Геннадий Прашкевич «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна»
Писатели-фантасты всегда были заметны в истории русской литературы. Книги В.Ф. Одоевского, Михаила Булгакова, Ильи Эренбурга, В.А. Обручева, Алексея Николаевича Толстого, Евгения Замятина, Александра Беляева, Александра Грина, Ивана Антоновича Ефремова, братьев Стругацких, Кира Булычева и других читаются и перечитываются многими поколениями читателей. В исследовании писателя Геннадия Прашкевича приведены биографические очерки практически о всех известных русских фантастах. Множество новых деталей, материалы, найденные в архивах (в том числе в архивах НКВД — МГБ), по-новому освещают жизненный путь писателей, судьбу многих произведений.
В 4-е издание добавлен Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2007 // Критика, публицистика и литературоведение. 1 место | |
лауреат |
Лунная радуга, 2007 // за вклад в развитие фантастики | |
лауреат |
Мраморный фавн, 2007 // Критика, литературоведение | |
лауреат |
Бронзовая Улитка, 2008 // Публицистика | |
лауреат |
Беляевская премия, 2008 // Серия научно-популярных публикаций | |
лауреат |
Полдень, 2008 // Критика, публицистика цикл очерков | |
лауреат |
Литературная премия имени И.А. Ефремова, 2008 // За литературоведческие и критические работы |
Номинации на премии:
номинант |
АБС-премия, 2008 // Критика и публицистика | |
номинант |
Портал, 2008 // Критика, литературоведение, эссе |
Статьи и интервью:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
grigoriy, 25 декабря 2009 г.
Книга Г.М.Прашкевича-безусловно событие. Но есть в ней один недостаток-мне кажется, что многие авторы выбраны как бы по принципу наличия у них контактов с Г.М. Безусловно-это оживляет изложение, это даёт нам знание из первых рук, но ведь главное-ФАНТАСТИКА! И с этих позиций включение некоторых писателей не оправданно.
Например-Плавильщиков. Кроме небольшой повести « Недостающее звено» ничем для фантастики не славен. Учёный-да, популяризатор науки-да(Помню были у него статьи в журнале Юный натуралист-до войны.) Но разве он находится как писатель-фантаст в одном ряду с другими, представленными в книге? Мой ответ-нет.
Я не видел ещё второго издания-но там кажется включён материал о Тане. И здесь опять вопрос-почему Тан, у которого кроме небольшой «досторической» повести и ещё , кажется, повести Крылоносный Икар(не уверен) ничего нет? А ведь есть писатели, написавшие фант.РОМАНЫ и оставшиеся вне «Сфинкса». Например-Валюсинский, Винниченко, Шелонский и многие другие. То, что жизнь Плавильщикова, Тана и может быть кого-либо ещё интересна- по-моему не повод для включения этих авторов в монографию о фантастике.
Конечно мы все должны быть благодарны Г.М. Прашкевичу за его книгу, но учти он вышесказанное-благодарность бы возросла. Кстати, я писал Геннадию Мартовичу о Плавильщикове-но он не согласился с моими доводами
Моя оценка-8
baroni, 11 января 2008 г.
Книга Г. Прашкевича оставила странное и двойственное впечатление. Безусловно, автор взялся за решение чрезвычайно интересной и сложной задачи — написать историю русской и советской фантастики «в лицах», отобразить развитие фантастической и мистической линий в русской литературе через портреты писателей. Только вот по-настоящему целостной истории русской фантастики «от Одоевского до Штерна» у Прашкевича не получилось. А получилась неровная книга, состоящая из отдельных очерков про самых разных писателей: известных и позабытых, хороших и не очень, классиков литературы и авторов популярных и любимых сугубо внутри самого фантастического жанра.
Наименее удались Г. Прашкевичу главы-очерки, посвященные именно «общелитературным» классикам и корифеям: Гоголю, Брюсову, Замятину, Булгакову, А.Н. Толстому... По своей сути данные очерки представляют собой обычные компиляции, созданные при помощи «ножниц и клея» из общеизвестных фактов, анекдотов, документов давным-давно введенных в литературный оборот. Ну, согласитесь, нельзя же, в самом деле, считать «материалами, найденными в архивах», многократно публиковавшееся письмо М.А. Булгакова советскому правительству, занимающее добрую часть соответствующего очерка?
Куда больший интерес представляют главы, посвященные полузабытым и малоизвестным авторам, таким, как В. Итин, С. Буданцев, Ю. Долгушин, Н. Плавильщиков... К сожалению, во многих очерках прослеживается одная общая для всей книги, весьма малоприятная тенденция — стремление Г. Прашкевича обойти острые углы, «с налета» проскочить многие принципиально важные моменты в биографиях писателей-фантастов. Примером такого упрощенно-поверхностного подхода может служить очерк, посвященный А. Богданову (Малиновскому), автору фантастических романов «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни». Нераскрытыми остались многие любопытнейшие эпизоды из богдановской биографии, сами по себе вполне достойны какого-нибудь фантастического романа-антиутопии: знакомство с Лениным, разработка пролеткультовских теорий, директорство в Институте переливания крови, нелепая смерть. Да, обо всем этом Прашкевич пишет, но пишет вскользь, мельком, стараясь не погружаться на опасные глубины...
И все же, несмотря на перечисленные недочеты,«Красный сфинкс» представляется полезной и нужной книгой, в целом дающей представление о развитии «фантастической линии» в русской литературе.
Lartis, 13 декабря 2009 г.
ХРОНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА
О русской фантастике в разное время писали Анатолий Бритиков, Виталий Бугров, Георгий Гуревич, Кир Булычёв, Всеволод Ревич, другие авторы, уделявшие основное внимание исследованию НФ-идей, сюжетов и образов, проблемам и судьбе жанра в целом... Геннадия Прашкевича в первую очередь волнует судьба конкретной личности. Новосибирский писатель много лет занимается историей отечественной фантастики (отдельными главами его труд печатался в киевском журнале «Реальность фантастики»), он давно уже задумал проследить судьбы писателей, создавших и обозначивших фантастический жанр в России – от Владимира Одоевского до Бориса Штерна. Прашкевич утверждает: «Конечно, русская фантастика началась не с Осипа Сенковского и не с князя Владимира Одоевского, но именно они, а с ними Алексей Константинович Толстой, определили все ее дальнейшие направления – и сказочное, и мистическое, и фэнтезийное, и научно-фантастическое, и альтернативно-историческое. Боевик, триллер, роман катастроф – всё это начинается в работах великой тройки. За ними уже никто не находил принципиально новых путей. В девятнадцатом и в двадцатом веках работали чрезвычайно талантливые писатели, но все равно машину завели Сенковский, Одоевский и А. К. Толстой. Дальше шел обычный литературный процесс, в котором великий Гоголь соседствовал с Константином Аксаковым, Брюсов с Алексеем Н. Толстым, Чаянов с Циолковским, Булгаков со Шпановым, Казанцев с братьями Стругацкими...»
Исследование документов, поднятых из архивов НКВД и МГБ позволило Г. Прашкевичу по-новому взглянуть на жизнь и творческий путь Александра Чаянова, Бруно Ясенского, Сергея Буданцева, Вивиана Итина, Андрея Платонова, Вячеслава Пальмана, Сергея Снегова, многих других фантастов, погибших в сталинских лагерях или прошедших эти лагеря. Есть в книге и главы, посвященные писателям, судьбы которых в житейском плане сложились не столь трагично – Алексею Толстому, Мариэтте Шагинян, Юрию Долгушину, братьям Стругацким, Сергею Беляеву, Александру Казанцеву, Ольге Ларионовой, Киру Булычёву, Владимиру Михайлову, Сергею Павлову. Конечно, необъятное объять невозможно, поэтому в «Красном сфинксе» очерчены творческие пути далеко не всех отечественных фантастов, но и 46 глав-очерков, составивших книгу (не считая очерка о самом Геннадии Мартовиче Прашкевиче, написанного вашим покорным слугой) – это колоссальная работа, которую мог проделать лишь истинный подвижник... «Красный сфинкс» – не только хорошо иллюстрированный справочник, из которого можно почерпнуть любопытные биографические и библиографические сведения о писателях, оставивших заметный след в русской фантастике, но и исследование социального феномена фантастики советской: ведь впервые в истории человечества в СССР был поставлен небывалый эксперимент: написать человека таким, каким он должен быть, а вовсе не таким, какой он есть.
napanya, 22 октября 2008 г.
Удивило нежелание автора говорить от своего имени. Кто только за него не отдувается — сами герои очерков, герои их произведений, посторонние мемуаристы, но только не Прашкевич. Возможно, такой способ подачи материала пригоден, когда речь идёт о Гоголе, Одоевском или Булгакове, но когда пошли статьи о современниках, можно было взять слово и самому. Хотя, наверное, есть какой-то шик в том, когда слова о бескрылости и малой одарённости, скажем так, Немцова говорит сам Немцов. И эти обильные цитаты; ладно, когда из малоизвестных книг — можно представление получить о забытых писателях вроде Розенфельда или С. Беляева, но когда из Стругацких или Михайлова... Этакий огромный центон получился.