| |
| Статья написана 9 февраля 2018 г. 12:34 |
8 февраля исполнилось 190 лет со дня рождения Жюля Верна. Писатель Геннадий Прашкевич о знаменитом французском романтике и популяризаторе науки (газета "Культура").
![](https://ic.pics.livejournal.com/lartis/1268803/192661/192661_600.jpg)
8 февраля исполнтлось 190 лет со дня рождения знаменитого французского романтика и популяризатора науки. О детских книгах, советских и нынешних, капитане Немо и капитане Гаттерасе мы поговорили с писателем, поэтом, переводчиком, автором биографии Жюля Верна в серии «ЖЗЛ» Геннадием Прашкевичем.
Культура: В начале своей работы Вы цитируете Пьердоменико Баккаларио: «Сегодня главные позиции в искусстве занимает поп-культура». Жюль Верн попадает в это определение? Не секрет, что он сильно уступает в тиражах Джоан Роулинг и Стивену Кингу. Зачем читать «Двадцать тысяч лье по водой», если можно включить телевизор?
Прашкевич: Итальянский писатель приводил еще такой аргумент в пользу поп-культуры: «В приличном ресторане не будешь дискутировать о Борхесе и Достоевском, а вот о последних новинках фэнтези непременно». Я так не думаю. Это, видимо, проблема самого Баккаларио. А что касается замены классики телевизором, мне, как, наверное, и многим людям моего поколения, это трудно представить. Мое детство — книжное.
Культура: Как состоялось Ваше знакомство с Жюлем Верном?
Прашкевич: Представьте Енисей, небольшое село, деревянная полка в сельсовете — книги. Первый мой Жюль Верн — «Из пушки на Луну». Был потрясен: погибшая собака, выброшенная из снаряда, не потерялась в пространстве, а превратилась в нечто вроде искусственного спутника. А почему так случилось? В то время нужную информацию мы добывали из книг. «Занимательная физика» Перельмана многое объяснила. Ох, эти зимние долгие вечера у керосиновой лампы. Провинция, середина прошлого века. Мороз за окном, на стеклах — ледяные наросты. Помню, читаю «Путешествие и приключения капитана Гаттераса», и полярные пространства, подсвеченные призрачным северным сиянием, становятся совсем близкими. Вот они, за окном. Так может действовать слово. Книжное дело в СССР было поставлено прекрасно, иллюстрации соответствовали тексту.
Полностью здесь: http://portal-kultura.ru/articles/books/1...
|
| | |
| Статья написана 5 февраля 2018 г. 23:28 |
![](https://ic.pics.livejournal.com/lartis/1268803/192058/192058_600.jpg) Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018.
Прочитал… Те, кто так и не понял, чем хороши «Петровы в гриппе», наверное, просто не добрались до финала этой истории. Впрочем, никакого финала у романа нет… К тому же, я, убейте, не понимаю, как можно бросить чтение этого насмерть затягивающего текста. Ведь чтобы не добраться до финала, надо закрыть эту колдовскую книгу. А я, как только оказался вместе с Петровым в инфернальном екатеринбургском романе-троллейбусе Алексея Сальникова, так и поехал в нём непонятно куда, изумляясь паноптикуму странных пассажиров и переплетению их судеб. Автор вроде бы изначально не особенно что-то скрывает, но по-настоящему до меня дошло, что это фантастический реализм уровня «Мастера и Маргариты» (да прочитанного не сегодня, а в 1966-1967 гг., когда роман неожиданно вышел в журнале «Москва») только где-то на второй половине книги. А уж как Сальников ухитрился свести и закольцевать все вспыхивающие по обочинам сюжетного маршрута одинокие загадочные огоньки в одно объёмное целое, мерцающее жутко-весёлыми отсветами аида – этого мне никогда не объяснить...
![](https://ic.pics.livejournal.com/lartis/1268803/192493/192493_600.jpg)
Кстати, как раз сегодня объявили, что Алексей Сальников с романом "Петровы в гриппе", входившим в список финалистов премии "НОС", стал лауреатом этой премии в номинации "Выбор критического сообщества".
![](https://img2.labirint.ru/books63/622862/small.jpg) Купить книгу Петровы в гриппе и вокруг него
|
| | |
| Статья написана 5 февраля 2018 г. 11:52 |
Конкурс позитивного неформата (романы, повести, сборники) "Мимо серии". Проводится с 1 сентября 2017 по 1 марта 2018 издательством «Параллель» совместно с ЛитАртелью им. Боборыкина при поддержке сайтов litnet и livelib. Победители будут опубликованы издательством «Параллель».
Мы ищем книгу позитивную, но не пошлую, наполненную верой в чудо, но не инфантильную. Если ваша яркая идея не вписывается в существующие серии, вы затрудняетесь поставить точный жанр вашему произведению – участвуйте!
«Неформат» — понятие амбивалентное: если текст не вписывается в рамки издательства, не подходит ни в одну из существующих серий, не может быть причислен ни к одному жанру или сочетает в себе сразу несколько — все это отнюдь не означает, что перед нами произведение выдающегося литературного мастерства. Вместе с тем, существуют книги, которые, несмотря на очевидные достоинства, никогда не будут опубликованы именно в силу несоответствия формату. Как правило, причина тому — их смешанная природа. Для царства высокой литературы они чересчур отчетливо несут на себе печать фантастики или фэнтези, в пространстве же жанровом они слишком своеобычны и зачастую нарушают негласную фанатскую конвенцию — прегрешение, которое поклонники чистых жанров прощают крайне неохотно. За редкими исключениями судьба таких текстов – изгнанников, граждан ничейной земли — печальна: не востребованные ни «верхом», ни «низом», они влачат жалкое существование на просторах Сети, медленно погружаясь в море хлама, откуда, по прошествии времени, поднять их на поверхность уже невозможно.
Задача данного конкурса — обнаружить подобные книги и отобрать для последующего издания.
Как мы решаем, достойна ли книга публикации? У древних греков на Олимпийских играх судьи имели право определять победителя «на глазок» — и никогда не объяснять, почему судили так, а не иначе. В конце концов, иногда чувствуешь правильно решение, а объяснить не можешь — так и в литературе, где интуиция играет огромную роль. Разумеется, мы отдаем предпочтение текстам, написанным грамотно, богатым и образным языком, с интересным сюжетом и так далее — однако кто из авторов откажет в этих признаках своим выстраданным работам? Кроме того, сама область неформата настолько обширна, и тексты ее настолько разноплановы, что недостатки одних в других оборачиваются достоинствами. Поэтому, начиная прием работ на рассмотрение, мы решили задать лишь основные критерии:
ВЫЧИТАННЫЙ И ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ! Объем текста: ориентировочно от 5 до 12 авторских листов. Жанр: роман, повесть или сборник рассказов, объединенных общими героями или сюжетом Количество работ от одного автора: не более 2-х Срок подачи текста: 1 сентября 2017 – 1 марта 2018 включительно ОЧЕНЬ ВАЖНО: Конкурсный текст не должен содержать элементов порнографии, насилия — в том числе сексуального, оскорбления религиозных чувств — ВНИМАНИЕ! — за исключением тех случаев, когда путем разрушения культурного табу создается художественный эффект, достаточно ценный, чтобы оправдать подобное нарушение.
Подробнее см. здесь: https://litnet.com/ru/contests/mimo-serii...
|
| | |
| Статья написана 18 января 2018 г. 00:53 |
Выкладывал на Фейсбуке в новоиспечённой группе "Новокон 2018" (появившейся в связи с похвальным намерением ряда френдов возродить "Новоконы" на Чёрном море) кое-какие снимки с того самого первого, легендарного, "Новокона-87" (пос. Новомихайловский, Краснодарский край. 21 — 24 сентября 1987 г.). И вспомнил про смешной автограф, полученный у Виталия Бабенко на его культовой повести "Игоряша "Золотая рыбка" в дни того, тридцатилетней давности. "Новокона". Было это под утро и, как справедливо указывает Виталий, "в состоянии грогги".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/361460/67458949.af/0_f5fb0_fd1fc31_L.jpg)
Повесть Бабенко "Игоряша "Золотая рыбка" была опубликована журнале "Литературная учёба" (№6, 1985). У меня в те времена был какой-то особый нюх на фантастику. Мог найти её, где угодно. Никогда я не выписывал и не покупал "Литературную учёбу", хотя в те годы выписывал огромное количество журналов, включая болгарские... Заранее о предполагаемой публикации в этом номере "ЛУ" подборки произведений молодых фантастов, рекомендованных Аркадием Стругацким, не знал. Но тогда, в далёком восемьдесят пятом, проходя мимо киоска "Союзпечати", подошёл, взглянул на выложенную периодику, взял "Литучёбу" в руки и, конечно же, увидев имя Аркадия Стругацкого, немедленно купил. И до сих пор храню...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893194/67458949.af/0_f5fb1_ef6b2ce9_L.jpg)
|
| | |
| Статья написана 14 января 2018 г. 23:02 |
Раз уж начал про "Новокон-87", то будет уместно разместить здесь памятный для меня снимок замечательного фантаста Владимира Михайлова.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/483127/67458949.af/0_f5fbe_fed96341_L.jpg)
На фото — Владимир Дмитриевич подписывает мне в Новомихайловском на "Новоконе-87" свой роман "Тогда придите, и рассудим". А буквально через месяц мы встретились на семинаре по кинофантастике в Репино под тогда ещё Ленинградом (Михайлов как раз накануне лишился должности главреда рижского журнала "Даугава", слишком часто печатал русских фантастов), и он подписал мне и фото. То есть, на снимке получился двойной автограф. :)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/931298/67458949.af/0_f5fc0_c01b8460_L.jpg)
|
|
|