Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 июня 2022 г. 18:57

Сын и внук Абрамовы с портретом деда.


Незаметно получилось так, что все шесть книжек отца и сына Александра и Сергея Абрамовых в серии «Библиотека приключений и научной фантастики» (коллекционеры называют БПиНФ «рамкой» из-за своеобразного оформления обложек в виде тематической виньетки), вышедшие в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века, оказались в моей библиотеке. Самую первую из них – сборник «Всадники ниоткуда» (1968) – я купил в год выхода книжки, в книжном магазине соседнего с нашим посёлка, ещё будучи семиклассником. Кстати, до этого, в 1967 году, с большим интересом читал главы романа в журнале «Смена» с прекрасными иллюстрациями Андрея Бабановского и Геннадия Новожилова. И сильно расстраивался, когда какого-то номера в подшивке не хватало… Другие «рамочные» книжки Абрамовых попадали ко мне в разные годы по-разному, а фантастический роман «Селеста-7000» я приобрёл буквально на днях. Заодно обнаружил на своих книжных полках все остальные серийные томики А. и С. Абрамовых.


Книги Александра и Сергея Абрамовых в серии БПиНФ.


Александра Ивановича Абрамова не стало в 1985 году, его сын Сергей с начала семидесятых годов пишет самостоятельно. В моей библиотеке есть несколько авторских сборников Сергея Александровича Абрамова.


Книги Сергея Абрамова.


Династию фантастов Абрамовых продолжил сын Сергея Александровича – Артём Сергеевич. В 2000 году издательство АСТ открыло новую серию «Иная фантастика» совместным романом Сергея и Артёма Абрамовых «Место покоя Моего». Вслед за ним вышло ещё несколько их общих сочинений. Инициал имени сына (А — Артём) на книге стоит первым, таким образом авторы сохранили преемственность и традиционное написание «А. и С. Абрамовы» на обложках.


Книги Артёма и Сергея Абрамовых.


Хочу заметить, что наибольший интерес у меня вызвал в своё время роман «Всадники ниоткуда». Загадочные «розовые облака» бередили душу... С остальными книгами Абрамовых как-то не очень сложилось. К тому же, не все их труды мною изучены: в частности, я пока не читал недавно оказавшуюся у меня «Селесту-7000» и до сих пор не одолел все книжки сына и внука из серии «Иная фантастика». Надо попробовать ещё раз подступиться. Где бы взять время…


"Всадники ниоткуда" в журнале "Смена". Рисунок Андрея Бабановского и Геннадия Новожилова (№7, 1967).


У самого старшего Абрамова – Александра тоже были (и есть) авторские книги: например, недавно практически все его сольные произведения издательство «Престиж Бук» собрало в сборнике «Гибель шахмат» (2022), но данная книга в моей библиотеке пока отсутствует...


Александр Абрамов. Гибель шахмат. – М.: Престиж Бук, 2022.


Статья написана 30 мая 2022 г. 16:38

Сегодня — сто лет со дня его рождения замечательного американского писателя, мастера твёрдой НФ, Хола Клемента (1922 — 2003). Пятьдесят с лишним лет назад я с увлечением прочёл его роман "Огненный цикл", переведённый братьями Стругацкими...


Подробнее см. мою позапрошлогоднюю запись на Фантлабе "Я и Холл Клемент":

https://fantlab.ru/blogarticle67149


Тэги: Клемент
Статья написана 28 мая 2022 г. 18:03

Яна Летт. Мир из прорех. Иные земли. – М.: Альпина Паблишер, 2022.


Завершающий том трилогии Яны Летт «Мир из прорех» поначалу не настолько захватил меня, как это было с двумя предыдущими (кстати, писательница стала с ними лауреатом премии «Интерпресскон-2022» в номинации «Дебютная книга»). Возможно, дело в окружающей обстановке, не способствующей спокойному чтению, а, может быть, проснулось моё достаточно равнодушное отношение к фэнтези, которое куда-то исчезло во время чтения первых книг цикла. Скорее всего, дело в том, что первые два тома не были особенно фэнтезийными: они рассказывали о взрослении юных героев и любопытном взаимодействии их ярких характеров в некоем хоть и постапокалиптическом, но довольно реальном мире, в каковой вполне может превратиться наш, стоящий сейчас на пороге ядерной катастрофы. Кстати, я нашёл во вселенной Летт даже свой город, вернее, то, что от него осталось. Автор применяет изначально лишь одно фэнтезийное допущение: придуманный ею континуум необычен тем, что в нём то и дело образуются «прорехи», через которые в пространство существования основных героев трилогии проникает разнообразная, чрезвычайно опасная и агрессивная нечисть. А ещё в нём нет электричества, но это уже следствие События (случившегося полсотни лет назад катаклизма). От электричества пришлось отказаться, поскольку оно провоцирует появление «прорех».

Третья книга, в числе прочего, рассказывает о том, откуда берутся «пришельцы», и почему они ведут себя настолько враждебно:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

оказывается, проход сквозь прореху лишает многих «попаданцев» разума.
Автор подробно объясняет и загадку возникновения порталов между мирами. На мой взгляд, финальный том получился несколько затянутым, косвенно об этом свидетельствует его толщина: число страниц в нём значительно превышает листаж предыдущих томов (и это при том, что кегль — более мелкий). Очередной квест героев в иных землях — туда перенеслись Артём и Ган — мне не был так интересен, как события первых книг. Объясню, почему. Дело в том, что вселенная за прорехами оказалась полностью волшебной, управляемой волею пятёрки богов, каждому из которых подчиняется, принадлежит какая-то её часть. Более того, равновесие всех миров, а, значит, и стабильность «нашего мира», зависит от присутствия в них осколков некоего «волшебного камня» – священного Гинна. Для меня это – перебор, поскольку люди становятся попросту пешками в руках неких высших сил. А тут ещё автор начал добивать меня (агностика, почти атеиста) тем, что полюбившиеся мне герои выступают на стороне хитроумных божеств, а самый главный их (а, значит, и мой) враг – нехороший Саандор – как раз борется против всесилия богов за триумф человека. Я вошёл в когнитивный диссонанс и уже готов был захлопнуть книгу, но Яна Летт изловчилась таким образом повернуть события и вырулить на такой драйв, что я избавился от внутренних противоречий, с облегчением вздохнул и заинтересовано двинулся к финалу. К какому – не скажу, сами читайте.


Я писал о предыдущих томах "Мира из прорех":

Том 1: Яна Летт. Мир из прорех. Новые правила.

Том 2: Яна Летт. Мир из прорех. Другой город.


Статья написана 22 мая 2022 г. 21:36

Ответственный секретарь Международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премии») Николай Романецкий сообщает, что завершился второй этап голосования жюри «АБС-премии» по итогам 2021 года и определены имена финалистов в обеих номинациях.


ФИНАЛИСТЫ «АБС-ПРЕМИИ» 2022 ГОДА


В номинации "Художественная проза":

Идиатуллин Шамиль. Светлая память // Идиатуллин Ш. Всё как у людей. — М.: АСТ, 2021.

Максютов Тимур. Чешуя ангела. — М.: ИД Городец, 2021.

Столяров Андрей. Продолженное настоящее. // Столяров А. Футуроцид. — М.: Снежный Ком М, 2021.


В номинации "Критика и публицистика":

Березин Владимир. Необычайное: Критика, публицистика, эссе. — СПб.: АураИнфо, Группа МИД, 2021.

Прашкевич Геннадий. Портрет писателя в молодости. — М.: T8 RUSGRAM, 2021.

Смирнов Леонид. Библиография отечественной фантастики, изданной на русском языке в Российской империи и Советском Союзе, а также за рубежом с 1759 по 1991 год. В семи томах. Первые три тома в соавторстве с Кларой Бритиковой. — СПб.: Борей-Арт, 2006 -2021 гг.


Традиционная церемония награждения дипломантов и лауреатов планируется 21 июня в Санкт-Петербурге в Пулковской обсерватории.


См. сайт Фонда братьев Стругацких:

http://absfond.ru/news-117.html


Тэги: АБС, АБС-2022
Статья написана 20 мая 2022 г. 17:31

Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1973. Обложка художника А.Д.Шурица.


Когда-то я писал о романе ленинградского фантаста Георгия Мартынова (1906-1983) «Гость из бездны» (1962), в котором советского дипломата Дмитрия Волгина, скончавшегося в Париже в 1953 г. укладывают для транспортировки на родину в герметичный свинцовый гроб, наполненный инертным газом. А наши потомки гроб находят и, благодаря такому удачному способу «консервирования», воскрешают героя аж через девятнадцать веков. Мартынов пользуется созданной им фантастической ситуацией не только для того, чтобы продемонстрировать величайшие достижения коммунистического общества далёкого будущего, но и показать неизбывную тоску человека, вырванного из своего времени, мучительно пытающегося найти своё место в грядущем…

О рефлексиях своего современника Павла Погодина, оказавшегося в будущем, рассказывал в повести «Странник и время» другой ленинградец, писатель Геннадий Гор (1907-1981). Любопытно, что эта повесть опубликована в том же 1962 году, что и роман Мартынова. Правда, у Гора герой находится в анабиозе всего лишь 300 лет, а одной из причин, по которой он оказался в состоянии «временной смерти», было не только желание поучаствовать в необычном эксперименте, но и стремление увидеться с женой Ольгой, отправившейся в длительный космический полёт. Больше всего меня в этом произведении поразило, что супруги Погодины, занимаясь удовлетворением своих научных и личных амбиций, безжалостно и навсегда бросают шестилетнего сынишку Колю. Жена отправляется в глубокий космос, муж в глубокий анабиоз, а их малыш – в детский дом… Коля будет расти без родителей, он никогда больше не увидит папу с мамой. Когда потомки спрашивают героя, как он мог пожертвовать своим мальчиком, Павел холодно отвечает: «Во-первых, я жертвовал не им, а прежде всего собой. Мой мальчик был окружён заботой». Честно говоря, мне даже читать дальше расхотелось…

С упомянутыми выше фантастическими работами двух питерских писателей я ознакомился ещё в шестидесятые, а вот повесть новосибирца Петра Воронина (1924 — 1974) «Прыжок в послезавтра», вышедшая отдельным изданием в 1971 году и переизданная в 1973-м, попала мне в руки лишь через полсотни лет после первой публикации. Своеобразный анабиоз: эта книга как бы где-то спала, и вот, спустя десятки лет, открыла для меня свои страницы...

Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1970 г. (по факту вышла в феврале 1971 г.).


Советские писатели Пётр Воронин и Георгий Мартынов были участниками Великой Отечественной войны, фронтовиками являются и главные герои рассматриваемых произведений. Похожи и сюжеты. Не стану утверждать, что повесть Воронина – калька с романа Мартынова «Гость из бездны», но серьёзное сходство легко просматривается. Герой «Прыжка в послезавтра» инженер-строитель Валентин Селянин, как и Волгин в «Госте из бездны», оказывается в очень далёком коммунистическом будущем, предварительно замёрзнув в тундре. Потомки находят его в глыбе льда и, используя продвинутую медицину послезавтрашнего дня, успешно воскрешают. Далее начинается знакомство героя с жизнью в грядущем, успехами науки и грандиозными изменениями на коммунистической Земле, где «из каждых десяти человек девять занимаются научной работой».

Рисунок художника И.М. Малюкова к изданию 1970 года.


Селянин, как и Волгин из романа Мартынова, терзается сомнениями, нужен ли он новому миру… Ведь вокруг – «биологизированная» техника, практические нанотехнологии (только называются они по-другому) и космические лифты — ликосы. «Перемены восхищали Валентина, рождая гордость за человеческое всемогущество. Перемены пугали Валентина, потому что убеждали его в собственном ничтожестве». Но постепенно герой осваивается и обзаводится замечательными друзьями, ведь в прекрасном обществе грядущего все люди бесконечно добры и максимально отзывчивы. Автор даже устраивает герою, страдающему от неразделённой любви (в прошлой жизни его любимая женщина Ольга вышла замуж за другого) счастливую встречу с Элей, прапрапрапра…внучкой Ольги, невероятно на неё похожей. Похожей только внешне, но не характером: у Оли характер был скверный, а Эля – сущий ангел. Девушка из будущего немедленно влюбляется в Валентина и целомудренно лечит его душевные раны.

Титульный лист издания 1970 года.


Рядом с многоумными и талантливыми потомками Селянин чувствует своё интеллектуальное несовершенство (так было и с Волгиным в «Госте из бездны»), но выход есть – надо лишь пройти процедуру «экспресс-запоминания». Находит применение и военный опыт Селянина. Появление в опасной близости от Земли оранжевого шаровидного тела, не отвечающего на сигналы, приводит к гибели сотрудников космической научной станции «Артур-9» на одном из астероидов. Потомки, давно забывшие о врагах и войнах, вводят фронтовика Селянина в срочно созданный всепланетный Комитет защиты, и Валентин начинает по-настоящему ощущать свою важность, нужность и непосредственную причастность к делам и чаяниям человечества будущего…

Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1973.


Персонажи в повести Петра Воронина «Прыжок в послезавтра», как и во многих других произведениях отечественной фантастики советского периода, малость картонные, сюжет вяловат, лучшее здесь, по обыкновению, осторожно борется с хорошим… Но надо сказать, что я читал эту повесть не без интереса. Это первое НФ-произведение Воронина, до этого он (кстати, достаточно опытный беллетрист, автор нескольких книг), в фантастике замечен не был. К сожалению, писатель слишком рано ушёл из жизни (опухоль мозга, как следствие фронтовой контузии и две тяжелейшие операции в 1961 и 1968 гг.), а ведь наверняка мог бы успешно продолжить свою работу в НФ-направлении. Возможно, мы потеряли в его лице достойного фантаста…

По тексту повести видно, что Воронин уверенно работает с фантастическим антуражем, основательно разбирается в научных аспектах затрагиваемых в повести проблем и хорошо знаком с «матчастью», то есть, с мировой и советской литературной фантастикой, доступной в те годы. В тексте есть отсылки к роману Герберта Уэллса «Когда спящий проснётся» (1899), упоминаются космические лифты, придуманные Константином Циолковским (знаменитый Артур Кларк напишет о них лишь в 1979 г. в романе «Фонтаны рая»), потомки используют для общения микростанции на мочках ушей – близкий аналог нынешних наушников и мобильной связи.

Рисунок художника И.М. Малюкова к изданию 1970 года.


В повести есть и другие любопытные моменты, например, описанное автором коллективное мышление, применяемое в чрезвычайных ситуациях, и уже упомянутые мною «экспресс-запоминание» и биологизированная техника. Интересно придуманное им распределение обитателей Земли по рангам: чем важнее научная идея человека, чем ценнее для планеты проект, над которым он работает, тем большим количеством энергии доверено ему распоряжаться. Например, существует звание «рабэн», то есть, распорядитель большой энергии. Соответственно, «расэн» – распорядитель средней энергии, а «рамэн» – распорядитель малой.

Рисунок художника И.М. Малюкова к изданию 1970 года.


Повесть Воронина «Прыжок в послезавтра» стала одной из ступенек на лестнице развития советской фантастики. Лестницы, оборвавшейся в бездну... И для автора, в связи с его безвременной кончиной, и в целом для советской фантастики, предрекавшей нам счастливое и светлое, но так и несбывшееся коммунистическое будущее… Тем не менее, позволю себе жизнерадостно закончить этот материал бодрыми словами из финала повести Петра Воронина: «Капсула просигналила зелёным глазком: «Всё в порядке». Валентин вздохнул. Он далеко не был уверен в себе самом и в своей судьбе. Однако он твёрдо понимал одно: за счастье надо бороться».





  Подписка

Количество подписчиков: 187

⇑ Наверх