| |
| Статья написана 17 июля 2023 г. 19:32 |
Валентина Журавлёва.
17 июля родилась Валентина Николаевна Журавлёва (17.07.1933 — 12.04.2004) — замечательная писательница, одна из лучших представительниц прекрасной когорты советских фантастов шестидесятых. По совместительству — супруга и соратница фантаста, создателя ТРИЗа Генриха Альтова.
Сборники фантастических рассказов Валентины Журавлёвой.
У меня в библиотеке есть парочка авторских сборников малой фантастической прозы Валентины Журавлёвой: "Человек, создавший Атлантиду" (1963) и "Снежный мост над пропастью" (1971). Оба выпущены издательством "Детская литература".
Рисунок художника Л. Бирюкова из сборника "Человек, создавший Атлантиду".
Полностью читать здесь: https://dzen.ru/a/ZLVk6VX_VSvipv8I
|
| | |
| Статья написана 17 июля 2023 г. 00:08 |
16 июля — 95 лет со дня рождения американского фантаста Роберта Шекли (16.07.1928 — 09.12.2005). Роберт Шекли. Фото Роберто Квалья.
С Робертом Шекли. СПб. 1999 год.
Один из автографов Шекли.
Интервью с Робертом Шекли из моей книги "Беседы с фантастами" см. здесь: https://dzen.ru/a/Y5mNbgCbhhw3rReI
|
| | |
| Статья написана 15 июля 2023 г. 13:45 |
Кристофер Прист и Геннадий Прашкевич. 2013 год. Фото В. Ларионова.
14 июля исполнилось восемьдесят лет английскому писателю-фантасту Кристоферу Присту (родился в 1943 г.). Когда-то, четыре десятка лет назад, я впервые познакомился с творчеством Приста, прочитав его любопытный фантастический роман «Опрокинутый мир» (1974) об огромном городе, передвигающемся по рельсам в мире со странной физикой. Читал я эту вещь в советском журнале «Иностранная литература» (№ 8, 1983) в сокращённом переводе Олега Битова. Кристофер Прист. Опрокинутый мир. — М.: Мир, 1985 г. Серия: Зарубежная фантастика.
Многие помнят и роман Кристофера Приста "Машина пространства" (1976), который можно отнести к условному межавторскому циклу "Послесловие у Уэллсу".
К. Прист. Машина пространства. — М.: Мир, 1979 г. Серия: Зарубежная фантастика.
И "Машина пространства", напечатанная в СССР в 1979 году, и роман Приста "Опрокинутый мир" опубликованный на русском языке в 1985-м, выходили в Советском Союзе в культовой серии "Зарубежная фантастика" издательства "Мир".
Четыре романа К. Приста из цикла "Архипелаг грёз" и "Экстрим".
Кристофер Прист — автор романов "Престиж" (1995), "Экстрим" (1998), "Островитяне" (2011), "Сближение" (2013), "Градуал" (2016) и многих других произведений. По роману Приста «Престиж» режиссер Кристофер Нолан снял одноименный художественный фильм (2006) о смертельном соперничестве двух иллюзионистов, в своё время достаточно популярный.
Кристофер Прист. Престиж. — М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2004 г. Серия: Игра в классику.
Автограф Кристофера Приста.
Кстати, на "Евроконе-2013" мне удалось немножко пообщаться с Кристофером Пристом и подписать у него книжку.
Кристофер Прист и Владимир Ларионов (2013 г.)
|
| | |
| Статья написана 8 июля 2023 г. 21:20 |
Ниже — окончание записи Сергей Волгин "Звёздный бумеранг" (1) Продолжаю делиться своими впечатлениями от романа С. Волгина "Звёздный бумеранг", вышедшего в Ташкенте в Государственном издательстве художественной литературы Узбекской ССР в 1963 году.
С. Волгин . Звездный бумеранг. — Ташкент: Государственное издательство художественной литературы Узбекской ССР, 1963 г. Титульный разворот книги.
Уамляне вовсю пользуются удивительными достижениями своей науки (например, активно используют антигравитацию), но с техникой безопасности на Уаме как-то не очень: Агзам, выйдя погулять, сразу же потерялся, провалился для начала в яму, из которой его вытащило какое-то зубастое животное, а после этого, видимо, для полного счастья, забрался в сооружение, похожее на "снаряд, поставленный на попа, высотой метров тридцать". Снаряд оказался автоматической ракетой. Короче, несколько неловких движений — и Агзам уже на орбитальной космической станции вместе с тютями. Тюти — это такие механические куклы-роботы уамлян, подчиняющиеся мысленным приказам (биотокам мозга) хозяина, на которого настроены. Кстати, уамляне (соответственно, и сами тюти) понятия не имеют о законах робототехники Азимова, то есть, тюти попросту опасны. Тем не менее, наши мальчишки почти сразу по прибытию на Уам получают в свое распоряжение по роботу. И дня не проходит, как тютя Агзама, толком не понимая его приказа, "сходит с ума" и начинает крушить всё вокруг, угрожая жизни людей. Про американца в этой книге и писать не буду, вы уже догадались, что Паркер — прохиндей и жулик (хорошо хоть, не шпион), но развернуться ему в этом романе негде от слова совсем. В романе есть и романтические моменты: Паркер пытается "закадрить" прекрасную уамлянку Киу, Володя влюбляется в молоденькую рассудительную Лию...
Второе, что меня особенно удивило — мальчики, длительное время находясь на чужой планете, почти не вспоминают о семье, не скучают по дому. Они не ужасаются тому, что могут больше не увидеть родителей, а ведь за 4 года их полёта к Уаму на Земле прошло 10 лет, плюс время, проведённое на Уаме, плюс время на обратный путь... Лишь Володя, слушая Лию, играющую на музыкальной машине, коротко вспоминает папу и маму, да и то в связи с тем, что родители когда-то отправили его в музыкальное училище, но к занятиям у него не было никакой тяги... Возможно, эта странная девиация (я про полное равнодушие к родителям) связана с тем, что писатель Волгин, как известно из скупых строк доступной нам его биографии, воспитывался в детском доме.
Характерная черта советской фантастики шестидесятых — описание неудержимого стремления учёных, абсолютно не задумывающихся о возможных последствиях, проводить опасные эксперименты, заканчивающиеся локальными и глобальными катастрофами. Нечто подобное описывается в "Звёздном бумеранге". Опыты с гравитационными полями вызывают неконтролируемую реакцию распада материи планеты. Уамляне вынуждены эвакуироваться на так вовремя открытую Землю... Летят домой и Володя с Агзамом. Правда, уже в полёте переселенцы получают известие с Уама о том, что создан некий аппарат, который спасёт планету Уам от апокалипсиса, и всем звездолётам, кроме одного, предложено вернуться...
Лично для меня эта книга любопытна как некий артефакт и одновременно художественный факт эпохи шестидесятых. Она необычно оформлена, привлекает внимание футуристической графикой художника Олега Евсеева, встроенной в текст, а также его броскими иллюстрациями, расположенными на восьми специальных цветных (тонированных) вклейках. Я бы с удовольствием послушал историю появления этой книги на свет в Государственном издательстве художественной литературы Узбекской ССР, да не у кого уже спросить...
|
| | |
| Статья написана 6 июля 2023 г. 21:13 |
После того, как два материала подряд я посвятил жизни и творчеству мудрого, эрудированного и афористичного ленинградца Ильи Варшавского захотелось переключиться на что-нибудь незамысловатое. Снял с полки и перелистал роман Сергея Волгина "Звёздный бумеранг" (1962), изданный в Ташкенте. К сожалению, об этом авторе мы мало что знаем. Как и в случае с его ровесником писателем Георгием Бовиным, автором фантастической повести "Дети Земли" (1960), неизвестна даже дата смерти Волгина... Кстати, фото Георгия Бовина я в своё время с трудом, но нашёл, а вот фото Сергея Волгина в сети отсутствует.
С. Волгин . Звездный бумеранг Ташкент: Государственное издательство художественной литературы Узбекской ССР, 1963 г.
Настоящее имя Волгина — Степан Дмитриевич Долгополов, родился он в 1910 году. Был детдомовцем, учился в трудовой школе, поступил в ВУЗ, но бросил, работал на заводе. Сотрудничал в разных газетах, первые публикации состоялись в 1938-1941 годах. Во время Великой Отечественной войны служил в артиллерийском полку, прошел боевой путь от Волги до Одера, награждён орденами и медалями. После демобилизации продолжил заниматься литературным творчеством, темой которого стала отгремевшая война, писатель рассказал о ней в повести «Испытание огнем» (1949). Волгин — автор ряда рассказов, повестей и очерков, а также детективной дилогии «Лейтенант милиции Вязов» (1956, 1960) и романа «Кувалдин и его сын» (1958).
С. Волгин. Испытание огнем. — Ташкент: Ёш гвардия, 1964 г.
Обращением писателя к фантастике, прямо скажем, не очень удачным, стал роман «Звездный бумеранг», впервые опубликованный в узбекском толстом литературном журнале "Звезда Востока" (№№ 3 — 8 за 1962 г.). Отмечу, что у Волгина есть ещё, по крайней мере, одно фантастическое произведение — рассказ "Усилитель чувств", опубликованный в той же ташкентской "Звезде Востока" (№1 за 1965 г.). Скончался писатель после 1984 года, точная дата смерти неизвестна. Последние годы жизни Сергей Волгин провёл в Ташкенте, работал в Главлите УзССР.
Иллюстрация на обложке книги и внутренние иллюстрации художника О. Евсеева.
Речь в романе "Звёздный бумеранг" идёт о том, как два школьника из Ташкента, Володя и Агзам, только что закончившие седьмой класс, оказались на звёздном корабле пришельцев, посетили планету Уам и ознакомились с выдающимися достижениями её обитателей. В 1963 году книгу Волгина буквально разгромил в своей рецензии, опубликованной в газете "Литературная Россия" под названием "Жанр не оправдывает!", профессор Исаак Куклес, учёный-математик, доктор физматнаук, член-корреспондент АН Узбекской ССР. Судя по тому, что Волгин к фантастике более не возвращался (если не считать упомянутого выше его рассказа), последствия для писателя были малоприятными. В те годы единственная отрицательная рецензия в центральной печати могла поставить крест на творчестве автора. Фантастика с её необузданными мечтами и неконтролируемыми фантазиями всегда вызывала подозрения партийных органов. Хотя, что плохого в мечтах о светлом будущем?..
Конечно, роман и в самом деле не является шедевром. Я не обращал внимания на технические нелепости, за которые книгу громил Куклес, я без удивления фиксировал традиционный для того времени идеологический пафос, я даже ошибки и опечатки, которые в книгах очень не люблю, спокойно пропускал. Основное недоумение у меня вызвало то, что продвинутая и гуманная цивилизация в лице двух уамлян, опустившихся на Землю со звездолёта на вспомогательной ракете, в прямом смысле и буквально похищает земных жителей: двух ташкентских мальчишек и туриста-американца Паркера, направлявшегося в Ташкент и вышедшего ночью "прогуляться по перрону маленькой, плохо освещённой станции". И пусть мальчик Володя вроде бы сам соглашается лететь неизвестно куда (что с мальчики возьмёшь?), но вполне взрослые уамляне-то что думали, забирая его в звездолёт? Володя, боясь заскучать в долгом полёте, предлагает им прихватить в звёздное путешествие своего друга Агзама. Ничтоже сумняшеся пришельцы умыкают и Агзама вместе с кроватью, не спрашивая, хочет ли юный узбек куда-то лететь. В подобных тинейджерских фантастических приключениях в книгах других писателей (Велтистова, Мелентьева, Мошковского) дети попадают в звездолёты в основном самостоятельно: или ненароком находят космический корабль, или пробираются в него зайцами, иногда даже угоняют. Во всяком случае, взрослые в этих делах не участвуют, а в "Звёздном бумеранге" происходит натуральный киднеппинг.
Земляне четыре года проводят в звёздном корабле пришельцев, погружённые в анабиоз. В это время уамляне испытывают на спящем Володе изобретённый ими прибор (опять же, кто им разрешил?), накачивая его всяческими знаниями. Достигнув планеты Уам, земляне наслаждаются её прелестями: советские авторы всегда обожали описывать чудесную утопическую действительность "гуманных" инопланетных цивилизаций. Тут и Совет познания, и Храм Чести и Совести, и музыкальные машины, и переводные аппараты. К примеру, на Уаме искоренено лицемерие, но существуют карательные лечебные отделы для принудительного лечения. Изложение своих впечатлений от романа "Звёздный бумеранг" Сергея Волгина я продолжу в следующей записи.
|
|
|