Над высокими берегами р.Селенга у с. Никольск, что находится в Кабанском районе Республики Бурятия стоит памятная сосна, которая помнит еще Гражданскую войну. На самом деле, еще до недавнего времени сосен было три и в те далекие 1918-е годы они уже были большими и раскидистыми деревьями.
У местных жителей в течение многих лет бытует легенда о том, что в годы Гражданской войны в этих соснах был пулеметный расчет, располагавшийся на помосте между ветвей. Пулемет принадлежал каппелевцам, расквартированным на тот момент в деревне Никольск. Красные партизаны на тот момент стояли в Байкало-Кударе, и их разъезды постоянно отсюда обстреливались.
на левом берегу реки Селенга к тому моменту (1918 г.) состредоточились различные белогвардейские силы, по железной дороге маневрировали бронепоезда атамана Семенова, ну а правый берег априори принадлежал советской власти, с переменным успехом его удерживающей.
Моста через реку в те времена еще не было, но переправа паромного типа существовала, как и перевозы на карбазах и плашкоутах. Однако каппелевцам не удалось прорваться на лодках на правый берег, потому что плашкоуты были затоплены с помощью камней, и дно у лодок было пробито.
В то же время, Никольск был занят и там активно происходила мобилизация крестьян белогвардейцами. В сущности, представления о тех временах у местного населения несколько сумбурны, и относятся к разным временным промежуткам, опираясь только на явный признак давних времен — сосну.
Благодаря хорошей погоде, стоящей у нас вплоть до конца октября, при том, что уже должен лежать первый снежок, наш поисковый десант отправился на разведку.
В действительности, рекогносцировка показала, что местность в районе растущих деревьев достаточно хорошо просматривается со всех сторон, и устанавливать там пост с пулеметом было бы нецелесообразно. металлопоиск не выявил пулеметного настрела, о давних временах напоминают в действительности только скобы, вбитые в ствол и старые кованые гвозди, так что наблюдательный пост там, возможно и был.
В том месте, где, по мнению местных, расстреливали партизан, были обнаружены ячейки и блиндаж, а также небольшой артиллерийский настрел в виде осколочных фрагментов. Однако сосна, старая и засохшая, выглядит величественно и легендарно.
Krith Nazgul "Minas Morgul" '2018 China (Cold Woods Productions – CWCD13A, Black Battle Corps – BBC017, Pure Bleakness Production – PBP01, edit. 200 6-panel digipak)
цитата
01 — The Beginning (Introduction) (00:03:40)
02 — Minas Morgul (00:05:31)
03 — The Great Army of Dol Guldur (00:03:12)
04 — Sorrow of Darkness (Introduction) (00:04:28)
05 — Uruk-Hai (00:02:53)
06 — Nazgûl (00:04:16)
07 — Lure of Degenerate (00:03:25)
08 — Umbar Slut (00:04:45)
09 — The Death of Sauron (Introduction) (00:01:49)
10 — Revenge of Damnation (00:05:41)
11 — Shadows Behind the Mountain (00:06:29)
12 — When the Lights Abound (Outro) (00:01:52)
Во многом, этот коллектив, оставшийся бы потерянным среди сонма блэк-металлических коллективов, если бы не мой внезапный порыв описывать музыку, посвященную Средиземью, необычен. В первую очередь, главная изюминка коллектива — это то, что Krith Nazgul — группа из китайского города Чэнду, современного, но провинциального мегаполиса провинции Сэчуань, в котором, среди прочего, находится исследовательский питомник больших панд. Именно черно-белый окрас панд, наверное, и стал причиной того, что в городе сконцентрировалась наиболее многочисленная прослойка black metal коллективов. Впрочем, чтобы не скатываться в сторону дебильной рецензии в стиле ВК, скажу, что ожидал услышать на альбоме, носящем название могучей крепости Назгулов, совершенно другую музыку. Итак, после многообещающего интро, напомнившего мне почему-то сцену в Пригорье, когда кто-то в потемках громыхает сапогами по деревянному полу, а затем шипит заклинание Кольца Всевластья, я ожидал медленную и атмосферную музыку в стиле Summoning, но, неожиданно, после истошного "Камооон!!!" на меня обрушился довольно быстрый трэшевый блэк в стиле именно той ранней школы, о которой так много говорят музыканты, но почти не играют такое, предпочитая просто припанкованное сырое звучание. Нет, здесь именно тот самый прто-блэк, в стиле раннего Celtic Frost\Hellhammer, Bathory, и даже в чем-то того, что играют теперь Darkthrone. И все же это музыка, хотя и хулиганская и разухабистая, в песне о нравах умбарских борделей даже эротизированная, но все же имеет определенную tolkien inspired атмосферу, а значит, достойна внимания. Очень хороши заглавный трек и песня об армии Дол Гулдура. В остальном, все расчитано именно на любителя старинного блэк-звучания для взрослых людей за 45. А необычные интро-вставки с эмбиент пассажами и странноватыми звуками делают работу уникальнее. Я точно знаю, что в 2019 году у квартета вышел еще один альбом, где помимо толкин-специфики, нашлось место и нескольким каверам на классические black metal коллективы.
Небольшой осколок июля в октябре. Карбаз, большая рыбацкая лодка, на берегу Байкала в районе ст.Култушная. Словом "култук", имеющим тюркские корни, в южной части байкальского побережья обозначают небольшие мелководные заливы, а песчаные отмели с косами между берегом и большим Байкалом называют сорами. Впрочем, именно на таких лодках, в отсутствие переправ, во время Гражданской войны, передвигались войска в устье Селенги.
Mithrandir "Towards the Spires of Dol Guldur" '2023 (digital release)
цитата
01.Towards The Spires Of Dol Guldur
02.Ikiuni
03.Välikuolema
04.Prima Materia
05.Magnum Opus
06.Khazad-Dûm (Through Halls Of The Children Of Aulë)
07.Crebain
08.Dawn Of The Nine
09.Guardians Of Fangorn
Вослед вчерашнему мини-обзору, снова встречаем упоминание Дол Гулдура в музыке. "К шпилям Дол Гулдура" отправляется дуэт из финнского города Турку, взяв на себя тяготы имени Митрандира, серого странника, под которым эльфы знали Гэндальфа. Дебютное демо, выпущенное в цифровой версии на bandcamp вобрало в себя лучшие образцы истинно финнской подачи black metal, выпустив под одной обложкой все возможные оттенки этого жанра. Причем заглавный трек, как ни странно, оказался достаточно коротким эмбиентным интро.
Собственно, к именно Легендариуму Средиземья относятся треки с соответствующими названиями, перемеженные дисторшированными отголосками вставок из фильма Питера Джексона, а вот остальные треки — скорее всего более ранние наработки ,потому что звучат они агрессивнее и выполнены в классической быстрой стилистике стиля.
Из всех tolkien inspired треков достойна внимания песня о Кхазад-Думе с большим музыкальным влиянием раннего Summoning, все остальное — достаточно агрессивный быстрый блэк-метал с большой долей мелодики.
В качестве обложки использована гравюра "Сэр Ланселот приближается к замку Астолат" Гюстава Доре, что сближает толкинистскую составляющую со средневековой, делая альбом более целостным.
В Легендариуме Средиземья Тол Гален является достаточно интересной локацией, ведь именно этот небольшой остров, окруженный чистейшими водами реки Адурант, впадающей в Гелион, стал последним пристанищем Берена и Лютиэн, местом их последних счастливых дней и покоя. Во многом именно этот образ острова, где засыпают навечно мужественные и искренние люди пересекается с мифологемами Инис Афалон, Эмайн Абла, то есть по сути воплощение некого потустороннего места. где время замирает для тех, кто там находится. Немаловажным фактом является и то, что эти локации обычно соприкасаются с мифами о спящем короле, который, в известной мере повлиял на становление столь популярного сейчас жанра электронной музыки, как dungeon synth.
Среди подобной мелодики, на сегодняшний момент сложно найти что-то не вторичное, и интересное, не считая клишированного пародирования Summoning или цикличной музыки, навевающей память о Базиле Поледурисе. Именно поэтому любители помузицировать иногда ухищряются придумать что-то, вроде бы и не похожее на других, но все же отсылающее к определенным источникам вдохновения.
Итак, перед нами российский проект Tol Galen, весьма иронично позиционирующий себя, как true dungeon metal kult. Что ж... Во многом подобные теги и ярлыки создает нейросеть (???) на популярных платформах вроде bandcamp. В целом, группа скорее эпическая.
Для многих слушателей узконаправленных стилей атмосферной металлической и электронной музыки будет удивительно слышать, что участники проекта — это создатели необычного электронного проекта N-616, и еще более атмосферного лаундж проекта Eonic, выпускавшегося на Zhelezobeton, диск которого имеется в моей коллекции (о нем я кратко когда-то писал вот тут https://fantlab.ru/blogarticle79296 ) То есть, толк в музыке, создающей определенную атмосферу авторы Tol Galen имеют.
Что же до самой меллизированной атмосферы группы. В целом, очевидно, что зачатками музыкального вдохновения именно для этого проекта были, во многом кельтские фолк-метал коллективы (особенно, как мне показалось — Waylander, Suidakra, возможно немного Primordial или Cruachan), но не более чем в виде подачи материала, разумеется Summoning (у Tol Galen есть и кавер на их "Passing..."), но опять же, не более чем в подаче именно tolkien inspired.
Во многом, мне думается, музыка группы схожа с подачей альбома Ashen Light "Стары былины", который в инструментальной форме показал нам творчество Нарежного с его богатырскими рыцарскими номеллами образца моды XIX века на подобное, и конечно Radigost времени 1999 года с их полноформатником "Nocturne". Это в чем-то симфо-блэк, но более легкий и приправленный лидирующими электронными флейто-колокольцевыми пассажами, создающими этот самый "эпик", но и не вдающийся в медленный темпоритм Summoning, а уж тем более не являющийся аудиокнигой или энциклопедией фэндома по Толкину. Все в меру, и, наверное, в скором времени уйдет в иные Вселенные, например к Сапковскому или Желязны.
Tol Galen 2022 — Fortress Of The Necromancer (EP)
Что мне больше всего понравилось — так это непресный подход группы к лору Средиземья. В дебютном EP нам рассказывается о крепости Некроманта и лесной дороге через Лихолесье, в котором внезапно, поселилось зло, еще не опознанное, как Саурон. И это очень интересно получилось, достаточно хорошо связанная между собой мелодика треков, дополненная их инструментальными версиями показывает слушателю потенциал коллектива.
Tol Galen 2022 — Swamp Castle
А вот полнометражный альбом, вышедший даже и в кассетном формате, уже выстаривает целостную картину произведения, прокладывающего путь по долине реки Андуин от Ирисной низины до замка Дол-Гулдур, того самого Болотного замка (это наименование, между прочим, встречается чаще у Перумова в его "Кольце Тьмы"), и слушатель следует этим мистическим путем от гор и до непроглядной темноты Лихолесья, под таинственный шепот и эхо магических колокольцев.