Субстанция


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «darken88» > Субстанция (2024)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Субстанция (2024)

Статья написана 19 ноября 2024 г. 19:59

The Substance (2024, реж. Корали Фаржа, 2 ч.21 мин.)

Серия фильмов, снятых женщинами о женщинах, для женщин, и пугаюших только женщин продолжилась фильмом "Субстанция", который смело и героически называют бодихоррором, плюются, закатывают глаза, но смотрят во все глаза, ведь там показывают обнаженную Деми Мур.

В то же время нельзя не отметить, что каждый может найти в этом довольно затянутом фильме свое, как раз, в меру своей распущенности. Для кого-то здесь будет много эротизма, кто-то с удовольствием посмотрит фильм без звука, включив какой-нибудь Death Metal или PornoGrind. Кто-то в очередной раз посетует на то, до чего доводят мужские привилегии женщин, а кто-то просто посмотрит, не поймет и выключит. В любом случае, о фильме говорят.


Однако, ставя во главу угла тематику эстетической отвратительности, не стоит забывать и о доле сатирического комизма всей этой истории. Действительно. попробуйте посмотреть на последние 10 минут кинофильма, и весь шлейф омерзительного, в буквальном смысле, покажется фарсом чистой воды.

Это фильм о женских страхах. Если можно представить себе сон топ-модели, то, скорее всего он будет выглядеть именно так. В нем будет много мясных красных оттенков, костяных белоснежных улыбок и похотливых взглядов — завистливых женских и вожделеющих мужских. И вдруг, все замечают пятно как в давних рекламных роликах прокладок, или прыщ, и спасительное пробуждение дарит легкое облегчение от миллионов показывающих на дверь из шоу-бизнеса пальцев.

В гипертрофированном виде зритель получает этот страх, страх забвения, страх бесконечной и унылой старости без триумфов и великолепия софитов, платьев и дорогой косметики.

Итак, старая звзеда утренних фитнесс шоу, вышла в тираж прямо накануне своего 50 дня рождения. В расстроенных чувствах, она попадает в авварию, и некий медбрат, юный (неприятный, кстати) и таинственный, подбрасывает ей флешку с информацией о некой программе, которая может решить все проблемы. И, разумеется, слегка, покочевряжившись, старая модель ступает на шаткую дорожку генной инженерии (на дому).

Собственно, начинается боди-хоррор. После инъекции, за считанные минуты (часы — ?), из пожилой дивы вылезает ее молодая копия (причем копия на нее совсем не походит), и то, что называлось когда-то "калиф на час" (неделя на неделю), превращается в соперничество за право быть и жить.

В целом, здесь нужно отметить то, что Деми Мур, которая еще в фильмах моего далекого детства не стыдилась обнажаться, пережила здесь, судя по ее интервью некоторый дискомфорт от съемок ее неглиже, но с должной для более чем 60-летней женщины храбростью, выдержала все дубли. А вот ее молодая "копия" использовала накладки на грудь. В этом плане, мне кажется, что и эти (никому не нужные, в общем-то) детали интервью тоже часть перфоманса. В целом, феминистическая подача материала показывает именно это — "посмотрите, в кого нас превращает шоу-бизнес, созданный для старых мужиков". И действительно, на фоне поддатых стариков во главе с Деннисом Куэйдом, излишне отбеленные зубы, губы, растянутые в плотоядных улыбках, нарочитый громкий смех, и профессиональные наезды камер именно на искривленные лица, любой боди-хоррорный этюд не так противен.

эксплуатация женщин
эксплуатация женщин

и легкие отсылки к 1984
и легкие отсылки к 1984

в очередном фильме делается упор на символизм цвета — и как обычно в "женских фильмах — это желтый, красный, голубой...
в очередном фильме делается упор на символизм цвета — и как обычно в "женских фильмах — это желтый, красный, голубой...

Ну, и в общей канве кинокартины, профессиональная операторская работа делает очень и очень много для правильного восприятия фильма. Разве не удивит нас постоянное перемещение героев по городу пешком — от потаенного почтамта с сыворотками до работы и обратно — до квартиры на -дцатом этаже.

Жадность молодой Сью до времени, успеха — разве не гротескное ли это отражение самой Элизабет Спаркл, которая вполне могла прожить в своей старости, иногда вылезая на каких-либо заштатных передачах. Или написала бы книгу о том, как проводить утро на фитнес передаче.

для кого билборд, стоящий напротив окон Спаркл, мне до сих пор неясно
для кого билборд, стоящий напротив окон Спаркл, мне до сих пор неясно

Во всем остальном, фильм гротескный и почему-то черно-комедийный. Как я уже говорил выше, окончательное преображение генетического материала в нечто (а это, несомненно отсылка и к "Нечто"), получилось очень кровавым, но, вместе с тем и буффонадным, безжалостно смессь и язвительно похрюкивая, этот самый конец низвергает клише боди-хоррора до уровня комедийности, и напряжение спадает. Зритель успокаивается, досматривает фильм и идет спать.


вот эти аллюзии на двухжелтковость очень симпатичны
вот эти аллюзии на двухжелтковость очень симпатичны

Если сравнивать саму подачу всей этой гротескной истории, вспоминается еще и легендарный "Шоугерлс", где эротизм и что-то неприятное для взоров показывает подноготную шоу-бизнеса ровно настолько, чтобы не витать в облаках иллюзий. Итак, "Шоугерлс" и немного итальянских фильмов ужасов с легким лавкрафтианским оттенком чуждости неназываемых существ, порожденных волей науки и алчности женского эгоизма.

еще показали, как эти звезды делают...
еще показали, как эти звезды делают...





51
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх