написано "Максим Каммерер", в другом — "Максим Камеррер", в третьем вообще — "Краммер".
|
| | |
| Статья написана 26 апреля 2023 г. 00:30 |
Продолжаю серию своих обзоров фантастики СССР о хронопутешествиях. Наверное, пора перечислить произведения советской НФ с использованием в сюжете перемещений во времени, о которых (имею в виду произведения) мне напомнили или навели на мысли о них мои подписчики.
А. Мирер. У меня девять жизней. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1990 г. Серия: Современная фантастика.
В романе Александра Мирера «У меня девять жизней» (1969) три друга, работающие в некоем Институте с заглавной буквы, изучают практическое применение теории Совмещённых Пространств. В специальном аппарате (баросфере) они перемещаются то ли в параллельный, то ли в предшествующий нашему доисторический мир, где существует биологическая цивилизация, так называемое Равновесие, полностью контролируемое и управляемое живыми суперкомпьютерами – Наранами. Подробности и принцип путешествий во времени автор оставляет на заднем плане, основная его цель – показать бесперспективность и неизбежную деградацию системы, замкнутой только на себя и превращающей людей в бездумные винтики, которые готовы беспрекословно выполнять любой приказ.
Иллюстрация художников К. Остольского и А. Антонова к роману Александра Мирера "У меня девять жизней" в журнале "Знание-сила".
Роман "У меня девять жизней" впервые был напечатан в разделе "TERRA PHANTASIA" журнала "Знание-сила" в номерах 1-7 за 1969 год (см. заставки к главам в галерее выше). Что касается временных парадоксов, то в этом романе один есть, и очень грустный... Случилось так, что хронопутешественник по имени Николай буквально на десять секунд не успел к автостарту баросферы и остался в мире Равновесия. Его верные друзья и коллеги по экипажу Владимир и Рафаил на протяжении трёх лет после возвращения в свою реальность совершают сотни выходов в Совмещённое Пространство, чтобы забрать Николая домой, но "совместиться" с миром, в котором остался их товарищ, у них никак не получается. А когда, наконец, получилось, то выясняется, что в неудержимо вырождающемся Равновесии прошло уже двести лет, и находят они там лишь потомков Николая.
Николай Гацунаев. Звездный скиталец. — Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гуляма, 1985 г. Серия: Фантастика, приключения.
Роман Николая Гацунаева (1933 – 2022) «Звёздный скиталец» (1984) по оценкам читателей каким-то особо выверенным и оригинальным темпоральным сюжетом не отличается, но любопытен описанием Средней Азии 19-го века и Хивинского ханства начала 18-го века, куда с помощью машины времени в поисках себя и справедливости попадает герой книги Эрнст Симмонс. Гражданин вымышленного государства, он спасается от службы в Вооружённых Силах Стран Всеобщей Конвеции, сбегая из века 23-го в прошлое. К хронопарадоксам в этом романе можно отнести то, что в былые времена Симмонс попадает, воспользовавшись мощной машиной времени фирмы «Сафари во все времена», чтобы преодолеть "барьер времени" (и отдаёт за это все свои сбережения), а уже внутри прошлого продолжает «прыгать» по времени и пространству в более мелких масштабах, применяя небольшой аппарат собственного изобретения и сборки — "времятрон". Парадоксально и то, что за Симмонсом присматривает (о чём герой не подозревает), а заодно успешно выполняет обязанности его супруги (за это герой её любит) красотка Эльсинора, сотрудница «Института наблюдений и контроля над прошлым» из 30-го века.
Иллюстрация на обложке книги "Звёздный скиталец" и внутренние иллюстрации К. Воробьева и Л. Даватц.
"Звёздный скиталец" был издан в Ташкенте дважды: в 1984 году тиражом 120 тыс. экз. и в 1985 году — тиражом 200 тыс. экз. Суммарно — 350 тыс. экземпляров! Писатель Гацунаев, уроженец Хорезма, хорошо владеющий историческим и этнографическим материалом, написал увлекательное, добротное произведение, но событием в советской хронофантастике его роман всё-таки не стал…
Юрий Греков. Однажды ночью... — Кишинев: Литература артистикэ, 1981 г.
Благодаря подписчице под ником "Таня Заботкина" нашёл у себя в закромах забытые книги писателя Юрия Грекова «Однажды ночью…» и «Слышишь? Кричит сова!». Юрий Греков (1938-2010) много лет (с 1988 года до конца жизни) был главным редактором литературного журнала «Кодры», выходившего в Кишинёве. В основу романа-гипотезы «Слышишь? Кричит сова!» (1988) легли ранее написанные Грековым книги «На кругах времен» (1978) и «Однажды ночью» (1981), выстроенные писателем на гипотезе дискретности времени и различных временнЫх парадоксах.
Юрий Греков. Слышишь? Кричит сова! — Кишинев: Литература артистикэ, 1988 г.
Этот роман-притча призывает читателя вдуматься в странности и сложности мира, в котором назревают ситуации, чреватые страшными опасностями — достаточно назвать хотя бы нависшую над нами ядерную катастрофу. Прислушаться к «крику совы» — к голосу мудрости — единственный способ избежать конца мировой истории.
Рассказ Евгения Дрозда в журнале "Юный техник".
В ответ на мою просьбу привести примеры советской хронофантастики подписчики в комментариях несколько раз вспоминали рассказ белорусского фантаста Евгения Дрозда «Коробка с логисторами» (1985). Видимо потому, что рассказ был опубликован в журнале «Юный техник» (№5, 1985), выходивший тогда тиражом более двух миллионов экземпляров (вот же времена были!), и его прочли многие тысячи читателей, некоторые даже примерно запомнили содержание. С автором рассказа я был знаком лично, рассказ Евгения «Коробка с логисторами» из цикла «Хрононавты» имеется в моей библиотеке в сборнике Всесоюзного творческого объединения фантастов «В королевстве Кирпирляйн» (1990).
ДАЛЕЕ И С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ КАРТИНОК ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.
|
| | |
| Статья написана 20 апреля 2023 г. 00:08 |
От темы путешествий во времени отойти непросто: достойных внимания произведений более, чем достаточно. Хоть я и пытаюсь ограничиваться русскоязычной фантастикой последних советских десятилетий, вспоминается многое. Да и читатели блога кое-что напомнили, огромное им спасибо!
Рисунок В. Юрлова. к роману "Когда спящий проснется" в сборнике Герберт Уэллс "Война миров. Когда спящий проснется. Рассказы" (М.: Правда, 1987 г. Серия: Мир приключений).
Заодно отдам должное английскому писателю Герберту Уэллсу, с «Машины времени» которого (как основополагающего произведения хронофантастики в целом), я начал свой первый обзор хроноперемещений (см. запись «Путешествия во времени. Советский анабиоз»). Как отмечают мои читатели, в статье с темой «анабиоз» стоило бы сослаться на роман Уэллса «Когда спящий проснётся» (1899), где герой проспал двести лет, а за это время изменился мир и баснословно увеличились финансовые накопления персонажа. Я упоминал это произведение в своём материале о книге советского фантаста Георгия Мартынова «Гость из бездны».
Рисунок А. Говорковского к роману Г. Мартынова "Гость из бездны" (Л.: Лениздат, 1962).
Желание преодолеть время человечество лелеяло веками. Но именно Уэллс эту идею литературно огранил и воплотил в своей книге, указав на два основных признака хронофантастики: фигуру путешественника во времени и некое устройство, которое путешественника переносит. При этом под «устройством» может пониматься всё что угодно. На днях я посмотрел фильм «Воля» (2019), изобилующий временнЫми пятлями, так там герой прыгает во времени, делая себе инъекции некоего препарата, разработанного его отцом. Персонажу нужно лишь сосредоточиться и «почувствовать» время и место, в которое он хочет попасть.
Рисунок М. Салтыкова к роману А. Громовой и Р. Нудельмана "В Институте Времени идет расследование." (М.: Детская литература, 1973 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики).
На том же самом месте, переносясь в хронокамерах, оказываются и сотрудники Института Времени в фантастическом детективе Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана «В Институте Времени идёт расследование» (1973), где герои тоже петляют во времени. Недавно я вспоминал эту вещь... В доказательство — цитата из этого романа «..Вышел он из камеры тут же, в лаборатории, — ведь камера перемещается только во времени, а не в пространстве». Но верно ли это утверждение? Кстати, открывая эту книгу, я был настроен благожелательно. Мне казалось, что я готов к возможным недостаткам произведения, которые могли быть объяснены эпохой создания романа и требованиями советских редакторов. Оказалось, что готовился я совсем не к тому… Авторы огорчили меня тем, что ради экспериментальной проверки — будет ли существовать один из героев в будущем, если исчезнет в прошлом, легко допустили убийство человека. Авторам был нужен труп на первых страницах романа – и они организовали смерть (самоубийство) персонажа. Поражает неприкрытое равнодушие к жизни человека: при любом исходе этого мерзкого эксперимента на выходе — трупы (один или два). Толком обосновать добровольную смерть героя авторы, естественно, не смогли, потому что она абсолютно нелогична. Были бы Громова с Нудельманом сейчас живы, я б им напомнил, что для подобных экспериментов вообще-то существуют подопытные крысы и кролики, которых, подчёркиваю, мне тоже жалко...
Рисунок художника Г. Новожилова из журнала "Смена" № 8 за 1969 г. к роману "Кто есть кто?".
Первая публикация романа А. Громовой и Р. Нудельмана состоялась в 1969 году в популярном журнале "Смена". Роман печатался под названием "Кто есть кто?" в одиннадцати номерах журнала (с № 8 по № 18). Но я несколько отвлёкся... Всех заинтересовавшихся отсылаю к комментариям под моей записью "Путешествия во времени. Советский анабиоз", где я в разговоре с подписчиком Dubon Heeb высказываю свои претензии авторам романа более подробно. Кстати в комментариях к другой записи "Путешествия во времени в советской фантастике. Туда — сюда и последствия" у меня случился резкий спор с оппонентом, отказывавшем хронофантастике в праве называться научной. Должен напомнить, что литературная НФ — это фантастические произведения, сюжет которых строится на развитии событий, ставших возможными в результате ВЫМЫШЛЕННЫХ научных открытий и технологий. В основе НФ всегда лежит некое ДОПУЩЕНИЕ в области науки (от физики и биологии до гуманитарных наук), в том числе и допущение возможности перемещений во времени. Идеи, используемые в НФ — условны. К НФ-идеям, неприменим критерий буквальной научной правды, она всегда метафорична. Добавлю, что для НФ в целом, особенно для НФ советского периода, характерна атмосфера творческого научного поиска. Ещё один признак НФ — изображение социальных последствий тех или иных достижений науки.
Планета туманов. — Л.: Детская литература, 1967 г. Кстати, этот сборник с рассказом Ольги Ларионовой "На этом самом месте" я в 1967 году самолично купил в книжном магазине и храню по сю пору.
Так вот, относительно места. В подавляющем большинстве фантастических произведений хронопутешественники по прибытии в намеченную эпоху вылезают из своих машин времени на том же самом месте в прошлом или в будущем, где в момент старта находился их аппарат. А вы никогда не задумывались, что будет буквально через несколько секунд (хоть в прошлом, хоть в будущем) на том самом месте, учитывая вращение Земли вокруг своей оси, вращение Земли вокруг Солнца и постоянное движение Солнечной системы в космосе? Да что там Солнечной системы! Вся наша галактика с безумной скоростью постоянно куда-то несётся. Этот факт замечательно использовала писательница Ольга Ларионова (нет, не моя родственница, даже не однофамилица, см. мою запись «Ольга Ларионова и её фантастика») в оригинальном рассказе «На этом самом месте» из сборника «Планета туманов» (1967).
Иллюстрация Б. Стародубцева к рассказу О. Ларионовой "На этом самом месте" в антологии "Планета туманов". (Л.: Детская литература, 1967 г.).
Сотрудники Лаборатории ТВП (трансвременных перемещений) в рассказе Ларионовой никак не возьмут в толк, почему фотоаппаратура их хронокамеры-батискафа, забрасываемой на два миллиона лет назад, ничего не фиксирует, кроме черноты, усеянной какими-то светлыми точками... ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.
|
| | |
| Статья написана 19 апреля 2023 г. 20:29 |
По просьбе писателя и библиографа Леонида Смирнова дублирую его сегодняшнюю запись:
Животрепещущий вопрос У меня важный вопрос к вам, дорогие коллеги — фантастолюбы и фантастоведы. 27 февраля 2023 года я возобновил работу над библиографией, чтобы подготовить второе (исправленное, дополненное и переработанное) издание первых трех томов, которые изрядно устарели. В текст будут внесены тысячи изменений. В процессе работы по уточнению списка фантастов я посещал несколько библиографических сайтов, включая "советская фантастика. рф". На этом сайте обнаружилось очень много ценной информации, собранной за последние годы. Внезапно сайт был заблокирован — недостаточно средств на аккаунте. Время идет, администратор сайта никак себя не проявляет, и сайт со всем содержимым скоро будет уничтожен. Отсюда мои вопросы. Кто-нибудь знает, что на самом деле происходит на сайте "советская фантастика. рф"? Кто его админ? Можно ли как-то с ним связаться? Было бы очень жаль, если плоды чьих-то огромных трудов будут уничтожены.
|
| | |
| Статья написана 17 апреля 2023 г. 20:52 |
Я уже писал о произведениях советских писателей-фантастов, рассказывающих о перемещениях во времени в одну сторону, а именно – в будущее (см. мою запись «Путешествия во времени. Советский анабиоз»). Такие перемещения осуществлялись в основном посредством применения персонажами анабиоза или чего-то похожего: замораживания, гибернации и т. д. Конечно же, отечественные фантасты часто обращались и к теме управляемых перемещений во времени, производимых с использованием технических устройств (машин времени). Как в прошлый раз, я снял со своих книжных полок практически наугад несколько изданий. Посмотрим, что в них.
Ариадна Громова, Рафаил Нудельман. В Институте Времени идет расследование. — М.: Детская литература, 1973 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики.
Фантастический роман Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана «В Институте Времени идёт расследование» (1973) самим своим названием транслирует читателю основную тему книги. В одной из лабораторий этого НИИ, специализирующейся на изучении перемещений во времени методом хитроумной конфигурации электромагнитных полей в хронокамерах (речь поначалу идёт о забрасывании в будущее всего на 10 минут небольших металлических брусков), находят труп физика Аркадия Левицкого. Обстоятельства смерти поручено расследовать следователю прокуратуры Александру Линькову. Друг и коллега Левицкого, младший научный сотрудник Борис Стружков, помогает следователю вникнуть в нюансы исследований, проводимых в лаборатории, а также в детали событий, предшествующих смерти Левицкого, но вскоре сам оказывается под подозрением. Естественно, что случившееся непосредственно связано с перемещениями во времени, но все подробности я излагать не стану, вдруг сами захотите прочесть. Предупреждаю, что роман написан обстоятельно, неспешно, с массой мелких подробностей из жизни и взаимоотношений разных персонажей этого фантастического детектива (есть даже немножко про любовь), а также экскурсов в сопряжённые с идеями книги области физики. Свои соображения по поводу основной загадки романа я выскажу позже, в одной из следующих записей. Кстати, на смутные догадки о возможных прототипах некоторых героев книги меня навели их имена – Аркадий и Борис, а также фамилия последнего – Стружков.
Илья Варшавский. Под ногами Земля. — Л.: Лениздат, 1991 г.
В значительно более лёгком, юмористическом ключе разворачивает тему путешествий во времени в своём рассказе «Петля гистерезиса» (1968) из цикла «Евангелие от Ильи» в авторском сборнике «Под ногами Земля» ленинградский фантаст Илья Варшавский. Историк Леонид Курочкин выбивает у Хранителя Времени, чиновника специальной организации, контролирующей экскурсии в прошлое, разрешение на посещение первого века нашей эры. Он отправляется в далёкое прошлое, в Иудею, «с целью собрать убедительный материал, опровергающий существование Иисуса Христа». Надо ли пояснять, что злоключения Курочкина, описанные Варшавским, и станут в этом рассказе вескими фактами, позволяющими евангелистам использовать их как основополагающие доказательства и непререкаемые свидетельства в пользу реального существования Иисуса. О других произведениях Варшавского, связанных со временем, я ещё как-нибудь напишу.
Только один старт. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1971 г. — Серия: Уральская библиотека. Приключения. Фантастика. Путешествия.
А вот, например, антология «Только один старт», вышедшая в 1971 году Свердловске, со вкусом составленная Виталием Бугровым, известным советским историком фантастики и библиографом. Я нашёл в этом сборнике очень актуальный рассказ-памфлет Михаила и Ларисы Немченко «Вести из грядущего». Фашистский диктатор из страны под названием Лазурия (или просто — фельдмаршал Спаситель Лазурии) приезжает в некое развитое государство, где платит огромные деньги фирме «Вести из грядущего», имеющей аппаратуру, позволяющую «совершать кратковременные заезды в будущее». Диктатора интересуют возможные перемены в составе правительства Лазурии, список членов нового кабинета с датой прихода к власти, а также данные о его личной судьбе через три года. Зачем диктатору такой список, догадаться легко… Агент фирмы, вернувшийся после блицброска в будущее за нужными сведениями, доставляет список полного состава правительства Лазурии, где нет ни одной знакомой фельдмаршалу фамилии. Более того, в самом близком будущем отсутствуют сведения и о нём самом, бесследно исчез с Рыночной площади даже его монумент. Диктатор в панике и недоумении…
Фантастика, 1967. — М.: Молодая гвардия, 1968 г. Серия: Фантастика. Рассказ Севера Гансовского «Демон истории», впервые опубликованный в ежегоднике «Фантастика, 1967» издательства «Молодая гвардия, наводит читателей на размышления об инерции исторических обстоятельств и роли личности в истории... ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.
|
|
|