Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 января 2021 г. 14:46

Сегодня — день рождения Сергея Соболева, фантастического подвижника, библиофила, издателя, знатока и популяризатора фантастики.

Сергей, поздравляю, желаю здоровья!


Сергей Соболев — финалист премии им. братьев Стругацких (АБС-2007). СПб., 2007 г. Фото В.Ларионова.



По этому торжественному случаю выкладываю текст своего предисловия к книге Сергея Соболева "Путеводитель по фантастике барона Велобоса".


Владимир ЛАРИОНОВ

Сергей Соболев, или Крот, щелкающий семечки


Сначала я просто читал «Семечки» («Липецкое оборзение фантастики»), этот порою до желчности ироничный, но вместе с тем глубокий, в меру объективный и вполне информативный фэнзин, выходивший на бумаге, а потом – и в сети. «Семечки» делали два энтузиаста из Липецка – Сергей Соболев и Алексей Караваев. Сейчас уже трудно вспомнить, каким образом ко мне попал самый первый (не по своему порядковому номеру) выпуск «Семечек», скорее всего Соболев прислал мне его почтой в конце девяностых, поскольку мой адрес, как активиста КЛФ-движения, возглавляющего сосновоборский Клуб любителей фантастики «ФантОР», в своё время был широко растиражирован в различных межклубных информашках. Позднее я стал помогать создателям фэнзина различными материалами и фотографиями, а с 2000-го года писал для «Семечек» отчёты о конвентах, рецензии, сделал несколько интервью… Тогда всемирная паутина ещё не опутала Россию, и роль фантастического самиздата нельзя было недооценивать. Вот что сам Сергей Соболев говорит по этому поводу в интервью журналу «Паттерн»: «Если под фэнзинами подразумевать вообще любые самиздатовские периодические газеты и журналы, то, надо признать, значение их значительно больше, чем тиражи. Секрет здесь в том, что самиздат распространяется точно по строго выбранной референтной группе, и попадает к наиболее активным, деятельным участникам того или иного творческого сообщества. Вспомним, например, "Хронику Текущих Событий", которую в семидесятые выпускала диссидентская Хельсинская группа. Шороху они наделали много, но мало кто видел эти листочки. Однако какие-то журналисты, редакторы газет, "рыцари плаща и кинжала" читали "ХТС", и постепенно приобретали другую, отличную от официозной, точку зрения. Были случаи, когда сотрудники КГБ сами становились политически неблагонадежными…».


Соболев С.В. Путеводитель по фантастике барона Велобоса. — Иваново: Фаворит, 2012.


На заре нашего знакомства мы вели с Соболевым бумажную переписку, а когда появилась возможность – стали обмениваться электронными письмами. За сдержанными предложениями я почти сразу увидел неординарного человека, искренне и эмоционально болеющего за отечественную фантастику. Подкупали его эрудиция, бескомпромиссная прямота и умение убедительно обосновать своё мнение, удивляли – аккуратность, обязательность и редкая работоспособность. Официальных изданий, предоставлявших свои страницы для публикации рецензий на фантастику, тогда было не так уж много («Если», «КО», местная пресса), поэтому фэнзины, подобные «Семечкам» были настоящей отдушиной для ума и сердца продвинутых любителей фантастики. Правда, в какой-то период, независимо друг от друга, не сговариваясь, мы стали сотрудничать с Владимиром Березиным, который в начале нулевых вел раздел фантастики в одном из приложений к «Независимой газете» – «Экслибрисе НГ». Рецензии Соболева и мои беседы с фантастами появлялись там одновременно и довольно регулярно. Несколько интервью мы даже сделали с Сергеем как бы в соавторстве (вместе придумывали вопросы авторам). Но с уходом Березина из «НГ» всё это заглохло…


Титульный лист "Путеводителя".


В реале мы впервые увиделись в Харькове, на фестивале «Звездный Мост -2000». Соболев с археологической экспедицией раскапывал в окрестностях Харькова могильник позапрошлого тысячелетия, а на выходные приехал на конвент. Позднее он мне напишет: «Общность литературных пристрастий и схожая шкала ценностей – хотя бы в фантастике – не могла нас не сблизить».


В.Ларионов и С.Соболев в дни фестиваля "Звёздный мост-2000". Харьков.


На самом деле, в отличие от меня, Сергей не принадлежит к числу тех, кто регулярно посещает фантастические конференции и фестивали, он не является завсегдатаем конов, но в 2008 году мне удалось вытащить его в Санкт-Петербург на конференцию «ФантОР», где мы с ним, наконец, вволю наговорились. И ещё было короткое общение в день вручения Общенациональной премии имени братьев Стругацких («АБС-премии-2007»), дипломантом которой со своим любопытным исследованием «Альтернативная история: пособие для хронохичхайкеров» стал Соболев. А как раз перед «АБС» (на «Интерпрессконе-2007») было объявлено, что Сергею присуждена престижнейшая личная премия Бориса Стругацкого «Бронзовая Улитка». Эту «Улитку» Сергею председатель оргкомитета конференции «Интерпресскон» Александр Сидорович привёз прямо на церемонию вручения «АБС-премии». Я сфотографировал момент награждения…


А.Сидорович вручает С.Соболеву премию "Бронзовая Улитка" Бориса Стругацкого. Фото В.Ларионова.


Наши личные встречи с Сергеем Соболевым можно по пальцам одной руки сосчитать, но мне почему-то кажется, что мы всю жизнь знакомы... Собственно, так оно и есть – более пятнадцати лет прошло с начала нашего заочного общения, которое было иногда весьма и весьма интенсивным, как, например, в дни подготовки к выпуску в издательстве Соболева моей книги-альбома «Беседы с фантастами». Именно Сергей тогда предложил неожиданное решение – сделать книжку увеличенного формата с фотографиями и автографами фантастов. И, несмотря на мизерный тираж, «Беседы» были замечены и отмечены разными номинациями и премиями, за что я моему издателю очень благодарен. В своём мини-издательстве, которое называется «Крот», Сергей Соболев с 1999 года малыми тиражами печатает фантастическую публицистику и художественную фантастику. «Крот» – это от того, что вторая ипостась моя – копание в земле, с археологами, каждое лето-осень» – пишет мне Сергей, а сам я думаю, что это ещё и потому, что Соболев вместе с «Кротом» занимается непрерывным и бесконечным поиском – как литературных раритетов, так и новых подходов к общечеловеческим литературным темам, активно сотрудничая с молодыми и маститыми авторами.


С.Соболев и В.Ларионов в дни конференции "ФантОР-2008". Санкт-Петербург, 2008.


Сергей вспоминает:

«Первая моя брошюрка была тонюсенькая – "Как издать фэнзин", пересказ правил Роберта Хайнлайна для начинающих авторов, как начать писать, только применительно к российским реалиям конца девяностых годов – как издавать фэнзин. Как говаривал Евгений Харитонов, полиграфически фэнзин должен быть таким, чтобы у читателя складывалось ошибочное ощущение, что он тоже так сможет. "Семечки", наверное, это ощущение поддержали, в 2000-м в Перми мы получили приз "Лучший фэнзин года".

А книжки начал сам печатать, когда материалы, поступающие от авторов, перестали вмещаться в журнал. Были статьи, исследования по 50, 100, 200 страниц, куда их пристроить? Лишь самостоятельное изделие могло решить эту проблему. Кстати, первую художественную книжку придумал Алексей Караваев, задал тему начинающим авторам – написать про "полёт в космос с помощью магии". Теме соответствовали далеко не все полученные нами рассказы, тем не менее, присланное вылилось в сборник "Зайцы на Марсе", и он мне нравится – в нём даже Александр Тюрин и Сергей Синякин поучаствовали, спасибо им за эту поддержку.

Свою книжку про альтернативную историю я начал делать ... с обложки. Увидел в продаже какую-то книгу по экономике, строго желтую, с черной полосой внизу. Захотелось это лаконичное оформление скопировать. Но что под обложку ставить? Взял свою старую статью про альтернативную историю, а она – лишь на двадцать страниц. Придётся дописать, думаю, и дописал раз в пять больше, чем было изначально. Сделал, отослал туда-сюда… Хорошо, что и тебе послал несколько экземпляров, а ты передал Борису Натановичу. Ну, далее известно, далее я на премию БНС стал печатать и других литературных критиков, и твои «Беседы с фантастами» выпустил. Жаль только, что альбом черно-белый. Самая неожиданная книга из тех, что я сделал…»


С.Соболев — дипломант премии им. братьев Стругацких (АБС-2007). Фото В.Ларионова.


На протяжении многих лет Сергей присылает мне (и не только мне) книжки неутомимого «Крота». В издательстве Соболева выходили художественные, критико-публицистические и фантастиковедческие тексты Романа Арбитмана, Марии Галиной, Владимира Гопмана, Аллы Кузнецовой, Сергея Неграша, Валерия Окулова, Владимира Покровского, Николая Романецкого, Тимофея Николайцева, Михаила Шавшина, Алексея Шведова и многих других, в том числе – зарубежных авторов. Недавно мы с Сергеем (и очень быстро!) сделали ещё одну мою книжку, сборник рецензий «Фантастика нулевых лет». Таким образом, наша бескорыстная дружба оказалась для меня подкреплённой некими артефактами, на которых стоит моя фамилия. Чтобы хоть как-то «отдариться», я набросал эту статью о Сергее Соболеве, но, перечитав сей сумбурный текст, обнаружил, что написал больше о себе, чем о Сергее. Тем самым лишний раз подтвердив, что кредо этого непостижимого человека – всегда делать для других больше, чем для себя. Подвижник. Именно это слово наиболее точно характеризует Сергея Соболева.


Автограф С.Соболева на подаренном мне "Путеводителе по фантастике".


А Сергей пишет мне:

«Жизнь моя проста как карандаш и пряма как канцелярская линейка. Рождение – детсад – школа – институт – работа – семья. Тире в этом предложении – моё хобби, а моё хобби – НФ. И не хобби это уже, а стержень жизни».

И мне, пожалуй, больше нечего добавить…


© Владимир ЛАРИОНОВ, июль 2012.


Статья написана 25 января 2021 г. 13:51

В связи с недавним восьмидесятилетием со дня рождения Александра Николаевича Житинского (19.01.1941 — 25.01.2012) перебирал его книги, что есть у меня, смотрел на автографы... Как быстро летит время... Сегодня как раз очередная годовщина со дня смерти Массы: девять лет...

Когда-то, ещё в середине семидесятых, я прочёл в "Авроре" повесть Житинского "Сено-солома", был очарован и с тех пор старался не пропускать его новые вещи...

На фото: Александр Житинский, справа (в очках) — я. СПб, 1986 г.

Выкладываю парочку обложек и пару автографов Массы: заметен прогресс в отношении автора к берущему автограф — от «Владимира Александровича» в 1986-м году до «Володи» в 2008-м.

Александр Житинский. От первого лица. — Л.: Лениздат, 1982.


Александр Житинский. Flashmob! Государь всея Сети. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.


Статья написана 10 января 2021 г. 00:12


К дню рождения и Новому году я сделал себе подарок — приобрёл собрание сочинений в трёх томах Яна Леопольдовича Ларри. Того самого Ларри, что в 1931 году попал в чёрные списки после выхода повести «Страна счастливых»; того самого Ларри, что в 1937 году написал всем известную познавательную детскую повесть-сказку «Необыкновенные приключения Карика и Вали»; того самого Ларри, что в 1940-м году тайно посылал лично Сталину (только вождю и никому больше) главы из своей фантастической повести «Небесный гость», подписываясь псевдонимом Кулиджары. Ларри организовал Иосифу Виссарионовичу как бы бесплатную секретную подписку на своё произведение, в котором хотел обратить внимание Сталина (наивно полагая того несведущим) на множество серьёзнейших проблем и недостатков, мешающих молодой стране Советов двигаться к полной победе коммунизма. Новые главы от неизвестного корреспондента Сталин получал в течение четырёх месяцев, после чего автор был вычислен органами госбезопасности и немедленно присел на пятнадцать лет...



Как говорилось в обвинительном заключении, в ней он «...с контрреволюционных позиций критикует мероприятия ВКП(б) и Советского правительства... извращает советскую действительность, проводит ряд антисоветских клеветнических измышлений о положении трудящихся в Советском Союзе...» (Распятые: Писатели-жертвы политических репрессий. Вып. 1. Тайное становится явным. СПб., 1993. С. 213; там же опубликованы сохранившиеся в архиве главы этой повести – с. 223-234).



В прекрасно изданный (даже ляссе имеется), снабжённый оригинальными иллюстрациями из прижизненных изданий писателя, трёхтомник («Престиж Бук», 2019, серия «Ретро библиотека приключений и научной фантастики») вошли практически все известные художественные произведения Яна Ларри: от «Украденной страны» (1926) до «Записок школьницы» (1961).


Тэги: Ларри
Статья написана 5 января 2021 г. 13:36

Борис Е.Штерн. Феникс сапиенс. – М.: Троицкий вариант, 2020.

Изданная благодаря успешному краудфандингу тиражом 2500 (!) экземпляров книга Бориса Евгеньевича Штерна «Феникс сапиенс» рассказывает о том, как легко может постигнуть человеческую цивилизацию полный «курзыц» (ну, вы поняли). В этом состоит суровое предупреждение автора романа всем нам. Одновременно Б.Е.Штерн разворачивает на страницах «Феникса сапиенс» оптимистичную картину возрождения цивилизации, в основе которого лежит умелое использование накопленных знаний, упорный труд, гуманизм и доброта.

В первой части книги («Семена») речь о том, как небольшая группа из числа чудом выживших остатков человечества, скатившегося примерно к неолиту, покидает стоянку родного племени где-то в Экваториальной Африке (на самом деле герои просто сбегают) и по Нилу спускается в район Александрии, где основывает поселение, которое станет колыбелью новой цивилизации. Вторая часть («Экспедиция «Иду напролом») – о том, как спустя тысячелетия представители возрождённого человечества исследуют исторические тайны, открывающиеся вследствие постепенного завершения очередного ледникового периода: проводят ледовые раскопки в регионе, где когда-то располагался город Санкт-Петербург. Третья часть называется «Двадцать лет спустя»: в ней заматеревшие, повзрослевшие и возмужавшие персонажи из второй части отправляются в Африку искать исходную точку путешествия их далёких предков из первой части романа. Четвёртая часть «Дневник», как бы закольцовывающая события книги, посвящена времени, близком к нашему, она собственно и объясняет, как и почему наступил «курзыц», «Большой Охряст», глобальная катастрофа, конец истории нашей цивилизации.

Несмотря на идущий рефреном апокалиптический фон, книга Б.Е. Штерна пронизана надёжным и ровным оптимизмом, ведь на её страницах действуют уверенные люди, сильные своими знаниями, дружбой и любовью. Автор пошёл на некоторую литературную хитрость: все три группы его главных персонажей (мужчины, женщины и дети), действующие с разрывом в сотни, даже в тысячи лет, созданы им как некие воплощения друг друга, своеобразные реинкарнации, повторения характеров. Конечно, «Феникс сапиенс» в первую очередь – познавательная книга, наполненная научно-популярными сведениями, соображениями и размышлениями. Стремление героев сорваться с насиженной поляны (с хорошей предварительной проработкой задачи, изучением возможного маршрута и необходимой подготовкой), а потом добротно и уютно устроиться на новом месте, напомнило мне кажущиеся теперь наивными романы Жюля Верна и Франсиса Карсака. Тем не менее, эта книга, сочетающая строгий научный расчёт и свежий ветер романтики, сдобренные чудесным везением её героев и искренней любовью автора к своим энергичным персонажам, заслуживает читательского внимания и, судя по успеху краудфандинга, этим вниманием пользуется. Да и вообще книги Б.Е.Штерна на полках интернет-магазинов не залеживаются…


Статья написана 1 января 2021 г. 14:52

Под красивые новогодние салюты и салаты неожиданно пришёл день моего рождения!

"Джиму Биму" — 225 лет, а мне всего лишь 65.

Вообще-то я родился 1 января в десять часов вечера, но погрешность (учитывая десятки лет, прошедших с этого знаменательного момента) незначительная.

Вот и большой вкусный торт под нашей ёлочкой, но начнём мы не со сладкого.

Отошедшие после встречи Нового года могут тепло поздравить,

в том числе на мастеркарту Сбера: 5336 6902 2419 4847





  Подписка

Количество подписчиков: 193

⇑ Наверх