Стало доброй традицией, каждое начало нового года отмечать зимним походом, чтобы отдохнуть от городского шума, поговорить в тишине старого зимовья, поработать ногами и руками, попить чай под шорох снегопада.
В этом году нас постигла небольшая неприятность — обвалилась крыша у старенькой зимушки, что находится совсем недалеко от источника Халюты, поэтому в этом году нам пришлось идти чуть дальше, поднимаясь неспешно, но бодро. Первые дни января оказались богаты на снегопады, и поэтому тропить пришлось дольше, чем ожидалось, зато наградой стало уютное зимовье на склоне у насквозь промерзшего ручья. По дороге некоторое время виднелись следы средней рыси, а в прошлом году, говорят здесь встречали и редкую на нашей стороне Байкала росомаху. летом частым гостем здесь бывает медведь. Ну, а мы в этот раз не морозились, а довольно неспешно подготовили дрова для растопки, чтобы насладиться снегопадом и песней ветра, что поднимал нас рано утром, часов с пяти, осыпая с деревьев чудесное серебро снежных комьев. Впервые увидел, что на вершинах ветер уносит снег с ветвей вверх, превращая его в обманнные облака. Ночь встречала дивной оглушительной тишиной, а днем изредка переговаривались на лиственницах два крупных ворона. Обратно пришлось тропить снова, потому как за две ночи снега снова намело порядочно. Но никто не отчаивался и не горевал, оставаясь в мороке оставшихся паутиной на ветвях сновидений...
"Повелитель ветра" (2023, Россия, реж. Игорь Волошин, 94 мин.)
цитата
Всё, что нам дано — от Бога. Больше, чем дано — не совершить. Но не совершить то, что дано — грех.
Удивительно, но и на этот фильм нет однозначно восторженной волшебной рецензии, гордящейся человеком, который к осени жизни покорил уже практически все, что можно покорить. Однако, как обычно — это так, а ведь, как ни крути — перед нашими взорами за полтора часа экранного времен пролетает лишь один миг из жизни человека, который остается в мире примером для мирского, не нуждаясь, по сути в нем.
За последние годы настолько решали погрузиться в биографии первопроходцев и путешественников, пожалуй только скандинавы. за короткий период времени подарив нам великолепные фильмы об Амудсене, Туре Хейердале и даже менее известном обывателю Миккельсене. Однако, судя по мелькавшим иногда новостям, давно витала такая идея и у наших продюссеров. И, пожалуй, из ныне живущих никто не достоин большей чести быть кинопримером для подрастающего и молодого поколения, как Федор Конюхов. Ан, нет! Все же, слишком сложно понять внутренний мир человека, который в одиночку покоряя полюса, вершины, морские и воздушные просторы, неустанно что-то ищет, разговаривая с богом наедине, но при этом ни разу не сплоховав, памятуя о давней пословице.
Наверное, именно о таком человеке и оказалось сложным снять фильм-легенду. Но ведь и Конюхов не персонаж. а человек, который буквально недавно совершил еще один рекордный перелет. Возможно с такими людьми сложно общаться в быту, да и приемлют ли привычый обывательский быт вершители?
Ну, а мне при просмотре вспомнился все тот же 2016 год, когда за 11 дней Федор Конюхов совершал воздушную кругосветку, мы пытались сделать небольшой рекорд России, обогнув озеро Байкал на байдарках за рекордное количество дней, попутно совершив небольшое восхождение. Однако в тот раз не получилось. оставшись легендой о гигантских волнах, неукротимой воле к жизни и небольшими шрамами от весел на руках.
С удивлением заметил, что фильм довольно интересно снят, и при опять же беде наших фильмов — сценарии — смотреть было захватывающе, а кадры над Андами получились вдохновляюще романтичными. Но, диалоги, опять же, остались такими, как если бы снимался сериал "Сваты". Актеры умеют сопереживать и показывать эмоции, но либо их немногословность выражает стойкость духа, либо сценаристу просто нечего было вложить в их уста.
К сожалению, книги Федора Конюхова довольно сложно читать, ввиду их религиозного осмысления себя в этом мире. поэтому иногда ощущение. что читаешь чей-то сокровенный дневник, при чем без спросу. Однако фильм, возможно поможет найти новых читателей, к тому же буквально недавно вышла книга Оскара Конюхова об этом путешествии.
Наверное, мало кто заметил, но в завершении фильма показана построенная Конюховым часовня погибшим морякам и его творческая мастерская. Словом, фильм стоит посмотреть.
Хитровка. Знак четырех (2023, реж. Карен Шахназаров, 129 мин.)
Мне кажется, что уникальный ретродетектив Карена Шахназарова, по итогу, из всех неовинтажных фильмов, вышедших в ушедшем 2023 году, оказался самым бережным к первоисточникам, и удивительным оммажем к целому пласту культурного слоя литературы начала XX века.
В наше время истории о старой Москве Гиляровского переиздаются много и часто, начиная от заштатных покетов, и заканчивая подарочными фолиантами с прекрасным оформлением и дорогой бумагой. Но, хотелось бы знать, покупают ли их в должном количестве, чтобы открыть для себя тайну, как сакральный центр нашей Родины стал таковым. Непринужденный стиль Гиляровского века XX отсылает нас в ушедший для него век старой культуры повседневности. Ведь, если посудить, кто еще мог покусится на то, чтобы показать быт неприглядной, потаенной жизни большого города, где господа не гнушались пройтись по рынку ради пополнения своих коллекций, поздороваться или выпить с ворами, или необычными и уникальными людьми в полумраке питейных заведений. Сколько таких интересных личностей осталось на бумаге, благодаря перу Гиляровского, и сколько уголков Москвы было пройдено пытливым читателем рядом с его могучей, ничего не боявшейся фигурой?
В целом, возвращаясь к фильму мы видимь полюбившуюся российским кинематографистам вторичность, но здесь она идет в плюс интересно поставленному сюжету. Основными вдохновляющими факторами для сценария послужили, разумеется, "Москва и москвичи" самого Гиляровского, "Сокровища Агры" Конан-Дойля и стилистика советского телесериала о Холмсе и Ватсоне, а также, как ни странно, зарубежная мода начала 2010-х годов на олитературивание отдельных исторических личностей в контексте авантюрного приключенческого кино. Плюс легкий отсыл зрителя к знаменитым "Бандам Нью-Йорка" и "Индиане Джонсу" (все же Гиляровский с кнутом против антагониста в духе Мориарти — это очень сильно).
Ну, а что же сюжет? Москва, 1902 год. Знаменитый режиссер Константин Станиславский в поисках вдохновения при неоценимой помощи Немировича-Данченко знакомится с В.Гиляровским и идет в трущобы Хитровки, чтобы посмотреть быт тамошнего люда для постановки горьковского "На дне". Далее сюжет стремительно переключается на харизму Пореченкова, оттеняющего на себявсех остальных героев, начиная от Стычкина, сыгравшего легендарного главу хитровского сыска — Рудникова (в "москвичах" он описан подробнейше и являлся реальной грозой криминалитета, пользовавшегося уважением у всех, но в фильме сыгравшего скромно-комедийного персонажа в духе инспектора Лестрейда), Княжну-воровку (собственно не отличающуюся от подобной дамы из "Банд Нью-Йорка") и даже Крюкова-Станиславского. Но, интрига есть — в ходе повествования мы видим оживших героев книг Гиляровского, живых Горького и Чехова, знакомимся с совсем недавно замурованными подземельями Неглинной, и вообще, очень хорошо проводим время.
Здесь мы перестаем замечать придирки снобов о нарядах и декорациях, об историчности московской архитектуры мест, которых, и нет давно. Мы просто живем кинофильмом, как и должен послушный зритель. И, в этом плане, "Хитровка" нас не разочаровала, в отличие от много чего, просмотренного в конце года.
* новелла победила в конкурсе фанфиков-продолжений повести «Долина бессмертников», посвященном 80-летию русского и советского писателя-фантаста, народного писателя Республики Бурятия Владимира Гомбожаповича Митыпова, а теперь, можно сказать, уже и его памяти...
На отрогах Улан-Бургасы спали туманы, зацепившись серыми плащами за колкие ветви кедрового стланика, серебрили покрытые лишайниками древние камни. Утро еще только вступало в свои права, на травах лежала роса, солнце расплескало кровь зари по вершинам горных хребтов, и легкий ветер неслышно вздыхал в осиновых перелесках.
Артем вышел на маршрут еще вчера, припозднившись, прошагал уверенно по лесовозной дороге, пока сумерки не смешали узор колеи в клубок. Устроив лагерь поодаль от разбитого тяжелыми машинами тракта, он разжег небольшой костерок, сходил к одному из многочисленных безымянных ручейков, стекавших по склонам. Скоро в котелке приготовился нехитрый быстрый ужин – гречка с тушенкой, Артем заварил чай в кружке, вскипятив воду на газовой горелке, и, присев на бревнышко, долго смотрел на языки пламени, пока, наконец, не забрался в палатку, готовясь выйти с рассветом в долгий путь между поросших хвойными деревьями отрогов.
Зачем он пошел в этот поход, Артем и сам не знал. В эти июньские дни, когда работа опостылела, а жена нескончаемо пилила его пустяковыми проблемами, он просто покидал свои вещи в рюкзак, и ушел, надеясь, что несколько дней, проведенных в тайге, сотрут в прах его усталость от монотонных будней. И вправду, когда сосновые своды леса сомкнулись за его спиной, он почувствовал нескончаемую радость от того, что теперь побудет наедине с собой, не печалясь, превозмогая усталость бодрым шагом бывалого походника.
Утро было обманчивым. Скоро туман опустился еще ниже, обволакивая склоны по которым вниз стекали каменные реки, и ветер принес с гор дождь, через некоторое время превратившийся в стену холодного ливня. Изрядно промокнув, Артем, тем не менее, упорно продолжал путь, меся грязь колеи тяжелыми трекинговыми ботинками.
Осины трепетали под тяжелыми каплями дождя, и потоки воды стекали в овраги, шумели и переговаривались сосны. Артем шел, внимательно смотря под ноги, памятуя о пареньке, который, запнувшись о камень, упал в лужу, и захлебнулся под тяжестью рюкзака. Внезапно, среди камней он увидел блеснувший металл. Наклонившись, Артем поднял с земли предмет, очевидно вымытый потоками дождя из земли. На ладони лежал наконечник стрелы, острыми гранями сверкал он, покрытый серебром дождевых капель, гордо напоминая о прошедших веках, десятках и сотнях поколений, проходивших этой дорогой, но не замечавших у себя под ногами тень давно ушедших времен. Артем улыбнулся, подкинул на ладони находку, и убрал ее в боковой карман куртки.
Дождь усиливался, а Артем все шел, забираясь выше и выше по тракту. Скоро тяжелые капли сменились крошевом мокрого снега, лесовозная дорога уходила на северо-восток, а Артем свернул на тропу, которая через некоторое время привела его к очередной каменной реке. Огромные валуны, покрытые серым налетом лишайника, под уклоном тянулись к туманной вершине гряды, которая была не видна за серой промозглой пеленой тумана. Но именно туда и нужно было Артему. Он вздохнул, затянул потуже лямки рюкзака, и стал карабкаться по каменному потоку курумных завалов. На дереве хохотала сорока, изрядно портя настроение своими издевательскими криками, а ноги постоянно предательски соскальзывали с мокрого лишайника, казалось только и ждущего, чтобы отправить невнимательного человека в алчные каменные пасти. Но Артем был сосредоточен, непреклонен к тяготам, и целеустремлен, поэтому уже через час подъема, он отдыхал на вершине гряды, прислонившись к останцу, и обозревая туманные дали. С его капюшона неустанно капала вода, в ботинках было сыро, но именно сейчас он ощущал ту непреодолимую волю, полнокровную жизнь, свободу от ненужных условностей.
Уже вечерело, когда Артем подошел к старому зимовью, изрядно устав от дневной скачки по курумникам и зарослям кедрового стланика. Здесь, в пади Кедровой, он никогда не был, но именно сюда вела его путеводная нить. Шумели могучие кедры, стряхивая на укрытую хвоей землю потоки воды, неустанно стучал где-то внизу дятел, в зарослях таился ручей, своим звонким голосом переговариваясь с дождем. Вот здесь-то и поставил какой-то охотник в незапамятные времена свой балок, небольшой, но крепкий и уютный, готовый приютить любого в любое время года. бывали здесь и шишкари, о чем говорили оставленные ими самодельные лущильные машинки и кучи ореховой шелухи. На стенах снаружи висели снасти, смотанная проволока, под крышей стояли ведра, под небольшим навесом была аккуратная поленница. Артем, невольно поклонившись, зашел через узкую дверь. В балке было натоплено. Маленькая печурка еще хранила тепло, на высоких нарах лежал расстеленный старый спальный мешок, на матице висел небольшой холщовый мешок, судя по выпуклым очертаниям, хранивший консервные банки. В этом временном пристанище явно кто-то жил, и не один день. Но самым удивительным была печатная машинка, стоявшая на самодельном столе из лиственницы у маленького окошка. Здесь был и ворох листков, и добротный светодиодный фонарь, и кружка, хранившая остатки крепкого чая. В саму машинку был заправлен лист с начатым текстом. Рядом лежала почти неразличимая гладкая косточка красноватого оттенка. Артем подошел ближе, и украдкой взглянул на страницу. «В этой долине я только начал свой Путь, и ни боль, ни жизненные неурядицы, ни бесконечное душевное Одиночество не заставят меня отступить. Бесконечное синее небо видит цепочку моих робких следов по первому снегу грядущей зимы, а я еще не нашел ту линию, что разделяет прошлое и будущее… В этой красной косточке шагай я увидел неразрывность предначертанного, и именно поэтому на границе смерти я встретил тех, кто являлся мне в незримости той заповедной долины.» Артем остановился, словно заглянув в бездну чужих откровений, и вышел на свежий воздух. Дождь перестал накрапывать, и в лесной тишине запели птицы, перекликаясь многоголосьем на разные лады. Ветер шумел кедровыми распадками. Артем засунул руку в карман, и нащупал наконечник стрелы. Он украдкой посмотрел на острые грани когда-то смертоносного оружия. И улыбнулся.
По склону, увитому стлаником и зарослями черники, тяжело западая на правую ногу, шел пожилой человек с рюкзаком за плечами. Артем приветственно поднял руку, а неведомый, пока еще, походник помахал в ответ…