| |
| Статья написана 14 января 2018 г. 17:07 |
Илья Боровиков. Забвения. – Екатеринбург: Гонзо, 2018.
«Забвения», названная в издательской аннотации повестью, а в предисловии именуемая романом, состоящая из небольших главок с задорными заголовками, совсем не такая весёлая книга, как может показаться по этим заголовкам. Четыре сотни страниц обычного шрифта, по объёму – вполне себе роман, поэтому так и буду её называть. Однозначной трактовке произведение не поддаётся. Истолкование этой необычной вещи, понимание её содержания во многом зависит от внутреннего содержания читателя, которому, боюсь, придётся поломать над романом голову. А вот издательству «ГОНZО» к сложностям не привыкать, ведь именно оно в своё время познакомило российского читателя с многомерным «Домом листьев» Марка Данилевского.
Автор «Забвении» Илья Боровиков ещё десять лет назад на редкость удачным дебютом – детским романом-сказкой «Горожане солнца» – доказал, что фантазия у него работает превосходно. «Горожане солнца» получили тогда премию «Заветная мечта» и запомнились читателю специфической, изощрённой странностью и усложнённым языком. Новая книга Боровикова странна не менее, хотя описанная в «Забвении» ситуация многими фантастами и нефантастами обыгрывалась неоднократно: человек из замечательно обустроенного мира всеобщего благоденствия и счастья попадает в суровые объятия мира природного, натурального. Конечно же, автор наделил Гармонию (государство, в котором живёт с женой Мартой и трудится локоть-менеджером правой руки герой романа Прокоп) особенными, только ей присущими чертами. Граждане Гармонии носят сЕртуки, снабжены индикаторами совести, ездят на фаФэтонах, на дух не переносят ничего металлического и периодически освобождаются от досадных и неприятных мыслей в специальных уборных-исповедальнях с помощью «отомницелей». Благодаря регулярной «гигиене памяти» гармонцы с годами не мрачнеют, не покрываются морщинами, не горбятся, а округляются в розовато-пухловатых младенцев, не помнящих ничего плохого о своей жизни. Правда, случаются издержки, когда беспамятность поражает навылет. «Является "невдомёк", улыбчивое существо с ясными, кроткими глазами, словно разбуженное в незнакомом месте и теперь вечно ждущее разъяснений, доверчиво идущее за каждым, кто эти разъяснения готов предложить, но уже не способное не осознать их, ни толком запомнить».
Уютно-стерильную вселенную своего комфортного обитания герой покидает не по собственной воле, не по заранее разработанному плану, не из-за того, что воспылал роковой любовью к продвинутой незнакомке-революционерке, как часто бывает в антиутопиях. Происходит всё вроде бы случайно. Хотя… Я сильно сомневаюсь, что у Боровикова в романе вообще есть что-то случайное. Закономерен закольцованный квест Прокопа, закономерна внутренняя логика постепенного прозрения героя и постижения истины. Конечно, надо эти закономерности уметь увидеть, выделить и понять. Собственно, имеется в романе Боровикова и та самая почти обязательная для антиутопий роковая незнакомка, из-за которой Прокоп пересекает ров-границу, отделяющую страну Гармонию от страны Забвении. Но эта девушка-девочка очень уж призрачная, да и влечёт Прокопа совсем к другой героине романа, бесхитростной и энергичной дикарке Ябеде… Далее по сюжету (упрощаю его суть максимально) Прокоп попадает в плен к лесным жителям-древлянам, использующими героя как Живой Щуп, ведь жители Гармонии болезненно чувствительны к железу, наводящему на них физиологический ужас.
Полностью рецензию читать здесь: https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret...
|
| | |
| Статья написана 14 января 2018 г. 17:01 |
Читаю в новоиспечённой группе "Новокон 2018" на фейсбуке, что появилось похвальное намерение возродить "Новоконы". А вот что есть у меня под рукой с того легендарного, первого "Новокона-87". (пос. Новомихайловский, Краснодарский край. 21 — 24 сентября 1987 г.).
Фотографии в альбоме «Новокон-87», автор lares09 на Яндекс.Фотках
Борис Сидюк, Алекс Яр, я. Нет в живых Игоря Фёдорова, Никиты Погосова, Оли Новикевич. Неизвестна судьба Юрия Цицаркина...
Владимир Ларионов (я) и Алекс Яр
Владимир Михайлов. На заднем плане — Саша Ливенцев.
С неприязнью смотрю на Фалеева. Не любили мы тогдашнюю фантастическую "Молодую гвардию"...
Елена Михайлова и Владимир Михайлов:
Это я. Какой-то семинар на свежем воздухе. Там, впереди, сцена.
Алекс Яр:
И — заодно автограф Виталия Бабенко на знаменитой повести "Игоряша "Золотая рыбка" из "Литературной учёбы", полученный на Новоконе ночью "в состоянии грогги".
|
| | |
| Статья написана 11 января 2018 г. 12:05 |
Илья Боровиков. Забвения. – Екатеринбург: Гонзо, 2018. – 400 с.
Цитата: "Слабое солнце светилось сквозь паутину ветвей, как колено сквозь потёртый чулок. Мир обветшал. Вокруг зияла сквозистость; лучи, как слабые нити, штопали ветхую тьму, кое-как заколотую на сухие еловые булавки, горящие старинной бронзой. Вся эта система световых латок и связей медленно съезжала к западу и истончалась. Только на полянке оставались целые, не распущенные на нити лохмотья света. Один из них ниспадал в могилу."
Размещаю несколько снимков, взятых мною из фейсбука автора (с его разрешения). На мой взгляд, эти фото здорово помогают проникнуться атмосферой произведения.
А вот короткий отзыв Дмитрия Быкова на "Забвения" с сайта "Собеседник.ru": "Боровиков прославился 10 лет назад якобы подростковым, а на деле авангардным и очень взрослым романом «Горожане солнца». Потом он надолго исчез, а теперь появился с книгой, тоже посвященной памяти, травме и войне. Это сказка, жестокая, умная, очень неожиданная. Забвения – не множественное число, а название страны, в которой все происходит. С языком Боровиков творит чудеса, у него множество неожиданных сравнений и перевернутых общих мест, и вдобавок у книги такой готический колорит, такая атмосфера ужаса и веселья, что интересна она будет прежде всего умным детям. Взрослым тоже, но умных взрослых меньше".
Годная книга. Рекомендую. На свою рецензию дам ссылку через несколько дней.
Купить книгу "Забвения"
|
| | |
| Статья написана 4 января 2018 г. 19:13 |
Вот и получил я второй том собрания визуальных очерков Алексея Караваева "Как издавали фантастику в СССР", посвящённый истории фантастики в старейшем русском журнале "Вокруг света". 388 страниц энциклопедического формата с любовно отобранными уникальными иллюстрациями из "Вокруг света" и популярного приложения к нему — альманаха "Искатель". Шесть частей (см. страницу с "Оглавлением" на фото ниже) любопытнейших комментариев, рассказывающих об истории публикации фантастики в этих изданиях со всеми необходимыми сведениями об издателях, редакторах, авторах, художниках...
Низкий поклон автору этого уникального труда, фантастическому подвижнику Алексею Караваеву из Липецка, обработавшему и изучившему выпуски "Вокруг света", начиная с 1861 года. Огромное спасибо волгоградскому издательству "Прин-Терра Дизайн" и лично Андрею Тужилкину, ещё одному беззаветному фантастическому подвижнику, а также Михаилу Физикову (СПб), много лет бескорыстно поддерживающему самые разнообразные фантастические проекты и начинания.
Фотографии в альбоме «Караваев. Фантастическое путешествие "ВС"», автор lares09 на Яндекс.Фотках
|
| | |
| Статья написана 1 января 2018 г. 20:55 |
Вчера изменил себе, употреблял только виски, если не считать чуток текилы на посошок. Наверное, поэтому сегодня поднялся так рано... Смотрю, а меня уже вовсю поздравляют в разных местах. Горячее спасибо всем поздравившим, хотя я уже начинаю немножко понимать Ольгу Ларионову, которая меня когда-то чуть не убила за то, что я поздравил её с днём рождения. :) Но полностью до такого отношения к своему ДР я ещё не дошёл, поэтому вешаю картинку, вдруг кто-то и здесь поздравит :) Благодарю тех, кто поздравил в личку!
И культовый стих Андрея Балабухи о моём божественном происхождении:
В небесах совещались трое — Бог-Отец, его сын и зять: Задача — она для героя, Но где же героя взять? Ведь надобно непременно (Не то разбегутся, глядь!) Разрозненных спаивать фэнов — Но как же их всех спаять? Тогда для свершения оного (И замечу, совсем не зря!) Господь сотворил Ларионова Первого января.
|
|
|